Что такое рефлексия в педагогике дошкольного образования
Мастер-класс «Рефлексия в группах раннего возраста в ДОУ»
Марина Гринькова
Мастер-класс «Рефлексия в группах раннего возраста в ДОУ»
Мастер – класс «Рефлексия в группах раннего возраста в МБДОУ»
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью.
-показать конкретные варианты проведения рефлексии;
-создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса;
Ход мастер-класса
— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
Актуализация мастер-класса.
Вначале своего выступления мне хотелось бырассказать Вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил:
— Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.
Ирина Васильевна уже сказала: «Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.
Мастер – класс.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок должен быть активен. Так как мы говорим о детях раннего дошкольного возраста, мы применяем рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах.
Целесообразно проводить рефлексию в начале НОД, то есть мы настраиваем его на НОД и применяем во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми.
Какие же формы рефлексии можно применить?
• Карточки с изображением лица «Смайлики» (грустного, веселого);
Мы предлагаем ребенку посмотреть на два лица: первая веселое, радостное, а вторая грустное и печальное. Какую ты выберешь. Ребенок чаще будет выбирать веселый смайлик, это позволит ребенку положительно настроиться на НОД. А самое главное ребенок учится делать выбор самостоятельно.
• “Солнышко” –мне радостно, “тучка” – мне грустно.
Мы так же предлагаем ребенку сделать выбор, чаще всего ребенок будет делать выбор в пользу солнышка, оно ярче, веселее. Это позволяет ребенку делать выбор самостоятельно.
Данная рефлексиятак же закрепляет знания о цветах: желтый и синий.
Солнышко и тучка могут быть изготовлены из картона или из ткани (детали глазки, ротик можно изготовить из больших пуговиц) это будет еще и развитие мелкой моторики.
• “Радостный зайчик” – всё хорошо, “грустный зайчик” – грустно.
У радостного зайчика в лапках морковка, а у грустного зайчика морковки нет.
Эта рефлексия учит детей делать выбор, сравнивать.
Ирина Васильевна приводила примеры, где в режимных моментах мы применяем рефлексию – настроения.Например: можно взять кружочкикрасного и зеленого цвета. Красный – я веселый, зеленый мне грустно. Фраза педагога «Выбери красный кружочек, если у тебя хорошее настроение, зеленый – если грустно» позволяет ребенку не только сделать свой выбор, но и приучает ребенка внимательно слушать воспитателя и выполнить правильно задание и тогда уже в старшем дошкольном возрасте дети могут адекватно оценивать свои знания, справился или не справился.
• Елочка с новогодними игрушками
Сейчас зима, прошел Новый год. Так же будет актуальна рефлексия «Елочка».
Мы заготавливаем елочку, она может быть нарисована на ватмане или на Листе А3, так же можно сделать из фетра (ребенку будет интересно тактильный контакт). Так же изготавливаются шары или бантики (из основных цветов для данного возраста: красный, синий, желтый и зеленый.)
Ребенок повторит цвета, так же закрепление знаний о дереве елка, так же учится делать выбор.Можно задавать вопросы: «Тебе было интересно играть сегодня с друзьями, или не интересно?», тем самым мы приучаем ребенка общаться со своми сверстниками, выявить проблемы замкнутости у детей.
Данная рефлексия помогает настроить эмоционально ребенка на НОД, так же можно использовать утром, если ребенок плачет, это способствует улучшению настроения.
Полянка изготавливается в виде вот такого коврика, так же коврик используется для развития мелкой моторики.
Можно так же сделать отдельно коврики с фруктами и овощами, сделать выбор выбери фрукты или овощи, так же идет закрепление знаний ребенка.
• Паровозик с животными (с 2, 5 – 3 лет).
Итог мастер-класса.
Из всего сказанного можно подвести итог : рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка. А чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста.
Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.
Рефлексия мастер-класса.
Педагогическая рефлексия — средство оптимизации педагогического процесса
Яковлева Светлана Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
ГБДОУ д/с №8 Приморского района
Что же такое педагогическая рефлексия, или рефлексия в педагогическом процессе?
Мы уже отмечали, что доминантой педагогического процесса является развитие. Именно в создании условий развития, саморазвития учащихся и педагога заключается назначение педагогического процесса.
Сущность развития в педагогическом процессемы понимаем прежде всего как последовательные изменения его участников: смену состояния деятельности, мотивов деятельности, эмоций и чувств, знаний, умений и т. д.
Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Можно выделить и основные задачи,стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
— изучение семей детей;
— привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
— изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
— просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Конфликты в сфере педагогического взаимодействия довольно насыщенные, вариативные, тесно связаны с семейными конфликтами и обусловлены развитием конфликтности личности, ее влияния на окружающих. Педагоги имеют дело с учениками, коллегами, родственниками, и в каждой из упомянутой связи могут возникать конфликты. Конфликты с учениками, с родителями можно обсудить с коллегами. Обсуждение же конфликта, который возникает с кем-нибудь из ближайшего окружения, имеет значительные последствия в связи с изменением приоритетов личности.
Недостаточная психологическая культура – одна из причин трудностей общения в педагогической среде. Каждый педагогический коллектив определяется особенной психологической атмосферой, то есть, доминирующими мыслями, чувствами, настроями, интересами, переживаниями учителей. Психологическая атмосфера значительно влияет на эффективность деятельности педагогов, на уровень сплоченности, дисциплины, трудоспособности на формирование личности каждого учителя.
Процедураурегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
• воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
• не делать поспешных выводов;
• при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
• научиться ставить себя на место другой стороны;
• не давать конфликту разрастись;
• проблемы должны решаться теми, кто их создал;
• уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
• всегда искать компромисс;
• преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Взаимодействие всех участников педагогического процесса Взаимодействие участников педагогического процесса МБДОУ «Есаульский детский сад» В 2016 году МБДОУ «Есаульский детский сад» перед педагогическим.
Эмоциональное благополучие педагогов ДОУ. Психологизация педагогического процесса Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим.
Коллаж как средство привлечения к сотрудничеству участников педагогического процесса с детьми раннего возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.
Контроль за выполнением педагогического процесса КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА № Вид контроля Тема контроля Объект контроля сроки ответ-ые 1 оперативный Двигательная.
Метод проектов как способ организации педагогического процесса Метод проектов, как способ организации педагогического процесса. И. Н. Онухова воспитатель МБДОУ «Муромцевский детский сада №7 присмотра.
Эссе «Педагогическая рефлексия» 1. Чтобы успешно и продуктивно применять рефлексию педагогического взаимодействия. Рефлексия должна стать потребностью сначала у учителя.
Письменный отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного В нашем детском саду с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, каждым педагогом организуется индивидуальная работа.
Проектная деятельность как средство оптимизации партнерских отношений На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.
Роль педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольников Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введением.
Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста
Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский
Не хвалите детей.
Дети должны научиться делать это сами.
В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка, формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.
Что же такое «рефлексия»?
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
На сегодняшний день педагогами начальной школы накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у учащихся начальных классов. В нашей дошкольной образовательной организации проведена работа по оценке, отбору и адаптации методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей дошкольного возраста.
Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.
В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.
Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
Рефлексию настроения или эмоционального состояния можно проводить, используя приём «Огонёк общения».
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.
1. Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
Дети сигналят карточками:
3. «Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
4. Метод «Лестница успеха»
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:
Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.
Педагогами нашего детского сада разработаны и активно используются «Рефлексивные экраны». В средней группе – «Солнышко и тучка», в старшей группе – «Радужный дождь», «Человечки», в подготовительной группе – «Светофор», «Чудесное дерево».
Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии используются педагогами нашей ДОО не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:
1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Характеристика цветов Макса Люшера
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.
Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.
Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.
Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).
Жёлтый – приятное, спокойное настроение.
Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
Серый – замкнутость, огорчение.
Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.
Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Солнышко» (я начну, а ты продолжи…)
Моё настроение похоже на:
«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
«Пантомима»
Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)
Две стеклянные/пластиковые банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»). Дети бросают фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.
Рефлексивные экраны «Светофор»
«Солнышки и тучки»
«Человечки»
«Солнце и туча»
Экран настроений (можно использовать в качестве рефлексивного экрана)
Статья на тему «Рефлексия на занятиях в детском саду (старшая и подготовительная группы)»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РЕФЛЕКСИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
(СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ)
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Таким образом, рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
Приемы рефлексии применяются педагогом в конце организованной образовательной деятельности, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия.
Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольник, и именно в игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, предлагается игровой способ организации рефлексии.
В данном методе рефлексии предлагается использовать «смайлы», которые очень нравятся детям. Под каждым «смайлом» зашифрованы определенные вопросы.
Для рефлексии предлагается использовать «открытые» вопросы, т. е. вопросы, сформулированные таким образом, чтобы ребенок отвечал развернуто, рассуждал, подводил итоги, формулировал свои мысли, а не вопросы, требующие от ребенка ответа «да» или «нет».
Карточки с изображением «смайлов» можно оформить в цветик семицветик, таким образом, чтобы ребенок, выбирая лепесток, не видел «зашифрованный на нем «смайл», а выбирал только цвет лепестка. Или же «смайлики» могут быть жителями многоэтажного дома, и ребенок самостоятельно выбирает на какой этаж он пойдет в гости, и, открыв дверь (окошко), он увидит жителя этой квартиры, т. е. зашифрованный под «смайлом» вопрос. Используя такой метод ребенок в игровой форме выбирает вопросы для рефлексии.
Что нового ты узнал на занятии?
С какими трудностями ты столкнулся на занятии?
Как ты преодолел эти трудности?
Что тебя развеселило?
Кому и что ты расскажешь о занятии?
Что тебе больше всего понравилось?
Для чего тебе пригодятся новые знания?
Вместо «смайлов» можно использовать любые другие символы, которые будут понятны и интересны детям. Например, будет целесообразным использование сказочных героев или героев мультфильмов в качестве шифра к вопросам для рефлексии: Тетушка Сова может задавать вопрос о новых полученных знаниях; Вовка из Тридевятого царства спросит у ребят о трудностях, с которыми они столкнулись, а Майк Лазовски, смеясь узнает, что же насмешило ребенка на занятии и т. д.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.