Что такое речь 5 класс разумовская конспект урока по русскому
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”
Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов
Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Тема нашего урока: “Язык, речь и человек” (слайд №1).
Сегодня мы будем говорить о тесной связи трёх этих понятий. Итак, обратимся к первому слову нашей темы урока. В словаре можно увидеть множество значений слова “язык”, но нас будет интересовать язык как система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей (слайд № 2).
Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.
— Давайте посмотрим на экран. Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов (слайд № 3). Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.
Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки (слайд № 4), язык танца (слайд № 5), язык мимики (слайд№ 6), язык формул, языки программирования (слайд № 7). Есть также язык жестов (слайд № 8). Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.
— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?
(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)
— Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?
(Ребята перечисляют известные им языки)
— Вы назвали лишь малую часть языков мира. Посмотрите на экран (слайд № 9).
На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
— Мы с вами изучаем русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Многие поэты и писатели воспели красоту русского языка в своих произведениях. Послушайте высказывание А.Н.Толстого (слайд № 10): “Дивной вязью русский народ плёл невидимую сеть русского языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрела, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”
— Запишите эти слова в тетради и объясните, какие особенности русского языка отметил автор строк (ученики записывают высказывание и объясняют отмеченные автором особенности русского языка).
— Ребята, а как нужно относиться к слову?
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В.Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Запишите и объясните понравившиеся вам пословицы.
Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________.
— А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (слайд № 13). Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе (слайд № 14).
— Речь бывает устная и письменная (слайд № 15). Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
(Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.)
— Какая речь есть у всех народов?
(Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.)
— Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе?
(Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.)
— Какой речью мы пользуемся чаще?
(Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.)
— Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)?
(Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)).
— Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны?
(Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения (слайд № 19)).
Давайте подведём итоги нашего занятия. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— в мире существуют “бессловесные” языки
— словесный язык универсален
— в мире множество языков
— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира
— речь бывает письменная и устная
— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек
— для развития человека необходимо общение с другими людьми
Дополнительный материал для урока:
Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.
Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:
— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.
Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)
Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)
. Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)
Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели: познакомить учащихся с понятием «речь»; показать значение речи как средства общения;
развивать логическое мышление и речь учащихся;
воспитывать культуру речи.
— Здравствуйте, давайте с вами посмотрим в окно. Что мы там видим? За окном пасмурно, небо хмурится, не видно солнышка, оно спряталось за тучи. Вы сходили в школу, у вас было много занятий, вы устали, поэтому давайте создадим себе хорошее настроение и улыбнемся друг другу. Появилось настроение?
Тогда начнем наше занятие. Сегодня мы с вами поговорим о языке как о важнейшем средстве общения. Запишите число и тему
Беседа по теме занятия.
— Что такое речь? В словаре можно найти ответ, что это «способность говорить, говорение».
Каждое слово в речи воспринимается как звук или совокупность звуков, однако не всегда это может называться словом. Например, слово стул состоит из четырех звуков: [с, т, у, л]. Каждый отдельно ничего не значит. Можно ли сочетание «тусл» считать словом? (Чтобы сочетание звуков стало словом, нужно звуки расположить в определенной последовательности, только тогда сочетание звуков будет иметь смысл. Звуки должны выражать какое-то понятие. Поэтому стул – слово, а «тусл» – бессмысленное сочетание звуков).
Слово имеет 2 стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – звуковой состав (на письме – буквенная, графическая). Внутренняя – его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, увидено, а без внутренней – не может быть понято.
Наш язык богат пословицами и поговорками. Писатель и исследователь В. И. Даль занимался сбором пословиц и поговорок.
Работа с пословицами о языке, собранными Далем В. И.
Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.
Кто языком штурмует, немного навоюет.
На словах его хоть выспись (а на деле и головы не приклонишь).
Язык до Киева доведет.
Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Я в ответ сказать могу:
«Вон овечка – на лугу!»
– Почему животные не смогли помочь Ване?
– Кто помог мальчику и почему?
Подведение итогов. Рефлексия.
— К какому же выводу мы пришли?
— Для чего необходим язык?
( Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д. )
— У вас на партах лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам понравилось занятие покажите веселый, если нет – грустный смайлик.
Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская
Конспекты уроков по русскому языку (1-10) 5 класс М.М.Разумовская
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков (1-10) по русскому языку 5 класс М.М.Разумовская»
Тема: Зачем человеку нужен язык. Язык и речь.
Тип: изучение нового материала
Задачи: *обеспечивать высокий уровень включенности обучающихся в учебную деятельность; * учить различать виды речевой деятельности
Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.
*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.
*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.
*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах
*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности
Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.
Ознакомление с требованиями на уроках ря.
Приветствие учителя. Знакомство.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Предлагает рассмотреть форзац и страницы учебника, прокомментировать, какие темы будут изучены в первой половине года, как условные обозначения помогают ориентироваться в учебнике, какие сведения нужно обобщить в разделе «Повторение изученного»
Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.
*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать
Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.
* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)
*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык
*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст
* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?
Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.
*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.
3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.
*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.
*делают вывод о роли языка в жизни человека.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения
Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тип: изучение нового материала
Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире
обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.
развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.
научиться работать с лингвистическим текстом.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я.
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой привычный русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, звонкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря «великим и могучим»
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Просит подумать, о чем это стихотворение
* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.
*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке
Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать
2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.
3. Язык позволяет людям жить в обществе
4. Язык позволяет людям радоваться его красоте
Постановка учебной задачи
*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.
— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?
*Объясните, как вы понимаете фразу Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».
— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.
-Что называется эпиграфом?
*2-3 учащихся отвечают
*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.
Отвечают на вопрос, аргументируют
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?
— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?
— Докажите, что вы правильно выполнили задание.
— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?
Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.
Записывают в тетрадь.
К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.
Проверка работ с объяснением.
Знать значение слова, правописание.
Развитие учебно-языковых и орфографических умений
В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)
— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.
— Работаем с первыми двумя словами.
— Чему учат такие задания?
Отвечают на вопрос.
О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?
— Откройте упр. 8, прочитайте задание.
— Какие вопросы у вас возникли?
— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?
Ответы: о роли языка
Чтобы помнить орфограммы.
Язык наш прекрасный –
То мощный и страстный,
В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.
И рассказы, и сказки.
Люби и храни наш великий язык.
*Объясните, как вы понимаете стихотворение
*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.
Дают ответы на вопросы
Не забывать о значимости речи
Анализируют работу на уроке через самооценку.
Упр7., закончить зсп-1
Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Тип: Урок «открытия» нового знания.
Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).
обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.
развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.
воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку
Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.
Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.
*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з
1. Беседа «Что такое речь и условия, необходимые для речевого общения».
*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?
1. Пример для обсуждения.
Однажды в детский лагерь «Артек» приехали из далекого северного города Норильска два мальчика: Коля Дубов и Сережа Новиков. Рано утром Коля пошел к морю: не терпелось скорей увидеть то, о чем давно мечтал, – море. Подходит Коля к берегу и видит: море будто исчеркано белыми полосками – бурунами. Что такое? Может, тут большие учения проходят? Да нет! Это – дельфины! О чудо чудное! Играют, резвятся! Блестят на солнце их черные атласные спины. А как их много! Скорей! Скорей рассказать об этом ребятам!
Но… вот досада: на берегу никого нет. Помчался Коля к спортплощадке. Встречает мальчика. «Дельфины! В море – дельфины!» – говорит Коля. А мальчик, улыбаясь, отрицательно качает головой: «Не понимаю, мол».
«Иностранец, – догадывается Коля. – Вот незадача!» Видит: дедушка идет, с корзиной и цветами. «Наверно, садовник, – думает наш Коля и скорей к нему. – Дедушка, в море – дельфины!» А тот, показывая на свои уши, тоже отрицательно качает головой: не слышит… Ну что это такое?! Не с кем счастьем поделиться!
А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.
– Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.
– Вон там, в море! Идем, я покажу!
Так речь наконец-то состоялась.
2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)
Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)
Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)
Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)
*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.