Что такое речевые действия в русском языке 3
Какие действия можно назвать речевыми
Ответ или решение 2
В русском языке существует понятие речевых действий. Их главным признаком является тесная взаимосвязь с речью. Она заключается в выражении мыслей, суждений, высказывании собственного мнения и так далее.
Речевые действия
Такие действия непосредственно связаны с воспроизведением информации. Она может быть выражена в устном или текстовом варианте. Конкретные речевые действия следует указать более подробно:
Таким образом, можно выделить три основных типа речевых действий. Это «говорить, писать, читать». Такие действия прямо считаются речевыми и относятся к ним безусловно.
Слушать, беседовать
Нередко указывается, что «слушать, беседовать» являются речевыми действиями. Однако к таким утверждениям следует относиться критически. Так, «беседовать» представляет собой разновидность действия «говорить». Ведь «говорить» включает в себя и «беседовать». Такие действия заключаются в общении с собеседниками. А «говорить» можно в виде монолога. Поэтому, понятие «говорить» охватывает понятие «беседовать».
Действие «слушать» также охватывается действием «говорить». Ведь собеседник неизбежно случает говорящего. Поэтому, необходимости в выделении в отдельные речевые действия «слушать, беседовать», нет.
Если тема касается устной речи, то к речевым действиям можно отнести: разглагольствовать, сетовать, беседовать, говорить, дискуссировать, интервьюировать, кричать, петь, сказать, шептать, выкрикивать, сообщать, заявлять и т.п.
Если затрагивается письменная речь, то: писать, печатать, набирать (текст) и т.д.
Некоторые относят к речевым действиям – думать, мыслить, но данные слова относятся к мыслительной группе.
Речевое действие
Смотреть что такое «Речевое действие» в других словарях:
РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ — РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Действие, составляющее элемент речевой деятельности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
речевое действие — действие, составляющее элемент реневой деятельности … Толковый переводоведческий словарь
Речевое действие или внутриречевое действие — (speech act and illocutionnary act) – любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, приветствие, просьба, согласие, проклятие) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ или ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ — (speech act and illocutionnary act) любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, проклятие). Связанный особенно с философами Дж. Остином и Дж. Сирлем, анализ таких внутриречевых действий (и перлокутионарных… … Большой толковый социологический словарь
Речевой акт (речевое действие, речевой поступок) — элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит… … Педагогическое речеведение
РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ. То же, что коммуникативное умение. Способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков (см. речевой навык) и приобретенных знаний. Р. у.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
действие коммуникативное — ДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ (от лат. communicare делать общим, связывать; общаться) форма обмена информацией, интеракция deductio, социальная перцепция. Коммуникативным является действие, осуществляемое в релевантной знаковой системе,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Действие речевое — осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по свей функции: сообщение чего либо другому или себе … Словарь-справочник по педагогической психологии
Действие речевое — осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по свей функции: сообщение чего либо другому или себе … Словарь по педагогической психологии
Что такое речевые действия, примеры глаголов?
Речевым действием называют любое социальное действие, которое выполняется на основе произнесения. Данное определение взято из Энциклопедического словаря психологии и педагогики.
Примеры глаголов: стонать, беседовать, говорить, просить.
Виды речевой деятельности
Имя иранского целителя Бабака Джафарипура стало известно благодаря Ирине Винер, которая сама лечилась у него.
9 апреля 2017 года вышла программа о нем «Новые русские сенсации», после которой резко возрос интерес к этому необычному человеку.
Анастасия Волочкова
известный в строительном бизнесе Артур Максидов:
Лидия Федосеева-Шукшина:
Известный певец Сергей Жуков:
Комок, снежок, уголок, малышок, листок, волосок, петушок, голосок, колосок, цветок, кружок, башмачок, теремок, мирок, дымок, корешок, лоскуток, старичок, дубок, дружок, грибок, медок, мелок, пиджачок.
Для начала хорошо сами разбиритесь с ними, прочитайте как написано в учебниках. Придется, конечно, потратить время. Затем уже на более доступном языке постарайтесь всё объяснить ребенку.
Глухарь, как камень, с громким стуком упал с ветки в заросли.
Глухарь камнем упал с ветки в заросли.
Обычно такое завуалированное сравнение не выделяется запятой. Оно широко используется в художественной литературе как средство для воссоздания образной картины, для усиления воздействия на читателя.
Примеры творительного сравнения в художественной литературе.
Замечательно, образно и зримо пишет о природе родного края русский писатель К. Паустовский:
Мастерски использует в своем творчестве наряду со сравнительным оборотом творительный сравнения писатель Ю. Яковлев:
А вот как художественно описывает писатель Юрий Нагибин с помощью сравнения и творительного сравнения мощный дуб, растущий в лесу:
Дональд Трамп не тот мужчина, который держит свое слово. И весь мир, точнее, та часть его, которая следит за его деятельностью, уже имела не одну возможность в этом убедиться. Он не выполнил ни один пункт из своей довольно красивой предвыборной программы.
Позорище вообще этой стране, у которой не из кого выбрать достойного президента.
Понятие о речевой деятельности. Речевые действия
Понятие речевой деятельности
Речевая деятельность – лишь один из видов деятельности людей и, значит, обладает чертами, общими с другими видами деятельности.
В самом общем виде понятие деятельности можно определить как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Следовательно, деятельность человека характеризуется осознанностью, как писал Алексей Никол. Леонтьев, регулируется психическим отражением реальности, т.е. человек должен воспринять что-то, представить, понять, удержать и воспроизвести в памяти.
Речевая деятельность психологически организована так же, как любая другая деятельность. Вместе с тем она обладает и собственными чертами. Рассмотрим специфические черты речевой деятельности.
1) РД включена в неречевую деятельность. Она развертывается ради нее и в этом отношении занимает подчиненное положение. Люди говорят друг с другом, чтобы скоординировать свои действия, чтобы изменить положение дел или свое состояние (состояние собеседника), получить информацию, недостающую для совершения каких-то действий или понимания чего-нибудь. Иногда, правда, люди уточняют смысл собственно высказывания, но и такие уточнения имеют своей конечной целью координацию внеречевых действий.
2) РД детерминирована внеречевой деятельностью. 3) РД сама по себе предстает как деятельность. Теперь остановимся подробнее на 2 черте РД.
В чем конкретно это проявляется детерминированность РД внеречевой деятельностью?
Во-первых, внеречевая деятельность детерминирует содержание и способы речевого общения: а) содержание речи направлено на совместную деятельность людей, а б) способ – это отбор языковых знаков и построение речевых высказываний, которые бы отвечали целям взаимодействия.
Во-вторых, это проявляется в том, что речь обусловлена общностью знаний о мире, общностью социального опыта (вспомните старика Хаттабыча), знанием языка, умением соотносить языковые единицы с реальным миром.
В-третьих, речевая деятельность детерминирова определенной коммуникативной ситуацией. Каждый говорящий осмысливает ее в рамках своего жизненного опыта и в соответствии с этим выстраивает общение.
3) Речевая деятельность сама по себе предстает как деятельность.
Иначе говоря, любое высказывание представляет собой продукт сложных действий говорящего человека.
1 и 2. Рассмотрим действия говорящего. Речевые действия побуждаются определенным мотивом, преследуют некоторую цель.
3. В сознании в связи с этим возникает замысел, который разворачивается в виде программы, или плана. Чтобы речевые действия могли совершиться, должны быть соблюдены прежде всего 2 условия: 1) собеседники должны быть готовы к участию в данном действии, т.е. у них должны быть общие интересы и 2) собеседники должны быть способны к восприятию средств и способов речевого воздействия.
4. Итак, собеседники должны располагать средствами для совершения Действий. Ими могут быть как языковые знаки, так и неязыковые.
5. Говорящий человек организует эти средства в соответствии с планом (программой), совершает тем самым определенные действия, т.е. подготавливает высказывание.
6 и 7. Затем осуществляет действия и контролирует результат, т.е. сличает свое высказывание с тем образом, который сформировался на этапе планирования. Рассмотрим действия слушателя.
Собеседник также является активным субъектом, он воспринимает речь и стремится понять мотивы и цели говорящего, совершая при этом сложные операции по извлечению смысла из материально воспринятых знаков (устных или письменных). При этом существенно, что он обладает своим опытом, в определенной мере отличном от опыта говорящего, своим психологическим складом, своими конкретными целями и задачами, которые, возможно, отличны от целей и задач говорящего. Поэтому понимание, интерпретация и реакция собеседника также представляют собой сложную речемыслительную деятельность.
Результатом взаимодействия собеседников может быть:
1) готовность к совершению неречевого действия, которое предполагается говорящим, или отказ от такой него;
2) ответное речевое действие (вербальное или невербальное).
Ответную реакцию воспринимает и осознает говорящий. И это побуждает его к ответным действиям.
2. Речевые действия.
Речевая деятельность, как и любая другая, реализуется в определенных действиях. Речевые действия обладают своей спецификой. Они могут быть систематизированы с учетом разных признаков.
1) По форме реализации: а) письменные (чтение, письмо), б) устные (говорение, слушание, или аудирование).
2) По характеру направленности действия: а) перцептивный (слушание, чтение), б) продуктивный (говорение, письмо), в) перцептивно-продуктивный (перевод).
Обратите внимание на то, что каждое речевое действие отличается от другого характером сигналов и механизмами кодирования-декодирования информации, или, иначе говоря, операциями, которые человек совершает со знаками. Какие же операции со знаками мы совершаем?
1) Воспринимаем знаки.
2) Производим сжатие информации в некоторые семантические блоки.
3) Интерпретируем высказывания в соответствии со своим опытом.
4) Соотносим знаки с действительностью, реальным положением дел.
5) Выражаем смысл явно (эксплицитно) или создаем подтекст (имплицитно). 6) Установлением возможные и допустимые соотношения между знаками одного языка или при переводе и между знаками разных языков и т.д.
Таким образом, собственно речевое действие представляет собой сложный многоуровневый процесс. «На поверхность» выходит лишь некоторая его часть и проявляется в виде организованного с помощью языковых знаков сообщения. О внутренних этапах действий говорящих можно судить по их внешним проявлениям, но сами они скрыты от непосредственного наблюдения и могут быть познаны лишь при соблюдении определенных процедур исследования.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.
Речевой акт (речевое действие, речевой поступок)
Речевой акт (речевое действие, речевой поступок)
некоторого действия, поступка. Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином перформативами. В дальнейшем возникло предположение, что некое действие (поступок) совершается говорящим при произнесении любого высказывания.
X. Грайс (1975) предложил следующее (общепринятое теперь) описание структуры Р. а. При осуществлении Р. а. говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), производит действия четырех различных типов:
2) пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т. е. осуществляет пропозицию),
1) произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности;
2) выражает соответствующую пропозицию;
4) добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения) (перлокутивное действие).
Приведем типологию Р. а. по Дж. Серлу (1969 и след.):
1) репрезентативы (представляющие положение дел, описывающие действительность); высказывания, реализующие такие Р. а., могут оцениваться как истинные и неистинные;
2) директивы (служащие побуждениями к совершению некоторого поступка): приказ, просьба и пр.;
3) комиссивы (возлагающие на говорящего определенные обязательства): обещание и пр.;
Есть и специальный тип Р. а., используемых в целях регуляции дискурса, оповещения участников общения о его ходе, а также о том, какова цель говорящего в данном фрагменте дискурса (какой именно иллокутивный акт он совершает): Я не прошу, а требую! и пр. (информативы, по Серлу).