Что такое репетир в наручных часах
Что такое репетиры?
Часы, способные озвучивать время, родились раньше других. Но до сих пор они считаются самыми сложными, дорогими и престижными
Слово “репетир” переводится как “повторение”. Потому что это устройство с помощью звука повторяет показания часовых стрелок. В XVII и XVIII веках эта функция была в часах одна из самых актуальных и необходимых. В те времена люди не знали даже, что такое спички, а потому с наступлением темноты, находясь на улице, в пути и даже дома, узнать, который час, было практически невозможно. Поэтому они и родились раньше всех остальных престижных усложнений – турбийонов, вечных календарей и даже хронометров – в 1676 году.
Но удивляться тому факту, что они существуют до сих пор, все равно что удивляться, почему в век айфонов, UHD-камер и телевизоров и 3D-принтеров до сих пор на свете есть художники и скульпторы. Дело в том, что репетир – это неотъемлемая часть истории, науки и высокого часового искусства. Это вершина самого престижного класса часов Grande Complication.
По своей сути репетир – это первый компьютер, причем механический. Первым создал этот механический компьютер англичанин Эдвард Барлоу. Его репетир был часовым и “тупо” отбивал, скажем, 11 раз, даже если до полуночи оставалась пара мгновений. Потом плеяда блестящих британских мастеров во главе с Дэвидом Куэйром научила репетиры отбивать не только часы, но и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.
По этой точности репетиры и различаются – часовые, четвертные, децимальные, пятиминутные и минутные. Самыми крутыми считаются минутные. Главное преимущество репетира перед часами с боем в том, что репетир звонит только тогда, когда этого хочет хозяин. Тогда как часы с боем дисциплинированно разбудят вас, дабы информировать, что наступило 4 часа утра (если вы, конечно, не забыли отключить на ночь функцию боя).
Состоит механический компьютер из двух половинок – часовой и репетирной. Поэтому внутри корпуса репетиров, как правило, два заводных барабана, каждый из которых питает энергией свою половинку. Есть гонги в виде проволочных колец, намотанных в несколько витков вокруг механизма, и молоточки, которые бьют по гонгам. Есть блок деталей, которые похожи на улиток и поэтому так и называются. Каждая из улиток связана с соответствующими колесами часового механизма и поэтому знает, который час. В итоге, когда вы нажимаете на боковой рычаг активатора, часовой, четвертной и минутный рычаги “обращаются” к своим улиткам, узнают от них, сколько ударов надо отбить, а затем раскрутившаяся центрифуга передает свою энергию и приводит в движение молоточки, и те молотят по гонгам.
Почти у всех современных наручных репетиров два гонга – с низким и тонким тембрами. Сначала “басом” отбиваются часы – “Бом!”, затем наступает очередь четвертей, которые принято озвучивать сдвоенными ударами обоих молоточков: “Бим-бом!” А потом одиночными ударами по тонкоголосому гонгу озвучиваются минуты: “Бим!” Наибольшее количество ударов – 32 – можно услышать, если активировать минутный репетир в 12:59.
В названиях некоторых минутных репетиров иногда присутствует словосочетание Grande или Petit Sonnerie (большой бой или малый бой). Это означает, что модель способна сообщать время не только по вашему желанию, но и сама по себе. Часы с функцией большого боя имеют лишь Gérald Genta, F.P. Journe, A. Lange & Söhne, Audemars Piguet, Patek Philippe, Bvlgari, Philippe Dufour, Jaeger-LeCoultre и с этого года Vacheron Constantin и Greubel Forsey.
Вот как выглядит репетир в часах A.Lange Söhne — Lange Zeitwerk Minute Repeater:
Но самое главное в репетирах – количество нот, которые они отбивают по запросу. Великие компании Patek Philippe, Ulysse Nardin, Gérald Genta, Jaeger-LeCoultre и Greubel Forsey создали карильоны с кафедральным боем – то есть часы с четырьмя гонгами, которые могут исполнять мелодию. Четыре гонга – это четыре ноты. Создатели остановили свой выбор на одной из самых известных мелодий в мире, которую исполняют куранты Вестминстерского аббатства: “Ми-до-ре-соль; соль-ми-ре-до”. То есть если вы видите в названии репетира слова carillon или Westminster – перед вами репетир наивысшего класса (обычные имеют два гонга).
Обладание часами с минутным репетиром во все времена демонстрировало высочайший статус и состояние человека. Вспомните Евгения Онегина, которого с бульвара на обед звал недремлющий Breguet:
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Это и помогло им пережить появление и электричества, и люминесцентных циферблатов.
Главная сложность при создании наручных репетиров – небольшой размер корпусов, в которых нужно найти место для резонансной камеры, чтобы звук боя был слышен. Лучшим звукопроводным материалом является сталь, из драгоценных металлов – белое золото. Худший – платина, но именно ее производители чаще всего используют при создании репетиров, очевидно, стремясь подчеркнуть, что им не страшны никакие трудности.
Наибольший вклад в развитие минутных репетиров в последнее время внесли такие гранды высокого часового искусства, как Patek Philippe, Ulysse Nardin и особенно Jaeger-LeCoultre. Эти компании вообще первыми начали выпускать репетиры с четырьмя гонгами и из года в год наращивают свое преимущество.
Ulysse Nardin отличается от прочих производителей репетиров тем, что старается дополнять свои звуковые часы еще и автоматонами (они же жакемары) – движущимися в такт с боем фигурками людей или животных.
Репетиры и сейчас способны производить очень немногие мастера. Например, это главный доход известного независимого мастера Кристофа Кларе. Этот невысокого роста обаятельный человек обслуживает все швейцарские часовые компании, которые не сподобились наладить репетирное производство.
Фотографии: пресс-службы часовых брендов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Просто о сложном. Что такое репетир?
Помните громоздкие настенные часы с кукушкой, которая каждый час вылетала из домика и куковала столько раз, сколько показывали часы? Так вот, репетир по сути — все та же кукушка, которая правда не желает показываться на глаза.
Но если отбросить шутки, то репетир — сложный механизм, который в отличие от кукушки оглашает время лишь по вашему желанию, а не с продвижением часа. Причем делает это не единожды, а ровно столько, сколько раз вы нажмете на кнопку.
В былые времена, когда электричество попросту отсутствовало, а свечки ценились на вес золота, нужно было что-то, с помощью чего можно было бы распознавать время в темноте. И в 1678 году молитвы были услышаны: англичанин Эдвард Барлоу придумал репетир. Чуть позже его идею «докуртил» соотечественник Дэвид Куэйр с компанией талантливых часовщиков, научив репетир не просто отбивать час, а еще и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.
Какие репетиры бывают?
Число «5» для репетиров является сакральным, символизируя количество изобретенных вариаций. Итак, репетиры бывают:
— минутные (самые сложные).
Различать их помогают издаваемые гонгами (детали внутри репетиров) звуки в верхних и нижних регистрах. Обычно часы отбиваются одиночными ударами в низком регистре, четверти — сдвоенными ударами молоточков в верхнем и нижнем, а минуты — одиночными в верхнем. Хотя порой маркам такое обозначение кажется скучным, и они усовершенствуют репетиры дополнительными гонгами, позволяющими отбивать целую мелодию. Так, Patek Philippe обучил карманную модель Star Caliber 2000 исполнять 16-нотную мелодию лондонского Биг Бена (курантов Вестминстеркого аббатства) с помощью пяти (!) гонгов.
Также репетиры бывают с приставками Grande или Petit Sonnerie («большой бой» или «малый бой» — Прим. редакции). Иными словами, часы способны оглашать время не только по требованию, а еще и сами по себе.
По сей день репетир остается уникальным усложнением, которым оснащают исключительно часы с приставкой Grand Complications. Из-за большого количества деталей репетир довольно сложно уместить в миниатюрный корпус, да и времени на его сборку уходит немало, поэтому лишь избранные мануфактуры специализируются на этой функции — преимущественно Patek Philippe, Greubel Forsey и Ulysse Nardin. Последняя марка, к слову, нередко дополняет репетиры различными жакермами (фигурками, двигающимися в такт гонгам – Прим. редакции).
Репетир
Репетир (от франц. répéter повторять) – это приспособление в часах, посредством которого, при нажатии на пружину отбивается показываемое ими время.
Репетир является дополнительным устройством часового механизма, которое позволяет часам мелодичным боем разной тональности сообщать о текущем времени.
Комплексный механизм обычно указывает часы, четверти часа и минуты.
Как правило, репетиры способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из них отвечает своя пара гонг-молоточек. При нажатии кнопки, различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты.
Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона.
Изобретением этого механизма мы обязаны темноте. Действительно, до изобретения люминесцентных красок было крайне сложно определять время в темноте. Первые репетиры были произведены для нужд людей, которым приходилось много путешествовать, в том числе и ночью. Сегодня производство репетиров свидетельствует о вершинах мастерства часовых компаний.
Первый патент на устройство репетира для карманных часов был выдан в 1687 году английскому часовому мастеру Даниэлю Квэа (Danial Quare) Королем Яковом Вторым (Jacob II).
“Второе пришествие” их произошло в 1986 году, когда воодушевленные бумом на сложные часы Фредерик Пиге (Frederic Piguet) и Бланпа (Blancpain) разработали и создали ультратонкий механизм репетира. Их примеру последовали другие производители, и сегодня изготовлением часов с этим сложнейшим из всех дополнительных часовых устройств занимаются прославленные часовые компании, в числе которых Audemars Piguet, Lemania, Patek Philippe, Franck Muller, IWC, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Kelek, Vacheron & Constantin. Сложность создания этих удивительных устройств не позволяет выпускать их тысячами штук, поэтому далеко не всякая компания осмелится начать производство или сборку механизма, состоящего, по крайней мере, из 300 компонентов.
Репетиры бывают нескольких типов: часовые, четвертьчасовые, пятиминутные, минутные, Grande Sonnerie, Carillon и Jaquemart.. Последние четыре типа являются самыми сложными в исполнении. Их производство требует особых навыков и таланта от часовщиков, металлургов и музыкантов. Ранее также выпускались и 7-минутные репетиры.
При нажатии кнопки с левой стороны корпуса часов (обычно напротив цифры 9), различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты. Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона. Например, в 5:23 пятиминутный репетир одним тоном пять раз отобьет часы, а затем другим тоном четыре раза отобьет пятиминутные интервалы, четвертьчасовой репетир пять раз отобьет часы и один раз пятнадцатиминутный интервал.
Четвертьчасовые репетиры сейчас выпускают две фирмы – Audemars Piguet и Kelek. Интересен тот факт, что четвертьчасовой репетир стоит примерно в три раза дороже, чем пятиминутный от одного и того же производителя. Это притом, что по техническим параметрам оба механизма почти одинаковы. Это связано, скорее всего, с тем, что пятиминутные репетиры появились больше 20-ти лет назад, когда труд был дешевле и продано таких часов уже достаточно много. Четвертьчасовой же репетир был разработан сравнительно недавно специально для фирмы Kelek.
Самыми сложными среди репетиров считаются Grande Sonnerie, которые отбивают часы и четверти часа автоматически. Но при нажатии на кнопку боя Grande Sonnerie будет повторять бой столько раз, сколько Вы этого захотите. Существует разновидность Grande Sonnerie – Petite Sonnerie. Эти часы автоматические отбивают только полные часы.
Часы Grande Sonnerie расходуют большее количество энергии по сравнению с обычными репетирами, поэтому функцию автоматического боя делают отключаемой.
Самым мелодичным среди репетиров признан Carillon – репетир, у которого четверти часа отбиваются тремя или четырьмя колокольчиками различной тональности. Обычно данная функция реализовывалась в карманных часах. Впервые наручные часы с репетиром Carillon были сделаны фирмой Audemars Piguet – модель “Jules Audemars Grande Sonnerie Repetition Minutes Carillon”. Модель имеет две разновидности – Grande Sonnerie и
Petite Sonnerie с запасом хода 20 и 60 часов соответственно.
Jaquemart – еще одна разновидность репетиров. Jaquemart – это маленькие фигурки (чаще всего молотобойцев), движущиеся, когда репетир отбивает время. Фигурки движутся таким образом, что создается впечатление, что это именно они издают мелодичный бой. Располагаются фигурки обычно на циферблате. Одним из ярких примеров являются часы “San Marco Jaquemarts Repetition Minutes” от Ulysse Nardin, где фигурки на циферблате копируют фигурки на башенных часах
Собора Святого Петра на площади Святого Марка (San Marco) в Венеции.
Стоит отметить, что часы с репетиром являются скорее коллекционными, чем утилитарными, а их стоимость намного выше, чем стоимость многих сложных часов. Например, часы с репетиром Grande Sonnerie от Gerald Genta, выпущенные в количестве девяти штук, были проданы по цене 1,2 миллиона швейцарских франков за каждые.
Репетир в часах – звонкий голос вашего времени
Репетир в часах озвучивает биение стрелок. Эта функция относится к престижным опциям. По сути, репетир сообщает вам точное время тогда, когда вы пожелаете, нажав специальную кнопку или же потянув за рычажок. Это и отличает его от часов с боем, которые отбивают каждый час вне зависимости от вашего желания.
Репетир появился гораздо раньше электрического освещения (в 1676 году) и помогал узнать точное время даже в полной темноте на улице. Но почему же эта опция до сих пор используется в современных часах и какую пользу несет владельцу?
История репетира в карманных часах
Репетир в часах – это модуль, отвечающий за звуковое обозначение времени. Несмотря на технологический прогресс, на появление телевидения сверхвысокой четкости (Ultra HD) и 3D-принтеров, это приспособление до сих пор востребовано, точно так же, как живопись или скульптура в классическом стиле. Так происходит потому, что собрать репетир под силу лишь единицам. Устройство является достижением часового искусства. Аксессуары с репетиром, как правило, относятся к категории «Grande Complication», т. е. самой высокой сложности.
Репетир в часах — это сложная функция механизма, благодаря которой часы могут по требованию отбивать время при нажатии на специальную кнопку. Модуль позволяет определять время в темноте, а также будет полезным слабовидящим людям.
Четвертной репетир зародился в 1670-х годах и лишь через 10 лет был запатентован в Англии. А на исходе 17-го века на свет появится получетвертной механизм.
Пятиминутный репетир придумал в начале 18-го века Сэмюэль Ватсон. На разработку минутного репетира ушло больше всего времени. Устройство появилось лишь в 1750-му году.
С момента зарождения репетир в часах относился более к настенным, напольным, каретным и каминным конструкциям из-за крупного размера механизма. Наручные модели появились намного позже.
Сами часы, как правило, помещались в футляр, который, меж тем, не мешал нажатию специальной кнопки или рычага. Репетир настенных часов чаще всего приводился в действие дёрганьем шнура.
Глобальные изменения в устройство внес Абрахам Луи Бреге. Он сконструировал ударный гонг в виде пружины, что позволяло существенно уменьшить габариты часов. До его открытия вместо гонга использовались колокольчики.
В 1780-ых годах Абрахам Луи Бреге создает легендарные часы Queen Marie Antoinette. Модель имела несколько передовых усовершенствований, в том числе минутный облегченный репетир. Можно сказать, что Бреге популяризировал часы с репетиром. К концу 18 века многие представители высшего круга европейского общества стремились обзавестись этим аксессуаром.
В пору своей популярности репетиры стали своеобразным признаком эпохи. Они даже нашли отражение в искусстве. Так, репетир Breguet носил Евгений Онегин из одноименного романа в стихах. Его прообразом стали часы самого великого писателя А. С. Пушкина. За своеобразное звучание ценили репетиры некоторые композиторы, например, Чайковский. Среди политиков известен Черчилль, который не расставался с механизмом, принадлежавшим ранее его деду.
Но популярность репетиров оказалась не долговечной. Вскоре появились спички, которые существенно облегчили процесс зажигания свечей в помещении. Чуть позже получили повсеместное распространение лампы. Чем больше было света вокруг, тем меньшей популярностью пользовались репетиры. Уже не было нужды в темноте справляться, который час. В любой момент можно было зажечь свечу и взглянуть на часы.
Таким образом, репетир часов постепенно становился предметом почитания лишь избранного круга людей. Ситуация усугубилась в 20-е годы прошлого столетия, когда появилось электричество. В этот период часы с репетиром, во многом еще и из-за сложности конструкции, перешли в разряд нишевых и коллекционных. Чаще всего изготавливали карманные модели и только небольшими партиями.
Первая модель наручных часов с репетиром была выпущена швейцарской компанией Audemars Piguet в конце 19-го века. Бренд до сих пор специализируется на производстве подобных аксессуаров. Он работает исключительно в премиальном сегменте.
Удивительно, но этот не совсем нужный механизм спас многие швейцарские компании от кризиса в 1970-е годы. Швейцарские бренды издавна специализируются на производстве роскошных аксессуаров премиального класса. Спрос на их продукцию переживал взлеты и падения. Модели с репетиром позволили многим компаниям остаться на плаву во время кризиса, разразившегося в конце 20-го века. Они стали магнитом, предназначенным лишь для избранных.
Современный репетир в часах
Сложность репетира зависит от того, какие временные интервалы он может озвучивать: час, четверть часа, пять минут, минуту. Самый высокотехнологичный механизм – минутный репетир, т. к. в нем больше всего деталей, которые удалось разместить в сильно ограниченном пространстве.
Преимущество часов с репетиром перед устройствами с боем в том, что они подают сигнал только по требованию владельца, т. е. после нажатия кнопки. Просто так, без предупреждения, часы звонить не будут.
Само устройство состоит из двух частей – часовой и репетирной. Заводных барабанов тоже два. Каждый из них питает энергией свою половину механизма. Гонги – это проволочные кольца. Они намотаны несколькими витками вокруг механизма. По ним бьют маленькие молоточки. Так рождается звучание репетира.
Также есть блоки деталей, которые называются «улитки». Они связаны с соответствующими колесиками часового механизма и отвечают за определение времени. Когда нажимается активатор репетира, рычаги узнают от своих «улиток», сколько ударов нужно отбить. Затем начинает раскручиваться центрифуга. Она заряжает энергией молоточки, которые отбивают по гонкам нужное число ударов.
Некоторые модели с минутным репетиром могут сообщать время как по требованию, так и сами по себе.
При создании наручных часов с репетиром основная сложность заключается в том, чтобы при небольшом размере корпуса найти место для резонансной камеры. Камера нужна для того, чтобы звук был слышен снаружи. Лучше всего звук проводит сталь и белое золото. Хуже всего – платина, но именно ее зачастую используют производители устройств, стремясь подчеркнуть свой статус и технологичность.
Отдельную группу часов с репетиром составляют модели с жакемарами. Это изображения на циферблате, которые двигаются в такт ударов гонга.
Принципы работы репетира в часах
Как уже говорилось, репетир – это очень сложный механизм. К тому же, нужно много места для резонансной камеры, иначе звук не будет слышен снаружи корпуса. Из-за всех этих трудностей часы с репетиром производят лишь избранные компании, представляющие высокое часовое искусство.
Репетир в часах находится под циферблатом. Чуть ниже размещаются гонги. Они похожи на гитарные струны и опоясывают собой весь механизм.
Репетир активизируется нажатием специального рычага. При этом натягивается независимая спиральная заводная пружина. Рычаг, как правило, размещается в районе 9 часов.
Нельзя сравнивать заводы репетира и часового механизма. Они имеют существенные отличия друг от друга. Заводная пружина часового механизма постепенно раскручивается до тех пор, пока часы полностью не остановятся. А репетирная струна постоянно заведена, т. е. находится в неослабевающем напряжении, ведь для ударов в гонг нужно много энергии.
Когда человек нажимает на рычаг завода репетира, он лишь чуть-чуть сокращает пружину (добавочный взвод). Затем струна начинает немного разворачиваться, приводя в работу ударный механизм, после чего вновь фиксируется сложной системой передач и рычагов.
Создавая репетир, мастера часового искусства столкнулись с двумя основными проблемами:
Как определить продолжительность дополнительного взвода пружины?
Как заставить молоточки механизма отбивать нужное время?
Гребенка — это зубчатая деталь. Приводится в движение заводной пружиной.
Когда струна начинает расправляться, она поворачивает гребенку. Зубцы последней, в свою очередь, заставляют молоточки бить по гонгам. В итоге раздается мелодичный звон.
Улитка — это ступенчатая округлая деталь, действительно по внешнему виду несколько похожая на моллюска. Ее заставляют двигаться стрелки часов. Следовательно, улитка находится в постоянном вращении в одном направлении.
Благодаря своей форме улитка ограничивает угол поворота гребенки. При заводе улитка ограничивает перемещение гребенки. При этом она находится в положении, соответствующем текущему времени. Поэтому молоточки отбивают ровно столько ударов, сколько нужно.
Таким образом, основная задача гребенки – дать импульс молоточкам бить в гонг, а улитки – вовремя остановить перезвон. Гребенка жестко связана с заводной пружиной, в улитка – со стрелочным механизмом. Последняя ограничивает собой поворот первой.
Четвертная улитка работает по одночасовому циклу, т. е. она крепится к валу минутной стрелки. Эта деталь оснащена четырьмя поднимающимися концентрическими уступами, по количеству четвертей в часе.
Часовая улитка работает по двенадцатичасовому циклу и крепится на валу двенадцатиконечной звездочки. После полного оборота улитка толкает зубец звездочки, после чего обе детали поворачиваются на 30 градусов, а затем фиксируются.
Часовая улитка действительно своей формой похожа на этого моллюска, т. к. имеет двенадцать концентрических выступов.
Минутная улитка должна была работать по пятнадцатиминутному циклу, но часовые мастера усовершенствовали механизм. Они придумали деталь с четырьмя лучами, на каждом из которых размещалось четырнадцатью уступов. Благодаря этой хитрости минутная улитка разместилась на минутном валу вместе с четвертной и стала работать на часовом цикле.
Таким образом, получается, что все улитки находятся в постоянном круговом движении, которое соответствует ходу часов. В отличии от них, гребенки поворачиваются только в момент активизации репетира, т. е. взвода его пружины. И это перемещение крайне мало.
Собирая часы, мастер сначала устанавливает репетир. Стрелки часового механизма размещаются в самую последнюю очередь, т. к. их позиция зависит от правильного расположения улиток.