Что такое регистры в музыке для детей
Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет.
Наталья Власова
Музыкально-дидактическая игра на изучение регистров. Для детей 4–7 лет.
Цель:
Развитие музыкальной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Формирование понятий и представлений: регистр, звуковысотность, соотношение картинки и высоты звука.
Задачи:
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.
Развитие музыкального восприятия, памяти, воображения, мышления.
Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки.
Игровой материал:
большие ламинированные карточки с изображением птички, кошечки, медведя, бабочек, зайчика, волка.
Ход игры:
Музыкальный руководитель зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Затем, дети садятся на стульчики. Музыкальный руководитель показывает картинки: птичку, кошечку, медведя (другой вариант игры – картинки: бабочки, зайчик, волк). Затем просит под музыку (игра музыкального руководителя) показать движениями как в небе летает птичка (руки подняты над головой, кистями рук машем как птичка крылышками).
Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе.
Сопоставление: медведь большой, неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр.
По завершении игры, музыкальный руководитель просит детей угадывать в каком регистре звучит музыка. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, а дети движениями показывают кто это – птичка, кошечка или медведь.
Музыкально-дидактическая игра «Настроение» для детей 3–5 лет Цель: учить различать «веселое» и «грустное» настроение в музыке, определять смену характера звучания музыкального произведения; вовлечь.
Разработка музыкального занятия для младших школьников по теме «Диапазон и регистры»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Разработка музыкального занятия
по внеурочной деятельности для младших школьников
Тема: Диапазон и регистры
Цель: повторение пройденного материала, развитие творческих навыков, знакомство с понятиями «диапазон» и «регистры».
Дополнительный материал: портреты композиторов, творчество которых было ранее пройдено на уроках. Для награждения баллы- нотки
Актуализация знаний учащихся.
1. «Музыкальные слова».
Скажите дети, а как называется наш урок? А какие ещё вы знаете музыкальные слова?
2.«Без чего невозможна музыка».
-Мы вспомнили музыкальные слова, но скажите, а без чего невозможна музыка?
-Действительно, без музыкантов, дирижёра, инструментов и много другого невозможна музыка. А давайте представим себя, как раз этими музыкантами. У каждого из нас будет инструмент, но не настоящий, а воображаемый. (учитель или сами ученики для себя называют инструменты)
-Давайте прослушаем произведение, а после этого попробуем показать, как бы мы его исполнили на своих инструментах. (награждение)
4.Игра «Как звучит музыка»
-Мы попытались изобразить оркестр из воображаемых инструментов. Но я предлагаю сейчас внимательно прослушать несколько музыкальных отрывков исполненных настоящим симфоническим оркестром и определить, какой характер музыки в каждом из отрывков;
*1-ый муз. отрывок «Порыв», Ф.Шуман;
(отважно, решительно, грозно, сурово, уверенно и т.д.)
*2-ой муз. отрывок Ария из мессы h-moll, И.С.Бах;
(мягко, спокойно, плавно, напевно, приветливо и д.т.)
*3-ий муз. отрывок «Осень» из музыкальны иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель», Г.В.Свиридов;
(печально, задумчиво, нежно, тоскливо, хмуро, обиженно, просящее и т.д.)
*4-ый муз. отрывок «Чардаш», Монти
(в начале ласково, мечтательно, светло, прозрачно, таинственно и т.д.) (с середины радостно, игриво, звонко, шутливо, ярко и т.д.)
5.Игра «Забывчивый художник».
-Эти произведения сочинили разные композиторы. И все времена жили художники, которые любили изображать на своих полотнах композиторов. Вот однажды один художник переписывая портреты известных нам композиторов, забыл подписать на полотнах имя каждого из них.
(учитель раздаёт каждой из команд портреты разных композиторов. Задача учеников назвать их фамилию, имя и отчество, а также национальность и век в котором жил композитор).
Знакомство с терминами «диапазон» и «регистры».
— Каждый портрет имеет свою высоту. Каждый человеческий голос и инструмент имеет свой dia pason – диапазон.
-Что такое диапазон?
-Диапазон в переводе с греческого значит «через все», через все звуки проходящий.
Расстояние от самого высокого до самого низкого звука, который только может издать человеческий голос или инструмент и называется диапазоном. Чем больше диапазон, тем богаче музыкальные звуки.
Верхнюю и нижнюю границы диапазона определяет наш слух. Человеческое ухо воспринимает звуки довольно широкого диапазона, но существуют очень высокие звуки, которые непостижимы нашими ушами. Это значит, что мы попросту их не слышим. Однако некоторые животные, например летучие мыши, издают и довольно свободно воспринимают их. Называются они ультразвуками и широко используются в современной медицине и технике.
Существуют также и очень низкие звуки, которые не воспринимает человеческое ухо, однако мы способны их ощущать. А вот что такое регистры, мы попробуем определить после того, как я прочитаю вам стихотворение.
Мурка и фортепиано
Что такое? Что случилось?
Вот так чудо приключилось.
Наша кошка, наша Мурка,
С фортепиано подружилась.
Мурка по клавишам мягко ступает,
А фортепиано ей отвечает.
Если лапки направо идут,
Клавиши ласково, нежно поют.
Песня у них грубее..
И как ей это удаётся? Кошка, как будто смеётся…
(Учитель играет от 1-ой октавы вниз)
И вдруг: «Мур-мур-мур, я секрет покажу,
Мяу-мяу, всё вам покажу.
Иду не спеша я по белой дорожке
И каждую клавишу чувствую ножкой.
Слушайте! Слева медведи сидят, они не спят и басом гудят.
Уйдём отсюда скорее и повернём правее.
(Учитель играет в большой октаве) (НИЗКИЙ РЕГИСТР)
Здесь слушаем птенчиков голосок!
Звук нежный, приятный.… Уж очень высок!
(учитель играет в 3-ой 4-ой октавах) (ВЕРХНИЙ РЕГИСТР)
Лягу на клавиши, как на перинку…
И буду слушать, мяу-мяу,
Голос ласковый, как у меня-у».
(Учитель играет в 1-ой октаве) (СРЕДНИЙ РЕГИСТР)
-В чём разница между звуками, которые я играла? Такое отличие в звучании называется регистром. Существуют 3 основных регистра: низкий, средний и высокий. И сейчас давайте поиграем, а заодно и проверим, как хорошо вы их запомнили.
6.Игра «Ива, тополь и берёза».
7.Игра «Неправильное пение».
-Все знают, как надо правильно петь. Но иногда, хочется попеть не правильно. Именно это мы сейчас попробуем сделать.
От каждой команды берётся по участнику, который должен исполнить всем известную песню на любую другую мелодию. Участник лучше справившийся с заданием, приносит своей команде 2 певунчика, другой 1. (задание можно повторить несколько раз с разными участниками)
Каждой из команд задаётся ранее изученная песня, которую нужно спеть в жанре колыбельной песни..
9.Игра «Перепутались слова». Учитель читает строку из песни, произнеся слова вразброс. Участники команд должны первыми определить, что это за песня и спеть её хором. (команда угадавшая и спевшая наибольшее количество песен получает 2 певунчика, другая 1 певунчик) (используются песни ранее пройденные на уроках)
10.Игра «Дружный хор».
-Сейчас мы пели отстаивая честь своей команды. А теперь давайте посмотрим, какой у нас один большой и дружный хор.
Из числа участников выбирается «дирижёр». Все участники поют песню хором. В тот момент, когда «дирижер» подаёт условный знак(например, сжатая в кулак рука), хор замолкает. (исполняется школьный гимн) (награждение команд)
-Я увидела, что в вашем классе получился очень дружный хор.
Ну а теперь пришло время подсчитать ваши баллыи назвать команду победителя.
Простейшая нотная грамота для дошкольников
На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.
Три регистра в музыке
Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.
При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.
Движение мелодии вверх и вниз
Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.
Длинные и короткие звуки
Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.
Нота и нотоносец
Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.
Скрипичный ключ
Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:
Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..
Штрихи, нюансы (динамические оттенки)
Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.
Мажорный и минорный лад
Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово «лад» означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.
Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.
Длительности
В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.
Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:
медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);
размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);
Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);
Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Mezzo forte – mf – средне громко
Pianissimo – pp – очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.