Что такое речевое общение 4 класс
Урок родного русского языка в 4 классе по теме «Речь. Техника и выразительность речи. Качество речи. Интонация»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Речь. Техника и выразительность речи. Качество речи. Интонация»
Предмет: родной язык и литературное чтение на родном языке
Цель урока: сформировать представление о качестве речи, интонации в речи, как средство выражения эмоций и чувств человека.
Образовательные: совершенствовать понимание, что такое интонация;
закрепить навык выразительного чтения художественных и научно-популярных текстов;
расширение и углубление знаний учащихся о классификации предложений по интонации;
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.
Личностные УУД: сформировано положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; сформировано следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать и комментировать последовательность производимых действий.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре; отвечать на вопросы, слушать и слышать товарищей, учителя;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять; извлекать нужную информацию.
Предметные: Качество речи, интонация, как средство выражения эмоций и чувств человека; формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Мотивация к учебной деятельности
Прежде, чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать ребус!(интонация)
Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств (мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи).
Роль интонации настолько велика, что она может изменить даже значение слова.
«Хорош!» – одобрительно восклицаем мы при виде роскошного букета цветов. Этим же словом в другой речевой обстановке можно выразить совершенно иной смысл. Встретив на улице грязного, лохматого мальчишку, мы насмешливо произнесем, понижая голос на ударном гласном и протягивая этот звук: «Хо-ро-о-ош!»
В зависимости от речевой ситуации, намерения говорящего, его душевного состояния предложение Гроза надвигается может быть произнесено равнодушно, спокойно, сдержанно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы чаще доверяем интонации, чем прямому смыслу фразы.
Проблемное объяснение нового знания
Были ли вы когда-нибудь свидетелем того, как животные правильно реагировали на интонацию человеческой речи? Расскажите об этих случаях.
Что будет если сказать животному одни и те же слова, но с разной интонацией?(Слайд)
Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение.
– Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы.
– Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.
– Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.
– Почему не идешь? Все остынет!
– Как ты разговариваешь? Не груби!
– А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».
— Какие нормы речевого этикета нарушены? – Почему так произошло?
-Что нужно чтобы тональность общения стала доброжелательной? (чтение текста с другой интонацией)
Вывод: Когда мы с кем-то говорим, то очень важно не только то, что мы говорим, какими словами, но и то, с какой интонацией, то есть голосом, тоном это произносим. Во время разговора должна соблюдаться и культура речи.
IV . Первичное закрепление во внешней речи
Прочитайте стихотворение, с разной интонацией (Слайд. просьба, угроза, мольба)
V . Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в паре)
1.Прочитайте фразы с разными интонациями.
«Пора красавица, проснись!»
а) обращение к любимой.
б) обращение к продавщице, забывшей о своих обязанностях
с радостью, с тревогой, с чувством радостного облегчения (наконец-то!), с ехидством, с презрением.
а) мать довольна помощью сына,
б) человек взялся за дело и не сумел его сделать.
а) варианты реплики продавца: любезно, заискивающе, безразлично, грубо;
б) реплика очень занятого человека, которого отвлекают от дела
2. Прочитай пословицу
3.Упражнение партитура текста
4. Прочитайте по ролям сказку, написанную выдуманным языком. Передайте эмоции главных героев с помощью интонации.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушат априсяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
5. Прочитайте текст. Как интонационными средствами передается различное эмоциональное отношение людей к футболу? Какую роль играют междометия? Назовите эмоциональный оттенок каждого суждения.
Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свою точку зрения.(Слайд)
1. Прочитайте текст К. Паустовского, записанный Ваней под диктовку. Есть ли в нем ошибки? Найдите их и объясните Ване, какие правила русского языка ему надо выучить.
В саду всё падали и падали листья березы. За одну ночь пожелтели до самых верхушек, листья сыпались с них частым печальным дождем.
Правила: знаки преписания в конце предложения при однородных членах.
Какие правила письменной речи нарушил Ваня? Легко ли понять смысл текста, записанного с подобными ошибками? Запишите текст, исправив ошибки Вани. Обозначьте известные вам орфограммы.
2. Расскажите Ване все, что вы знаете о речевом общении. Если затрудняетесь, используйте приведенные ниже слова и словосочетания для выбора.
Собеседники должны внимательно слушать друг друга, не перебивать высказывание товарища. Устная речь использует паузы там, где в письменной речи стоят знаки преписания.
Найдите в выделенных словах орфограммы. Объясните их.
— Вспомните, с помощью чего мы передаем устную речь на письме.
4. Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и запишите два-три предложения к каждому рисунку, используя словосочетания для выбора.
1) Саша и Катя внимательно слушают друг друга, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи в книге. Они разговаривают уважительно, доброжелательно, стремятся понять друг друга.
2) Саша и Катя не слушают друг друга. Они обиженно отвернулись в разные стороны. Перекричать друг друга не получилось, и они замолчали.
Расскажите о том, как вы общаетесь с друзьями, родителями, учителями.
— Я подружился со многим ребятами и очень хочу сохранить эту дружбу. Что мне для этого нужно сделать?
5. Закончите предложения.
6. Прочитайте стихи М. Танича к песне про дружбу. Определите главную мысль. Объясните орфограммы в выделенных словах.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Запишите один из куплетов по памяти.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Составьтеи запишите по два-три предложения к каждому рисунку. Какие предложения по цели высказывания вы использовали: повествовательные, вопросительные, побудительные?
— А где же ваша рыба? Ведь вы с рыбалки идете.
— Природа дарит нам не только несметные богатства, кормит и одевает нас, но и радует глаз необыкновенной красотой, с которой не сравнится ни одно изобретение человека. Берегите природу!
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Тема: Речь и её виды.
Цель нашего урока – сформировать представление о речевом этикете
В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях: когда слушаем учителя на уроке, отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, когда слушаем радио, например, когда пишем письмо или читаем книгу. Всё это общение.
Кажется, что нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. И незачем специально учиться этому. Однако это не так. В разных случаях люди говорят по-разному.
Вы постоянно оказываетесь в разных обстоятельствах: то вы пассажир автобуса, то покупатель в магазине, то зритель в театре, болельщик на стадионе, пациент в больнице, а то и просто прохожий. И в каждом случае надо знать, что и как сказать.
Сегодня мы потренируемся в правильном общении в разных жизненных ситуациях и определим правила общения.
Речь может многое сказать о человеке. Чтобы речь была вежливой, люди используют специальные слова, их еще иногда называют «волшебными».
Правила речевого общения называются речевым этикетом.
В основе правил речевого этикета доброжелательность и умение слушать:
Речь красна слушанием
Язык – один, уха – два, раз скажи – два послушай
Нажмите на слово, чтобы узнать его историю.
Спасибо. Раньше, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!». Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Не стоит забывать говорить спасибо. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Пожалуйста. Издавна слово «жаловать» означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое родственное слово – «пожаловать», т.е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Извините. Если кто-нибудь случайно причинил кому-то огорчение или неудобство, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!» т.е. «снимите с меня вину».
Здравствуйте. Фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю» у военных, повелось с древних времён и считалось жестом уважения и приветствия.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Найдите другие высказывания о русском языке.
Для этого вы можете воспользоваться сайтом: http://gramota.ru/class/citations/
Начните искать и записывать дома интересные высказывания о языке.
Задание 1. Разделите слова на две группы:
Слова: Правильная, бедная, сбивчивая, разборчивая, свободная, безграмотная, приятная, понятная, обдуманная, неразборчивая, культурная, невнятная, торопливая, грамотная.
Речь образованного человека
Речь, которую надо исправить
Задание 2. Распределите вежливые слова по трем группам:
Слова: Здравствуйте! Привет! Добрый день! Спасибо! Благодарю! До свидания! До встречи! Прощай!
Задание 3. Какие слова извинения вы знаете? Напишите 2 слова.
Задание 4. Выделите орфограммы и поставьте ударение в слове
Задание 5. Вставьте пропущенные запятые:
Перезвоните пожалуйста через несколько минут
Передай мне пожалуйста соль
Пожалуйста оплатите проезд!
Задание 6. Соедините пары слов, одинаковые по значению, но использующиеся с разными собеседниками.
Здравствуйте! Привет! Пока! До свидания! Извини! Извините! Пожалуйста!
Задание 7 Разгадайте кроссворд
Когда услышит … день!
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Тема: Виды речи. Речь и её назначение.
Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.
Язык нужен людям для:
Речь бывает устная и письменная.
Особенности устной речи:
Для устной речи важно:
Особенности письменной речи:
Больше времени для построения высказывания.
Правила письменной речи:
Давайте вспомним, что значит хорошая речь.
Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)
От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)
Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.
Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Перед вами громадина – русский язык! Наслаждение зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Интересные факты о русском языке:
Слова «речь» и «язык» имеют несколько значений. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре.
Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?
Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:
Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:
Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре
Задание 5. Как правильно сказать?
Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.
Задание 7. У слова «речь» несколько значений. В каком значении слово «речь» использовано в предложениях? Соотнесите предложения и значения.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?
Задание 8. Слово “язык” многозначное. В каком значении слово «язык» использовано в диалоге из рассказа М. Горького?
– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:
Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:
Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.
1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.
2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.
4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.
Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Что в русском языке вызывает восхищение автора?
Напишите ответ на это вопрос.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …
небу, низкие, по, тучи, ползли.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …
в, плавали, жёлтые, лужах, листья
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 64 «Язык и речь»
На уроке ты вспомнишь:
Основные термины и понятия:
Язык – средство общения.
Речь – способность человека говорить, выражать свои мысли с помощью слов.
Речь бывает устной и письменной.
Основная и дополнительная литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
Рабочие тетради (Русский язык)
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2014.
Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем о языке и речи.
Язык возник очень давно, поскольку людям необходимо было общаться между собой.
С помощью языка люди разговаривают, делятся чувствами и даже думают и познают мир.
Язык – средство общения.
Язык – многозначное слово, то есть оно имеет несколько значений.
Язык – средство общения, способность говорить и выражать свои мысли.
Язык – предмет изучения или преподавания. Например, мы изучаем русский язык, английский язык французский язык.
Язык – мышечный орган в полости рта.
Чем же отличается язык от речи?
Речь – способность человека говорить, выражать слови мысли с помощью слов.
Речь бывает устной и письменной.
Устная речь – та речь, которую мы слушаем и говорим.
Письменная речь – речь, которую мы читаем или пишем.
Также существует внутренняя речь. Её еще называют – речь про себя.
Не стоит забывать о том, что устная речь может быть монологом (высказываем одного человека) и диалогом (беседой).
А как вы понимаете выражения «хорошая речь» и «плохая речь»?
Неужели просто знание слов русского языка – мало для общения?
Несомненно, речь человека должна быть логичной, грамотной и выразительной.
Хорошую речь приятно слушать.
Как Вы думаете, Ваша речь хорошая?
Не забывайте и словах вежливости – вечных спутников хорошей речи.
Вспомним! Какие Вы знаете слова вежливости? Слова приветствия:
Эти слова всегда показывают то, что Вы – воспитанный человек, а также Ваше уважение к собеседнику.
Посмотрите на пословицы. Как вы их понимаете?
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Эта пословица говорит о том, что можно целый день слушать речь человека, но если она плохая и неинтересная, то и слушать нечего, потому что речь – пустая.
Какова голова, такова и речь.
Эта пословица говорит о том, что речь человека показывает умный он или глупый.
Прочитайте. Как Вы понимаете смысл высказывания?
Почему русский язык надо беречь? Почему И.С. Тургенев называет язык кладом, достоянием, орудием?
Соедини начало пословицы и конец. Объясни их смысл.
Спиши текст без ошибок. Из какой сказки эти строки? Как Вы думаете, это красивая речь? Почему?
Ветир по марю гуляет
И караблик падгоняет;
Он бижит себе в волнах
На поднятых порусах
Мимо острова крутово,
Мимо города бальшого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Текст вопроса: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Из какой былины этот отрывок? Как характеризует речь Илью?
— Отпустите м..ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служ..ть Руси р..дной верой-правд..й, береч.. землю Ру. кую от недругов-ворогов.
Текст вопроса: Расставь знаки препинания. Спиши текст.
Язык –наш помощник язык – средство общения между людьми. Все языки состоят из слов со временем слова устаревают и на их место приходят новые, более современные очень важно хорошо знать свой родной язык, потому что это наследие нашей культуры во всем мире люди говорят на разных языках чтобы понимать друг друга люди изучают иностранные языки они путешествуют в разные страны и познают их культуру это очень интересно.