Что такое регулирующая функция

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Источник

Регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов — общая информация

Как и стимулирующая функция финансов, регулирующая является одной из основных. Суть же ее на самом деле заключается в том, что посредством вмешательства государства, реализуемого через налоги, инвестиции и прочие инструменты, происходит постоянное перераспределение между отдельными отраслями имеющихся средств.

Регулирующая же функция дает возможность отследить, как именно такое распределение получается, и каким образом государство обычно влияет на развитие экономики. В целом же перераспределяется подобным способом никак не менее 30% ВВП, в некоторых же случаях доходит данный показатель и до 50%.

Ныне практически во всех государствах роль именно такой функции крайне сложно оценить. Не только в России, но и во многих других странах сегодня возрастает влияние государства на очень многие сферы. И предпринимателям нужно обращать на данную ситуацию особое внимание, чтобы не только держать ее под контролем, но и по возможности извлекать из всего этого для себя максимальную выгоду.

Механизмы действия такой функции

Распределительная роль финансовой системы на практике реализуется именно через финансовый механизм, который состоит из совокупности средств планирования, перераспределения ресурсов, извлечения их из оборота одной сферы и передачи другой. В настоящее время его структура достаточно сложна.

Обусловлена регулирующая функция финансов следующими аспектами:

Понятие и сущность финансов предприятия

Финансы предприятия как экономическая категория – это система денежных или финансовых отношений, которые возникают при образовании и использовании оборотного и основного капиталов, а также фондов денежных средств организации.

Финансы участвуют в процессе воспроизводства и имеют распределительный характер.

Очень часто финансы используются как синоним слова «деньги» и наоборот, но это не правильно. Отличие денег от финансов в том, что первые – это всеобщий эквивалент,применяя который, измеряют затраты труда при производстве товаров и услуг, а вторые – это характеристика образования и использования формируемых фондов денежных средств.

Специфические признаки финансов

Имеется ряд специфических признаков, отличающих финансы от других экономических категорий:

1. Денежный характер – это важнейший из признаков,
2. Распределительный характер,
3. Такие отношения всегда отражают движение стоимости в денежной форме,
4. Экономические отношения обязательно участвуют в формировании накоплений и доходов в денежной форме, иными словами, финансовых ресурсов.

Основные функция финансов

В целом финансы выполняют следующие основные функции: регулирующую, распределительную и контрольную.

Регулирующая функция финансов выражается в том, процесс воспроизводства управляется и регулируется государством посредством финансовых инструментов – налогов, льгот, субсидий, государственных кредитов и т.п.
Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Контрольная функция выражается в надзоре за правильным распределением внутреннего валового продукта по фондам и контроле за целевым расходованием денежных средств.

При этом в зону осуществления контроля попадают как производственная, так и непроизводственная сферы, а целью его является рост экономического стимулирования, бережное и продуманное расходование природных богатств, трудовых и материальных ресурсов, а также сокращение потерь и низкопроизводительных ресурсов.

Распределительная функция заключается в распределении национального дохода, то есть в создании основных доходов – они делятся на две большие группы:

• Заработная плата служащих, рабочих и лиц иных должностей, занятых в области материального производства,

• Доходы предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц в сфере материального производства.

Однако первичных доходов недостаточно для полноценного выполнения задач и функций государства, поэтому для формирования национального дохода используются также производственные (или вторичные) доходы – они возникают в результате перераспределения и относятся к непроизводственной сфере.

Словом, любое проявление оборота средств, будь то даже кредит без поручителей и залога, является в некоторой мере регулирующей функцией финансов.

Источник

Финансы и кредит. Курс лекций

Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельческого и феодального строя финансы выполняли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в данных формациях преобладали натуральные отношения. Основными видами доходов государства в тот период были дань и ограбление завоеванных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период являлся их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства. В результате развития государства и его потребностей финансы получили свое сегодняшнее значение.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы и кредит. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Бюджетная система. Федеральный бюджет

2.1. Сущность и роль бюджета государства

Бюджет является необходимой частью финансовой системы страны. Более того, он является стержнем экономики государства. Во всех странах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в материальном производстве национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Определяющую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В ходе перераспределения национального дохода государства часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Под бюджетом понимают форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной системы управления. Бюджет занимает ведущее место в финансовой системе страны. Он отражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, связанные с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

В ходе перераспределения национального дохода при формировании и исполнении бюджета используются следующие методы: образование и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды), организация налоговых платежей, финансирование отраслей народного хозяйства, формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. Путем использования бюджета государственные и территориальные органы власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения возложенных на государство функций. Между тем бюджет целесообразно рассматривать как экономическую категорию, выражающую определенные экономические отношения. Исторически государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов для обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве определяющего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Любая экономическая категория выполняет ряд функций. Бюджету также присущи некоторые функции.

Распределительная функция бюджета реализуется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. При помощи бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения. Используя бюджет, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, видоизменять структуру спроса и потребления.

Регулирующая функция бюджета состоит в том, что в ходе составления и исполнения бюджета решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Бюджет активно участвует в распределении получаемой прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах своей работы. Доказано, что от того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит активность предприятий в вопросе лучшего использования производственных ресурсов.

Обеспечивающая функция бюджета заключается в том, что при помощи бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу. Для этих целей за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. При помощи бюджетов государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые нуждаются в них на данном этапе развития.

Контрольная функция бюджета отражает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. В бюджете отражены размеры необходимых государству финансовых ресурсов. В нем фиксируются конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта.

2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система

Под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанную на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетное устройство понимается как форма организации государственного бюджета и бюджетной системы страны, система взаимоотношений между ее отдельными звеньями. Между тем основу бюджетного устройства составляет форма государственного устройства страны, которая закреплена в Конституции РФ. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государственной системы подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство представляет форму государственного устройства, в рамках которой административно-территориальные образования не обладают собственной государственностью, или автономией. При данной форме в стране действуют единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы государственной власти, имеет место централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства формируется из двух звеньев: государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство представляет собой форму государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, которые входят в государство, обладают собственной государственностью и политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром, определенной компетенций. В таких государствах бюджетная система является трехзвенной и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство является, по сути, постоянным союзом суверенных государств, созданным в целях достижения политических или военных целей. В таком государстве бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. В рамках государств — членов конфедерации действуют свои установленные местным законодательством бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система строится на основании принятого бюджетного устройства. В бюджетной системе выделяются уровни, на которых разрабатываются и исполняются бюджеты. В РФ построение бюджетной системы строится на основании Конституции РФ и конституций республик в составе РФ. На основании данных документов устанавливается, что бюджетная система включает три уровня. Первый уровень объединяет федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень включает бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень включает местные бюджеты.

В РФ бюджетная система включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (это районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Примечательно, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) включаются целевые бюджетные фонды, создающиеся из целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В бюджетной системе РФ все бюджеты являются самостоятельными и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты, в свою очередь, не включаются в региональные бюджеты. Помимо федерального и территориальных бюджетов, в состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. По сути, средства этих фондов мало чем отличаются от бюджетных средств.

2.3. Принципы функционирования бюджетной системы РФ

Бюджетная система любого государства должна строиться на определенных принципах. Это позволяет обеспечить ее высокую эффективность.

Принцип единства бюджетной системы состоит в необходимости обеспечения единства правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в том, что соответствующие виды доходов и полномочий по осуществлению расходов должны быть закреплены за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов означает закрепление при помощи законодательных актов самостоятельности бюджетов всех уровней. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов государственные органы власти и получатели бюджетных средств обязаны исходить из необходимости достижения заданных результатов.

Принцип общего покрытия расходов предполагает, что все расходы любого бюджета должны покрываться общей суммой доходов из соответствующих источников финансирования его дефицита. Принцип гласности требует обязательного опубликования в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Принцип достоверности бюджета означает требуемую надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2.4. Консолидированный бюджет РФ

В бюджетной системе РФ выделяется такое понятие, как «консолидированный бюджет». Под консолидированным бюджетом понимают свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства. Законодательно определено, что в состав консолидированного бюджета РФ входят федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федераций. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации объединяет региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Специфика консолидированного бюджета состоит в том, что он не рассматривается и не утверждается законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Такой бюджет является, по сути, статистическим сводом бюджетных показателей. Значение консолидированного бюджета состоит в том, что показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. С помощью показателя консолидированного бюджета РФ рассчитывается степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе страны. В принципе, без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно осуществить сводное финансовое планирование.

Огромное значение имеют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Разработка экономико-математических моделей прогнозирования различных бюджетов также базируется на показателях консолидированных бюджетов. Данные консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. Различные показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

2.5. Сущность и принципы бюджетного федерализма

Согласно бюджетному законодательству в РФ установлено федеративное устройство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом каждое административно-территориальное образование (муниципальные образования), находящееся на территории РФ, имеет свой бюджет. Установленное законодательством федеративное устройство является основой бюджетного федерализма. Под финансово-бюджетным федерализмом понимают разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в сфере финансов и конкретно в бюджетной сфере. Механизм финансово-бюджетного федерализма реализуется в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Существуют принципы финансово-бюджетного федерализма:

законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и методов регулирования бюджетов;

Источник

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Государственное регулирование экономики – определение термина

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Что такое регулирующая функция. Смотреть фото Что такое регулирующая функция. Смотреть картинку Что такое регулирующая функция. Картинка про Что такое регулирующая функция. Фото Что такое регулирующая функция

Принципами ГРЭ являются:

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Функции налогов

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *