Что такое речевая готовность к школе

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей

Что такое речевая готовность к школе. Смотреть фото Что такое речевая готовность к школе. Смотреть картинку Что такое речевая готовность к школе. Картинка про Что такое речевая готовность к школе. Фото Что такое речевая готовность к школе Анна Самофалова
Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.

К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

1. Звуковая сторона.

У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков.

2. Сформированность фонематических процессов.

* Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы

* умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком.

*Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

* уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет)

* выделять первый и последний звук в словах

* определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове.

* Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.

* Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования

* Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).

* Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).

* Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).

* Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

* Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.

* Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Рекомендации и советы для родителей:

1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем, поговорите с малышом.

3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.

4.В магазине можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов.

5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

6. Обязательно читайте вслух!

7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь,но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.

Если вы действительнохотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.

Консультация «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению 1. Ребенок должен владеть правильным, четким.

Готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей Переход от дошкольного детства к школьному обучению – качественный скачок в развитии ребенка. Определяется он не просто фактом зачисления.

Консультация для родителей «Что такое речевая готовность ребёнка к школе?» Уважаемые родители! Что же такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» «Речевая подготовка детей к школе в семье» Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности – портфель, форму,.

Консультация для родителей «Скоро в школу. Что такое готовность к школе» Консультация для родителей подготовительной группы. «Скоро в Школу» До школы остался год. И каждый родитель думает, как подготовить ребенка.

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой готовности ребёнка к школе. Что же такое речь? Речь – это процесс общения, поэтому готовность.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Речевая готовность ребёнка к школе Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность ребёнка к школе» на родительском собрании в подготовительной группе Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности.

Источник

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей

Что такое речевая готовность к школе. Смотреть фото Что такое речевая готовность к школе. Смотреть картинку Что такое речевая готовность к школе. Картинка про Что такое речевая готовность к школе. Фото Что такое речевая готовность к школе Ирина Гурова
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.

Итак, что же входит в понятие «Речевая готовность к школе»? Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой?

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

2. Звуковая сторона речи.

Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:

— умение правильно произносить все звуки речи;

— чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);

— говорить громко или тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;

— изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть, «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих букв во время письма. Например, если ребёнок плохо различает глухие-звонкие звуки, то напишет «панан» вместо «банан», «бочка» вместо «почка» и т. д. Важно отметить, что при нормальном ходе речевого развития различение всех звуков доступно ребёнку, начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что отсутствие умения различать звуки на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем – и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков должны быть преодолены. Вот почему так важно развивать фонематический слух ребёнка.

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Звуковой анализ и син тез

Для записи любого слова ребёнку нужно не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть, он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Формами звукового анализа являются следующие.

— Выделение звука на фоне слова: «Есть ли в слове «санки» звук [с]?» Ребёнок здесь должен определить лишь наличие звука в слове.

— Выделение звука из начала и конца слова: «С какого звука начинается слово «астра?» или «Какой первый звук в слове «астра»? «Какой последний звук в слове «лук»? или «Какой звук стоит в конце слова «лук»?

— Позиционный анализ, т. е. определение места звука в слове: «В каком месте в слове «лес» стоит звук [с] – в начале, середине или в конце?»

— Количественный анализ: «Сколько звуков в слове «сыр»?

— Последовательный анализ: «Назови все звуки по порядку в слове «сыр».

— Фонематический синтез: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.

Слоговой анализ и син тез

Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности.

При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).

Синтаксический анализ и син тез

Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).

5. Лексическая сторона речи (словарный запас).

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, передавать содержание событий, картин, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое.

Недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Причиной использования слов-паразитов: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое» часто тоже является бедность словарного запаса.

О недостаточном словарном запасе свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов: в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что дети часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки» и т. д.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами. Например, из-за отсутствия в словаре ребёнка глагола «ползает», о змее говорится, что она «ходит» и др.

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Всё это ограничивает речевые возможности.

Чем больше слов ребёнок будет иметь в запасе, тем более точно и легко сможет выражать свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, которые он знает, но не употребляет) и активный (слова, которые он используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Родители должны понимать: чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Что должны уметь дети, поступающие в школу?

— Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

— употреблять слова с обобщающим значением;

— подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

— подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

— подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

— подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

— понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

— использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

— понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

— подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. Также возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматический строй речи.

Ребёнок, поступающий в школу должен владеть на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, – образуются так называемые однокоренные слова.

Грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к 4 годам, системой словообразования – к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности.

Итак, ребёнку нужно владеть следующими умениями.

— Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

— согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

— согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

— понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

— образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

— образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

— образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

— образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

— образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

— уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

Все трудности, связанные с усвоением ребёнком грамматической системы языка, неизбежно проявятся на письме, поэтому их нужно постараться преодолеть к началу школьного обучения.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

— свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

— поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

— рассказывать о пережитых событиях;

— пересказывать содержание сказки, рассказа;

— описывать окружающие предметы;

— раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;

— составлять рассказ по серии сюжетных картин;

— включать элементы творчества в рассказы.

Нарушение самостоятельной связной речи в школе может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

— Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. : Знание, 1994, 192 с.

— Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : Дельта, 1996, 384 с.

— Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб. : Дельта, 384 с.

Источник

«Речевая готовность ребенка к школе»

Наиболее значимым для ребенка7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

• хорошее физическое развитие ребенка;

• развитый физический слух;

• развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

• нормальное функционирование ЦНС;

• владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

• произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

• познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок

должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

3. Готовностьк звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа aм; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме,выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Чтобы не допустить этого нужно:

• вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи

• начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше)

• ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда: по формированию звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, по развитию лексико-грамматических категории т. е по развитию словаря.

Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут, но ежедневными.

Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в игры, которые вы найдете в сборнике методических рекомендаций для родителей «Поиграем с ребенком дома» в разделе «Игры для развития речи»

Чем раньше будет начата работа, и чаще будет она проводится, тем лучше будет ее результат.

Речевая готовность к школе неотрывно связана с психологической готовностью.

Что значит психологическая готовность ребенка к школе? Из чего она состоит?

Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:

• мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учится)

• интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)

• волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам,

• социально-психологической готовности (или готовности в сфере общения) (формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе).

Мотивационная готовность.

Прежде всего у дошкольника должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовительных групп показал, что практически все дети не хотят в школу,обосновывая это нежелание по-разному: трудно учиться; в школе будет домашняя работа и др. А те, кто дает положительный ответ на этот вопрос, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звонки, перемены, столовая. Однако это не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

Если ребенок не готов к новой социальной роли- позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

• негативно относится к любой умственной деятельности;

• не любит отвечать на вопросы, не любит слушать чтение;

• не может подчиняться правилам;

• не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:

• рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

• на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

• воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

• никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Умственная готовность

Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка, как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать психические процессы ребенка. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3 – 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно и воспринимать, и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы.

Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память- способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес, боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю.А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух- почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание- способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация- способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Например, спрятав что-то,направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление- умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Мелкая моторика- «чем умнее рука, тем умнее ваш малыш». Развитие тонких движений пальцев руки, напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг. Хорошо развитая мелкая моторика поможет ребенку в выработке красивого почерка.

Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15—30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность.

Волевая готовность

Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

• закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

• учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.

использовать игры типа: «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий».

• развивать стремление действовать по моральным мотивам.

Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Готовность в сфере общения

Готовность детей к школев сфере общения включает:

• развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;

• умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;

• развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

• уважение к товарищам;

готовность проявить сочувствие.

Наличие таких черт способствует созданию эмоционального тона в общении.

Такие психологические предпосылки включения в коллектив, как умение согласовывать действия с другими, осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности, складываются у дошкольника в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе.

1. Безруких М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е издание, стериотип. – М. : Дрофа, 2017

2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенкомот года до шести лет: Советы психолога. – М. : АРКТИ,2014

3. статья Дмитриева Г. Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе», журнал «Логопед» № 5.2016

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» МБДОУ «Детский сад №16 «Золотой колосок» Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Подготовила воспитатель: Е. В. Несмиянова.

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация для родителей Тема: «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному.

Консультация «Речевая готовность — залог успеха ребёнка в школе» Уважаемые родители! Речевая готовность – залог успеха ребёнка в школе. Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала,.

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Рекомендации для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Ну, вот ваш ребенок и закончил детский сад, закончилось его дошкольное детство. Вы уже думаете о том, как ваш ребенок пойдет в школу. И.

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе» Речевая готовность к школе. Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *