Что такое репетир в часах
Что такое репетиры?
Часы, способные озвучивать время, родились раньше других. Но до сих пор они считаются самыми сложными, дорогими и престижными
Слово “репетир” переводится как “повторение”. Потому что это устройство с помощью звука повторяет показания часовых стрелок. В XVII и XVIII веках эта функция была в часах одна из самых актуальных и необходимых. В те времена люди не знали даже, что такое спички, а потому с наступлением темноты, находясь на улице, в пути и даже дома, узнать, который час, было практически невозможно. Поэтому они и родились раньше всех остальных престижных усложнений – турбийонов, вечных календарей и даже хронометров – в 1676 году.
Но удивляться тому факту, что они существуют до сих пор, все равно что удивляться, почему в век айфонов, UHD-камер и телевизоров и 3D-принтеров до сих пор на свете есть художники и скульпторы. Дело в том, что репетир – это неотъемлемая часть истории, науки и высокого часового искусства. Это вершина самого престижного класса часов Grande Complication.
По своей сути репетир – это первый компьютер, причем механический. Первым создал этот механический компьютер англичанин Эдвард Барлоу. Его репетир был часовым и “тупо” отбивал, скажем, 11 раз, даже если до полуночи оставалась пара мгновений. Потом плеяда блестящих британских мастеров во главе с Дэвидом Куэйром научила репетиры отбивать не только часы, но и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.
По этой точности репетиры и различаются – часовые, четвертные, децимальные, пятиминутные и минутные. Самыми крутыми считаются минутные. Главное преимущество репетира перед часами с боем в том, что репетир звонит только тогда, когда этого хочет хозяин. Тогда как часы с боем дисциплинированно разбудят вас, дабы информировать, что наступило 4 часа утра (если вы, конечно, не забыли отключить на ночь функцию боя).
Состоит механический компьютер из двух половинок – часовой и репетирной. Поэтому внутри корпуса репетиров, как правило, два заводных барабана, каждый из которых питает энергией свою половинку. Есть гонги в виде проволочных колец, намотанных в несколько витков вокруг механизма, и молоточки, которые бьют по гонгам. Есть блок деталей, которые похожи на улиток и поэтому так и называются. Каждая из улиток связана с соответствующими колесами часового механизма и поэтому знает, который час. В итоге, когда вы нажимаете на боковой рычаг активатора, часовой, четвертной и минутный рычаги “обращаются” к своим улиткам, узнают от них, сколько ударов надо отбить, а затем раскрутившаяся центрифуга передает свою энергию и приводит в движение молоточки, и те молотят по гонгам.
Почти у всех современных наручных репетиров два гонга – с низким и тонким тембрами. Сначала “басом” отбиваются часы – “Бом!”, затем наступает очередь четвертей, которые принято озвучивать сдвоенными ударами обоих молоточков: “Бим-бом!” А потом одиночными ударами по тонкоголосому гонгу озвучиваются минуты: “Бим!” Наибольшее количество ударов – 32 – можно услышать, если активировать минутный репетир в 12:59.
В названиях некоторых минутных репетиров иногда присутствует словосочетание Grande или Petit Sonnerie (большой бой или малый бой). Это означает, что модель способна сообщать время не только по вашему желанию, но и сама по себе. Часы с функцией большого боя имеют лишь Gérald Genta, F.P. Journe, A. Lange & Söhne, Audemars Piguet, Patek Philippe, Bvlgari, Philippe Dufour, Jaeger-LeCoultre и с этого года Vacheron Constantin и Greubel Forsey.
Вот как выглядит репетир в часах A.Lange Söhne — Lange Zeitwerk Minute Repeater:
Но самое главное в репетирах – количество нот, которые они отбивают по запросу. Великие компании Patek Philippe, Ulysse Nardin, Gérald Genta, Jaeger-LeCoultre и Greubel Forsey создали карильоны с кафедральным боем – то есть часы с четырьмя гонгами, которые могут исполнять мелодию. Четыре гонга – это четыре ноты. Создатели остановили свой выбор на одной из самых известных мелодий в мире, которую исполняют куранты Вестминстерского аббатства: “Ми-до-ре-соль; соль-ми-ре-до”. То есть если вы видите в названии репетира слова carillon или Westminster – перед вами репетир наивысшего класса (обычные имеют два гонга).
Обладание часами с минутным репетиром во все времена демонстрировало высочайший статус и состояние человека. Вспомните Евгения Онегина, которого с бульвара на обед звал недремлющий Breguet:
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Это и помогло им пережить появление и электричества, и люминесцентных циферблатов.
Главная сложность при создании наручных репетиров – небольшой размер корпусов, в которых нужно найти место для резонансной камеры, чтобы звук боя был слышен. Лучшим звукопроводным материалом является сталь, из драгоценных металлов – белое золото. Худший – платина, но именно ее производители чаще всего используют при создании репетиров, очевидно, стремясь подчеркнуть, что им не страшны никакие трудности.
Наибольший вклад в развитие минутных репетиров в последнее время внесли такие гранды высокого часового искусства, как Patek Philippe, Ulysse Nardin и особенно Jaeger-LeCoultre. Эти компании вообще первыми начали выпускать репетиры с четырьмя гонгами и из года в год наращивают свое преимущество.
Ulysse Nardin отличается от прочих производителей репетиров тем, что старается дополнять свои звуковые часы еще и автоматонами (они же жакемары) – движущимися в такт с боем фигурками людей или животных.
Репетиры и сейчас способны производить очень немногие мастера. Например, это главный доход известного независимого мастера Кристофа Кларе. Этот невысокого роста обаятельный человек обслуживает все швейцарские часовые компании, которые не сподобились наладить репетирное производство.
Фотографии: пресс-службы часовых брендов
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega Speedmaster Moonwatch “Silver Snoopy Award”: вездесущий пёсик Снупи и скрытая анимация
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Просто о сложном. Что такое репетир?
Помните громоздкие настенные часы с кукушкой, которая каждый час вылетала из домика и куковала столько раз, сколько показывали часы? Так вот, репетир по сути — все та же кукушка, которая правда не желает показываться на глаза.
Но если отбросить шутки, то репетир — сложный механизм, который в отличие от кукушки оглашает время лишь по вашему желанию, а не с продвижением часа. Причем делает это не единожды, а ровно столько, сколько раз вы нажмете на кнопку.
В былые времена, когда электричество попросту отсутствовало, а свечки ценились на вес золота, нужно было что-то, с помощью чего можно было бы распознавать время в темноте. И в 1678 году молитвы были услышаны: англичанин Эдвард Барлоу придумал репетир. Чуть позже его идею «докуртил» соотечественник Дэвид Куэйр с компанией талантливых часовщиков, научив репетир не просто отбивать час, а еще и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.
Какие репетиры бывают?
Число «5» для репетиров является сакральным, символизируя количество изобретенных вариаций. Итак, репетиры бывают:
— минутные (самые сложные).
Различать их помогают издаваемые гонгами (детали внутри репетиров) звуки в верхних и нижних регистрах. Обычно часы отбиваются одиночными ударами в низком регистре, четверти — сдвоенными ударами молоточков в верхнем и нижнем, а минуты — одиночными в верхнем. Хотя порой маркам такое обозначение кажется скучным, и они усовершенствуют репетиры дополнительными гонгами, позволяющими отбивать целую мелодию. Так, Patek Philippe обучил карманную модель Star Caliber 2000 исполнять 16-нотную мелодию лондонского Биг Бена (курантов Вестминстеркого аббатства) с помощью пяти (!) гонгов.
Также репетиры бывают с приставками Grande или Petit Sonnerie («большой бой» или «малый бой» — Прим. редакции). Иными словами, часы способны оглашать время не только по требованию, а еще и сами по себе.
По сей день репетир остается уникальным усложнением, которым оснащают исключительно часы с приставкой Grand Complications. Из-за большого количества деталей репетир довольно сложно уместить в миниатюрный корпус, да и времени на его сборку уходит немало, поэтому лишь избранные мануфактуры специализируются на этой функции — преимущественно Patek Philippe, Greubel Forsey и Ulysse Nardin. Последняя марка, к слову, нередко дополняет репетиры различными жакермами (фигурками, двигающимися в такт гонгам – Прим. редакции).
Репетиры: Говорящее время
Европа, XVII век. Сущим мучением становилась попытка узнать время среди ночи. Крик «огня!», долгое ожидание в темноте, шарканье шагов полусонного слуги, несущего свечу.
Сущим мучением становилась попытка узнать время среди ночи. Крик «огня!», долгое ожидание в темноте, шарканье шагов полусонного слуги, несущего свечу. Однако коварный порыв сквозняка мог заставить снова доставать кремень и огниво, высекать искры, и раздувать тлеющий трут, чтобы зажечь фитиль погасшей свечи.
В 1930-е годы была предпринята попытка сделать репетиры более дешевыми и, следовательно, доступными большему числу людей. Появились недорогие часы Driva с очень простым пятнадцатиминутным репетиром, однако, удалось продать только полторы тысячи экземпляров этой модели. Вторая попытка, сделанная в 1957 году компанией Angelus, также не увенчалась успехом: были куплены лишь сто ее часов с четвертным репетиром. Видимо, слишком велика была дистанция между практичностью наручных часов и престижной сложностью механизма репетира. Более удачливой оказалась компания Kelek, которая стала выпускать часы с пятиминутными репетирами.
Казалось бы, сегодня репетиры мало для кого представляют интерес, ведь уже давно существуют часы с подсветкой, разве что для людей со слабым зрением. Но иногда бывает, что вещь, теряя свое функциональное назначение, приобретает ценность раритета и становится предметом престижа, причудой коллекционеров. Именно это произошло с репетирами.
«Второе пришествие» их произошло в 1986 году, когда воодушевленные бумом на сложные часы «Фредерик Пиге» (Frederic Piguet) и Бланпен (Blancpain) разработали и создали ультратонкий механизм репетира. Их примеру последовали другие производители, и сегодня изготовлением часов с этим сложнейшим из всех дополнительных часовых устройств занимаются прославленные часовые компании, в числе которых Audemars Piguet, Lemania, Patek Philippe, Franck Muller, IWC, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Kelek, Vacheron & Constantin. Сложность создания этих удивительных устройств не позволяет выпускать их тысячами штук, поэтому далеко не всякая компания осмелится начать производство или сборку механизма, состоящего, по крайней мере, из 300 компонентов.
Франк Мюллер совместил в одних часах несколько сложнейших функций, среди которых были минутный репетир, большой и малый бой, вечный календарь, запрограммированный до 2100 года, календарь лунных фаз и термометр, показывающий внутреннюю температуру механизма. Franck Muller изобрел индикатор состояния механизма репетира. Эта часовая новинка, запатентованная автором, позволяет определить промежуток времени, в течение которого механизм репетира должен прийти в исходное положение. Только после этого он может быть запущен вновь.
Компания Blancpain, имеющая самую долгую биографию из всех существующих ныне часовых фирм мира, создала первые в истории часового искусства женские часы с репетиром. Сверхтонкий механизм имеет два тона звучания, а циферблат украшен эмалевыми фигурками: амуры порхают и бьют в колокол изящными молоточками. Помня о женском характере, в Blancpain решили, что изображение на каждом экземпляре часов будет уникальным.
Репетир
Репетир (от франц. répéter повторять) – это приспособление в часах, посредством которого, при нажатии на пружину отбивается показываемое ими время.
Репетир является дополнительным устройством часового механизма, которое позволяет часам мелодичным боем разной тональности сообщать о текущем времени.
Комплексный механизм обычно указывает часы, четверти часа и минуты.
Как правило, репетиры способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из них отвечает своя пара гонг-молоточек. При нажатии кнопки, различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты.
Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона.
Изобретением этого механизма мы обязаны темноте. Действительно, до изобретения люминесцентных красок было крайне сложно определять время в темноте. Первые репетиры были произведены для нужд людей, которым приходилось много путешествовать, в том числе и ночью. Сегодня производство репетиров свидетельствует о вершинах мастерства часовых компаний.
Первый патент на устройство репетира для карманных часов был выдан в 1687 году английскому часовому мастеру Даниэлю Квэа (Danial Quare) Королем Яковом Вторым (Jacob II).
“Второе пришествие” их произошло в 1986 году, когда воодушевленные бумом на сложные часы Фредерик Пиге (Frederic Piguet) и Бланпа (Blancpain) разработали и создали ультратонкий механизм репетира. Их примеру последовали другие производители, и сегодня изготовлением часов с этим сложнейшим из всех дополнительных часовых устройств занимаются прославленные часовые компании, в числе которых Audemars Piguet, Lemania, Patek Philippe, Franck Muller, IWC, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Kelek, Vacheron & Constantin. Сложность создания этих удивительных устройств не позволяет выпускать их тысячами штук, поэтому далеко не всякая компания осмелится начать производство или сборку механизма, состоящего, по крайней мере, из 300 компонентов.
Репетиры бывают нескольких типов: часовые, четвертьчасовые, пятиминутные, минутные, Grande Sonnerie, Carillon и Jaquemart.. Последние четыре типа являются самыми сложными в исполнении. Их производство требует особых навыков и таланта от часовщиков, металлургов и музыкантов. Ранее также выпускались и 7-минутные репетиры.
При нажатии кнопки с левой стороны корпуса часов (обычно напротив цифры 9), различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты. Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона. Например, в 5:23 пятиминутный репетир одним тоном пять раз отобьет часы, а затем другим тоном четыре раза отобьет пятиминутные интервалы, четвертьчасовой репетир пять раз отобьет часы и один раз пятнадцатиминутный интервал.
Четвертьчасовые репетиры сейчас выпускают две фирмы – Audemars Piguet и Kelek. Интересен тот факт, что четвертьчасовой репетир стоит примерно в три раза дороже, чем пятиминутный от одного и того же производителя. Это притом, что по техническим параметрам оба механизма почти одинаковы. Это связано, скорее всего, с тем, что пятиминутные репетиры появились больше 20-ти лет назад, когда труд был дешевле и продано таких часов уже достаточно много. Четвертьчасовой же репетир был разработан сравнительно недавно специально для фирмы Kelek.
Самыми сложными среди репетиров считаются Grande Sonnerie, которые отбивают часы и четверти часа автоматически. Но при нажатии на кнопку боя Grande Sonnerie будет повторять бой столько раз, сколько Вы этого захотите. Существует разновидность Grande Sonnerie – Petite Sonnerie. Эти часы автоматические отбивают только полные часы.
Часы Grande Sonnerie расходуют большее количество энергии по сравнению с обычными репетирами, поэтому функцию автоматического боя делают отключаемой.
Самым мелодичным среди репетиров признан Carillon – репетир, у которого четверти часа отбиваются тремя или четырьмя колокольчиками различной тональности. Обычно данная функция реализовывалась в карманных часах. Впервые наручные часы с репетиром Carillon были сделаны фирмой Audemars Piguet – модель “Jules Audemars Grande Sonnerie Repetition Minutes Carillon”. Модель имеет две разновидности – Grande Sonnerie и
Petite Sonnerie с запасом хода 20 и 60 часов соответственно.
Jaquemart – еще одна разновидность репетиров. Jaquemart – это маленькие фигурки (чаще всего молотобойцев), движущиеся, когда репетир отбивает время. Фигурки движутся таким образом, что создается впечатление, что это именно они издают мелодичный бой. Располагаются фигурки обычно на циферблате. Одним из ярких примеров являются часы “San Marco Jaquemarts Repetition Minutes” от Ulysse Nardin, где фигурки на циферблате копируют фигурки на башенных часах
Собора Святого Петра на площади Святого Марка (San Marco) в Венеции.
Стоит отметить, что часы с репетиром являются скорее коллекционными, чем утилитарными, а их стоимость намного выше, чем стоимость многих сложных часов. Например, часы с репетиром Grande Sonnerie от Gerald Genta, выпущенные в количестве девяти штук, были проданы по цене 1,2 миллиона швейцарских франков за каждые.
Репетир
Репетир появился в первых механических часах. Изначально был разработан для того, что бы в тёмное время суток можно было узнать текущее время не глядя на циферблат часов. Люминесцентная разметка циферблата в те времена изобретена еще не была. Устройство четвертного репетира было запатентовано в 1687 году английским часовщиком Даниэлем Куэйром (Daniel Quare). Изобретательный англичанин известен еще и тем, что первым разместил на общей оси часовую и минутную стрелки.
Первые механизмы часов с репетирами были достаточно громоздки. В роли гонга в них обычно выступали колокольчики. Коренным образом изменить этот механизм, удалось Абрахаму Луи Бреге. Который в 1783 году изобретает конструкцию ударного гонга в виде пружины. Именно это изобретение позволило значительно уменьшить размеры устройства. Благодаря Бреге, уже к концу XVIII века карманный репетир становится довольно распространенным предметом, в высших кругах европейского общества.
Репетиры явились, элементом культуры и снискали расположение многих выдающихся людей. Самый известный репетир в русской литературе — это Breguet Евгения Онегина. Прообраз этих часов был выписан из Парижа отцом Александра Пушкина в 1804 году. Любили репетиры, за их чудный звук, и многие музыканты. Среди них Петр Илльич Чайковский и Рихард Вагнер. Не расставался со своим репетиром, доставшимся в наследство от деда, сэр Уинстон Черчилль.
Репетир запускается по команде хозяина, при нажатии на специальный рычаг на корпусе часов. Этим он отличается от часов с боем, которые срабатывают только в определенные интервалы времени. Репетир можно запускать в любой момент времени. И не только для того, что бы узнать время. А просто потому что приятно время от времени послушать мелодичные удары.
Большинство репетиров способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из звуков отвечает свй гонг, по которому бъет свой молоточек. Естественно, что звучание гонгов разное. У одних более низкое. У других более высокое. Для мелодичности звучания их резонансные частоты настраиваются в определенных музыкальных интервалах.
При чем механизм часов позволяет воспроизводить звук как отдельно каждого гонга. Так и определенную последовательность ударов по нескольким гонгам.
В зависимости от сложности механизма и логике работы существует несколько видов репетиров: минутный; пятиминутный; десятиминутный; четвертной; получетвертной. Каджый из них отличается собственной логикой озвучивания времени.
Минутный репетир.
Минутный репетир является, пожалуй, одним из наиболее сложных устройств. При нажатии на рычаг запуска механизм репетира сначала отбивает низким тоном количество часов. За тем следуют сдвоенные удары (последовательно по двум гонгам), отбивающие количество четвертей часа. После чего репетир отбивает количество минут после четверти часа.
В любом случае, «поигравшись» хотя бы однажды с репетиром, в дальнейшем вы будете безошибочно определять время по его ударам.
Четвертной репетир.
Четвертные репетиры отбивают полный час ударами низкого тона, а число истекших четвертей следующего часа — более высокими. Их меганизм более прост, по сравнению с минутными.
Существуют репетиры с механизмами Grande Sonnerie и Petite Sonnerie, которые дополнительно обладают функцией автоматического боя. Первый автоматически отбивает часы и четверти, предваряя каждую четверть повторением часового боя, а второй также озвучивает часы и четверти, но не повторяет каждую четверть часовые удары.
Существуют эксклюзивные модели репетиров, использующих более двух гонгов с разными звуковыми тонами. Одним из наиболее знаменитых является модель Star Caliber 2000 от Patek Philippe. Ее механика типа Grande Sonnerie точно копировать 16-нотную мелодию лондонского Биг Бена. В корпусе часов находится целых пять гонгов различных тонов.
Жакемары.
Несмотря на легкость в обращении, репетир представляет собой, по общему мнению, самый непростой из специальных часовых механизмов — сложнее турбийона. Поэтому портативные репетиры оставались, с момента своего появления и до самого последнего времени, вещью достаточно редкой, производящейся поштучно, вручную и лишь немногими, истинными часовыми виртуозами.
Сегодня репетиры производят знаменитые швейцарские бренды: Audemars Piguet; Vacheron Constantin, Patek Philippe, Blancpain, IWC, Ulysse Nardin, Kelek. Репетир это один из самых эксклюзивных и самых дорогих часовых усложнений. Сегодня репетирами оснащаются часы для личных коллекций. Их не носят каждый день на работу, в них не ездят на отдых. Они являются редким, эксклюзивным и очень дорогим предметом высокого часового искусства.
В нашем каталоге представлены швейцарские часы с репетирами, выпускаемые ведущими часовыми брендами.