Что такое реперные слова в политике
Политический текст: понятие и функции
Пустовар Е.А.
Политический текст: понятие и функции
Интенсивное развитие политических технологий, возросшая роль средств массовой информации, всё большая театрализация политической деятельности способствует повышению внимания общества к теории и практике политической коммуникации. Политический дискурс – это явление, с которым все сталкиваются ежедневно. Борьба за власть является основной темой и движущим мотивом этой сферы общения. Чем более открыта и демократична жизнь общества, тем больше внимания уделяется языку политики. Внимание к словам и понятиям, когда речь идет о политике, вполне закономерно. Политическая деятельность дискурсивна, то есть осуществляющаяся в виде «разговоров» и разного рода текстов. Политическая реальность создается тем, что сказано или написано, а каждое публичное высказывание современного политика тождественно социальному действию, хотя смысл такого действия не равен буквальному значению употребленных слов. Политический язык отличается от обычного тем, что в нем «политическая лексика» терминологична, а привычные нам, не специальные «политические» языковые знаки употребляются не так же, как в обычном языке.
Прежде чем давать определение политическому тексту, необходимо остановиться на понятии «текст». Уже долгое время внимание как лингвистов, так и представителей многих смежных наук, таких как лингвистика текста, психолингвистика, лингвостилистика, привлекает текст в качестве основной единицы речевого общения, т.е. речи. Текст – феномен очень сложный, разноплановый, поэтому единого его понимания и определения не выработано. Считается, что текст подчинен замыслу его создателя. Например, В.З. Демьянков утверждает, что текст есть «результат человеческой деятельности, который можно определить как такое единство предложений, которое направлено на выполнение стратегических и тактических задач общения в широком смысле» [1, С. 116]. Такой подход к тексту близок к психолингвистическому, который рассматривает это понятие «как единицу коммуникации, как продукт речи, детерминированный потребностями общения» [2, С. 187]. В этой связи необходимо упомянуть о таком сравнительно новом для языкознания явлении как дискурс, и определить его позицию по отношению к тексту.
Понятие «дискурс» происходит от латинского слова discursus, что буквально означает «бег в разных направлениях». В переводе с английского языка discursus обозначает язык, размышления, разговор, беседа. В научной литературе, в первую очередь лингвистической, слово дискурс в основном употреблялся как синоним слова текст. Специалисты, занимающиеся изучением дискурса, рассматривают его соотношение с текстом. По мнению Карасика В.И., текст и дискурс связаны отношениями реализации: дискурс находит свое выражение в тексте [3]. Ю.С. Степанов обосновывает идеологический подход к дискурсу, считая, что дискурс – это особые тексты, за которыми стоит особый мир, т.е. особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика [4, С. 44-45]. Согласно теории речевой деятельности, цель любого общения состоит в том, чтобы некоторым образом изменить поведение или состояние реципиента (собеседника, читателя, слушателя), т.е. вызвать определенную вербальную, физическую, ментальную или эмоциональную реакцию. Отсюда, задачей любого текста является воздействие. Речевое воздействие чаще всего связывают с деятельностью СМИ, а значит, и с политическим дискурсом.
Политический дискурс представляет собой явление, которое имеет особое значение в жизни общества. Вместе с тем политический дискурс является сложным объектом исследования, не поддающимся однозначному определению. «Политический дискурс, – пишет Н.А. Герасименко, – обладает единством сферы функционирования – это сфера политики. Важным свойством коммуникации в политической сфере является множественность адресата, следствием чего можно считать Я – ВЫ – направленность» [5, С. 20-23]. Далее исследователь пишет о семантике политического текста: «Тематическое единство – вторая особенность политического дискурса. Темой коммуникации являются политические вопросы, вопросы устройства государства, общества, взаимоотношений личности и государства, государств между собой и др.» [5, С. 20-23]. Е.И. Шейгал считает, что политический дискурс также практикуется как институционное общение, которое, в отличие от личностно-ориентированного, характеризуется употреблением определенной системы профессионально ориентированных знаков, т.е. имеет собственный подъязык (лексика, фразеология, паремиология). С учетом значимости ситуативно-культурного контекста, суть политического дискурса можно представить формулой «дискурс = подъязык + текст + контекст» [6, С. 326].
Интерес к изучению политического дискурса привел к появлению нового направления в языкознании – политической лингвистики. Существует два принципиально различных подхода к предмету политической лингвистики. Первый определяет содержательные границы политической лингвистики как совпадающие с политическим дискурсом. Согласно данному подходу «предмет политической лингвистики – политический дискурс как совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых, или формирующих конкретную тематику политических коммуникаций». [7, С. 245-246]
Согласно второму подходу политическая лингвистика – это политическая коммуникация, т.е. речевая деятельность, ориентированная на пропаганду тех или иных идей, эмоциональное воздействие на граждан страны и побуждение их к политическим действиям, для выработки общественного согласия, принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе. Основная цель политической лингвистики – исследование взаимоотношений между языком, мышлением, коммуникацией, субъектами политической деятельности и политическим состоянием общества. [8, С. 6] Таким образом, политический дискурс – это актуальное использование языка в социально-политической сфере общения. Принадлежность текста к числу политических определяется как его тематикой, так и его местом в системе политической коммуникации.
По мнению Е. А. Репиной, политический текст – это:
– текст, функционирующий в сфере политики;
– текст, обладающий определенной тематикой, связанной с различными политическими вопросами;
– текст, создаваемый человеком, занимающимся политической деятельностью;
– текст, имеющий, как правило, коллективного автора и множественного адресата;
– текст, нацеленный, прежде всего, на воздействие на людей для получения вполне конкретного результата [9].
Учитывая вышесказанное, можно вывести единое определение понятия политического текста. Политический текст – это текст, предназначенный для воздействия на политическую ситуацию при помощи пропаганды политических идей, эмоционального воздействия на граждан и побуждения их к политическим действиям [10].
В качестве примера давайте обратимся к отрывку из небольшой статьи и попробуем определить является ли этот текст политическим.
«Премьер-министр Арсений Яценюк еще полгода назад обходился четырьмя машинами. Сейчас же в его кортеже – бронированный Mercedes, два седана с телохранителями и два микроавтобуса с госохраной. К тому же для Яценюка на дорогах регулировщики часто устраивают «зеленый коридор». На днях мы наблюдали, как машины премьера мало того, что нарушили ПДД, так еще и создали тянучки на нескольких улицах в центре Киева. Все дело в том, что ГАИшники не давали проехать простым смертным, так как ждали Яценюка» [11].
В статье не упоминается о политической деятельности А. Яценюка и тем не менее этот текст политический и производит сильное эмоциональное впечатление на читателей. Дело в том, что с приходом к власти премьер-министр призвал чиновников отказаться от автомобилей сопровождения, мигалок и перекрытия движения. Однако выполнить обещанного не смог.
Определяя политический текст, необходимо сказать о реципиенте, т.е. политической аудитории. Под политической аудиторией Е.А. Репина понимает аудиторию, которая в силу тех или иных причин является читателем, слушателем политического текста. Эта аудитория по ряду признаков отличается от аудитории других текстовых жанров [9].
Среди формально-риторических средств существуют два основных способа убеждения аудитории, которые обычно используются политиками в их текстах. Это путь убеждения с помощью логики непротиворечивых утверждений и путь создания эмоционального напряжения. А.Г.Алтунян утверждает, что у политического текста есть задачи тактические и стратегические. Тактические задачи – это задачи актуальной политической жизни, борьбы: выброс информации, проведение определенной линии внутри партии, попытки способствовать принятию или неприятию определенных решений, влияние на конкретных лиц, конкретные структуры и институты. В развитых демократических системах множество печатных политических текстов выполняют именно тактические задачи.
К стратегическим задачам политического текста относят следующее:
– привлечение внимания (факультативная функция);
– идеологическая функция (видение ситуации: какие проблемы надо решать и пути решения проблем);
– убеждение аудитории в правильности поставленных проблем и предложенных путей их решений;
– мобилизация аудитории на поддержку предложений автора [12].
Привлечение внимания к тексту факультативная, но очень важная функция. Для некоторых жанров (например, листовок) она является решающей. Если содержание листовки сразу не запомнится, то о ней уже и не вспомнят. То же самое можно сказать и о политических речах. Если оратор или его выступление не привлекут внимание публики с самого начала – эффект от речи будет невелик.
Идеологическая функция политического текста состоит в том, что автор текста выбирает и формирует те проблемы, которые он считает нужным осветить и решение которых он предлагает. Сюда входит и описание общего контекста ситуации, и программа действий, и полемика с политическим противником. Изображение действительности в политической речи или тексте дается так, как ее видит и понимает автор.
Поэтому задача политика, во-первых, убедить аудиторию, что именно его точка зрения истинна, что именно его видение проблем и общества адекватно реальности и что в рамках именно так понятой действительности возможно эти проблемы решить, причем решить наилучшим для аудитории образом. Во-вторых, он должен предложить такую картину текущего момента и так ее изобразить, чтобы нашлись общие точки соприкосновения между видением ситуации аудиторией и его изложением. В-третьих, ему необходимо доказать, что предложенное им решение актуальных для аудитории проблем – лучшее из всех возможных
Вслед за Аристотелем, выделяют три основных способа аргументации:
Следует упомянуть также о доводах логических, эмоциональных и ценностных.
Логические доводы построены как логически непротиворечивые утверждения, логичные доказательства, рациональные по своей природе. Эмоциональные доводы основываются на эмоциональном призыве, на обращении к чувствам. Ценностные основываются на важных для потенциальной аудитории ценностях.
В последнее время политики очень активно используют именно такие способы аргументации. Для примера обратимся к выступлению Петра Порошенко на пресс-конференции 25.09.2014 года. С одной стороны, избиратели увидели сильного и умного лидера нации, демократичного и думающего о стране. С другой стороны, пресс-конференция была организована по всем правилам пиар технологии, где нарисовалась красивая картинка для 80% населения, не задумывающегося над поступками политиков.
П. Порошенко для народа говорил о европейском выборе, о героическом народе, о значении революции. В принципе, сказал все то, что хотят слышать обыватели, о чем они думают сами, тем самым соединяя позицию гаранта с их умозаключениями. Однако в речи господина президента не было конкретности, он не упомянул о том, что и как он собирается реформировать. Не назвал даты и сроки – кроме 2020 года, когда «буде добре»,- чтобы люди могли контролировать эти процессы [13].
В украинской политике не так уж много женщин, которые могут быть убедительными. Наталия Королевская, выступая в Николаеве, сумела расположить к себе слушателей тем, что за полчаса времени рассказала и о себе, и о своей политической силе простым, доступным языком. Говоря об экономическом возрождении страны, политик в своем выступлении использовала доказательства и примеры: «В 30 лет, когда я уходила в политику, я руководила предприятием, где работало 10 тысяч человек. Поэтому я понимаю, что такое возглавить производство, что такое создать рабочее место, что значит организовать дело, платить заработную плату, давать возможность человеку кормить свою семью и обеспечивать свою старость в то нелегкое для страны время» [14]. Таким образом, даже небольшой, но правильно построенный политический текст дает возможность политику показать, что он знает реальную жизнь и понимает проблемы простых людей, перед которыми выступает.
Однако убедить аудиторию в том, что политик прав, – это еще не все.
Политику нужна активная аудитория. Нужно, чтобы слушатель или читатель ушел не просто убежденным, но и готовым на действие в будущем. Ему необходимо мобилизовать аудиторию в свою поддержку, в поддержку своей позиции. Должны быть активное взаимодействие и взаимный интерес между аудиторией и политиками. Мобилизация – это работа с эмоциями, с чувствами, а не с логическими доводами, с разумом.
Современный мир достаточно сложен. Слишком много проблем стоит перед страной, а значит, очень многое надо объяснять людям, чтобы завоевать их доверие. Поэтому любой политический текст должен быть совершенно понятен и прозрачен для той потенциальной аудитории, для которой он предназначен.
Реперные точки в бизнесе
Для начала приведу цитату от классика управления:
. если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет. Макиавелли/Государь
Макиавелли нас предупреждает, что нужно постоянно мониторить проблемы государства( в нашем случае компании), что стоит даже создать систему контроля проблем социального характера, если мы хотим избежать катастрофических проблем. Почему же люди часто пренебрегают этой рекомендацией, хотя логичность этого вроде очевидна. Подчеркивая важность мониторинга ошибок, Макиавелли еще раз доказывает свои способности как стратега.
Причины этого в следующем:
— обычным/простым людям сложно верить в проблемы, которые неочевидны в текущий момент
— для обычных/простым людей выглядит глупым затея тратить силы и средства на ВОЗМОЖНОЕ выявление ошибок, т.е. этой ошибки на самом деле может и не быть, но тратить энергию и средства на постоянный контроль состояния среды выглядит явно излишним. Как говорил другой классик управления: «Не ищите черную кошку в темной комнате. особенно если ее там нет. «
— естественное поведение людей таково, что они действуют по принципу «экономии сил и средств»(чем стратегическое мышление отличается от тактического). Так устроена сущность человека, что мы всегда экономим силы, ищем дешевые товары, ищем простые решения, ищем короткие дороги и т.д.
Как создать цепочку реперных точек и зачем это нужно делать
Поговорим » о точках»:
То же самое в стратегии развития бизнеса. Тут тоже часто игнорируется создание таких точек. В муниципальных и региональных стратегиях социально-экономического развития понятие реперных точек практически отсутствует. Что тоже является контрольной точкой, которая красноречиво говорит о качестве таких стратегий 🙂
В управлении бизнесом, без реперных точек( контрольных точек), предприниматель рискует потерять огромное количество времени и энергии на «вход в процесс», т.е. мониторить бизнес на предмет » как тут без меня идут дела». Более того, контрольные точки(они и реперные) обязательные атрибут правильно настроенных бизнес-процессов. Реперные точки «работают» только при отлаженных бизнес-процессах. Создавать их ради них нет никакого смысла,так как контролировать нечего. Они служат для контроля процесса, как «красные метки», пересечение которых служат предупреждением что-то идет не так. Если вас серьезно интересует создание контрольных точек в бизнес-процессах, стоит почитать Э. Деминга, основателя японского чуда.
Для этого надо овладеть искусством строить то, что я называю контрольными точками – это такие конечные результаты работы или поведения подчиненного, факт наличия которых виден невооруженным глазом и не требует какого-либо общения с самим подчиненным. При контроле с помощью контрольных точек руководитель сам знает, на что обратить внимание, где надо посмотреть, или прочитать, не отвлекая контролируемого от дел, а уж тем более не выслушивая его объяснений. Это похоже на проверку контролером билетов в поезде: вы можете, не отрывая глаз от планшета, просто молча протянуть билет. А то и вовсе держать билет на столике – контролер сам его возьмет, прокомпостирует и положит обратно.
Значение слова «реперный»
ре́перный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным репер ◆ При анализе использовались различные реперные изотопы. Б.С. Ишханов, Э.И. Кэбин, «Экзотические ядра», 2002 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: приводиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «реперный»
Отправить комментарий
Предложения со словом «реперный»
Оставив реперный маяк с координатами артефакта, гипертрассовик на последних крохах энергии совершил прыжок в сторону имперских колоний.
Похоже, что у группы дальней разведки основательно заклинило борзометры – невероятное хамство навесить реперный маяк прямо у врага перед носом.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
реперный
Смотреть что такое «реперный» в других словарях:
реперный — прил., кол во синонимов: 1 • маркерный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
реперный — опорный исходный — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы опорныйисходный EN referenceref … Справочник технического переводчика
реперный расчёт — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN benchmark calculation … Справочник технического переводчика
Реперный радионуклид — Радионуклид, используемый в качестве образцового, по выходу которого из твэла судят о герметичности оболочки твэла, так как он обладает ядерно физическими характеристиками, позволяющими надежно его регистрировать в условиях эксперимента Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реперный горизонт — Слой в толще горных пород, выделяющийся по каким либо признакам и служащий для сопоставления смежных разрезов. Syn.: маркирующий горизонт … Словарь по географии
реперный участок — 3.14 реперный участок: Участок поверхности с постоянной температурой на наружной или внутренней стороне ограждающей конструкции, размеры которой при выбранной дистанции съемки соответствуют формуле (2). Источник: ГОСТ Р 54852 2011: Здан … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пункт наблюдений реперный — Реперный (вековой, в том числе разрез в море или океане, опорный) пункт наблюдений стационарный пункт с непрерывным и неограниченно длительным во времени рядом наблюдений, обеспечивающий получение репрезентативных данных из районов большой… … Официальная терминология
маркерный — радиомаркерный, реперный, фломастерный Словарь русских синонимов. маркерный прил., кол во синонимов: 4 • маркёрный (1) • радиомаркерный … Словарь синонимов
ГОСТ Р 54852-2011: Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций — Терминология ГОСТ Р 54852 2011: Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций оригинал документа: 3.1 абсолютно черное тело: Тело, которое полностью поглощает все падающее на него… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 28506-90: Сборки тепловыделяющие ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. Методы контроля герметичности оболочек тепловыделяющих элементов — Терминология ГОСТ 28506 90: Сборки тепловыделяющие ядерных энергетических реакторов типа ВВЭР. Методы контроля герметичности оболочек тепловыделяющих элементов оригинал документа: Негерметичный твэл Твэл, в оболочке которого имеется сквозное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Жем — Город Жем Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия
Популизм: что это простыми словами, примеры, причины, формы
Многих политиков в наше время обвиняют в популизме. При этом далеко не все понимают точный смысл этих обвинений и не все способны определить, насколько они уместны. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что представляет собой популизм, как его распознать, какие методы он использует и почему в большинстве случаев настолько успешен, а также рассмотрим несколько типичных примеров.
Что такое популизм?
Популизм – это политическая деятельность или риторика, главной целью которой является получение народной поддержки. Обычно он направлен на самую обширную социальную группу – «простых людей». Политики-популисты обещают избирателям простое решение сложных проблем. В частности, практически всегда речь идёт о повышении всеобщего благосостояния, искоренении бедности и неравенства.
Термин «популизм» образован от латинского слова populus – народ. Изначально популистами называли политиков, близких к народу и действительно пекущихся о его благополучии. Но со временем слово приобрело отрицательный оттенок. Сегодня, называя политика популистом, подразумевают, что его слова и действия преследуют лишь одну цель – повысить собственную популярность любой ценой.
Существует две основных формы популизма:
Популистская риторика свойственна кандидатам, ведущим предвыборную кампанию, а популистская политика – уже состоявшимся политическим деятелям, которые рассчитывают сохранить народную поддержку и избраться на следующий срок.
Стоит отметить, что не существует чётких критериев, позволяющих однозначно определить, когда политическая стратегия или риторика превращается в популизм. К примеру, неопытный кандидат может вполне искренне давать смелые предвыборные обещания, не осознавая, что не сможет их сдержать. А популистские политические решения могут решать реальные проблемы и приносить людям пользу.
Примеры популизма
Основной принцип действия популизма заключается в том, что политик пытается угодить своей целевой аудитории, в качестве которой может выступать социальный слой (малообеспеченные граждане, средний класс) или социальная группа (рабочие, крестьяне). В ход идут обещания, которые должны обеспечить политику максимальную поддержку со стороны выбранной целевой аудитории.
Современные исследователи выделяют два вида популизма:
Типичные обещания левых популистов:
Типичные обещания правых популистов:
Стоит отметить, что в реальной жизни левые и правые популисты часто заимствуют друг у друга лозунги и обещания. Но даже сочетание взаимоисключающих тезисов (например, понизить налоги и сделать медицину бесплатной) не смущает и не отталкивает их целевую аудиторию.
Методы популизма
Особых успехов популисты обычно добиваются в кризисные периоды, когда значительно возрастает спрос населения на лидеров, способных быстро решить проблемы, вывести страну из кризиса, обеспечить стабильность, безопасность и процветание. Секрет этих успехов обычно сокрыт в умелой эксплуатации существующих проблем.
Основные методы популизма:
Как правые, так и левые популисты практически всегда используют противопоставление народа правящим элитам. При этом себя они позиционируют как представителей простых людей, несмотря на то, что сами часто являются представителями истеблишмента (политическая элита) или даже миллиардерами.
Почему популизм пользуется спросом?
Сегодня мы наблюдаем, как во всём мире к власти приходят популисты. Это происходит даже в успешных странах с развитыми демократическими институтами. Подобные успехи популистов объясняются такими причинами как:
Таким образом, популисты умело используют реально существующие проблемы. А поскольку мир столкнулся с рядом кризисных ситуаций, спрос на простые решения присутствует во всех странах, даже в тех, где уровень доверия к истеблишменту традиционно высок.
Заключение
Популизм – главная проблема и слабость демократических режимов. Даже если все политические институты в стране работают идеально, и фальсификации исключены, популисты всё равно будут приходить к власти, разочаровывая избирателей и дискредитируя демократию как политическую систему. Эффективных методов борьбы с популизмом не существует, поэтому сегодня во всём мире популисты приходят к власти за счёт кризисов, с которыми столкнулось человечество в XXI веке.