Что такое реестр рисков
Что такое реестр рисков
ГОСТ Р 51901.22-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Risk management. Risk register. Principles of development
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 «Менеджмент риска»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
Введение
Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. В реестр риска обычно включают основные виды опасностей, применяемые методы оценки и снижения риска и мероприятия по предупреждению, снижению и обработке риска. При разработке реестра риска необходимо учитывать соответствующие законодательные и обязательные требования, а также иную доступную информацию о видах опасности и риске их возникновения. Однако составление реестра риска, особенно при наличии большого количества источников опасности, требует больших усилий, затрат времени, финансовых средств, а также накопления необходимого объема информации.
Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.
1 Область применения
В настоящем стандарте установлены правила построения реестра риска. Общие принципы разработки и ведения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Реестр риска является одним из способов представления информации о риске. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
Реестр риска может применяться как элемент системы менеджмента риска или самостоятельно. В системе менеджмента риска реестр риска не является обязательным элементом, могут быть использованы другие способы представления информации о риске.
Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий, а также для ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление и оценку риска, оценку эффективности менеджмента риска организации.
Реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях сопоставлять данные о риске и применять апробированные методы предупреждения опасных событий и инцидентов и реагирования на них.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска
Действует ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска».
ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 51901.21 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения
ГОСТ Р 51901.23 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.
3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.
3.4 менеджер по риску (risk manager): Специалист по идентификации, оценке, анализу, обработке, мониторингу риска, а также другим видам деятельности в области менеджмента риска организации.
4 Порядок разработки реестра риска организации
4.1 Общие положения
Основные цели разработки реестра риска, его место в системе менеджмента риска, преимущества и недостатки реестра риска, а также основные этапы разработки установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Реестр риска должен содержать данные по идентификации опасных событий и оценке их риска, а также данные о возможных последствиях воздействия этих опасных событий на деятельность организации в стоимостном и материальном выражении. В реестр риска включают также оценку выполнения мероприятий по обработке риска. Типовая форма реестра риска приведена в таблице 1. В зависимости от особенностей организации форма и содержание реестра риска могут быть изменены или дополнены. Форма реестра риска должна быть утверждена высшим руководством организации.
Составление реестра риска начинают с определения области применения реестра риска, и в частности с определения объектов реестра риска. Объектами реестра риска могут быть:
— организация в целом, ее структурное подразделение или его часть;
— продукция, услуга, процесс или вид деятельности;
— персонал или отдельные работники.
Общие требования к определению области применения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.
Распределение ответственности за разработку и ведение реестра риска должно соответствовать этапам менеджмента риска, поскольку внесение информации в реестр риска и ее корректировку следует выполнять после завершения каждого этапа менеджмента риска.
При внесении в реестр риска количественных данных следует (по возможности) указывать соответствующую им неопределенность.
Основные элементы реестра риска соответствуют этапам менеджмента риска, описанным в 4.2-4.6.
Идентификация опасных событий
Индии-
видуа-
льный инден-
тификатор опасного события
Крат-
кое наиме-
нование опас-
ного собы-
тия и его описа-
ние
Этап жизнен-
ного цикла проду-
кции (услуги), на котором может возник-
нуть опасное событие
Причина опасного события
Возможные воздействия и последствия опасных событий на деятельность организации
Преду-
преждающие средства контроля и методы управ-
ления
Средства контроля и методы управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие
и восста-
новлению деятель-
ности
Уровень приме-
няемых предупре-
ждающих средств контроля и методов управ-
ления
Уровень применя-
емых средств контроля и методов управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие и восстано-
влению деятель-
ности
Источ-
ники данных и предпо-
ложения, использ-
уемые при оценке риска
Метод оценки и анализа риска
Оценка последствий (ущерба) при реализации опасного события
Вероят-
ность опасного события
Резуль-
тат количест-
венной оценки риска
Уровень неоп-
реде-
ленно-
сти оценки риска
Объект воздей-
ствия опас-
ного события
Описа-
ние воздей-
ствия опас-
ного события
Управление рисками: модель процесса и компетенций
Дмитрий Могилко
Асессор по модели EFQM
Партнёр ГК «Современные технологии управления» ()
Каковы критерии оценки рисков, функции риск-менеджмента и компетенции по управлению рисками, требования и рекомендации стандартов по управлению рисками? Какие возможности для унифицикации сведений о параметрах риска есть в системе Business Studio? На эти вопросы отвечает автор. Также в статье представлен обзор функций и необходимых компетенций для управления рисками, модель процесса управления рисками и структура паспорта риска.
Глобализация конкуренции, сокращение цикла производства продукции, повышение требований к гибкости производства для удовлетворения персональных предпочтений потребителей и выпуск продукции под заказ — все эти тенденции обусловливают повышение неопределенности организационной среды и необходимость формирования риск-ориентированного мышления, что отражено в ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [1]. При этом отмечается, что повышение результативности системы менеджмента качества (СМК) предполагает необходимость выполнения предупреждающих действий на основе планирования, анализа и улучшения деятельности, связанной с рисками и возможностями.
Риск-менеджмент становится частью процесса принятия управленческих решений в условиях неопределенности [2], поэтому для повышения результативности и эффективности таких решений необходимо углублять знания и совершенствовать деловые качества в области управления рисками. Для обобщения сведений о принципах и подходах управления рисками, представленных в большом количестве стандартов, автор предлагает использовать модель в виде семантической сети, которая отражает структуру основных понятий этой предметной области (рис. 1).
Рис. 1. Структура основных понятий риск-менеджмента
Представленная модель построена на основе следующей логики.
В качестве средства визуализации результатов идентификации опасных событий может быть использована диаграмма «галстук-бабочка» (рис. 2) [8], включающая:
Рис. 2. Диаграмма «галстук-бабочка»
Опасные события, их источники и возможные последствия вносятся в реестр риска организации, являющийся формой записи сведений об идентифицированном риске [7]. Реестр риска может быть разработан в полном [6] или сокращенном [7] (табл. 1) варианте в зависимости от размера и сферы деятельности организации.
Для качественной (балльной) оценки уровня риска могут быть использованы следующие шкалы [7]:
Примечание: объекты воздействия опасного события приведены для примера.
Оценка вероятности, % | Качественная оценка вероятности, баллы |
---|---|
Очень высокая — 81–100 | Очень высокая — 5 |
Высокая — 61–80 | Высокая — 4 |
Средняя — 21–60 | Средняя — 3 |
Низкая — 1–20 | Низкая — 2 |
Очень низкая — менее 1 | Очень низкая — 1 |
Результирующая оценка значимости риска может быть представлена с помощью матрицы риска (табл. 4), при этом его уровень рассчитывается как произведение последствий (I) на вероятность (L).
Качественная оценка вероятности опасного события | Последствия | ||||
---|---|---|---|---|---|
Малозначительные (1) | Небольшие (2) | Умеренные (3) | Значительные (4) | Катастрофические (5) | |
Очень низкая (1) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Низкая (2) | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
Средняя (3) | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 |
Высокая (4) | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Очень высокая (5) | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Следующий этап управления риском — оценивание, т. е. ответ на вопрос, являются ли риск и/или его величина приемлемыми или допустимыми (на основе сравнения результатов анализа риска с установленными критериями). Сравнительная оценка риска включает:
По результатам анализа определяется уровень риска в следующих интервалах:
После оценки риска наступает этап его обработки / модификации посредством:
Обработка риска включает следующие этапы:
Завершающим этапом процесса менеджмента риска является мониторинг ключевых индикаторов риска. Ключевые индикаторы риска должны:
Менеджмент риска поддерживается инфраструктурой, обеспечивающей основу и организационные меры для его разработки, внедрения, мониторинга, пересмотра и постоянного улучшения. При разработке инфраструктуры менеджмента риска устанавливаются ответственность, полномочия и соответствующие компетенции.
Основная роль в процессе управления риском принадлежит менеджеру по риску, который должен принимать активное участие на этапах идентификации, оценки и обработки риска, а также:
Компетенции менеджеров по риску основываются на знаниях, навыках и деловых качествах, приобретенных во время учебы и в процессе работы. Основные требования к знаниям и умениям менеджеров по риску относительно использования реестра риска включают:
Основные требования к навыкам менеджеров по риску включают способности:
Оценка риска осуществляется группой, включающей следующие роли:
Текстовое формализованное описание процесса менеджмента риска приведено в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–2010 [10] и включает следующие параметры:
В качестве графического описания процесса менеджмента риска автор предлагает IDEF0-модель (рис. 3).
Рис. 3. IDEF0-модель процесса менеджмента риска
Для развития компетенций участников менеджмента риска автор представляет параметрическую модель в форме паспорта риска (табл. 5), содержащую требования и рекомендации стандартов в области управления рисками.
Табл. 5 включает набор основных параметров риска, однако для конкретных случаев этот перечень может быть модифицирован исходя из потребностей заинтересованных сторон, среды организации и уровня компетентности участников.
№ | Параметр | Требования и рекомендации |
---|---|---|
1 |