Что такое речевая деятельность какова ее структура

Что такое речевая деятельность? Определение простыми словами

Содержание:

Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.

Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.

Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.

Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.

Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:

Рецептивная речевая деятельность включает в себя чтение и слушание. Данные процессы внутренней мыслительной активности не выражены внешне с помощью языковых средств. По утверждению психологов, во время слушания человек проявляет «речедвигательную активность», то есть воспроизводит чужое высказывание с помощью микродвижений артикуляционного аппарата. Эта «внутренняя речь» помогает лучше осмыслить воспринимаемый текст, воссоздать чужую сформулированную мысль.

Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.

Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности

Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.

Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.

В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.

Источник

вопрос. Этапы и структура речевой деятельности. (Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности).

Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть фото Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть картинку Что такое речевая деятельность какова ее структура. Картинка про Что такое речевая деятельность какова ее структура. Фото Что такое речевая деятельность какова ее структура Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть фото Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть картинку Что такое речевая деятельность какова ее структура. Картинка про Что такое речевая деятельность какова ее структура. Фото Что такое речевая деятельность какова ее структура Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть фото Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть картинку Что такое речевая деятельность какова ее структура. Картинка про Что такое речевая деятельность какова ее структура. Фото Что такое речевая деятельность какова ее структура Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть фото Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть картинку Что такое речевая деятельность какова ее структура. Картинка про Что такое речевая деятельность какова ее структура. Фото Что такое речевая деятельность какова ее структура

Семинар.

Понятие речевой деятельности трактуется нами в контексте теории А. Н. Леонтьева, что означает фиксирование, с одной стороны, ее психологического содержания (то есть предмета, средств, способов, продукта и результата, специфических для речевой деятельности) и потребности как предпосылки всякой деятельности. С другой стороны, такой подход предполагает анализ процессуальной стороны (фазовости) и внешней структуры (или операционально-мотивационных планов деятельности). По предложенному нами определению, речевая деятельность есть активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.

Говоря о внутренней структурной организации речевой деятельности, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека, согласно теории А. Н. Леонтьева, и речевая деятельность, если она рассматривается в качестве таковой, определяются трехфазностью. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследовательская (аналитико-синтетическая) и исполнительная фазы.

Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть фото Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть картинку Что такое речевая деятельность какова ее структура. Картинка про Что такое речевая деятельность какова ее структура. Фото Что такое речевая деятельность какова ее структура

Первая фаза (этап) реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели деятельности как будущего ее результата. Источником речевой деятельности во всех ее видах является коммуникативно-познавательная потребность. Эта потребность, находя себя в предмете речевой деятельности, в качестве которого выступает мысль, становится внутренним коммуникативно-познавательным мотивом этой деятельности.

Вторую фазу деятельности составляет ее ориентировочно-исследовательская (или аналитико-синтетическая, по С. Л. Рубинштейну) часть, направленная на «исследование условий деятельности, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности и т. п.». Аналитико-синтетическая фаза деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности. Это — фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности при помощи ее средств и способов.

Третья фаза всякой деятельности — исполнительная, реализующая. При рассмотрении этой фазы в речевой деятельности важно отметить, что она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, например, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная, моторная часть деятельности говорения очевидна, она внешне ярко выражена в артикуляционных движениях говорящего или в моторных движениях руки пишущего и затем в акустическом (графическом) эффекте.

Структура речевой деятельности.

Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов). В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

Речью называют и речевые умения, и речевой акт, и результат речи – текст, и даже саму речевую деятельность – языковую способность и речевое поведение.

Речевая деятельность определяется мотивами и целью, состоит из ведущего и фонового уровней, включает образ результата и регуляцию промежуточных этапов. Речевая деятельность, как один из видов деятельности человека, характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть фото Что такое речевая деятельность какова ее структура. Смотреть картинку Что такое речевая деятельность какова ее структура. Картинка про Что такое речевая деятельность какова ее структура. Фото Что такое речевая деятельность какова ее структура

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматического оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Источник

Ковригина Лариса Валентиновна

Тема

Понятие и структура речевой деятельности

С середины 1930-х гг. в рамках российской психологической школы Льва Семеновича Выготского интенсивно развивался деятельностный подход, который в форме теории речевой деятельности представлен в работах А.Н.Леонтьева.

Деятельность с позиции Л.С.Выготского. Структура деятельности. Деятельность – это активность субъекта в окружающей действительности. Она организована иерархически по схеме: Деятельность – Действия – Операции. У человека возникает потребность, затем формируется цель. Деятельность подчинена определенной цели, для достижения которой у человека появляется мотив, для его достижения человек выполняет определенные действия, использует разнообразные средства.

Функция цели – направлять, функция мотива – побуждать. Цель осознается, а мотив – не всегда. Действия определены целями, операции – условиями. Всякая предметная деятельность отвечает потребности, потребность реализуется в мотиве. Следовательно, мотив – это опредмеченная потребность.

На психофизиологическом уровне деятельность контролируется клетками и разделами мозга и особенностями организма, что иногда накладывает определенные ограничения на протекание деятельности.

Особенности деятельности. Деятельность многомерна и динамична, характеризуется постоянными трансформациями: акт деятельности утрачивает мотив и превращается в действие, реализующее другое отношение к миру, другую деятельность, и наоборот: действие может приобрести самостоятельную побудительную силу я стать актом деятельности; действие может трансформироваться в ситуацию.

Классификация деятельности. Деятельность различают по следующим параметрам:

Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Внешние и внутренние формы деятельности взаимосвязаны и переходят друг в друга в процессах интериоризации (перевода вовнутрь) и экстериоризации (перевода вовне). При этом действие одного вида может входить как образующий элемент в деятельность другого вида или формы: например, теоретическое действие может входить в состав практической – трудовой деятельности, трудовое действие – в состав игровой и т.д. Человеческая деятельность основана на общении – или свойстве совместности.

Речевая деятельность и ее характеристики. Речевая деятельность – совокупность актов говорения и понимания. Является результатом перевода вовнутрь или интериоризации материальных действий. Представлена в форме отдельных речевых действий. Каждое речевое действие мотивировано, целенаправленно, структурно.

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта – формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речь включает процессы порождения и восприятия (приема и анализа) сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности.

Речевая деятельность определяется А.А.Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. По его мнению, речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с “классическими” видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе, побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность.

Отличительными признаками речевой деятельности, по А.А.Леонтьеву, являются следующие:

В этих случаях речевая деятельность рассматривается как собственно коммуникативная, так и как профессиональная деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, социально “зафиксированной” деятельности человека. Исходя из этого положения, И.А.Зимняя делает очень важный вывод, имеющий непосредственное отношение к методике развития речи: обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности.

Как и всякая другая деятельность человека, речевая деятельность имеет структуру: определяется уровневым или фазным строением. Сама идея “фазного” строения деятельности принадлежит отечественному психологу XX столетия Сергею Леонидовичу Рубинштейну. Характеризуя фазное строение речевой деятельности, авторы выделяют в своих трудах разное количество фаз речевой деятельности, например, А.А.Леонтьев выделяет пять самостоятельных фаз речевой деятельности, известный отечественный специалист в области практической лингвистики, автор методики развития речи учащихся общеобразовательной школы Т.А.Ладыженская – четыре, И.А.Зимняя – три фазы. По И.А.Зимней, в структуру речевой деятельности входят:

Мотивационно-побудительная фаза речевой деятельности, ее мотив входят во внутреннюю структуру деятельности, определяя и направляй ее. Не случайно Л.С.Выготский определял мотив, с одной стороны, как “источник”, “движущую силу” речи человека, а с другой – как своеобразный “механизм запуска” речи.

Как подчеркивал А.Р.Лурия, “от мотива, стоящего у истоков высказывания, зависит выбор из всех возможных связей, стоящих за словом, только тех, которые соответствуют данному мотиву и придают этому высказыванию совершенно определенный субъективный смысл”. Большинство отечественных психолингвистов выделяют как составляющий компонент первой фазы речевой деятельности коммуникативное намерение. Коммуникативное намерение определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания. Выражением коммуникативного намерения, наряду с лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация.

2. Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности, направлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств. Одновременно это фаза планирования, программирования и внутренней – смысловой и языковой организации речевой деятельности. Данная фаза включает следующие компоненты:

Первый компонент предполагает разноплановую ориентировку субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации. Он предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по следующим “вопросам”: “С кем?”, “Где?”, “Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет осуществляться (или уже происходит) речевая деятельность. Он же предусматривает четкое определение целей речевого общения (или собственной индивидуальной речемыслительной деятельности), а также осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой деятельности (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в речевой деятельности). Схематически данный компонент второй фазы речевой деятельности может быть представлен следующим образом:

Схема 1. Ориентация субъекта речевой деятельности в ситуации речевого общения (В.П. Глухов)

3. Второй компонент основан на реализации важных умственных действий планирования и программирования речевых высказываний – осознанных речевых действий в рамках речевой деятельности. Для его характеристики важно четкое разграничение основных интеллектуальных операций, обеспечивающих речевой процесс. В психологии планирование понимается как умственное действие, направленное на выделение основных этапов деятельности (речевых действий, ее составляющих) и определение последовательности их реализации. Создание плана включает наметку пути и способа действия, составление обобщенной программы предстоящих действий. Следует подчеркнуть, что “внутренние, умственные действия. (в системе деятельности) происходят из внешних, они являются результатом процесса интериоризации последних”. В свою очередь программирование деятельности означает преобразование, развертывание составленного плана в программу деятельности, на основе его детализации и конкретизации, в процессе чего основные действия (этапы деятельности) соотносятся со способам (виды и формы речи) и средствами (знаки языка) и условиями осуществления деятельности.

Примером планирования речи может служить составление плана развернутого речевого высказывания (целого текста), которое состоит в определении основных смысловых фрагментов будущего высказывания (подтем, абзацев – в составе текста) или, по образному определению Н.И.Жинкина, основных его “смысловых вех” и определении последовательности их отображения в тексте. Сюда же относится композиционное построение текста с выделением основных его структурных частей – “зачина” (вступления), основной (познавательной) части и заключения и определения в самом общем виде их основного содержания. В дальнейшем, при составлении программы высказывания, эти основные смысловые части конкретизируются и детализируются с точки зрения их предметного содержания (на основе, выделения микротем, значимых информативных элементов, операций пространственно-временной и понятийной развертки текста); одновременно выбирается форма отображения в речевой деяткльности предмета речи, определяется стиль речи, отбираются некоторые средства языкового выражения.

4. Исполнительная и регулирующая фаза, реализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. Характеризуя данную фазу, И.А.Зимняя отмечает, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной. Так, исполнительная фаза процесса слушания в речевой деятельности внешне не выражена (или почти не выражена), тогда как “моторная часть” деятельности говорения очевидна и ярко выражена.

Таким образом, речевой деятельности направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Речевая деятельность проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.

Психологические механизмы речевой деятельности

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Речевую деятельность характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. Эти механизмы были и являются до сих пор предметом исследования многих психологов и психолингвистов. Наиболее полно характеристика психологических механизмов речевой деятельности представлена в исследованиях одной из отечественных школ психолингвистики (“школа В.А.Артемова – Н.И.Жинкина – И.А.Зимней). В работах Н.И.Жинкина и И.А.Зимней представлена целостная научная концепция психологических механизмов речевой деятельности. Согласно этой концепции, основными психологическими механизмами речевой деятельности являются:

1. Механизм осмысления речи, обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи (в первую очередь), так и ее структурной организации и языкового оформления. Реализуется механизм осмысления через аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга – на основе задействования всех основных умственных действий и операций (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, анализ и синтез). Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в речевой деятельности фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (например, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Без задействования этого механизма невозможно осуществить планирование и программирование, контроль за протеканием речевой деятельности и ее результатами.

2. Механизм речевой памяти обеспечивает все стороны речевого процесса, включая как “содержательный аспект” речи, так и аспект ее языкового выражения. В функции речевой памяти входит:

Важную роль в реализации речевой деятельности играют и процессы кратковременной оперативной памяти. Процесс непосредственного порождения (создания) и восприятия любого речевого высказывания, реализация образующих этот процесс действий и операции невозможен без удерживания в памяти всех составляющих это высказывание компонентов (на период его порождения или анализа).

3. Механизм упреждающего анализа и синтеза стал предметом активного изучения в отечественной психолингвистике только в 70-х годах XX в. Однако до настоящего времени механизм прогнозирования речевой деятельности остается еще недостаточно изученным.

По мнению А.А.Леонтьева, действие этого механизма можно охарактеризовать как “эвристический принцип” организации речевой деятельности. В соответствии с этим речевая деятельность должна предусматривать звено, в котором осуществлялся бы выбор стратегии речевого поведения, а также допускать различные пути оперирования с высказыванием на отдельных этапах порождения (восприятия) речи; В этой связи важным представляется использование созданной Н.А.Бернштейном в рамках теории психофизиологической организации движений “модели будущего”.

Рассматривая возникновение и реализацию произвольного движения, Н.А.Бернштейн представляет его последовательность в виде следующих этапов:

Таким образом, речевой деятельности во всех ее видах реализуется посредством сложного механизма. Процессы осмысления, удержания в памяти, опережающего отражения служат теми внутренними механизмами, при помощи которых в свою очередь осуществляется действие основного операционного механизма речи, который Н.И.Жинкин определил как единство двух звеньев – механизма составления слов из элементов и составления фраз-сообщений из слов. Психологические и речевые механизмы представляют собой сложное многозвенное образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими.

И.А.Зимняя в качестве основных видов взаимодействия людей в процессе вербального общения выделяет: говорение, слушание, письмо и чтение. По мнению И.А.Зимней, перевод нельзя отнести к основным видам речевой деятельности, поскольку он напрямую не связан ни с процессами формирования и формулирования мысли, (как предмета речевой деятельности), ни с деятельностью по ее анализу, переработке. Он обеспечивает главным образом возможность совместной речевой деятельности людей, разговаривающих и пишущих на разных языках.

Все виды речевой деятельности имеют много общего и в то же время отличаются друг от друга по ряду параметров. И.А.Зимней предложены следующие виды речевой деятельности в зависимости от параметров:

I. По характеру речевого общения речевая деятельность подразделяется на виды, реализующие устное общение (говорение и слушание), и виды, реализующие письменное общение. Именно эти виды речевой деятельности первыми формируются в онтогенезе как способы реализации общения человека с другими людьми. К этим видам речевой деятельности у человека имеется наследственная предрасположенность, основу которой составляют:

Нарушение, “поломка” формирования указанных структурных аппаратов речевой деятельности в период внутриутробного развития или во время родов всегда приводит к нарушениям в формировании речи (речевой деятельности).

К “надстроечным” видам речевой деятельности относятся чтение и письмо. Эти виды речевой деятельности формируются на основе двух первых – слушания и говорения (письмо вообще нередко определяется как отображение устной речи “в письменной форме”). Являясь вторичными по происхождению, чтение и письмо представляют собой более сложные виды речевой деятельности. Педагогическая практика показывает, что, для того, чтобы ребенок смог овладеть ими, необходимо специальное целенаправленное обучение.

II. По характеру выполняемой в процессе общения роли, виды речевой деятельности подразделяются на реактивные и инициальные. Говорение и письмо являются инициальными процессами речевого общения, стимулирующими, в свою очередь, слушание и чтение. Последние (слушание и чтение) выступают в качестве ответных реактивных процессов, и в то же время они являются необходимым условием процессов говорения и письма.

Ш. По направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные (основанные на процессах восприятия, “рецепции”) и продуктивные. Посредством продуктивных видов речевой деятельности (говорение, письмо) человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения. Посредством рецептивных видов речевой деятельности (слушание, чтение) осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения. Эти две пары видов речевой деятельности отличаются между собой по способам их психофизиологической организации. При осуществлении рецептивных видов речевой деятельности функционируют, прежде всего, слуховой и зрительный анализаторы, в продуктивных же – задействованы, в основном, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Соответственно, рецептивные виды речевой деятельности во многом определяются состоянием и особенностями слухового и зрительного восприятия, а продуктивные – состоянием и уровнем развития двигательной сферы.

IV. Различные виды речевой деятельности предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли (предмета речевой деятельности), разные формы организации речевого общения и соответствующие формы речи. Таких форм, по определению И.А.Зимней, существует три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь. Речь, являясь преимущественно средством и формой общения, реализует эту функцию посредством разных видов и форм речи.

Внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая устную и письменную

Схема 2. Виды речи в зависимости от способа формирования и формулирования мысли

V. Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру обратной связи, регулирующей эти процессы. Так, в обоих продуктивных видах речевой деятельности (говорение и письмо) осуществляется нервно-мышечная обратная связь от органа-исполнителя (артикуляционного аппарата, пишущей руки) к “организующему” программу этой деятельности участку головного мозга. Эта обратная связь (через механизм “обратной афферентации”) выполняет функцию внутреннего контроля и корректировки. При этом в регулировании письма на начальных этапах его усвоения детьми участвуют обе формы этого мышечного контроля (внутреннее “озвучивание” подлежащего написанию слова или его проговаривание во внешней речи). Наряду с внутренней обратной связью, продуктивные виды речевой деятельности регулируются и внешней обратной связью (слуховое восприятие).

В обоих рецептивных видах речевой деятельности – слушании и чтении – обратная связь осуществляется, главным образом, по внутренним каналам смыслового контроля и смыслового анализа, механизм которых еще недостаточно изучен и ясен. Если в процессе чтения эффект обратной связи в той или иной мере выявляется в регрессивных движениях глаз и паузах фиксации взора, то при слушании этот эффект вообще не наблюдаем и не контролируем внутренней обратной нервно-мышечной связью. Это определяет большую сложность управления и организации данных видов речевой деятельности. Специальными экспериментальными исследованиями (В.И.Бельтюков, А.Н.Соколов, Л.А.Чистович) было установлено, что механизм обратной связи процесса говорения используется и в рецептивных видах речевой деятельности, прежде всего, в процессах слушания. Исследования показали, что в процессе слушания (восприятия и анализа воспринимаемой речи) у человека отмечается внутренняя “речедвигательная активность”. В процессе восприятия речи она проявляется в двух основных формах: в повышении мышечного тонуса в органах периферического (главным образом, артикуляционного) речевого аппарата и в виде специфических микродвижений этих органов (в первую очередь, движений языка). По своей “кинематической схеме” эти микродвижения почти полностью соответствуют движениям органов артикуляции говорящего, чью речь и воспринимает слушающий. Таким образом, слушающий как бы воспроизводит (во внутреннем речедвигательном плане) вслед за говорящим собеседником, его речевое высказывание. Такое минимально отсроченное воспроизведение речи обеспечивает более точное и полное ее восприятие.

VI. Виды речевой деятельности отличаются друг от друга и по характеру внешней выраженности. Говорение и письмо выступают как внешние процессы создания и выражения мысленной задачи (а также передачи информации) для других. Слушание и чтение (в его типичном варианте чтения “про себя”) являются внешне не выраженными – при помощи языковых средств – процессами внутренней психической активности. Указанное обстоятельство, как отмечено выше, должно учитываться коррекционными педагогами при проведении занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии. Постоянный (“непрерывный”) контроль со стороны педагога за протеканием у его воспитанников речевой деятельности слушания и чтения может осуществляться с помощью установочных обращений и инструкций, “уточняющих” вопросов, учебных и игровых заданий, активизирующих у детей процессы внимания и восприятия.

Анализ качественных особенностей основных видов речевой деятельности показывает, что эта деятельность во всех случаях осуществляется двумя субъектами: с одной стороны, говорящим и пишущим (индивид, осуществляющий инициальные, продуктивные виды речевой деятельности), а с другой – слушающим и читающим (человеком, воспринимающим и анализирующим речь, речевые высказывания говорящего или пишущего).

Вместе с тем, для речевой деятельности в целом и всех ее видов имеется и ряд общих характеристик. Согласно концепции И.А.Зимней, к ним относятся:

Важнейшей характеристикой речевой деятельности выступает определяющее ее единство внутреннего и внешнего содержания – внешней исполнительной, реализующей стороны и внутренней, внешне не наблюдаемой.

Общей характеристикой всех видов речевой деятельности является также единство смыслового содержания и формы его выражения. Характер выражения собственной мысли (в продуктивных видах речевой деятельности) и осмысления воспринимаемой информации (в рецептивных ее видах) определяет содержательную сторону этих процессов. Содержанием всех видов речевой деятельности является адекватная смысловая организация создаваемого и воспринимаемого высказывания; формой ее реализации (выражения) служат перцептивные (речеслуховое, зрительное восприятие), мыслительные (анализ и синтез) и сенсомоторные процессы.

Речевая деятельность характеризуется следующими показателями:

Интериоризация происходит в четыре этапа:

При переводе внешних действий во внутренние происходят следующие виды трансформаций:

Интериоризация и культура. Творчество соответствует нормам культуры общества, где ребенок появляется на свет и развивается под влиянием социализации (приобщения его к нормам социума). В результате подобной интериоризации может возникнуть творческая деятельность – по решению нетривиальных задач.

Фазное строение деятельности. Идея о фазном строении деятельности появилась у С.Л.Рубинштейна, а Л.С.Выготский реализовал ее при трактовке процессов порождения и восприятия речи. Речь – последовательность взаимосвязанных фаз деятельности: мотивация (чувствование намерения), мысль (соответствует речевой интенции), опосредование мысли во внутреннем слове (соответствует внутреннему программированию речевого высказывания), опосредование мысли в значениях внешних слов (реализация внутренней программы), опосредование мысли в словах (акустико-артикуляционная реализация речи).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *