Что такое ресурсный круг в программе истоки

Особенности реализации части образовательной программы формируемой участниками образовательного процесса по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Кроме этого, федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачу «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Это определило основное направление и содержание деятельности нашего дошкольного учреждения: возрождение, сохранение и передача детям смыслов традиций и национальных ценностей. Все это осуществляется через реализацию части образовательной программы формируемой участниками образовательных отношений, программой «Истоки» и«Воспитание на социокультурном опыте».

Детский сад работает по Программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» 5 лет. Программа представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание Программы основано на российских культурных традициях.
«Истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения (то есть вводным, подготовительным этапом)и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.
Авторами Программы являются Игорь Алексеевич Кузьмин, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» г. Москва и Александр Васильевич Камкин,профессор Вологодского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Основная задача: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Содержательной основой программы является освоение системы понятий и категорий: в 3-4 года Слово, Образ, Книга;в 4-5 лет Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; в 5-6 лет Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; в 6-7 лет Традиции слова, Образа, Дела, Праздника.
Данные понятия и категории, позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

В работе с детьми и их родителями используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к итоговым занятиям по данной программе.

В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями по освоению базовой категории. Работа осуществляется как по средством книг для развития детей, а также через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

На занятиях используются активные формы обучения.
— ресурсный круг;
-работа в парах;
— работа в микро группе.

В каждом активном занятии четко прослеживается последовательность шагов воспитателя (или родителя) и ребенка.
Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию.
Четкий алгоритм действий, пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат. Каждое активное занятие состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Первая форма активный форм образовательной деятельности– ресурсный круг, в котором дети начинают взаимодействовать с младшего дошкольного возраста.
При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность и других детей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ В РЕСУРСНОМ КРУГЕ:
Подготовительный этап.
(Присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, здесь активен педагог).
На подготовительном этапе происходит присоединение воспитателя к детям, детей – к теме ОД. Подготовительный этап ОД необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. В качестве присоединения воспитателем используется текст, направленный на развитие у детей всех каналов восприятия, воспитатель также может использовать вводную беседу, рассказ взрослого по теме занятия, разговор-диалог, чтение фрагментов литературных произведений из книг для развития и другие приёмы. Педагог в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.
Основной этап.
В основном этапе ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз. Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.

РАБОТУ В МИКРО ГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):
Со старшей группы воспитанники начинают осваивать РАБОТУ В МИКРОГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):
Этапы работы активной формы обучения микро группах проводятся аналогично работе в парах. Основной этап это общение в микрогруппах (четверках)
АФОД способствуют приобретению детьми очень важных качеств, которые представлены на слайде (не читаю, сами):
чувство собственной ценности (педагогу важно мнение каждого ребёнка и при подведении итогов совместной работы он обобщает высказывания всех детей, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте);
чувство защищённости, уверенности в поддержке (в активных занятиях отсутствует отрицательная оценка высказываний детей, поэтому дети уверенны в том, что они будут поддержаны и поняты воспитателем, а их мнение – принято);
доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам);
позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
способность к сопереживанию;
способность к совершенствованию;
опыт в различных эмоциональных состояниях;
моральная установка на отзывчивость;
способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Важным ключевым моментом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является работа с родителями. Решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, поэтому недостаточно формировать систему ценностей только в детском саду.
В нашем ДОУ Целенаправленная работа осуществляется по следующим направлениям.
1. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах продумана система заданий способствующих организации и развитию общения между детьми и родителями. Например. Родители совместно с детьми оформляют страницы Альбома «Мои истоки».
2. Проведение итоговых занятий с участием родителей и детей.
3. Участие родителей в проектных работах ДОУ.
4. Участие в выставках и мероприятиях ДОУ.
В результате такой работы педагога с родителями, родителей с детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувственными.

Заключение
«Социокультурные истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В основе преподавания данного курса лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения и воспитания.
Главными целями при реализации системы активных форм являются развитие духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, для достижения значимых результатов.

Источник

Краткое описание методики «Ресурсный круг»

Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть фото Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть картинку Что такое ресурсный круг в программе истоки. Картинка про Что такое ресурсный круг в программе истоки. Фото Что такое ресурсный круг в программе истоки Галина Овечко
Краткое описание методики «Ресурсный круг»

Краткое описание методики «Ресурсный круг»

Методика «Ресурсный круг» была предложена профессором А. В. Камкиным.

Методика «Ресурсный круг»может быть предложена как : мотивация к деятельности, решение спонтанных ситуаций в детском коллективе, закрепление деятельности, рефлексия.

Четкий алгоритм действий,пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат АФОД имеют три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Условия для успешного проведения ресурсного круга:

Найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Это позволяет заинтересовать, поддержать интерес, привлечь внимание и стимулировать работу ума и сердца обучающихся

1. Подготовительный этап (мотивационно-ориентировочный).

Проблема; цель; вводная беседа; присоединение к предстоящей деятельности.

Воспитатель в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.

создание благоприятной психологически комфортной обстановки (атмосферы доверия, взаимопонимания, взаимоуважения);

устранение барьеров в коммуникации (общение на уровне глаз, рассаживание детей свободным полукругом, кругом);

взаимодействие с детьми с учётом разных типов восприятия:

Рекомендации к организации беседы воспитателя с детьми

В беседе с детьми воспитатель последовательно ставит вопросы с целью актуализации социокультурного опыта, активизации мышления и речи детей. Вопросы должны быть чёткими, достаточно краткими и понятными детям. Педагог даёт некоторые пояснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, корректно делает поправки. Окончание беседы должно характеризоваться определённой завершённостью, содержать обобщающие выводы и краткий заключительный рассказ воспитателя. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием музыкального произведения, связанного с темой занятия, присоединительным текстом педагога. Беседа должна строиться таким образом, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, рассуждения. Важно уметь выслушать ребенка с уважением и вниманием к его мнению. На этапе присоединения активен воспитатель.

Но большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей.При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдерживать своё непосредственное желание сразу самому отвечать на вопрос, не подождав, пока закончит другой участник беседы. Для осуществления присоединения и развития дальнейшего эффективного общения педагог общается с детьми на уровне «Взрослый-Взрослый».

Предстоящая работа должна быть интересна детям. То, что значимо, интересно выполняется с добрым чувством и удовольствием. Воспитатель использует различные средства влияния на психологический климат (музыкальное оформление, соответствующий теме занятия визуальный ряд, интерьер, эмоции, знаки внимания детям и т. д.). Важно, чтобы это было новым, необычным, значимым для присутствующих. На данном этапе целесообразно предупреждение возможных неудач. Это поможет направить внимание детей к наиболее важному в предстоящей работе. Важно выразить надежду на успех («У вас все получится.», «Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе»)

ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз.

Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу.Основные правила: Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа, потому что в отсутствие мнений и обсуждать нечего. Основной вопрос должен соответствовать уровню развития детей группы, т. е. учитывать готовность детей к обсуждению вопроса. При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент. Особенно в работе с детьми младшего возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность других детей.

Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.

3. Третья часть НОД. Заключительный этап АФОД.

Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями.

В завершении ресурсного круга подводится итог, делаются выводы Происходит закрепление предложенной темы, дети высказывают свое мнение, задают вопросы друг другу, играют в игры, делают умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи, обучая тем самым своих сверстников. Помощь воспитателя в подведении итогов состоит в осуществлении наводящих вопросов, в случае, если дети высказываются передавая сверстникам не полную информацию.

Рекомендуется после активного занятия положительно оценить действия каждого ребенка, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, отметить его достоинства.

В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей, на нём происходит переоценка жизненного опыта, имеющегося у ребёнка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог учитывает в дальнейшем развитии детей.

Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).

Творческое задание детям и родителям. Самостоятельный поиск дополнительной информации по теме (манок на будущую деятельность, на расширение и углубление представления детей, мотивация детей и родителей к дальнейшему освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий).

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть фото Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть картинку Что такое ресурсный круг в программе истоки. Картинка про Что такое ресурсный круг в программе истоки. Фото Что такое ресурсный круг в программе истокиВидео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки» «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Руки – это своего рода внешний мозг» Кант С раннего детства и на протяжении всей.

Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть фото Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть картинку Что такое ресурсный круг в программе истоки. Картинка про Что такое ресурсный круг в программе истоки. Фото Что такое ресурсный круг в программе истокиСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Источник

Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»

Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть фото Что такое ресурсный круг в программе истоки. Смотреть картинку Что такое ресурсный круг в программе истоки. Картинка про Что такое ресурсный круг в программе истоки. Фото Что такое ресурсный круг в программе истоки Ольга Котельникова
Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»

Методические рекомендации

по подготовке и проведению итоговых занятий

по программе «Социокультурные истоки»

с использованием активных форм обучения

Работу по реализации программы «Социокультурные истоки» мы проводим в последовательности, предложенной методистом Истковедения О. С. Абрамовой.

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы

Шаг 1. «НАЧНИ С СЕБЯ»

Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

Шаг 2. «ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО»

Шаг 3. «ПРИСОЕДИНИ РОДИТЕЛЕЙ»

В информационном уголке «Истоки» предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).

Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.

Подготовить и провести активное занятие с родителями.

Шаг 4. «ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.

Шаг 5. «ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ»

• Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы.

• Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы.

• Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

По программе предусмотрено проведение одного итогового занятия по каждой теме в конце каждого месяца (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.

Процесс подготовки и проведения занятийможно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной.

Схема подготовки и проведения занятий

I. Подготовительный этап (предшествующая работа)

• чтение художественных произведений

• знакомство с пословицами и поговорками

• разучивание стихотворений, песен, потешек, игр

• оформление страницы Альбома (раскраска, рисунок)

2. Работа в круге (беседа с детьми на основе прочитанных произведений, пословиц и личного опыта детей).

3. Работа в парах (выполнение заданий в книгах для развития детей).

4. Игра. Пение песни. Чтение стихотворений.

5. Ресурсный круг. Работа в микрогруппах.

Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения. Они способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

Данные формы работы обеспечивают высокий эмоциональный фон занятий, тем самым позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают тревожность, негативизм и агрессию.

А теперь более подробно остановимся на основных активных формах обучения, применяемых на занятиях по программе «Социокультурные истоки».

Активные формы работы на занятиях

Беседа с детьми на основе прочитанных произведений, пословиц и личного опыта детей.

1. Индивиуальный этап.

Воспитатель объясняет детям задание и предлагает самостоятельно его выполнить.

Время работы 5 минут.

Детям предлагается сообщить друг другу свое решение и прийти к единому мнению.

Первый ребенок сообщает партнеру свой выбор;

Второй внимательно слушает и выражает свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением;

Далее дети пытаются прийти к единому решению.

Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает положительные и отрицательные моменты в общении.

Время работы3- 5 минут.

За 30 секунд до окончания данного времени следует предупредить детей о необходимости завершения диалога.

3. Обсуждение в группе

Возможен такой вариант:

Заслушивается мнение любой пары и выявляются те, кто согласен с данным решением.

Необходимо обратить внимание детей на начальную фразу: «Мы решили…», т. к. это общее решение пары.

Заслушиваются объяснения детей, сделавших иной выбор.

4. Экспертная оценка.

Воспитатель (или родитель) показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор (ответ, решение, результат) и аргументирует его.

Воспитатель обращается к детям с вопросом.

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя.

Далее разговор ведется по кругу.

Воспитатель подводит итог разговора.

4. Работа в микрогруппах.

В состав микрогруппы входят дети (4-5 детей) и их родители.

В микрогруппе взрослый берет на себя роль лидера, организуя общение.

Желательно заранее продумать состав микрогрупп и содержание выступления взрослого.

Родители могут сделать интересное сообщение, рассказать о чем-либо, относящемся к теме занятия, организовать беседу, диалог. Важно, чтобы в микрогруппе обеспечивалась активная позиция каждого участника диалога.

«Активные формы работы с детьми и родителями на занятиях по программе

«Социокультурные истоки»

(на примере итогового занятия на тему «Жизненный путь» для детей 6-7 лет)

Цель. Показать методику применения активных форм обучения на занятиях по программе «Социокультурные истоки.

1. Организационный момент.

4. Работа в парах. Выполнение заданий «Этапы жизненного пути», «Важнейшие события в жизни человека.

5. Игра «Угадай, кем я хочу стать».

6. Ресурсный круг «Жизненный путь».

7. Работа в микрогруппах.

Ход занятия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть всех вместе.

Сейчас вам предоставляется возможность самим стать участниками активного занятия, увидеть и прочувствовать его особенности изнутри. Мы приглашаем вас в круг.

Мы надеемся, что настроение у нас у всех хорошее, бодрое. Чтобы оно стало еще лучше, давайте передадим его друг другу.

Собрались мы дружно в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

А теперь поприветствуйте друг друга еще раз – на всех языках, которые вам знакомы и разными способами (рукопожатие, прижимая сложенные вместе руки к груди и т. д.)

Пожелаем друг другу удачи, чтобы наша встреча прошла интересно и с пользой.

Мы с вами здесь собрались на интересную и важную беседу. А о чем, вам картинка подскажет.

Слайд 1. Иллюстрация с изображением дороги.

Да, это дорога (путь, тропинка).

Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать.

Итак, разговор у нас сегодня пойдет о жизненном пути, о дороге жизни.

У каждого человека свой жизненный путь. Есть он и у героев сказок. И сейчас мы предлагаем нам всем вместе вспомнить их.

Слайд 2. Иллюстрация к сказке «Финист – ясный Сокол».

Как называется эта сказка?

Каким был жизненный путь Марьюшки? (трудным, тернистым, тяжелым, с множеством препятствий)

Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью? (терпение, любовь, старание, верность, честность, бескорыстие и верность).

Как в сказке были вознаграждены любовь, верность, старание и терпение Марьюшки? (вышла замуж за Финиста Ясна-сокола).

Путь-дорога Марьюшки к ее счастью напоминает нам жизненный путь каждого человека.

Слайд 3. Иллюстрация к сказке «Старик и яблоня».

1. Ребята, к какому произведению подходит эта иллюстрация?

2. Что такое притча? (короткий поучительный рассказ, заключающий в себе премудрость).

3. Для кого старик старался, сажая яблоню? (Для своих внуков).

4. Какой он, дедушка из притчи? (Добрый, бескорыстный, мудрый).

5. В чем заключается его мудрость?

(Он воспитывает своего внука личным примером, хорошими поступками и делами, продолжает добрые традиции своей семьи.)

«За свою жизнь я скушал немало яблочек, посаженных для меня моим дедом. Теперь, в свою очередь, я сажаю деревья для своих внуков».

Ребята, вспомните, какие знаете поговорки о жизненном пути. Уважаемые родители, у вас на столах лежат свитки с поговорками. Выберите пожалуйста вместе с детьми поговорки о жизненном пути.

Слайд 4. Пословицы и поговорки.

• Жизнь прожить, не поле перейти.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Не годами старость красна, а делам.

А сейчас для вас небольшое задание.

Слайд 5. Рисунок-схема.

Вам нужно разгадать,расшифровать этот рисунок: в нем спрятано одно умное высказывание – изречение.

(«Человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево, вырастить детей»).

Согласны вы с этими изречением?

Жизненный путь человека складывается из важных событий его жизни.

— Ребята, какие важные жизненные события вы знаете?

(Рождение, крещение, учеба, обучение профессии, служба в армии, создание семьи). Всего 5 важнейших событий.

А теперь поговорим о возрастных этапах.

Этап жизни (период) человека, когда он только рождается, называется младенчество.

— Какой период жизни наступает дальше? (Детство).

— Затем? (Отрочество) – ваши старшие браться и сестры, которые ходят в школу.

— Дальше наступает юность (это девушки и юноши, заканчивающие школу).

— Уважаемые родители, скажите, на каком этапе жизни сейчас вы?

(Зрелость). На этом этапе же этапе находятся и ваши молодые бабушки.

— А на каком этапе находятся ваши прабабушки и прадедушки? (Старость).

Далее у нас пойдет работа в парах. Для этого нам нужно пересесть за столы.Просьба быть повнимательнее: для «детей» за столами стульчики уже приготовлены. Поэтому они идут к столам без стульчиков. А «родители» берут свои стульчики и садятся чуть сзади «детей».

(Второй воспитатель расставляет стульчики для ресурсного круга и раскладывает вопросы.)

Мы будем выполнять задания. Подготовку к ним мы уже провели, когда говорили о важных событиях в жизни человека и возрастных этапах.

У вас на столах лежат листочки с перечнем важных жизненных событий человека. Вам нужно выбрать из них пять самых важных и подчеркнуть.

ВНИМАНИЕ! Работаем, соблюдая все этапы «Работы в парах»!

Дети выполняют задание сначала индивидуально. Затем, обмениваясь в парах своими решениями, они приходят к единому мнению. После следуют выступления от каждой пары и экспертная оценка.

Слайд 6. Важнейшие события в жизни человека (экспертная оценка).

А сейчас приступим к выполнению второго задания.

-Внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините важнейшие этапы, изображенные на картинках с соответствующими словами (если дети не читают, то подключаются родители, а дети выполняют задание).

Слайд 7. Этапы жизненного пути (экспертная оценка)

Работа в парах завершилась. Впереди у нас ресурсный круг.

Перед этим я предлагаю поиграть.

Игра «Угадай, кем я хочу стать?»

Я приглашаю сюда всех «детей».

При помощи пантомимы, имитационных действий, движений нужно показать трудовые действия людей разных профессий. «Дети» показывают, а» родители» угадывают.

А теперь просим «детей» пройти и сесть в ресурсный круг.

Ресурсный круг «Жизненный путь».

Итак, приступим к работе в ресурсном круге «Жизненный путь»

«Ребята», нам, взрослым, очень интересно и важно знать, каким вы себе представляете ваш жизненный путь. У каждого из вас он будет свой, поэтому нам хочется послушать каждого из вас.

Пояснение. Чтобы ответы детей не были однообразными, мы придумали вопросы, по содержанию, похожие на основной вопрос «Каким вы себе представляете ваш жизненный путь?»

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу.

1. Каким ты представляешь себе жизненный путь?

2. Назови самые важные события в твоей жизни, которые уже произошли и будут впереди.

3. Ты хочешь, чтобы твой жизненный путь был легким, удачным, успешным? Что для этого нужно?

4. Как ты думаешь, на твоем жизненном пути могут быть трудности? Как ты поступишь?

5. Кем бы ты хотел стать и почему?

6. У тебя есть мечта? Что нужно сделать, чтобы она осуществилась?

7. Для чего нужна человеку работа, профессия?

8. Какое доброе дело ты бы хотел сделать?

9. Ты бы хотел стать известным, знаменитым на весь мир? Будучи кем?

10. Что является самым главным, необходимым, чтобы твой жизненный путь состоялся, сложился?

Работа в микрогруппах.

Микрогруппа 1. Через интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» дети узнают интересные факты из жизненного пути А. Г. Николаева.

Микрогруппа 2. Через д/и с использованием кругов Луллия «дети» закрепляют, какие бывают профессии, что нужно для труда и место, где работают люди разных профессий.

Микрогруппа 3. Руководитель делает интересное сообщение по теме занятия.

Итак, мы сегодня с вами узнали, что у каждого человека есть свой жизненный путь. Он начинается в раннем детстве и заканчивается в глубокой старости. Очень важно стремиться прожить жизнь по совести и правде, пройти свой жизненный путь достойно и оставить добрый след.

Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Мы уверены, что вы выберите путь служения добру. Впереди у вас долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог ждет вас впереди.Хочется пожелать вам всем:

«Доброго, доброго, доброго пути,

Самого доброго, доброго пути!».

Слайд 8. Напутственное слово.

Мы благодарим вас за интересную и слаженную работу.

Снова все встанем в круг и пожелаем друг другу что-либо хорошее (добра, здоровья, счастья, удачи, хорошего настроения, успехов, хороших (верных, надежных) друзей, хорошей дороги, ангела хранителя в пути, доброго пути).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *