Что такое рефлексия в обществознании

Рефлексия на уроках истории и обществознания

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель истории Коробова Е.Б. ( по материалам из Интернета)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.« Незаконченное предложение»

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

урок дал мне для жизни…

Анкета которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Оценивание активности и качества работы учащихся.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
5 . «Комплимент»

Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Моя работа в группе.

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
— делало её более эффективной
— тормозило выполнение задания
— не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

ориентированный на человека

ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

в группе сохранилось единство и партнерские отношения

единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

лидер, выдвинувшийся в ходе работы

нежелание наладить контакт большинства участников группы

непонимание задачи, поставленной для совместной работы

сама задача оказалась неинтересной, трудной

Название
приёма рефлексии

изображение на доске

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению

используется интерактивная доска

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Рефлексия интеллектуальная, учащиеся выбирают фигуру в соответствии с её значением и ставят в ячейку таблицы, соответсвующую месту за партой в классе

используется интерактивная доска

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании
Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Рефлексия понимания и осознания изученной темы. Учащиеся подписывают имя или двигают своё фото на соответственные ступени лестницы, затем ластиком стирают область под лесницей, появляется оценка

используется интерактивная доска

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Рефлексия понимания, осознания изученной темы, реализованного проекта. Учащиеся «надевают» указанную учителем или выбранную ими шляпу на ковбоя и высказывают мнения по приведенным рекомендациям согласно цвету шляпы

используется интерактивная доска

6. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

Отследите состояние своей души.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они легче остальных,

7. Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

— Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

— На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность .

8. Способы коммуникации.

«Огонёк общения»

Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разных цветов тем, кому посчитает нужно.

Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

— Рисование образа урока (мероприятия, игры).

— Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

Карточка желтого цвета : «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»

Карточка зеленого цвета : « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»

Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.

Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.

Моё настроение похоже на: солнышко,

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;

голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

16.Рефлексия « Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. ( В начале урока или в конце урока)

Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие»)

По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Источник

Счастье от ума: как рефлексировать, чтобы быть счастливым

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.

Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое рефлексия

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».

Для чего нужна рефлексия

Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:

Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.

Виды рефлексии

В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:

Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:

Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.

Ошибки, которых стоит избегать

Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».

Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.

Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Как рефлексировать правильно

Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:

Комментарий эксперта

Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть фото Что такое рефлексия в обществознании. Смотреть картинку Что такое рефлексия в обществознании. Картинка про Что такое рефлексия в обществознании. Фото Что такое рефлексия в обществознании

Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.

Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.

Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы : «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»

Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?

Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].

Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.

Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам.

Источник

Рефлексия на уроках истории и обществознания

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

какой вклад в общее дело он может внести;

может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

… то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию : символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

«Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *