Что такое речь 5 класс разумовская конспект урока по русскому

Класс: 5

Презентация к уроку

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).

Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

(Ребята перечисляют известные им языки)

— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.

— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”

— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).

— Ребята, а как нужно относиться к слову?

К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:

Словом можно полки за собой повести.

— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.

Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.

— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).

— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)

— Какая речь есть у всех народов?

(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)

— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?

(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)

— Какой речью мы пользуемся чаще?

(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)

— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?

(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).

— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?

(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).

Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— словесный язык универсален

— в мире множество языков

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— речь бывает письменная и устная

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;

развивать логическое мышление и речь учащихся;

воспитывать культуру речи.

— Здравствуйте, давайте с вами посмотрим в окно. Что мы там видим? За окном пасмурно, небо хмурится, не видно солнышка, оно спряталось за тучи. Вы сходили в школу, у вас было много занятий, вы устали, поэтому давайте создадим себе хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Появилось настроение?

Тогда начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о языке как о важнейшем средстве общения. Запишите число и тему

Беседа по теме занятия.

Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».

Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание «тусл» считать словом? (Чтобы сочетание звуков стало словом, нужно звуки расположить в определенной последовательности, только тогда сочетание звуков будет иметь смысл. Звуки должны выражать какое-то понятие. Поэтому стул – слово, а «тусл» – бессмысленное сочетание звуков).

Слово имеет 2 стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – звуковой состав (на письме – буквенная, графическая). Внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.

Наш язык богат пословицами и поговорками. Писатель и исследователь В. И. Даль занимался сбором пословиц и поговорок.

Работа с пословицами о языке, собранными Далем В. И.

Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

Кто языком штурмует, немного навоюет.

На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).

Язык до Киева доведет.

Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.

… Повстречалась с ним корова

– Эй, буренушка, здорово!

Не видала ль ты, корова,

Где овечка без хвоста?

Но корове эти речи

Промычала кратко: «Му!»

Повстречался пес зубастый

Возле речки у моста.

– Эй, послушай, псина, здравствуй!

Не видал ли, пес зубастый,

Ты овечку без хвоста?

Но собаке эти речи

Ничего не разобрав,

Пес пролаял громко: «Гав!»

Повстречался с ним козленок

– Эй, рогатый! Эй, миленок!

Не видал ли ты, козленок,

Где овечка без хвоста?

Но козлу такие речи

Лист кленовый теребя,

Он проблеял нежно: «Бя!»

Повстречался конь ретивый,

Грива черная густа.

– Эй, послушай, черногривый!

Не видал ли, конь ретивый,

Ты овечку без хвоста?

Но коню такие речи

И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –

Конь возьми да убеги.

Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.

Мы с тобой такие речи

Я в ответ сказать могу:

«Вон овечка – на лугу!»

– Почему животные не смогли помочь Ване?

– Кто помог мальчику и почему?

Подведение итогов. Рефлексия.

— К какому же выводу мы пришли?

— Для чего необходим язык?

( Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д. )

— У вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам понравилось занятие покажите веселый, если нет – грустный смайлик.

Источник

Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская

Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»

Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.

Тип: изучение нового материала

Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.

*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)

*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.

*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

научиться работать с лингвистическим текстом.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря «великим и могучим»

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.

Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Отвечают на вопрос.

О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.

Язык наш прекрасный –

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни наш великий язык.

*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Упр7., закончить зсп-1

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Тип: Урок «открытия» нового знания.

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

1. Пример для обсуждения.

Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!

Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».

«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *