Что такое речевая деятельность каковы ее виды
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная – речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности.
Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).
Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь.
Первая ступень состоит из этапов:
1) Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.
2) Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.
3) Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.
4) Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.
5) Языковое структурирование – это три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.
6) Переход к внешней речи происходит по законам фонетики или по правилам графики.
На второй ступени выделяются собственные «шаги»:
1) Прием звукового сигнала.
2) Анализ акустического потока с точки зрения фонетики того или иного языка. На данном этапе перципиент начинает понимать слова.
3) Узнавание значения каждого фонетического слова – единицы, имеющей одно словесное ударение (например, лес, шумит, на – столе, из – лесу, сделал – бы).
4) Расшифровка грамматических связей между словами.
5) Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.
6) Понимание второго, дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются тропы (метафора, метонимия, ирония и др.), аллюзия (намек).
7) Оценка языкового мастерства говорящего.
Третья ступень – обратная связь – понимается широко: это вопросы; реплики; письма на телестудию после интересной передачи; голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата; ответы учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателей у дверей магазина после вчерашней телерекламы…
Полный цикл речевого акта завершается новым действием – свидетельством результативности высказывания.
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие.
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.
Различают 2 способа слушания: нерефлексивное (пассивное) и рефлексивное (активное).
Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.
Основными приемами рефлексивного слушания являются: выяснение, перефразирование, резюмирование, подтверждение контакта.
Выяснение, т. е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, «Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?», «Что Вы имеете в виду?»).
Резюмирование – подведение итогов услышанного («Если обобщить сказанное Вами, то …», «Вашими основными идеями, как я понял, являются…».
Подтверждение контакта – приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа «Это интересно», «Да», «Понимаю Вас», «Приятно это слышать».
Что такое речевая деятельность? Определение простыми словами
Содержание:
Человек реализует себя в различных видах деятельности: игре, труде, познании мира. Однако все они априори требуют главного — способности коммуницировать с другими членами сообщества, которая оформляется в речи.
Речевая деятельность — это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления.
Рассматриваемое понятие проявляет себя во всех видах социальных и производительных действий человека, однако может выделяться и в самостоятельную единицу, например, в работе лектора или автора текстовых художественных произведений.
Различные способы формулирования мысли как предмета речи выражаются в определенных видах речевой деятельности.
Какие виды речевой деятельности существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?
Виды речевой деятельности в русском языке делятся на:
Рецептивная речевая деятельность включает в себя чтение и слушание. Данные процессы внутренней мыслительной активности не выражены внешне с помощью языковых средств. По утверждению психологов, во время слушания человек проявляет «речедвигательную активность», то есть воспроизводит чужое высказывание с помощью микродвижений артикуляционного аппарата. Эта «внутренняя речь» помогает лучше осмыслить воспринимаемый текст, воссоздать чужую сформулированную мысль.
Цель продуктивных видов — говорения и письма — сформировать и сформулировать в языковых знаках мысль. Данные виды деятельности имеют функцию передачи информации другим реципиентам.
Что включает в себя речевая деятельность? Примеры речевой деятельности
Речевая деятельность — это определение процессов устного и письменного общения. Первое включает в себя говорение и слушание. С точки зрения психолингвистики, данные процессы онтогенетически первичны, потому что реализуют потребность человека в коммуникации. Наследственная предрасположенность к устным видам проявляется в наличии корковых отделов головного мозга, которые ответственны за способность к речевой деятельности. Об этом же свидетельствует и уникальный речевой аппарат, свойственный только человеку.
Своеобразная надстройка над фундаментальными видами — виды письменного общения — чтение и письмо. Вырастая из основных, данные виды являются более сложными формами коммуникации, требующими целенаправленного обучения.
В психологии выделяются две формы внешней речи: устная (экспрессивная, направленная на адресата, и импрессивная, цель которой — восприятие и осмысление) и письменная (чтение и письмо), а также внутренняя речь. Последняя аккумулирует в себе характеристики разговорной и письменной.
Виды речевой деятельности
Речевая деятельность
Описание
Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:
Само понятие пришло в русский язык из иностранных языков и включает в себя целый комплекс навыков и умений:
Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. И только полное овладение ними, позволяет человеку ввести не только успешное речевое общение, но и полноценную жизнь.
Говорение
Описание
Говорение – это произношение звуков, которые составляют слова, предложения и полностью оформленную речь, которая несёт в себе определённую информацию. Процесс развития и становления говорения проходит несколько стадий – от простых звуков, через слова и словосочетания, в сложно сконструированные предложения. Для того чтобы обычное говорение довести до состояния так называемого «красноречия», необходимо постоянное совершенствование навыка.
Широта кругозора позволяет вести разговор на разные темы. Информация черпается из разных источников – газеты, журналы, книги, электронные источники.
Слушание
Описание
Слушание не менее важный навык в коммуникации. Именно при помощи него может осуществляться взаимодействие между людьми. И если для освоения знаний достаточно уметь читать, то для того, чтобы коммуницировать с другими людьми, необходимо уметь слышать и преобразовывать услышанные звуки в определённую информацию.
Именно при слушании человек не только узнаёт о сказанном, но и придаёт ему ту эмоциональную окраску, которую хотел донести до него говорящий.
Письмо
Описание
Письмо – это навык, который приобретается после того, как ребёнок научается слышать и говорить. Несмотря на то что сейчас навык письма несколько теряет свои позиции, с внедрением в жизнь компьютерной техники, его важность от этого не становится меньше.
Дело в том, что многие когнитивные процессы напрямую связанные с владением навыком письма. Так, именно выписывание букв позволяет научиться мыслить образно, логично и связно. То есть в целом развивает интеллект.
Чтение
Описание
Этот навык речевой деятельности можно развить при помощи текстов разного жанра. Как правило, они имеют ориентацию на личность или коммуникативный подтекст. Чтение играет ключевую роль в жизни человека, так как служит источником знаний и способом их сохранить и передать будущим поколениям.
В зависимости от формы выражения
Описание
Становление коммуникативных и речевых навыков осуществляются в определённой последовательности. Сначала ребёнок учится слышать, затем говорить и только потом, читать и писать. Иногда два последних навыка начинают развивать параллельно. Но всё же чаще, сначала ребёнок учится читать и лишь затем писать. Это обусловлено тем, что чтение развивает речь. А именно речевые навыки и отточенность этой части умений позволяет развить интеллект в общем.
По форме выражения речи можно провести деление на две основные категории: речь устную и письменную. Несмотря на их кажущуюся общность, между ними всё же есть коренные различия.
Устные
Это звучание, произношение речи – та основа и первичная составляющая, на которых базируется само существование языка. Основное преимущество устной речи заключается в том, что таким способом осуществляется мгновенная передача информации.
Если говорить о коммуникации, то при устной речи два или более человек, в преобладающем большинстве случаев видят друг друга (кроме телефонных разговоров). Также, стоит учитывать, что при устной речи осуществляется передача информации через слуховой канал. Поэтому, устная речь выполняет связь между частями мозга, отвечающими за слуховое восприятие и звуковую передачу информации.
Письменная речь
При письменной речи человек расшифровывает или, наоборот, кодирует буквенными символами определённую информацию. Эта составляющая является вторичным навыком. Он сформировался позже всех остальных форм существования языка. Чаще всего письменной речи противопоставляется устная.
Основным её преимуществом является то, что она делает общение фиксированным, точным и строго определённым. К тому же способна связать людей через расстояние и время. Письменная речь является основой официального общения и коммуникации в научном и техническом мире.
Если сравнивать 2 вида, то становится очевидным, что письменная отличается большей точностью, в отличие от устной.
В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает её
Описание
Каждый человек может либо порождать звуки, либо их воспринимать. Как правило, это процесс взаимный и происходит одновременно. Ведь каждый, кто говорит, слушает сам себя. И если, для формирования строя речи и той информации, которая посылается с ней, используются умственные способности и определённая зона головного мозга, а не слуховой канал. То для регулирования интонации и вкладывания эмоций и чувств в устную речь, требуется обязательное участие слуха.
Тоже происходит с письмом и чтением. Человек, который пишет, сразу прочитывает написанное собственной рукой. Поэтому, несмотря на разделение на продуктивные и рецептивные виды речи, эта граница условна.
Продуктивные виды
К продуктивным видам относится говорение и письмо. То есть, когда человек активно производит речь в устном или письменном виде. Так, при помощи речевого аппарата или моторных навыков, порождается информация в виде устного источника либо письменного.
Рецептивные виды
К этому типу относятся аудирование и чтение. Человек не производит, а, наоборот, потребляет информацию. Это условное «потребление», может происходить путём слушания речи или её чтения. Тут также можно разделить поток информации, но слуховой и моторный.
Таким образом, основное отличие между двумя этими видами речевой деятельности заключается в том, что продуктивный вид – это звуковое или графическое кодирование информации. Тогда как рецептивный вид речевой деятельности – это дешифровка или раскодирование визуальной или аудиальной информации.
В зависимости от количества участников
Описание
Рассматривая речевые навыки и ту деятельность, которую ведёт при помощи речи каждый индивид, можно классифицировать основной навык человека в зависимости от количества его участников. Она может выражаться в виде монолога или диалога.
Монологическая речь
В этом случае человек ведёт беседу с самим собой. Это может происходить во время определённых профессиональных видов деятельности – лекторы, преподаватели, руководители, ставящие задачи своими подопечными и прочие варианты профессий и ситуаций.
Монологическая речь может быть реализована при помощи речи или письма. Так, лектор, который преподаёт предмет, ведёт устный монолог. А если человек ведёт дневник, то это является письменным монологом.
Диалогическая речь
В этом случае, в процессе принимают участие как минимум два человека или более. И, как и в предыдущем варианте, диалог может быть устным или письменным.
Пример устного диалога – разговор между двумя и более людьми, в котором каждый участник принимает активную роль. Пример письменного диалога – это письма, как в бумажном мире, так и составляемые при помощи электронных средств и передаваемые через интернет.
Исходя из вышесказанного и приведённой классификации, можно сделать вывод, что навыки чтения, говорения, письма и слушания не одинаково развиты у разных людей. То, насколько качественно они сформированы у индивидуума, влияет на все его когнитивные способности. А это, в свою очередь, даёт возможность реализовать себя в профессиональной сфере и приобрести широкий круг друзей.
Понятие и структура
Человеческая речь существует уже несколько тысячелетий. Это основное средство коммуникативного взаимодействия, используемое, чтобы установить взаимопонимание с окружающими. Различные формы такой деятельности проявляются через особые навыки и способности. Формируя высказывание, участник диалога или публичного выступления ставит перед собой определенную цель — донесение информации, общение, психологическое воздействие.
В лингвистике наиболее распространенной считается схема, предложенная специалистом Р. О. Якобсоном. Она включает несколько структурных компонентов:
Особенностью любой речевой деятельности является присутствие последовательных действий, которые психологи называют актами. Весь цикл подразделяется на подготовку и совершение высказывания, затем следуют понимание и восприятие, а завершающий этап — налаживание обратной связи.
На первой ступени реализуются три последовательных этапа, между которыми просматривается очевидная взаимосвязь: зарождение ситуации, провоцирующей выражение мыслей, затем мотивация, объясняющая потребность в высказывании, и подготовка языкового структурирования (выбор слов и их порядка, лексических единиц).
Вторая ступень включает прием звукового сообщения и анализ акустического потока. Слушающая сторона понимает слова и интонацию, расшифровывает грамматическую взаимосвязь между словами и словосочетаниями, формирует из реплик связной и логичный текст. В некоторых случаях возможно понимание переносного подтекста при неоднозначности суждений говорящего. На этом же этапе производится подсознательное оценивание ораторских способностей человека.
Третья ступень, завершающая, предполагает налаживание обратной связи. Под ней понимаются отдельные реплики и комментарии, голосование (например, на выборах), вопросы по докладу или реферату (при публичном выступлении), а также письма. Результатом устного или письменного воздействия может быть отклик аудитории на показанную рекламу, массовый сбор людей после объявления митинга или демонстрации и т. д.
Классификация и формы
В русском языке виды речевой деятельности выделяются в зависимости от того, является ли участник коммуникации говорящим или слушателем, создателем или адресатом высказывания. Классификация включает:
Первые две формы относятся к устной речи, которой свойственны определенные характеристики. Она может быть как спонтанной, так и спланированной, говорящий имеет возможность выражать свои мысли кратко или развернуто. Для говорения свойственны применение упрощенного синтаксиса и большое разнообразие невербальных средств (мимика и жесты, тембр голоса и интонация).
Беседа, будучи устным жанром, чаще отличается непринужденностью по сравнению с запланированным публичным выступлением (например, тема лекции или доклада определяется заблаговременно, причину собрания или повод для переговоров нужно указать также заранее).
Тексты, которые зафиксированы письменно, подлежат долговременному хранению и доступны пользователям на протяжении длительного периода времени. Такая речевая деятельность включает в себя несколько жанров и стилей:
Для перечисленных видов письменной речи характерна продуманность, структурированность и четкость формулировок. Она отличается стилистической и смысловой целостностью, ей присуща композиционная организованность.
Следующим примером устной деятельности является слушание или аудирование. Это внимательное и осознанное восприятие слов, выражений и текстов, произносимых говорящим человеком. Для этого процесса важна максимальная сосредоточенность. Например, учащиеся слушают преподавателя, люди на митинге — выступающего.
Восприятие написанной информации от руки или в печатном виде называется чтением. Это одна из основных форм получения сведений в учебной и других сферах. Таким способом осуществляется знакомство с научными и художественными произведениями, новостями и объявлениями. Восприятие прочитанного происходит на основе скрупулезного анализа текста, понимания сути и умения вычленять главное.
Способы участия
Аудирование и чтение представляют рецептивный вид речевой деятельности, то есть восприятие информации определенным образом. Рассматривая процессы слушания, следует отметить их разновидности с точки зрения формы поведения.
Психологи выделяют рефлексивное и нерефлексивное участие. Первое предполагает способность не вмешиваться в процесс высказывания второй стороны и сосредоточенно молчать. Такая методика обычно применяется психологом, когда он старается выслушать пациента и понять его проблему, а впоследствии выразить свое отношение к произошедшему.
Рефлексивное участие предполагает активное поведение, поддержание обратной связи, содействие в формировании и передаче мыслей. Примером подобного общения является одобрение, поддержка, параллельное перефразирование или уточнение, резюмирование информации и использование утверждающих жестов и мимики. В зависимости от количества участников устной речи выделяют два вида деятельности:
Монологическое говорение — это выступление одного лица, которое не предполагает обратной связи и перебивания слушателями. Форма общения с аудиторией заключается в донесении какой-либо информации без попутных вопросов и комментариев. В процессе длительного высказывания человек излагает свои мысли и рассуждения, сообщает новые сведения.
Из определения диалогической речи вытекает необходимость взаимного обмена репликами, ответами и вопросами. Такое взаимодействие, в отличие от монолога, не слишком развернуто, предполагает спонтанность и непринужденность. Диалоги бывают бытовыми и официально-деловыми. В первом случае участники могут не знать заранее темы общения, завязать беседу внезапно. В официально-деловом диалоге предмет обсуждения определяется заранее. В психологии также выделяют два отдельных типа речевой деятельности:
Таким образом, в русском языке наблюдается большое разнообразие видов и форм речи. Это главное коммуникативное средство в жизни человека, которое используется ежедневно в любых сферах деятельности с различными целями.
Речь и речевая деятельность. Виды и функции речи.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Соотношение понятий речь-язык
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
В современной психологической науке язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Исторической основой языка служит труд и совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Причём одним из феноменов языка является то, что каждый человек застаёт уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Всякий язык имеет прежде всего определённую систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
В психологии выделяются следующие основные функции языка :
1) средство существования, передачи и усвоения общественно-историческою опыта;
2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Модели порождения речи
Порождение и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека.
Данная теория не в состоянии объяснить ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения. С этой позиции трудно объяснить детское словотворчество.
коммуникативная функция речи – включает в себя ее функции как средства выражения и как средства воздействия. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:
информационная (передаче знаний),
выразительная (помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения)
волеизлиятельная (направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего).
познавательная (другое ее название – аккумулятивная). Большая часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком.
Внешняя и внутренняя речь
В современной психологической науке принята дифференциация речи на несколько видов :
внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя», такой тип сохраняет структуру внешней речи, но лишён фонации;
внутренняя речь как средство мышления, в этом случае она пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру;
Кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.
Эгоцентрическая речь по Выготскому и Пиаже.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Ж.Пиаже назвал эгоцентрической. Эгоцентрическая речь, по Пиаже:
1) не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее;
2) будучи речью для себя, речь идет со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения;
3) она по преимуществу и есть речь ребенка о себе.
Монологическую речь как речь эгоцентрическую Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К ней относится сообщение мыслей, критика, вопросы и ответы, просьбы, приказания и т.д.
Пиаже считает, что эгоцентрическая речь является генетически первичной; социальная речь развивается из нее или по крайней мере путем ее вытеснения. Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанементом к действию, по существу не выполняющим никакой функции.
Уделивший значительное внимание проблеме эгоцентрической речи Л.С.Выготский считал, что эгоцентрическая речь лежит на пути развития, идущем от внешней речи к внутренней. Она выполняет, по мнению Выготского, у ребенка интеллектуальную функцию осмысливания и планирования действия. Интеллектуализируя внутреннюю речь, которая является не только речью-мышлением и планированием, она насыщена часто напряженной эмоциональностью.
Вопреки Пиаже, нужно признать, что эгоцентрическая речь по природе своей социальна. Эгоцентрическая речь формируется на социальной основе и представляет самое разительное доказательство того, как глубоко, в самых корнях своих, социальна природа человека. Вопреки Выготскому, можно утверждать, что эгоцентрическая речь отличается от внутренней речи и по психологической природе: она во всяком случае не является только речью-мышлением.
Развитие монолога и диалога
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
Характеризуя эти два вида устной речи — речь диалогическую и монологическую, — надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т. е. говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.
Основные свойства внутренней речи, ее связь с мышлением
Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда можно вывести свойства внутренней речи :
и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.
Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства — речевое мышление.
Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь вероятно, возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое. Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. Так, на ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить человеческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований.
На этих ранних этапах исторического развития речь состояла из еще не дифференцированных отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими значениями. Поэтому речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали конкретные значения. Поэтому на данных этапах развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической.
В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил название внутренней речи. Таким образом, речь и мышление составляют друг с другом сложное единство.