Что такое речь 5 класс план конспект урока
Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;
развивать логическое мышление и речь учащихся;
воспитывать культуру речи.
— Здравствуйте, давайте с вами посмотрим в окно. Что мы там видим? За окном пасмурно, небо хмурится, не видно солнышка, оно спряталось за тучи. Вы сходили в школу, у вас было много занятий, вы устали, поэтому давайте создадим себе хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Появилось настроение?
Тогда начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о языке как о важнейшем средстве общения. Запишите число и тему
Беседа по теме занятия.
— Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».
Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание «тусл» считать словом? (Чтобы сочетание звуков стало словом, нужно звуки расположить в определенной последовательности, только тогда сочетание звуков будет иметь смысл. Звуки должны выражать какое-то понятие. Поэтому стул – слово, а «тусл» – бессмысленное сочетание звуков).
Слово имеет 2 стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – звуковой состав (на письме – буквенная, графическая). Внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.
Наш язык богат пословицами и поговорками. Писатель и исследователь В. И. Даль занимался сбором пословиц и поговорок.
Работа с пословицами о языке, собранными Далем В. И.
Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
Кто языком штурмует, немного навоюет.
На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).
Язык до Киева доведет.
Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Я в ответ сказать могу:
«Вон овечка – на лугу!»
– Почему животные не смогли помочь Ване?
– Кто помог мальчику и почему?
Подведение итогов. Рефлексия.
— К какому же выводу мы пришли?
— Для чего необходим язык?
( Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д. )
— У вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам понравилось занятие покажите веселый, если нет – грустный смайлик.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «чТО ТАКОЕ ТИП РЕЧИ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 5 классе
«Что такое тип речи»
Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых людей ближе друг другу. И я надеюсь, что о сегодняшнем необычном занятии вы буде вспоминать с доброй и теплой улыбкой на устах.
Начать урок мне хочется с пословицы:
КАПЛЯ ПО КАПЛЕ – РЕКА СОБИРАЕТСЯ.
-Как вы понимаете эту пословицу? И как эту пословицу можно отнести к предмету РУССКИЙ ЯЗЫК?
Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову ЯЗЫК в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).
Что вы знаете о речи? Какие формы речи вы знаете?
В какую форму мы можем облечь нашу речь? (текст)
Вы хорошо знаете этот материал? Давайте проверим. Сконструируйте текст и запишите его в свою тетрадь.
Солнце, своим, тепло, согревает, чаще, нас. Совсем, весна, долгожданный, скоро, придет.
А теперь давайте сравним ваш вариант со слайдом. И поставьте себе баллы в маршрутный лист
Солнце чаще согревает нас своим теплом. Совсем скоро придет долгожданная весна.
Проверьте. Поставьте себе 1 балл, если вы справились с этим заданием. И 0 баллов если у вас возникли затруднения.
Какие основные понятия вы должны знать о тексте? ПРОВЕРИМ.
Заполните таблицу, выбрав правильный ответ.
Что такое тема текста?
Оцените себя по маршрутному листу. ЗА ЭТУ РАБОТУ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ 3 БАЛЛА..
А как вы думаете? Все ли тексты одинаковы?
Какие вы знаете? Для чего нужны различные тексты?
тема урока: что такое тип речи? Цели
Знать понятие тип речи, основные типы речи и их признаки.
Уметь определять тип речи и тему текста, сравнивать тексты разных типов, самостоятельно создавать тексты,
3 )Изучение материала
Ветерку послушные. ( С. Михалков)
Из чего вы сделаны?
Может быть из мела?
Может быть, из ваты?
Может быть, из белой
Если летом мы плывём,
Мы с собой грозу несём,
Если мы плывём зимою,
Мы пургу несём с собою.
Вот какие мы! (И. Мазник)
Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другимоблаком.
— Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.
— Это ты убирайся! – рассердилось второе.
— Ах, ты так! Ну, погоди же! – и первое облако толкнуло второе в бок.
— Ты ещё и драться лезешь? – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, аж искры посыпались. А вслед за искрами из глаз полились слёзы.
Скажите, чем объединены эти тексты? (стиль, тема)
А чем же различаются?
Попробуйте в группах поработать аналогично с другими текстами и ответить на вопросы
рассказать о признаках предмета
рассказать о последовательности событий
размышляем, строим предположения, доказываем
Сравните свои выводы с теоретическим материалом, данным в учебнике. Сделайте выводы.
Что нового вы узнали из теоретического материала учебника.
(в рассуждении выделяют три части: тезис, доказательства, вывод)
Давайте попробуем применить данный метод.
перед вами фотография, как вы думаете, по данной фотографии текст какого типа речи можно создать?
а по нескольким фотографиям?
Можно ли подобрать фотографию к тексту-рассуждению?
Итак, мы знаем отличительные черты текстов разных типов, что же будем дальше делать?
(попробуем определять тип текста.)
— О каком типе речи говорится: 1) в тексте сообщается о последовательности событий и действий, можно сделать несколько фотографий; 2) в тексте говорится о признаках предмета, можно сделать 1 фотографию; 3) в тексте доказывается, объясняется что-то, фотографию сделать нельзя?
У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…
Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…
Максимум вы можете получить за эту работу 3 баллов. Поставьте баллы маршрутный лист.
4) Составление собственных тестов
Итак, мы с вами определили отличительные черты текстов разных типов речи, проанализировали тексты, даже составили свой собстве6нный текст, теперь мне бы хотелось проконтролировать, как мы усвоили данный материал. Как же мне это сделать? Провести небольшую самостоятельную работу. Попробуйте составить текст по данной фотографии. Сначала устно. Какой тип речи у вас получается? А теперь работаем письменно. Каждый из вас составляет текст самостоятельно. Тип выберите сами.
Итог урока (рефлексия деятельности)
Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги.
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Какие понятия разобрали?
— Удалось решить поставленную задачу?
— Какие получили результаты? Покажите свое настроение с помощью цветных карточек.
Оцените свою работу на уроке с помощью маршрутного листа. По критериям которые написаны на доске.
Дома упражнение 552 или творческое задание написать минисочинение на тему «Как я обычно делаю уроки»
Урок русского языка в 5 классе»Что такое речь?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока русского языка
Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.
Тип урока: открытие нового знания
обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;
развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).
— поэтапного формирования умственных действий
Метапредметные связи: литература.
Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.
Оборудование: учебник. рисунок-схема общения; таблица «Единицы языка и разделы лингвистики».
План проведения урока:
Проблемное объяснение нового знания.
Итог урока (рефлексия).
I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
— Как много улыбок засветилось. Спасибо!
— А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Улыбнулись друг другу
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.
Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.
Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Проверка дом. задания.
Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
Личностные : принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.
Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.
Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку.
III .Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.
– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.
знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):
– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;
– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);
– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:
ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)
ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)
– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;
– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;
– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;
– особенность русского языка заключается в том, что он служит:
между людьми русской национальности
между людьми разных национальностей
между народами разных государств
А как вы общаетесь?
Учащиеся дают ответы
Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.
Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.
Личностные : оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.
Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные : владеют грамотной письменной речью.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
V. Работа по учебнику.
2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.
Вопросы для обсуждения:
– При каких условиях речевое общение состоится?
– В каком случае речевое общение становится невозможным?
– Что такое речевое общение?
3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.
1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:
– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
(,
,
;
,
) и т. д.;
– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);
– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);
– орфоэпические средства ( метр [м ‘ э] – «единица длины» – метр [мэ] – «учитель, наставник»);
– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).
2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:
3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.
– Установите, меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали . Наконец мы увидели замок.
– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.
– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.
– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.
– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.
Нина увидела окно. Нина: «Увидела окно».
Нина увидела окно? Нина: «Увидела окно?»
Нина увидела окно! Нина: «Увидела окно!»
Нина увидела окно?! Нина: «Увидела! Окно!»
Нина увидела окно. Нина: «Увидела – окно».
Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.
Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.
Объясняют значение слова.
Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.
Проверяют и оценивают.
Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят
— смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства
орфоэпические средства орфоэпические средства
Оценивают свою работу.
Объясняют, как меняется смысл сообщения
Объясняют значение слова
Высказывают своё мнение
Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;
Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами
Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
V .Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка
Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
VI. Комментирование домашнего задания.
Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).
Записывают домашнее задание.
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.
Конспект урока развития речи «Зачем нужна людям речь». 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛЮДЯМ РЕЧЬ
Вступительное слово учителя.
Знакомство с темой урока. Для чего нужна людям речь . Работа с конспектом. Беседа.
1? Что такое язык? Что такое общение? Что такое речь? Чем отличаются понятия “язык” и “речь”?
2? Что такое конспект? Из чего он состоит? Как его читать? Для чего он используется?
1? Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.
Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”
2? Почему возникла речь? Назовите 3 условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:
Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?
Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?
Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Язык и речь. Формы речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Замешаева Елена Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 20 г. Улан-Удэ.
Предмет: русский язык. Класс: 5. УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.
Тема урока: Язык и речь. Формы речи.
Используемые средства: презентация, раздаточный материал (по набору слов на парту для создания предложения; столько же наборов предложений на отдельных полосках для создания текста; листочки для записи ответа).
Условные обозначения, используемые в конспекте урока:
Ở – учащиеся наблюдают, думают, самостоятельно формулируют мысль, отвечают, самостоятельно выполняют задание или что-либо выразительно читают;
ק – учащиеся делают запись;
▼ – следующий шаг (клик) в презентации;
жирным шрифтом выделено то, что записывается в тетрадь;
разрядкой выделены те слова, которые нужно произносить с особым логическим ударением;
! В конспекты уроков включено слово учителя в форме прямой речи, но без её оформления. Необходимость внесения готовых фраз продиктована тем, что самостоятельный подбор мог бы вызвать дополнительные траты времени при подготовке к уроку, но строгое оформление прямой речи значительно увеличило бы объём конспекта, что нежелательно. Отсутствие кавычек и знаков, свойственных для записи диалога, в некоторой степени компенсируется изменением размера шрифта.
I. Организационный момент.
Подумал ли кто-нибудь дома, с родителями или самостоятельно, о том, какие ещё функции есть у языка? ( Ở Говорят о функциях, которые не были названы на уроке, если таковые нашли. )
Сейчас мы соберём тетради, которые вы сегодня должны были принести: две из трёх пустых и с домашним заданием. Запишите на пустых только фамилию и имя в род. падеже, имя пишите полное. Сдавать будем по одной тетради, чтобы за несколько приёмов выработать некоторый навык и в дальнейшем собирать тетради быстро ( ребята подписывают две тетради из принесённых ). Делаем так: при сдаче соседи по парте должны положить свои тетради одна на одну посередине своей парты; затем ученик, сидящий ближе к окну, т. е. на 1-м варианте, разворачивается (с пустыми руками!) назад и дожидается тетрадей от соседей сзади; забрав, кладёт их на свою и своего соседа, затем все собранные тетради передаёт вперёд. Из второго и третьего захода можно устроить конкурс. Можно также о привычном для детей способе сдачи тетрадей поинтересоваться у учителя начальных классов и, если привычка выработана, воспользоваться их способом.
Пока дети пишут, нужно повторить эту запись на доске, чтобы в дальнейшем она была перед глазами и чтобы можно было периодически на неё указывать.
Теперь / тогда ( Выбор подчёркнутых слов зависит от того, смогли ли учащиеся сами придумать примеры. ) попробуем проиллюстрировать разницу между понятиями ( ▼ ; слайд 10 ) язык и речь вместе.
Рядом со звуками – ( ) части слов а, из которых образуются слова. Перечислите ( ▼ : появляется двоеточие ) части слова. ( Ở ) Верно, это различные ( ▼ ) приставк и, ( ▼ ) корн и, ( ▼ ) суффикс ы, ( ▼ ) окончани я.
На следующей полочке ( ▼ ) – правила изменени я слов, причём отдельно – существительного, отдельно – глагола и т. д., ведь у каждой части речи свои правила изменения.
И, наконец, языковая система не может обойтись без ( ▼ ) правил построени я, интони-рования и написания текста. Каждый раз, когда вы пишете сочинение, или письмо, или СМС, или пытаетесь кому-нибудь что-нибудь доказать, вы пользуетесь (успешно или не очень успешно) правилами построени я текста. Если при этом произносит е свой текст или читаете выразительн о стихотворение, значит, пользуетесь правилами интонировани я текста. Если текст записывает е, пользуетесь правилами написани я.
А что ещё взял Саша из языковой системы, чтобы высказать эту свою мысль ( указать на предложение )? ( Ở )
Далее помещённый текст придётся варьировать в зависимости от того, что и в каком порядке назовут дети; при этом, даже если правила построения, интонирования и написания предложений будут названы раньше, чем другие средства, необходимо оставить разговор о них напоследок, чтобы можно было перейти на следующий слайд, на котором по очередному клику откроется неправильно построенное предложение.
Если назовут звуки: Верно, ведь слова – это ещё и определённый набор звуков. Значит, Саша взял из системы языка в первую очередь некоторые звуки ( указать на слайде “звуки” ). А мы, записывая это предложение ( указать на слайде предложение ), взяли буквы ( указать на слайде “буквы” ).
Если назовут правила изменения слов: Да, конечно, но мы это уже обсудили.
Но двинемся дальше. Что ещё взял Саша из языковой системы для того, чтобы высказать свою мысль?
Если назовут правила построения, интонирования и написания текста: Тут вы неправы; эти правила мы используем только тогда, когда высказываем не одну мысль, а несколько, т. е. создаём не одно предложение, а два или более, и при этом создаём предложения, связанные по смыслу.
Итак, правила интонирования Саша использовал, причём правильно. Не использовал он только треть е из правил, здесь перечисленных ( указываем на верхний правый угол картинки ): правила написания предложений. Зато эти правила использовали мы. В чём они заключаются? ( Ở ) Мы написали Сашино предложение с большой буквы, без лишних знаков (запятых, тире и прочего), но нужный знак – знак завершения, точку, – мы не забыли. То есть всё сделали по правилам.
I V. Закрепление материала.
А теперь попробуйте выполнить несколько заданий. Выполни в их, вы убедитесь в том, что уже сейчас, по крайней мере в некоторой степени, умеете пользоваться системой средств словесного выражения мысли, т. е. языком. ( ▼ : слайд 15, появляется только номер задания. )
Остались два звука: [c] и [á]. Оба – в таком положении, что ошибиться в написании нельзя, значит, пишем то, что слышим ( ▼ ): с ( ק ) и ( ▼ ) а ( ק ).
Это первое задание, ребята, дано вам для того, чтобы показать, ка к мы используем имеющиеся в нашем сундучке, в нашей языковой системе, законы звучания и написания слов. Мы справились с заданием? (Да!) Это приятно? (Да!) Такой смайлик ( ▼ ) отразит наше настроение? (Да!)
На слайде ( ▼ : появляются слова. ) и перед вами на столах слова ( раздать по набору слов на парту; на карточках обязательно должны быть проставлены ударения в лиса и леса ): заглядывала, давно, наши, в, лис á , не, лес á (ударение проставлено только в тех словах, которые могут быть прочитаны двояко). Открываем задание ( ▼ : появляется задание ): используя данные формы слов (обязательно все), составьте предложение и запишите его в тетрадь. Работайте в парах. ( Дать время на составление предложения и запись. ) Когда закончите, поднимите руки. ( Ở : выполнение задания. ק )
Скажите, а почему предложения у вас получились разные? ( Ở ) Потому что языковые правил а – гибки е и позволяют выражать одну и ту же мысль по-разному. А ещё потому, что одними и теми же словами иногда можно выразить разные оттенки мысли или даже вообще разные мысли.
С заданием справились? (Да!) Значит ( ▼ : смайлик ), есть чему порадоваться!
Читаем задание ( ▼ : слайд 18, открываем первую половину задания. ): “Разместите предложения так, чтобы получилась связная, осмысленная речь, т. е. текст. Разделите текст на два абзаца”. Предложения, каждое отдельно, на полосках, раздаются детям по одному набору на парту (работа в парах). Каждое предложение должно быть пронумеровано так:
А таких было много.
Он любил море в любую погоду.
По своей воле Чик ни одного бы дня не пропустил, чтобы не выкупаться.
Чик одного никак не мог понять, почему эти люди живущие у моря, не любят ходить на море.
Тётушка тоже была такой.
Не трогая пока полоски, не смешивая их, сдаём листочки с вашими ответами (сдаём так же, как сдавали тетради). А теперь посмотрим на слайде, что должно было у вас получиться, и сопоставляем с собственным вариантом. По первому клику ( ▼ ) появляется ряд цифр: ‘4. 1. 5. Z 3. 2.’; по следующему ( ▼ ) – заголовок “Чик и море”. Имейте в виду, ребята, что заголовки могут быть и другие. И вот этот текст ( ▼ : слайд 19 ):
Чик одного никак не мог понять, почему эти люди, живущие у моря, не любят ходить на море. А таких было много. Тётушка тоже была такой.
По своей воле Чик ни одного бы дня не пропустил, чтобы не выкупаться. Он любил море в любую погоду.
2) повторить определение понятия “язык”;
3) выучить одно из определений понятия “речь” (то, которое кажется более ясным);
4) запомнить, какие бывают формы речи ( информация в тетради );
5) подготовиться к конкурсу на лучшее выступление по теме “Язык и речь” (можно группами, парами, по одному).
Предупредить: если при упражнении есть запись в скобках, но без плюса , это означает, что задание, данное в самом упражнении, не выполняем; выполняем только то, что записано в скобках.
Победители смогут выступить с этой темой перед другими классами.
На перемене можно загрузить слайды на флешку.
Ребята, носите флешки с собой: они в любой момент могут пригодиться.
VI. В оставшееся время.
Упражнения даются по учебнику: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
1. Бабайцева В. В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация / В. В. Бабайцева. – М.: просвещение, 1979. – (Библиотека учителя русского языка.)
2. Баранов М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов. – Киев: Раднянська школа, 1987.
3. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. – М.; Л., 1935.
4. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис / Н. С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2003.
6. Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
7. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1975.
8. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. – 2-е изд., переработанное / В. В. Иванов, З. А. Потиха. – М.: Просвещение, 1985.
9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд., / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Линка-Пресс, 1994.
10. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: уч. пособие для студ. пед. ин-тов, обучающихся по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
11. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – 2-е изд., испр. / М. И. Мещерякова. – М.: Рольф, 2001.
12. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1988.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц” / И. Л. Резниченко. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.
14. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. – М.: Учпедгиз, 1960.
15. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – 5-е изд., испр. / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2003.
16. Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д. Э. Розенталь. –Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд., 1994.
17. Текучёв А. В. Методика преподавания русского языка / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1980.
18. Текучёв А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. / А. В. Текучёв. – М.: Просвещение, 1982.
19. Штоль А. А. Русский язык в таблицах: учеб.-справ. пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / А. А. Штоль. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
20. Грамматика современного русского литературного языка / М.: Наука, 1970.
21. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова – М.: Академия, 2000.
22. Современный русский литературный язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. “Филология” / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др.; под редакцией П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2000.
23. Современный русский язык / под редакцией Л. А. Новикова – С./П.; М.; Краснодар, 2003.