Что такое рефлекс в фотографии
Рефлекс (фотография)
Рефле́кс (лат. reflexus — прил. отражённый, сущ. отражение) — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Термин «рефлекс» используется в оптике и изобразительном искусстве (в живописи, графике и фотографии). Он применяется как к самой натуре, так и к её изображению.
Причиной рефлекса может быть свет, отражающийся от соседних с данным предметом освещённых предметов предметов и свет источников света (например, неба). Отсвет может покрывать всю видимую поверхность предмета или его часть.
Рефлексом может называться и отсвет цвета (цветовой рефлекс), и отсвет света без чётко выраженных цветовых хараткеристик. Пример цветового рефлекса: красная драпировка может дать красноватый рефлекс на поверхности коричневого кувшина, находящегося рядом с ней.
Если отсвет падает на затенённую часть предмета, то он становится элементом светотени. В этом случае рефлекс представляет собой слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов. Передача рефлекса как части светотени важна прежде всего для графики и фотографии.
Точное и тонкое воспроизведение рефлексов является одной из важных художественных задач при создании произведения изобразительного искусства. Воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Рефлекс (фотография)» в других словарях:
Современная верховая езда (книга) — Современная верховая езда и ее основы. Экспериментальные исследования. L Équitation actuelle et ses principes. Recherches expérimentales 3 издание книги, 1895 год … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Дубовской, Николай Никанорович — Николай Дубовской … Википедия
Международный дельфийский комитет — Логотип МДК Международный Дельфийский комитет (МДК) является организацией, проводящей Дельфийские игры[1][2] … Википедия
Международное Дельфийское движение — Логотип МДК Международный Дельфийский комитет (МДК) является организацией, проводящей Дельфийские игры[1][2][3]. Согласно сайту МДК, Международный дельфийский комитет был официально зарегистрирован в 2003 году[4]. Штаб квартира организации… … Википедия
Международный Дельфийский комитет — Логотип МДК Международный Дельфийский комитет (МДК) является организацией, проводящей Дельфийские игры[1][2][3]. Согласно сайту МДК, Международный дельфийский комитет был официально зарегистрирован в 2003 году[4]. Штаб квартира организации… … Википедия
Россолимо, Григорий Иванович — Россолимо, Григорий Иванович … Википедия
ДУРНОВО — Н. Н. Дурново. Фотография. Нач. XX в. Н. Н. Дурново. Фотография. Нач. XX в.Дурново Николай Николаевич (23.10.1876, дер. Парфёнки (Парфёнково) Рузского у. Московской губ. 27.10.1937, близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск), Карелия),… … Православная энциклопедия
Бражкин, Иван Авдеевич — Иван Бражкин Имя при рождении … Википедия
Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии (2008) — Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии играло значительную роль, так как влияло на общественное мнение относительно действий той или иной стороны. Содержание 1 Освещение вооружённого конфликта по странам 1.1 Россия … Википедия
Проблема искажения цвета в фотографии
Вне зависимости от того, знаете вы корректную терминологию или нет, вам наверняка приходилось сталкиваться с проблемой искажения цвета (термин также называют «загрязнением цвета» – прим. переводчика). Говоря простыми словами, это понятие обозначает ситуацию, когда один цвет поддается влиянию другого, расположенного близко к нему.
Например, если вы фотографируете двух друзей, стоящих рядом, у одного из них белая футболка, а у второго – красная, из-за отраженного света на белой футболке скорее всего появится красноватый оттенок.
Обратите внимание на то, как белый шарик для пинг-понга окрасился розовым из-за его непосредственной близости к красной поверхности.
Загрязнение цвета – не специфичный термин из мира фотографии, ведь оно присутствует вокруг нас постоянно, и мы настолько привыкли к нему, что даже не замечаем. Так зачем вообще поднимать эту тему? Причина в том, что искажение цвета зачастую создает неприятный эффект при съемке, особенно, если не знать из-за чего оно возникает.
Мы зачастую можем принять его за проблему с балансом белого или что-то, связанное с цветовым балансом, поскольку этот эффект настолько слаб, что мы даже не пытаемся его исправить. Однако, когда цветовое загрязнение наиболее заметно, нужно предпринимать меры по борьбе с ним.
Представьте, что у вас портретная фотосессия в лесу. Вы окружены зеленью: листья на деревьях, кусты и трава на земле. Дневной свет проходит через ветки и отражается от всего этого, придавая модели нездоровый зеленоватый оттенок. Это не то, что нам нужно. Вспомните, сколько подобных портретов вы видели в черно-белом. Теперь всё начинает приобретать смысл, не так ли?
Могу ли я просто отрегулировать баланс белого?
Баланс белого измеряется в Кельвинах и работает только с определенным спектром цветов, поэтому, как бы вы ни старались, им одним не обойтись, из-за чего так часто и возникает решение в виде перехода к ч/б.
Что еще более важно, загрязнение цвета зачастую является локальной проблемой. Возвращаясь к примеру с футболками, белая получила такой оттенок из-за того, что находится близко к красной. Мы не можем отрегулировать цветовой баланс, не повлияв на изображение целиком. Именно эти факторы делают вопрос цветового загрязнения таким трудным и малозаметным.
Что за «излучательность»?
Слева вы можете видеть, насколько искусственной выглядит трехмерная модель комнаты без излучательности. Справа та же комната выглядит намного реалистичнее благодаря рассеянному и отраженному свету, который придал интерьеру красноватый оттенок. Автор: Hugo Elias. CC BY-SA 3.0.
Странно, меня учили о том, что такое излучательность (она же «энергетическая светимость» или «метод излучательности» – прим. переводчика) еще 20 лет назад, когда я занимался пленочной съемкой, но сейчас это слово почти не ассоциируется с фотографией. На сегодняшний день все намного больше озабочены тем, как свет и цвет взаимодействуют в сгенерированном компьютером мире. Фактически, один из самых крупных шагов в прогрессе трехмерного моделирования – это способность точно симулировать процесс влияния света на один предмет, когда рядом с ним расположен другой.
Не вдаваясь в излишние технические подробности, скажу, что 3D-моделисты обожают излучательность, ведь она придает текстурам и окружающему миру глубину и реализм. Фотографы, в особенности портретные, ненавидят это явление и всеми силами пытаются от него избавиться. Если вам интересно, ознакомьтесь со статьей об излучательности в Википедии, однако, предупрежу заранее: там очень много формул.
Вне зависимости от того, как вы его называете, этот эффект представляет собой самую настоящую проблему, если мы хотим качественно фотографировать людей, машины, одежду и подобные объекты.
Ни одна компания не захочет, чтобы вы сфотографировали их белоснежную машину, а она вышла «чуточку розовой» с одной стороны; то же самое относится к моде. Нужно иметь представление о том, какие цвета мы располагаем рядом.
Цветовое загрязнение в действии
Для примеров ниже я соорудил небольшую инсталляцию, чтобы на деле продемонстрировать процесс цветового искажения. Я купил три шарика: бильярдный, у которого очень блестящая поверхность, теннисный с матовой поверхностью и рельефный шарик для гольфа. Я положил их на белую поверхность, направил одну лампу и менял цветную бумагу за ними, попутно делая фотографии.
Внимательно посмотрите на снимки и обратите внимание на то, как разные поверхности и текстуры поддаются влиянию близлежащего цвета.
Взглянем поближе
Поначалу может показаться, что разницы почти нет, ведь наши глаза привыкли к нормализации цветовых различий, когда дело доходит до смежных тонов, однако, просматривая последовательность, вы должны были заметить насколько заметен описанный эффект.
Чтобы моя точка зрения выглядела еще убедительнее, я обрезал каждый отдельный шарик и поместил их рядом со снимком, сделанным на фоне белой бумаги. При таком представлении эффект выглядит заметнее и значительнее, если не сказать больше.
Что делать с этими знаниями?
Вы можете посмотреть на фотографии и подумать, что это всего лишь издержки процесса съемки и нет смысла волноваться о вещах, на которые мы не влияем. Хоть и бывают случаи, когда его не избежать, цветовое загрязнение – реальная проблема, присутствие которой можно ограничить, если быть достаточно осторожным.
Например, дважды подумайте прежде чем сфотографировать невесту рядом с большим букетом цветов, поскольку их зелень оставит оттенок на лице. Поставьте ее немного ближе к камере или подумайте об альтернативных ракурсах.
Теперь представьте, что фотографируете модель рядом с яркой машиной или зданием. Не обязательно избегать такого ракурса, но всё же стоит постараться ограничить негативный эффект, например, направив ее лицо в противоположную от яркого предмета сторону.
Как было показано на снимках выше, если не получается избежать цветового загрязнения, нужно сделать так, чтобы влияющий цвет был в кадре. Визуально эффект становится менее заметным, если мы видим, откуда отражается цвет.
Можно ли использовать это себе на пользу?
Хорошие новости в том, что при грамотном подходе эффект искажения цвета можно использовать в своих интересах. Излучательность относится не только к цветам – никто не запрещает пользоваться черным и оттенками серого, чтобы добавить объемности субъектам и объектам. Вы часто могли видеть, как студийные фотографы ставят черные панели из полистирола слева или справа от модели, чтобы контролировать освещение и улучшить форму теней.
Я постоянно использую черные ткани и полистироловые панели во время съемки не только, чтобы контролировать освещение, но также для дополнительной глубины теней. Хоть цвета здесь по сути нет, принцип цветового загрязнения все равно работает.
У меня всегда с собой небольшой рулон черного вельвета, который позволяет мне ограничить отраженный свет. Помимо этого, в моей студии есть листы серого картона. От них меньший эффект, и они помогают слегка подчеркнуть некоторые детали.
Рассматривая снимки выше, обратите внимание на то, что влияние светло-серого и темно-серого картона отличаются от черного и белого. Видите, как благодаря тени форма шариков изображается по-другому? Фотографируя в студии или на улице, используйте эту особенность себе на пользу.
Также подумайте о том, чтобы иметь при себе белую ткань. Помимо черного вельвета я также беру белую простыню, которую использую либо для отражения света, либо для ограничения цветового загрязнения от поверхностей, находящихся рядом.
Увольте своего модного ассистента!
Много лет назад у меня была тематическая модная фотосессия на пляже. Вспышек в тот день я не использовал. Довольно легкая задача, но при обработке снимков я заметил отвратительный зеленоватый оттенок на части одежды и кожи. Он присутствовал только на некоторых фотографиях и проявлялся в определенных местах.
После долгих раздумий я наконец-то вспомнил, что в тот день у моего ассистента была яркая желто-зеленая футболка. На некоторых снимках он стоял слишком близко к модели, держа рефлектор. Но в итоге свет отразился не только от рефлектора, но и от его уродливой футболки.
Люди часто шутят по поводу моего серого свитера, но поверьте, если вам хоть раз придется исправлять зеленые блики на коже, вы мигом согласитесь выглядеть как я. Когда я еще во времена пленочных фотоаппаратов работал ассистентом в Лондоне, на съемочной площадке было разрешено носить только черные рубашки. Никаких «если» и «но». Теперь же нам приходится справляться с ужасным калейдоскопом балансировки цвета. Посмотрите на то, что происходит за кадром при съемке фильмов – сколько технических сотрудников носит пеструю одежду? Вряд ли вы насчитаете много.
Я знаю, что ворчу словно недовольный старик, и, хоть это серьезная проблема, она проявляется только в определенных ситуациях, например, при съемке натюрмортов с блестящими поверхностями или бьюти-съемке. Фотографы натюрмортов, которые работают с металлом или похожими материалами, всегда надевают черную одежду, чтобы этого избежать. В любом случае полезно знать о такой проблеме и просить своих ассистентов одеваться соответствующим образом.
Заключительные замечания
Я считаю, что цветовое загрязнение в современной фотосъемке слишком часто упускают из виду из-за мышления «я исправлю это во время постобработки». Это не только требует огромного количества усилий, но еще и практически невозможно в некоторых ситуациях из-за того, что цвета находятся вне спектра коррекции баланса белого.
Если обращать внимание на цвета, которые вас окружают при съемке, можно ограничить их негативное влияние или вообще применить себе на пользу.
Рефлекс (отсвет)
Рефле́кс (лат. reflexus — прил. отражённый, сущ. отражение) — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Термин «рефлекс» используется в оптике и изобразительном искусстве (в живописи, графике и фотографии). Он применяется как к самой натуре, так и к её изображению.
Причиной рефлекса может быть свет, отражающийся от соседних с данным предметом освещённых предметов и свет источников света (например, неба). Отсвет может покрывать всю видимую поверхность предмета или его часть.
Рефлексом может называться и отсвет цвета (цветовой рефлекс), и отсвет света без чётко выраженных цветовых характеристик. Пример цветового рефлекса: красная драпировка может дать красноватый рефлекс на поверхности коричневого кувшина, находящегося рядом с ней.
Если отсвет падает на затенённую часть предмета, то он становится элементом светотени. В этом случае рефлекс представляет собой слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов. Передача рефлекса как части светотени важна прежде всего для графики и фотографии.
Точное и тонкое воспроизведение рефлексов является одной из важных художественных задач при создании произведения изобразительного искусства. Воспроизведение рефлексов способствует передаче объёма, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Рефлекс (отсвет)» в других словарях:
Рефлекс — (лат. reflexus прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение): В Викисловаре есть статья «рефлекс» Рефлекс (биология) простейшая бессознательная реакция организма на раздражение рецепторов. Рефлекс (отсвет) … Википедия
отсвет — См … Словарь синонимов
рефлекс — дермографизм, отсвет, реакция Словарь русских синонимов. рефлекс сущ., кол во синонимов: 7 • аксон рефлекс (1) • … Словарь синонимов
Рефлекс — (от лат. reflexus обращённый, повёрнутый назад, отражённый), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов … Художественная энциклопедия
Рефлекс (светотень) — Рефлекс (лат. reflexus прил. отражённый, сущ. отражение) оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. Термин «рефлекс»… … Википедия
Рефлекс (фотография) — Рефлекс (лат. reflexus прил. отражённый, сущ. отражение) оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. Термин «рефлекс»… … Википедия
Рефлекс (музыкальная группа) — Рефлекс (лат. reflexus прил. повёрнутый назад, отражённый; сущ. отражение) многозначный термин. Рефлекс в биологии простейшая бессознательная реакция организма на раздражение рецепторов. Рефлекс в оптике и изобразительном искусстве эффект… … Википедия
Рефлекс — (от лат. reflexus обращенный, повёрнутый назад, отражённый) в живописи (реже в графике), отсвет цвета и света от какого либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних… … Большая советская энциклопедия
Рисунок — Микеланджело. Подготовительные рисунки для «Сикстинской капеллы» (1511) Рисунок изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок или академический рисунок … Википедия
Дубовской, Николай Никанорович — Николай Дубовской … Википедия
Рефлексы, светотень и цвет тени Тема 13
Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?
Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.
В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.
Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.
И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,
а тень-в противоположной ему части объекта.
То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.
Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на «соседей «.
Как я упоминала выше,
На фото два шарика в окружении яркого фона
Ошибкой будет создавать яркие рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.
Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы «засвеченным», поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).
А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.
Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая «насмотренность» и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.
Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.
В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.
Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами. Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.
А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию.
Как выбирать цвет тени?
Разберём пример из книги «Цвет и Свет» джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).
А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?
Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.
Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.
А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.
Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.
Итак, резюмирую:
В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.
Но, безусловно, понимание некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!
На цвет и свет, ведь нереально встретить «идеальный» пейзаж, найти «идеальный» референс. да даже, если возможно, то зачем?