Что такое региональный компонент
Статья по краеведению на тему»Понятие и сущность регионального компонента в образовании.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Понятие и сущность регионального компонента в образовании.
Дробышева Марианна Васильевна.
Понятие и сущность регионального компонента в образовании.
Под региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации».
Некоторые ученые и исследователи понимают региональный компонент как «часть содержания образования, в которой отражаются национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.)». При этом можно отметить, что ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и региональными компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, трудовая подготовка и др.). [26]
В педагогике есть и более обширный, комплексный подход к пониманию сущности регионального компонента. Профессор О.Ю. Стрелова определила сущность регионального компонента общего социально-гуманитарного образования как часть содержания и процесса образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации-социализации и культурации личности в условиях социокультурной среды своего региона. При этом подходе акцентируется не только специфика содержания, но и процесс образования; его цели (главная цель – духовно-нравственное развитие школьников); особенности образовательной среды; границы не субъекта РФ как политического проекта, а региона как гео-социокультурной конструкции.[4]
В массовом использовании среди педагогических исследователей популярны два подхода к определению сущности национально-регионального компонента содержания общего образования.
Первый – под региональным компонентом понимается результат деятельности субъекта Российской Федерации в определении структурно-организационных сторон школьного образования. Имеется в виду изучение в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ учебных курсов национально-регионального характера, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные. Изучение этих курсов планируется за счет части базисного образовательного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В качестве примера таких курсов можно назвать историю, географию субъектов Российской Федерации.
Второй подход к определению сущности регионального компонента содержания образования подразумевает расширение, конкретизацию содержания учебных предметов базисного учебного плана за счет материалов о регионе и материалов местного краеведческого характера.
Анализируя вышеизложенное, можно выделить, что сущность регионального компонента общего образования понимается нами как часть содержания и процесса общего социально-гуманитарного образования (в том числе географического), в которой отражаются региональные и национальные особенности региона России, который может совпадать в своих границах с субъектом Российской Федерации.
Изучение регионального компонента дает возможность школьникам более подробное представление о природных условиях, социально-экономическом положении родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины. А Знание географических особенностей своей малой родины – один из самых важных элементов географической картины мира, формирование которой – является главной образовательной целью современной школы.[4]
Содержание регионального компонента в географии имеет важные и большие воспитательные возможности в воздействии на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные базовые знания географического образования. В процессе такого обучения можно реализовать установки, которые характерны для краеведческого принципа – следовать в обучении от частного к общему, вести учащихся от доступных для непосредственного наблюдения объектов и явлений к выводам и обобщениям.[31]
Целями регионального компонента географического образования являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства своего края;
развитие и закрепление навыков адаптации социально-ответственного поведения в географическом пространстве места своего проживания.
Основные задачи регионального курса географии:
сформировать географический образ своего края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства,
создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями,
расширить географические и экологические знания учащихся в решении проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики, воспитания у учащихся любви к Родине, своему родному краю,
научить школьников решать доступные им географические проблемы,
способствовать выбору жизненного пути и профессии. [ 31 ]
Результаты изучения регионального компонента можно разделить на личностные, метапредметные и предметные.
Личностным результатом является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой ценностных ориентаций, культурных и этнических принципов и норм поведения. [24]
Одними из важных личностных результатов обучения географии региона, можно выделить:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин РФ, житель региона)
представление о своем крае как субъекте Российской Федерации, его месте и роли в жизни страны,
осознание единства географического пространства края как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб,
осознание значимости и общности всех проблем края,
патриотизм, любовь к своей « малой родине»
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона, толерантность [24]
К метапредметным результатам можно отнести универсальные способы деятельности, которые формируются в школьном региональном компоненте курса географии:
умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбрать средства их реализации,
умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации краеведческого материала,
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей,
умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
К предметным результатам освоения учащимися программы регионального компонента, можно отнести:
понимание роли и места современной географии в решении практических задач и проблем своего региона,
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения характеристик компонентов природы своей местности,
умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. [ 24 ]
Россия многонациональная и поликультурная страна, в этих условиях от успехов этой стратегии во многом зависит будущее нашей страны как федеративного государства. При анализе простановки регионального географического образования в субъектах РФ показывает, что его становление и развитие во многом сдерживается отсутствием теоретических педагогических исследований в этой области [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Атлас Ростовская область (Муниципальные районы и районные центры). ФГУП; изд-во «Южное аэрогеодезическое предприятие», 2006
2. Ростовская область. Школьный атлас. М., ООО «ДиЭмБи», 2004
3. Вальков В.Ф., Колесников С.И., Князев Н.Ш. Почвы Юга России. Ростов-на-Дону,2002
4. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образования : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2008.
5. Города и районы Ростовской области: Историко-краеведческие очерки. – Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1987
6. Дробышева М.В., Меринова Ю.Ю. : Развитие регионального компонента в школьном географическом образовании – Ростов-на- Дону, 2016
7. Дробышева М.В., Меринова Ю.Ю.: Развитие аспирантуры ЮФО при подготовке кадров высшей квалификации России – Вологда, 2016
8. Какичев В. Д. Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 569-571.
9. Немцева Т.И.- Актуальные проблемы наполнения регионального компонента в образовании, Псков: ПГПИ, 1995, № 3.
10. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст] : закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 // Российская газета. – 1992. – 31 июля. – № 172.
11. Российская Федерация. Законы . О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Текст] : федер. закон от 25.06.2002 № 71-ФЗ : принят Гос. Думой 7 июня 2002 г. : одобр. Советом Федерации 14 июня 2002 г. // Российская газета. – 2002. – 28 июня. – № 115.
12. Сухоруков В.Д. Основы теории и методики обучения географии.- Санкт-Петербург, 2010
13.Святченко И.В., Алексеева Л.В. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
14. Тимофеева З.М., Украйченко А.А. Опыт реализации регионального компонента общего географического образования.- Ростов-на-Дону, 2013
Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»
Наталья Кондратьева
Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»
Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросов общества. Реализация регионального компонента набирает силу, и он должен быть включен в основную общеобразовательную программу.
Р. Р. Агишева, Р. Х. Гасанова, Т. А. Брюханова в настоящее время занимаются обновлением регионального компонента. Они делают акцент на проблемах регионального характера.
Рассмотрим понятие «Региональный«
В Большом Энциклопедическом Словаре дается определение «компонента«, как составной части, элемента чего-либо.
В педагогике термин «Регионального компонента» понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.
Основные цели регионального компонента:
• создание педагогических условий в условиях региона;
• обеспечение единства в образовательном пространстве на территории региона.
Региональный компонент направлен на:
• вариативность общеобразовательной программы;
• овладение детьми культуры своего региона;
• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.
Региональный компонент – это защита и развитие культурны и особенности данного региона. Все это дало возможность включить в него материал, отражающий региональные особенности.
Данный компонент способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала.
А также предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия, направленные для изучения особенностей региона, языка данного региона и его литературы. Кроме того, ФГОС устанавливает объем регионального компонента в содержании основной общеобразовательной программы.
Для дошкольной педагогики важной задачей является приобщение дошкольников к культуре той местности, того региона на котором проживают. Региональный компонент недостаточно исследован, следовательно, появилась проблема интеграции регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что проблемы существуют. Региональному компоненту не уделяется должного внимания, то есть не уделяется внимание ценностным ориентирам, направленным на осознание принадлежности к семье, народу, единству со своей страной. Поэтому для формирования у ребенка чувства патриотизма должна вестись непрерывная работа.
Патриотическое воспитание посредством внедрения в образовательный процесс регионального компонента Слайд 1. Методический семинар на конкурс «Воспитатель года-2015» по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством введения регионального.
Комплексы утренней гимнастики (с включением регионального компонента) Комплекс утренней гимнастики для детей младшего возраста (с включением регионального компонента) Автор стихов: Варвара Бардадым, кубанская.
Педагогический совет. Использование регионального компонента в ДОУ. Данная разработка содержит теоретический и практический материал по вопросам приобщения дошкольников к культуре, традициям и истории родного.
Развлечение на экологическую тему с использованием регионального компонента ценарий развлечения для детей подготовительной группы. Экологическая тропа «Оживление леса родного края» (с использованием регионального.
Реализация регионального компонента в проектной деятельности «Защитим первоцветы Адыгеи» Природа более всего чудесна в малом. К. Линней. Воспоминания из детства Я родилась в ст. Ильинской Краснодарского края, тихом равнинном.
Содержание регионального компонента в музыкальных уголках для родителей и консультаций воспитателей Музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской обл. Цель:раскрыть содержание одной из форм работы по реализации.
Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные» Тема: «Домашние животные». Цель: ввести в активную лексику слова по теме «Домашние животные». Задачи: обогащать представления детей о домашних.
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до»
Любовь Олеговна Семенова
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до»
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательных областей направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Использование регионального компонентакак одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ,использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города, края.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
— знакомить детей с особенностями и традициями города Георгиевска, Ставропольского края;
— формировать представления о родном городе,крае: истории, улицах, профессиях;
— знакомить с именами знаменитых земляков;
— формировать знания о живой и неживой природе края;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
•комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
•использование программ и технологий по краеведению;
•создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
•учет специфики организации и построения педагогического процесса;
•использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре,природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
•принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
•принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
•принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
•принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
•принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
•принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
•принципа учета этнокультурной ситуации развития детей
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музей, театры, дома культуры и т. п.).
Для реализациипрограммы привлекаются различные специалисты: сотрудники городского музея, преподаватели художественной школы, художники.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции,которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.
А также приобщение к русской праздничной культуре: государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); празднование дней рождения детей группы. Все это содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.
Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Парциальная программа.ИД: Детство-Пресс, 2016г.
3. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. –М. : ИД. : «Цветной мир», 2015. – 144с.
4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»». Парциальная программа.
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.
Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает,что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
•Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
•Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
•Определяет свою социальную роль;
•Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
•Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
•Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
•Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
•Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС, а значит, ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Тема: «Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – важнейший.
Консультация для старших воспитателей «Методическое сопровождение педагогов ДОО в соответствии с ФГОС» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.
Консультация для воспитателей «Ежедневное планирование в соответствии с ФГОС» Консультация для воспитателей «Календарные планы по ФГОС» Многие воспитатели задают вопрос: Как писать календарные планы по ФГОС ДО?.
Консультация для воспитателей. Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до Один мудрец, как-то наблюдая за младенцем и его родителями, сказал: «Глупый король в окружении слепо преданных министров». На самом деле,.
Консультация для воспитателей «Коррекционная работа во время режимных моментов в соответствии с ФГОС» Согласно федеральным государственным требованиям (ФГОС) работа с детьми проводится таким образом, что интеграция образовательных областей.
Реализация регионального компонента. Макет «Кормушка для зимующих птиц» Макет «Кормушка для зимующих птиц»Цель: познакомить с зимующими птицами, их образом жизни, поведения и питания. Задачи: Образовательные:.
Тематическое планирование в соответствии с программой «От рождения до школы» с учётом регионального компонента Средняя группа Тема недели Содержание работы Варианты итоговых мероприятий «День знаний» 4 неделя августа «Мой детский сад» Продолжать знакомить.