Что такое речевой этикет 7 класс родной язык
Доклад-сообщение «Речевой этикет»
окружающий мир, филология
Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.
Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.
Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.
Функции речевого этикета
Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:
История
Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.
Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.
Особенно популярны правила речевого поведения были у знати в XVII-XIX веках. После Октябрьской Революции универсальным вежливым обращением стали «товарищ» и «гражданин». До революции употребляли слова барин, барышня, государь. За границей популярны были слова сэр, милорд. Сейчас в уважительной форме принято говорить мисс, миссис, мистер, доктор и пр.
Сейчас в России и странах СНГ нет особых обращений. К незнакомым людям принято обращаться на «вы», «молодой человек», «девушка», «женщина», «мужчина».
Правила
Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.
Вот самые простые правила речевого этикета:
Урок русского языка на тему «Речевой этикет» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Речевой этикет.
— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
— развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
— умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
— овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
— развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
— умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слов.
— составление выступления по теме урока.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция.
Оборудование: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012 (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская и др.).
высказывания о русском языке, толковый словарь С. Ожегова, словарь синонимов, презентация
III . Определение темы урока, целей, задач (совместно с учащимися).
— стр.12 (орфографический практикум)
-стр.12 теоретический материал (запись в тетради определений)
— работа с текстом упр.19 (упражнение-наблюдение по теме урока)
— стр.13 Этикетные слова и выражения (запись теории)
При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, «буераком путь», «ни пуха ни пера» и т.д. Сейчас напутствия упростились: «До свидания», «Всего хорошего», «Прощайте», «Желаю вам хорошей дороги», Будьте здоровы».
Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он одолжил вам карандаш; 2) маму за то, что она испекла ваш любимый пирог; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти улицу, которую вы ищете.
Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.
Существуют и другие этикетные формулы речевого общения:
Формулы вежливого отказа.
-Задания в малых группах:
1.Составьте словесный портрет приятного собеседника.
2.Попробуйте нарисовать или записать в тетради антирекламу качеств, препятствующих приятному общению.
3.Запишите в тетрадь те этикетные формулы, которыми вы пользуетесь в жизни. Подумайте, всегда ли вы правильно их используете (учитывайте речевую ситуацию).
4.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти на улицу Садовую. Как вы обратитесь с просьбой помочь вам найти нужную улицу к прохожему?
5. Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации.
I. – Как дела? – спросил я.
Я хотел повернуться и уйти, но Ленька, виновато улыбнувшись, сказал:
– Не обижайся, это просто так выскочило. Дела мои нормальные.
II. – Ну, Ванюша, прощай! – Я протянул руку мальчику.
– Не прощай, а до свидания! – строго поправил он, сунув мне крохотную узенькую ладошку и одарив меня взглядом исподлобья.
Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимо для взаимопонимания между людьми.
V . Выполнение повторительно-закрепительных заданий.
— стр.13, упр.200 (ком-но)
— Что нового вы узнали о формах приветствия? Какими формами пользуетесь чаще всего?
VII . Объяснение домашнего задания
Урок русского родного языка в 7 классе «Речевой этикет»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок культуры речи «Речевой этикет». 7-й класс
Ø Познавательная : познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации
Ø Развивающая : развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Ø Воспитательная : повышение уровня речевой культуры.
Ø рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
Ø научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;
Ø познакомить с историей развития русского речевого этикета
Ø научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
Ø развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
Ø научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
Ø воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
Ø внимательно относиться к своей и чужой речи.
Ø Тип урока : урок-общение.
Методы работы : опрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, с ПК.
– Скажите, а что такое этикет?
***Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» – говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).
Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.
***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. ( Сент-Экзюпери )
Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?
Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком неотзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. (Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)
***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость» – говорил Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.
3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
Любое обращение к кому-либо может не только состоять из определённых слов, но и быть окрашено эмоциями, чувствами, настроением. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них с собеседником устанавливаются хорошие отношения, а в другом случае плохие, которые могут привести к ссоре. Конечно, это зависит от того, с каким настроением, с какими эмоциями были сказаны эти слова. И сейчас вы в этом убедитесь.
v Задание классу: (работа с карточками) Я предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание: произнести с разной интонацией выражение «Как ты хорошо сегодня выглядишь». То как вы должны произнести это выражение, написано на ваших карточках.
Класс при этом должен догадаться о ваших чувствах. (Выполнение задания).
1. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (удивлённо)
2. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (с раздражением)
3. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (как комплимент)
4. «Как ты хорошо сегодня выглядишь» (с усмешкой)
Учитель. Спасибо! Как видите, одно и тоже слово можно произнести с разной интонацией. Если оно сопровождается добрыми эмоциями, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к общению с человеком и наоборот.
Ребята, в начале нашей встречи мы сказали, что общаться можно жестами, или руками. А какими бывают наши руки? Могут ли они быть добрыми? А что это значит? А злыми наши руки могут быть? (Ответы ребят)
Для того чтобы ваше общение было приятным и полезным, важно уметь сопровождать свою речь различными жестами и мимикой. Попытайтесь с помощью принятых в русском языке жестов и мимики изобразить различные состояния человека:
1.грусть, плохое настроение.
Учитель. Попробуйте показать добрые руки и злые.
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: « Целую ручки ».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
Приветствие – один из самых важных знаков речевого общения. Со временем они, конечно же, меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю» произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие? (лишь в среде военных)
Когда-то « здравствуй» говорили не только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая» сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так, широко распространенное сейчас « пока!» шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением «So Long», что и значило по-английски – «Пока!
Пламенный привет! Доброго здоровья!
Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)!
Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании!
Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим!
С прибытием! Добро пожаловать!
Салют! Здорово, браток! Легок на помине!
Привет от старых штиблет! Моё почтение!
Хлеб да соль! Рад вас видеть!
Доброе утро! Здравия желаю!
v Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
— *** здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро’во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
— Представление
Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.
— Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.
— Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин.
— Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.
— Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.
— По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.
— Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.
— Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.
— Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).
— В помещении здоровается первым тот, кто входит.
— Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.
Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение словагосударь).
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.
Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово пожалуйста. Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение словагосударь).
В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба. Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику
v Задание классу: пофантазируйте и представьте, как выскажутся в подобной ситуации немцы, итальянцы, испанцы.
Вопрос классу: Скажите, какое, по вашему мнению, слово является одним из самых распространенных в русском языке этикетных слов? (Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог»).
– А в какой жизненной ситуации оно употребляется? (В ситуации благодарности.)
*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»
v – Давайте представим себе любую речевую ситуацию благодарности:
– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.
– Была ситуация благодарности? В какую ситуацию входят три компонента:
***1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит, 3) услуга.
Итак, давайте подведём итоги урока:
Ø Понятна ли была тема урока?
Ø Что нового вы узнали?
Ø Пригодится ли вам в жизни то, о чём вы сегодня узнали на уроке?
Ø Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Да, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения .Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку .
подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме, написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?»
Урок на тему «Речевой этикет», 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Речевой этикет.
Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации
рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником;
познакомить с историей развития русского речевого этикета
научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
внимательно относиться к своей и чужой речи.
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Актуализация опорных знаний учащихся.
-Что называется общением?
-Согласны ли вы с формулой общение=коммуникация».
2. Проверка домашнего задания (3-4 ученика)
3. Орфографическая разминка.
Экзотическое растение, станционный смотритель, командовать парадом, сельскохозяйственная отрасль, кое-кого кое о чем попросить, пятьсот шестьдесят тетрадей, говорить шепотом.
1.Вступительное слово учителя.
Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…
А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь и ее особенности всегда остаются с нами всегда. Именно речь выдает нас.
2. Обращение к эпиграфу.
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
IV . Объявление темы и цели урока.
Наша цель – научиться пользоваться этим «удивительно сильным средством», ведь «Красную речь красно и слушать».
-Какие задачи перед нами стоят?
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с различными этикетными формулами, научимся применять их в любых речевых ситуациях, убедимся в необходимости поддерживать доброжелательный контакт в разных условиях общения, а также познакомимся с интересными фактами из истории русского речевого этикета.
V . Работа над темой урока.
1. Словарная работа.
-Что же такое этикет?
Само слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – обычай», «характер».
Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.
Вот требования современного этикета. Человек должен обладать :
во-первых, культурой речи , которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов ; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь ;
во-вторых, элементарной вежливостью , которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу ;
в-четвертых, умением управлять своими эмоциями : воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
2. Игра « Угадай слово».
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Слово, которое мы используем каждый день, буквально означает «БУДЬ ЗДОРОВ».
Это этикетное слово произошло от старинного пожелания «СПАСИ БОГ»
Слово, которое буквально означает «ДАРИТЬ ДОБРО». Подсказка: найдите синоним к слову добро.
Это слово мы используем, когда обращаемся с просьбой равно словосочетанию окажи милость.
Рассказал он вот о чем…
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Но представьте! Зря от Вити
Он про внучку говорил:
Я портфель ей подарил,
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Работа по группам. Слайд
Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.
Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите:1) одноклассника за то, что он помог выполнить домашнее задание; 2) маму за то, что она приготовила любимое ваше блюдо; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти дом, который вы ищете.
Попросите у одноклассника карандаш.
Пригласите одноклассников в кино.
Вы заблудились в незнакомом вам городе, а вам нужно найти, например, улицу Ленина. Как вы обратитесь с просьбой к прохожему?
Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?
Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать!
Пойдем сегодня на дискотеку!
Ольга Николаевна, спросите меня сегодня на уроке. Ладно?
Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!
Олег, позвони мне вечером.
Комплименты. Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.
Задание: по цепочке сделать друг другу комплимент.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
1.Подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме.
2.Написать мини-сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет».