Что такое речевой звук

Речевой звук

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Наука о звуках речи называется фонетикой.

В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны: тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти же все глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам.

В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:

Содержание

Акустическая классификация звуков речи

Спектр речевого звука можно разложить на тоновую (периодическую) и шумовую (непериодическую) составляющие. Тоновые звуки образуются при участии голосовых связок, шумовые — препятствиями в полости рта. По наличию этих составляющих можно провести первую классификацию речевых звуков:

Более тонкий анализ спектра (в том числе принимающий во внимание поведение спектра во времени) позволяет следующую классификацию звуков [1] :

Физиологическая классификация звуков речи

Звуки речи человека генерируются, как правило, артикуляционным аппаратом. В общем его математическую модель можно представить в виде возбуждающих генераторов тонового и белого шума и группы фильтров, модуляторов и ключей (рот, нос, язык, губы), обеспечивающих фильтрацию и формирование определённого ощущения звука. Речевой аппарат человека при генерации речи использует следующие физические принципы для получения различных типов звуков:

Источник

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки»

Что такое речевой звук. Смотреть фото Что такое речевой звук. Смотреть картинку Что такое речевой звук. Картинка про Что такое речевой звук. Фото Что такое речевой звук Елена Мусягина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки»

Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук».

• Сформировать понятие «звук».

• Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.

• Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку.

• Развивать пространственные представления.

• Развивать логическое мышление.

Демонстрационный материал: музыкальные инструменты, предметные картинки.

Раздаточный материал: карандаши, карточки, звуковые линейки.

Словарь: звук, согласный звук, гласный звук.

1. Организационный момент.

Д/упражнение «Узнай музыкальный инструмент»

Дети по звуку должны узнать, какой музыкальный инструмент издаёт этот звук.

— Мир полон звуков – живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких… Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.

Б) Д/игра «Кто самый внимательный»

3. Знакомство с гласными звуками.

— Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова – из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь.

— Попробуйте пропеть: ааа, ууу, ооо, эээ.

А – о – у – ы – э – и – гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом.

А) Д/игра «Куда спрятался звук»

Б) Д/упражнение «Назови звуки по порядку»

Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроизводят и называют количество звуков.

— Какие звуки вы услышали и произнесли?

— Как вы определили, что это гласные звуки?

— Какие гласные звуки вы знаете?

Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Знакомство с согласными звуками.

— Среди звуков речи есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко,в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это согласные звуки.

А) Д/игра «Чуткое ухо»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук.

И – К – Т – У – Х – О – А – Г – Ы – Э – О – И – Г – Э – Ы – Х – А – И – У – Э – Г – У – К – А – Х – И – Ы – О

Б) Д/игра «Дежурный звонок».

Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук Д.

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, Х, К, Г, З, Д, Ш, К, М, Х, Д, Г, К. л, Ф, Х, Ц, Д, Г, К.

6. Работа с карточками.

7. Итог занятия.

— Что такое «звук»?

— Какие звуки мы научились различать?

Что такое речевой звук. Смотреть фото Что такое речевой звук. Смотреть картинку Что такое речевой звук. Картинка про Что такое речевой звук. Фото Что такое речевой звукДидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы» Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Итоговое занятие на сюжетной основе по теме «Гласные звуки и буквы первого ряда» в подготовительной группе детей с ФФНР могут прятаться Тема: «Гласные звуки и буквы» Цель: Развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале изученных гласных первого.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

«Карнавал гласных звуков». Конспект НОД с детьми группы компенсирующей направленности 6–7 лет по теме «Гласные звуки» Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам. Задачи: 1. Закреплять знания о гласных звуках. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н» Тема: Согласные звуки (н, н, буквы Н,н. Цель: • познакомить со звуками (н,н) и буквами Н,н; дать представление о том, что одна буква может.

Стихи про гласные звуки Я работаю на дошкольном логопункте. Для мотивации и интереса к занятиям, придумываю для детей различные стихи и рассказы про звуки, сказки.

Источник

Звуки речи

минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными линейными единицами языка — фонемами. Супрасегментные звуковые средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяжённости — такими, как слог, слово, синтагма.

Способность к членораздельной речи возникает параллельно со способностью к таким мыслительным процессам, которые отличают человека от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. При описании З. р. учитываются их артикуляционные, акустические и перцептивные характеристики (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие речи).

Артикуляционно все З. р. делятся на 2 класса — гласные и согласные, различия между которыми связаны как с ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании (обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкательные движения при артикуляции согласных, размыкательные — при артикуляции гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции согласных, разлитое — при артикуляции гласных). Наиболее существенны различия между гласными и согласными в их роли при образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз или состояний речевого тракта — экскурсии, выдержки и рекурсии, где экскурсия — переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержка — нахождение органов в данном положении, а рекурсия — переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия — экскурсией следующего за ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в безударных слогах), тогда как для согласных отсутствие выдержки — признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).

Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая работа органов речи, создающая определённый акустический эффект. Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной произносительной единицы — слога, в пределах которого этот звук произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет произноситься с обязательным участием губ (их округлением и выпячиванием), а в слогах [sa], [sta] и т. д. — без этого участия. Огублённость [s] — результат активной подготовки артикулирующих органов к произнесению гласного. Возможно и влияние артикуляционных свойств предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t] значительно озвончается на участке, примыкающем к гласному, что объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают» полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.

С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве источников выступают: а) голос; б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различные комбинации источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при произнесении глухих взрывных — только импульсный, при произнесении звонких щелевых — голосовой и турбулентный и т. д. Звук источника видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей, конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и т. д.

Восприятие З. р. — сложная функция слуховой системы, осуществляющей и обнаружение З. р. (выделение их на фоне неречевых звуков), и их опознание. Известно, что опознание гласных и согласных связано с выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения формант на переходном участке спектра следующего гласного, полезным признаком сонанта [l] — лишь его меньшая интенсивность по сравнению с соседним гласным.

Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не столько на его артикуляторных, акустических или перцептивных характеристиках, сколько на той фонологической организации, которая свойственна языку (см. Сегментация).

Источник

звук речи

Смотреть что такое «звук речи» в других словарях:

звук речи — ▲ звук ↑ элементарный, речь хиатус. редукция. редуцированный. кинема. призвук. экспираторный. ↓ артикуляция. артикуляционный. фоноскоп. фонетика наука об акустических свойствах звуков человеческой речи … Идеографический словарь русского языка

звук речи — Элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук … Словарь лингвистических терминов

ЗВУК РЕЧИ — наименьший элемент речи, который, как правило, в изолированном виде не существует, за исключением нескольких союзов и междометий. В словах, являющихся наименьшими смысловыми единицами речи, звуки связаны между собой в слоги, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Звук речевой — Звук речевой, звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы). Наука о звуках речи называется фонетикой … Википедия

ЗВУК — ЗВУК, распространяющиеся в виде волн колебательные движения материальной среды; такого рода движения, достигая уха, создают внем раздражение.являющееся причиной слухового ощущения (см. также Акустика). Чтобы в среде мог возникнуть 3., в ней… … Большая медицинская энциклопедия

ЗВУК — в широком смысле колебательное движение ч ц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или тв. средах то же, что упругие волны;, в узком смысле явление, субъективно воспринимаемое органом слуха человека и животных.… … Физическая энциклопедия

ЗВУК И АКУСТИКА — Звук это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение… … Энциклопедия Кольера

звук — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? звука, чему? звуку, (вижу) что? звук, чем? звуком, о чём? о звуке; мн. что? звуки, (нет) чего? звуков, чему? звукам, (вижу) что? звуки, чем? звуками, о чём? о звуках 1. Звук это физическое… … Толковый словарь Дмитриева

ЗВУК — ЗВУК, звука, муж. 1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). || всё порождаемое движением, колебанием чего нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки… … Толковый словарь Ушакова

звук — а; мн. звуки, ов; м. 1. Воспринимаемое органами слуха ощущение, которое вызывается определёнными колебательными движениями частиц окружающей среды; то, что мы воспринимаем, слышим ушами. Звуки голоса. З. выстрела. Прислушаться к звукам. Запись… … Энциклопедический словарь

Источник

Что такое речевой звук

Автор: Лысенко Евгения Николаевна

Организация: МАДОУ «ДС №40 г. Челябинска»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Тип занятия: фронтальное (фронтально-подгрупповое)

Общая продолжительность: 20 – 25 минут.

Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная.

Форма организации: подгрупповая и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной деятельности.

Оборудование: музыкальные инструменты (колокольчик, маракасы, тамбурин), звучащие предметы (свисток, ключи, комок бумаги), аудиозаписи «Голоса животных».

Демонстрационный материал: набор картинок для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Методы и приёмы обучения:

Ход занятия

Улыбнитесь так, чтобы было видно верхние и нижние зубы. Зубы стоят друг на друге, как заборчик.

Вытяните сомкнутые губы вперед трубочкой.

Рот широко откройте, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Улыбнитесь. Приоткройте рот. Положите широкий язык на нижнюю губу.

Улыбнитесь, закусите язык зубами. «Протаскивайте» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.

Логопед достает по очереди музыкальные инструменты (колокольчик, маракасы, тамбурин), звучащие предметы (свисток, ключи, комок бумаги).

Сейчас мы с вами в этом убедимся. Логопед включает аудиозаписи «Голоса животных»

(мычала, каркала, мяукала, лаяла, ржала; фыркал, ворковал, рычал).

С музыкальными инструментами:

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *