Что такое ревность к богу

23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной

Прошлый раз взялся я сводить итоги и не довел до конца, а это-то главным образом и требовалось. Конец сей есть: да ведаете, что ревность, о коей была речь, – ревность действенная, живая, горящая, неутомимая, – и есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святаго Духа. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет – и погасла.

Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские – и все направит к одному: богоугождению и спасению. Отвечайте же, есть или нет.

Полагаю, что вам очень затруднительно ответить на это, и не по одной скромности. Прихожу к вам на помощь. Не смешайте ревность с ревностию. Ревность духовная вся истощается на угождение Богу и спасение души, она преисполнена страхом Божиим и непрестанное хранит внимание к Богу, всячески заботясь ничего не допустить ни в мыслях, ни в чувствах, ни в словах, ни в делах, что бы не было угодно Богу, как указывает ей совесть, которую она хранит чистою, как зеркало, сердце свое она блюдет от всяких прилеплений к чему-либо, кроме Бога и вещей Божественных, и надеждами своими переселяется в иной мир, отсекши все земные надежды. Она не чуждается того, что нужно для временной жизни, но все сюда относящееся есть для нее приделок, а дело – одно: богоугождение и спасение. Видите как? Извольте хорошенько это обсудить и себя по этому проверить.

Еще примите во внимание, что бывает ревность и душевная, и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует, не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем – житейском или гражданском. Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную.

Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную. А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая – порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние не охлаждают только ревность духовную, но совсем враждебны ей и как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют. Вот сколько бывает ревностей! Извольте-ка приглядеться, нет ли какой-либо из них и у вас?

Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой. Она прогоняет только суетную и страстную и показаться им не допускает в круге жизни человека, которым сама завладела. В одном только случае она и душевной ревности не дает хода – именно, когда видит, что дела и занятия по удовлетворению сей ревности – науки, художества, мастерства, жизнь семейная, гражданские службы и должности – не дают простора ей самой, теснят ее, охлаждают и гасят. Тогда она человека, коим завладела, совсем исторгает из тех порядков жизни, коими заведует ревность душевная, и уводит его туда, где тем только и занимается, чтобы удовлетворять ее – духовную ревность. Вы догадываетесь, о чем здесь речь?!

Тщание и неленостность есть самая ревность; горение духом есть свидетельство ее присутствия и действенности; работание Господеви есть направление и дух сей ревности. Направляя такую ревность, тот же Апостол заповедует Филиппийцам: «Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика достохвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте. и Бог мира будет с вами» ( Флп. 4, 8–9 ). Вот о чем ревнует дух оживший, с Богом сочетанный и вследствие такой ревности сохраняющий такое сочетание. За то Бог мира пребывает с ним – благо, выше которого нет другого.

Так вот вам что есть ревность, какова сила ее и каковы направления ее! поелику столь велико значение этой ревности, то сами согласитесь, что стоит труда определить, есть ли она у нас с вами. И потрудитесь над этим. Подходит праздник Рождества Христова. Поздравляю и шлю вам мой привет и благожелания! Вместе с этим уж и с Новым годом поздравляю. Может быть, не придется мне писать вам до того времени.

Источник

Ревность человека и ревность Бога: в чем разница

Много написано о вреде человеческой ревности, но в Библии Бог назван ревнителем. В чем разница между человеческой и Божьей ревностью? Такие есть мнения.

Валерий Татаркин, автор книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru

Слово ревновать имеет широкое значение. В Библии Бог прямо заявляет, что он «ревнитель». И в этом нет негативного оттенка. Господь называет Себя — мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5, см. также Иер. 3:1, Ос. 1:2, Еф. 5:25, Откр. 12:1,6, Откр. 19:7).

Из текстов Библии четко видно к кому (чему) ревнует Бог-ревнитель. Посмотрите на первую и вторую заповедь Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:3-5).

Когда верующий, заключивший завет с Богом, затем начинает «ходить» к другим богам, или находит себе религиозного кумира – идола или изображение, то это вызывает «ревность» Творца. Даже если этим идолом становятся предметы, посвященные Богу. Через материальные вещи некоторые люди надеются стать поближе к Господу. Но Библия учит поклоняться напрямую Единому Живому Богу. Господь знает, что со временем даже в неживом предмете люди начинают видеть творческую силу. И этому предмету начинают уделять внимание, достойное только Творца, а не творения. Обращаясь к Богу через «посредника», верующий ему передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние. Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-то? Каждый супруг будет сильно расстроен, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. А разве этого не происходит, когда верующий общается с Богом через какого-то «посредника» — человека или предмет? Но конечно, в отличие от человека, в ревности Бога нет злобы, мстительности и агрессии.

Господь, говоря о Своей ревности, подразумевает страдание, сожаление и желание любой ценой возвратить Свою избранницу (Иер.3:1,7).

А в грешном человеке ревность может вызвать массу негативных эмоций, разрушительных слов и действий. Обиженный супруг не просто готов разорвать отношения, но зачастую доставляет огромную боль обидчику, причем любыми способами, включая отмщение через детей и имущество.

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Таким образом, в ревности человека, как в переживании из-за возможной потери любимого супруга, нет ничего странного и тем более дурного. Благодаря позитивной ревности, многие делают добрые дела, совершенствуются, тем, доказывая свою любовь. Но, как только человек начинает видеть в своей ревности негативные оттенки – появляющиеся злые мысли, то тут надо бить тревогу.

Иван Музычко, автор, публицист, служитель церкви в г. Ошава, Канада

С самого начала, надо определить общее значение слова «ревность» и «ревновать». Согласно Толковому словарю Даля, слово «ревновать» имеет два значения:

Соответственно слово «ревность» означает:

Слово «ревнитель» означает усердный защитник, старатель, поборник (истины, например).

Исходя из этих определений, можно полагать, что в тех местах Писания, где говорится, что «Бог есть ревнитель» (Исх. 20:5; Наум. 1:2), речь идет о том, что Бог есть защитник и поборник истины. Должен ли христианин быть защитником и поборником истины? Конечно, должен.

Как видно из вышеприведенных значений слова «ревновать», то первое значение имеет положительную коннотацию, а второе значение имеет отрицательную коннотацию. В многочисленных местах Нового Завета слово «ревновать», как правило, употребляется в первом значении и является призывом верующих к добрым и Богоугодным делам.

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Игорь Соколов, пастор церкви Большого Города, (Санкт Петербург, Россия)

Слово «ревность» в русском языке чаще всего употребляется в негативном смысле. Есть у этого слова и положительное значение, об этом чуть позже. Но вот Википедия однозначно называет ревность негативным чувством, и поясняет, что «…она (ревность) в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность возникает, когда эта претензия мнимо или на самом деле ставится этим человеком под вопрос, что вызывает сильный, порой иррациональный страх его потери».

Но у кого есть «исключительное право на «владение» людьми? Только у Бога! Библия представляет Бога ревнивым именно в этом смысле.

Он создал людей, Он желает общения с ними, Он ревнует о том, чтобы люди не поклонялись никому, кроме Бога, и Он имеет на это право.

Бог повелевает Своему народу не поклоняться идолам, говоря: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20:5). Богословы говорят нам, что «Понятие «ревность Бога» можно определить следующим образом: ревность Бога означает, что Бог постоянно стремится защитить Свою честь».

Апостол Павел говорит коринфянам: «Я ревную о вас ревностью Божьей» (2Кор.11:2). Здесь это слово используется в положительном значении, и означает глубокую заинтересованность в том, чтобы отстоять честь или благосостояние кого-либо – себя или кого-то другого.

Итак, Бог есть «Бог ревнитель». Это означает, что Он не потерпит неверности Своего народа (т.е. поклонения иным богам) (Втор.4:23). Этот вид ревности свят и праведен. Подобная ревность должна быть и в браке, чтобы охранять любовь супругов друг к другу. Супруги вправе ожидать по отношению к себе исключительной любви и верности. Однако, хроническая склонность человека к ревности считается негативной чертой, может стать болезненным и деструктивным чувством.

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Александр Величко, пастор, епископ, директор «Славянской внешней миссии», (Богуслав, Беларусь)

Иаков задает риторический вопрос, который не требует ответа. Ответ виден в самом вопросе. Конечно же, не напрасно Писание предупреждает нас о том, что Бог ревнив.

«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» (Иакова 4:5).

А Бог невероятно ревнив. И у Него есть все основания быть ревнивцем.

Во-первых, Он нас задумал, и задумал для Себя. Во-вторых, Он претворил Свои задумки в реальность, сотворив нас такими, какими мы должны быть. В-третьих, Он даровал нам свободу, рискуя, и не напрасно, потерять нас навсегда. В-четвертых, Он простил нас, когда мы, воспользовавшись нашей свободой, ушли от Него, предав Его любовь. И, в-пятых, Он продолжает искать путь к нашим сердцам, несмотря на отступничество.

Все это, несомненно, дает Ему право на ревность. Он любит, и любит радикально. Он не желает делить нас с кем бы то ни было еще, когда наша интеграция с миром заходит слишком далеко. Хотя, что значит «слишком далеко»? Когда это вообще происходит, то Он ревностно к этому относится.

Господь любит, и Он — собственник. Он настоящий мужчина. Он не желает отпускать тех, кого любит. Он заплатил слишком большую цену за любовь.

Господь, зная нас, давая нам свободу, понимает, что мы будем в той или иной мере нарушать правила, но Он не рассчитывает на то, что мы отвернемся от Него. В таком случае, ревность — это то, что нас может ждать.

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Бъёрн Нильсен, христианская церковь Брюнстад, (Норвегия)

Божья ревность и человеческая ревность — две разные вещи.

В Божьей ревности заключается будущее и надежда, в то время как движущей силой человеческой ревности являются: своя собственная жизнь и интересы, личные преимущества.

Божья ревность приводит нас к новой жизни, когда мы готовы отказаться от собственной жизни, чтобы приобрести жизнь в Иисусе Христе, в которой заключается вечная жизнь. Эта ревность приводит нас к смерти, с которой пришёл Иисус, при помощи которой мы можем умерщвлять грех, живущий в нашей плоти, и таким образом, наш человеческий дух оживотворяется для этой вечной жизни. 2 Кор. 4:6-18. Та часть нашего человеческого духа, которая стала оживотворённой, станет нашим светом и нашим сиянием в вечности.

Бог желает, чтобы все люди пришли к этому очищению и развитию, и, оставив объятия грехопадения, стали жить победоносной жизнью, как Павел пишет об этом в Римлянам 6:22: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная».

Ради этой работы Бог ревностен. Он ревнует о нашем духе. Он даёт необходимую нам благодать, чтобы у нас всё получилось.

Святитель Феофан Затворник, епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник.

Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и – только не угашайте его – он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские – и все направит к одному: богоугождению и спасению.

Еще примите во внимание, что бывает ревность и душевная, и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует, не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем – житейском или гражданском. Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную.

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную.

А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной. Ибо есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая – порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние не охлаждают только ревность духовную, но совсем враждебны ей и как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют. Вот сколько бывает ревностей! Извольте-ка приглядеться, нет ли какой-либо из них и у вас?

Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой.

Она прогоняет только суетную и страстную и показаться им не допускает в круге жизни человека, которым сама завладела. В одном только случае она и душевной ревности не дает хода – именно, когда видит, что дела и занятия по удовлетворению сей ревности – науки, художества, мастерства, жизнь семейная, гражданские службы и должности – не дают простора ей самой, теснят ее, охлаждают и гасят. Тогда она человека, коим завладела, совсем исторгает из тех порядков жизни, коими заведует ревность душевная, и уводит его туда, где тем только и занимается, чтобы удовлетворять ее – духовную ревность.

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Максим Король, служитель церкви «Надежда», богослов, (Днепр, Украина)

Не секрет, что Библия показывает нам, что христианский Бог – это Бог-Ревнитель (Исх. 20:5; Исх. 34:14). Священнописатель данных отрывков показывает нам Бога, который избирает себе народ и дает обещание заботиться о нем и любить его. И как мудро подмечает Джеймс Пакер в своей книге «Познание Бога»: «Бог имел в виду, что от тех, кого Он возлюбил и искупил, Он требует полной и абсолютной верности и будет доказывать Свои требования строгими наказаниями, если они неверностью предадут Его любовь». Поэтому мы видим, что Божья ревность не имеет ничего общего с человеческой плотской ревностью, которая часто возникает у людей как реакция, которая исходит из греховного сердца.

Божья ревность – это ревность к жизни. Человеческая ревность – это ревность к смерти.

Человеческая плотская ревность – всегда греховная. Такая ревность осуждается Богом, так как она является грехом (Пр. 14:30; 1П.2:1). Это плотская ревность, которая присуща невозрожденным людям. Греховная ревность проявляется в зависти, лицемерии, раздражительности и т.п.

Божья ревность всегда праведна и является передаваемым качеством Бога. Такая ревность поощряется Богом и является естественным результатом благочестивой жизни человека (Пс. 68:10; 2Кор.9:10). Она всегда чистая и ведет к позитивному результату. Праведная ревность – это страсть по делу Божьему. Это ревность по исполнению Божьих заповедей.

Исходя из вышенаписанного, важно сделать следующие выводы:

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник

Ревность

Ре́вность – 1) состо­я­ние веру­ю­щего, выра­жа­е­мое в пла­мен­ном, реши­тель­ном стрем­ле­нии к испол­не­нию Божьей воли, к добру и обострен­ном нега­тив­ном отно­ше­нии ко злу ( Чис.25:13 ); 2) усер­дие (пример: рев­ность к работе); 3) сомне­ние чело­века в вер­но­сти, любви к нему со сто­роны дру­гого чело­века; 4) обострен­ное чув­ство сопер­ни­че­ства (пример: рев­ность к успе­хам других людей); 5) про­яв­ле­ние Правды Божьей по отно­ше­нию к чело­веку ( Ис.9:7 ).

В учении Свв. Отцов, рев­ност­ное начало души также име­ну­ется гневом, рве­нием и энер­гией. В свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти эта сила обычно назы­ва­ется словом, про­ис­хо­дя­щим от гла­гола зажи­гаю, горю, пла­ме­нею.

В своем пер­во­здан­ном состо­я­нии (до чело­ве­че­ского гре­хо­па­де­ния), рев­ность озна­чала усер­дие к уго­жде­нию Богу, имела воз­вы­шен­ный духов­ный смысл. В своем изна­чаль­ном виде рев­ность – закон­ная сер­деч­ная (чув­ству­ю­щая) сила души, пови­ну­ю­ща­яся разуму. Однако после гре­хо­па­де­ния про­изо­шло повре­жде­ние чело­ве­че­ского ума. Чело­ве­че­ский ум стал стре­миться не к веч­ному Богу, а к пред­ме­там види­мого мира, пора­бо­ща­ясь им. Отсюда и рев­ность стала не рев­но­стью о позна­нии Бога, а рев­но­стью о полу­че­нии удо­воль­ствий в крат­ко­вре­мен­ной жизни. Про­ти­во­есте­ствен­ная рев­ность в соче­та­нии с про­ти­во­есте­ствен­ной направ­ле­нием ума и воли стала гре­хов­ной стра­стью, то есть неесте­ствен­ным дви­же­нием чело­ве­че­ской души.

Истин­ная рев­ность имеет осно­ва­нием любовь, а ложная — тще­сла­вие и гор­дость. Истин­ная рев­ность обли­чи­теля чужих поро­ков совер­ша­ется с болью и состра­да­нием, а ложная — со зло­стью и пре­зре­нием.

Исце­ляя чело­ве­че­скую при­роду, хри­сти­ан­ство учит о необ­хо­ди­мо­сти изме­нить про­ти­во­есте­ствен­ную рев­ность о вре­мен­ном и пре­хо­дя­щем изна­чально при­су­щей чело­веку рев­но­стью к позна­нию Бога и соеди­не­нию с Ним. Такая замена пред­по­ла­гает как жела­ние чело­века, так и дей­ствие помо­га­ю­щей ему Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Рев­ность в духов­ной жизни не должна исклю­чать такую доб­ро­де­тель, как рас­суж­де­ние. Рев­ность без рас­суж­де­ния в пат­ри­стике име­ну­ется рев­но­стью не по разуму, нера­зум­ной рев­ностью ( Рим. 10:2 ).

С ослаб­ле­нием рев­но­сти при­хо­дит теп­лохлад­ность.

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):
Рев­ность – это огонь, без кото­рого не может ожить чело­ве­че­ское сердце. Рев­ность про­яв­ля­ется в том, что чело­век, услы­шав зов бла­го­дати, немедля при­сту­пает к делу спа­се­ния, а не обма­ны­вает себя тем, что он сна­чала закон­чит мир­ские дела, а затем при­мется за спа­се­ние своей души.

игумен Нек­та­рий (Моро­зов):
Раз за разом убеж­да­ешься: чем реши­тель­нее обра­ща­ется, идет чело­век к Богу, тем легче ему пре­одо­леть те пре­пят­ствия, кото­рые неиз­бежно воз­ни­кают на его пути. И чем больше сомне­ний, коле­ба­ний, оста­но­вок, тем, напро­тив, труд­нее дается это пре­одо­ле­ние. Порой — и вообще не дается. Сомне­ния, коле­ба­ния, нере­ши­тель­ность — то же самое для врага рода чело­ве­че­ского, что кусок сырого мяса в воде для акулы…

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:
Рев­ность, жела­ю­щая иско­ре­нить всякое зло, на самом деле сама есть самое страш­ное зло.

Источник

О ложной ревности и внутрицерковной полемике

Что такое ревность к богу. Смотреть фото Что такое ревность к богу. Смотреть картинку Что такое ревность к богу. Картинка про Что такое ревность к богу. Фото Что такое ревность к богу

Двадцать лет свободного существования Православной Церкви на постсоветском пространстве ознаменовались, среди множества других явлений, появлением открытой внутрицерковной полемики по самым разным вопросам. Книги, статьи в газетах и журналах, в ещё большей степени интернет-сайты и форумы оказались посвящены полемике одних православных с другими.

Собственно, само по себе явление это для Церкви привычное. Святые отцы также полемизировали, и во все времена были свои интеллектуальные вызовы, свои опасности, свои ошибки, о которых необходимо было предупредить чад Церкви, и через всё это открывались искуснейшие в слове. Разумеется, и сейчас есть немало тех или иных идей или явлений, распространение которых в церковной среде представляет в большей или меньшей степени угрозу для духовного состояния верующих. И люди, неравнодушные и ревностно относящиеся к вере, не оставляют без внимания и без ответа вызовы и соблазны сего дня.

Однако ни для кого не секрет, что нередко во внутрицерковной полемике можно увидеть примеры далеко не святоотеческого духа, несмотря на внешне самую благообразную риторику.

Как известно, грех любит скрываться под личиной какой-нибудь добродетели. Например, слова о христианской любви могут быть прикрытием для маловерия и любви к миру сему, – что мы видим в экуменизме. А слова о ревности по вере могут быть прикрытием страсти к осуждению и порождающих её ненависти и зависти. И как в первом случае мы имеем дело не с любовью, а с псевдолюбовью, так и во втором случае мы имеем дело не с ревностью, а с псевдоревностью.

Есть вполне чёткие критерии того, как отличить истинную ревность о Боге от псевдоревности. Мы укажем три таких критерия.

Истинная ревность рождается от пламенной любви к Богу и поэтому не может выражаться через презрение к слову Божию. Как мы знаем, Христос повелел своё обличение прежде высказывать лично и наедине тому, к кому имеешь претензии, и лишь в случае неоднократного упорства, засвидетельствованного двумя или тремя свидетелями, сообщить об этом деле всей Церкви (см. Мф. 18:15-17). Соблюдение или несоблюдение обличителем этой заповеди можно назвать первым критерием.

Святые отцы так поступали даже с явными еретиками – святой Кирилл Александрийский написал немало вежливых и смиренных писем Несторию прежде, чем стал публично полемизировать с ним, также и святой Григорий Палама прежде написал три личных письма Варлааму, в которых сначала узнавал, правильно ли понял его учение, а затем увещевал оставить заблуждение. Они поступали так потому, что имели подлинную любовь и к Богу и к тем, кого обличали, – потому что хотели, по слову Христову, «обрести брата своего» (Мф. 18:15), а не покрасоваться перед толпой, гремя красноречием.

Но человек, больной ненавистью и прикрывающий её ревнительской риторикой, никогда так не поступает. Он сразу, едва ему кто-то не понравился, бежит возвестить urbi et orbi. Он никогда не обратится к обличаемому, ибо тот не интересен ему сам по себе, как личность, как брат, – он интересен лишь как очередной объект удовлетворения своей тёмной страсти.

Вспоминаются по этому поводу слова святого Исаака Сирина: «Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок; а кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явной делает силу любви своей; а кто срамит его перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти» (прп. Исаак Сирин. Слова, 85).

Второй критерий – переход на личности. Святые отцы могли, разоблачая ересь, упоминать имя ересиарха или кого-то из идеологов заблуждения, если это имя и так уже у всех на слуху, и если сам еретик открыто противопоставляет своё лжеучение Православию. Но для отцов всегда главным было разоблачение заблуждения или порока, а не перемывание косточек конкретным еретикам или грешникам. И нередко святые отцы писали полемические работы, вообще не упоминая никаких имён, например это можно видеть у прп. Ефрема Сирина в труде «Против исследователей естества Сына Божия», и у прп. Паисия Величковского в труде «Возражение против хулителей умной молитвы». И это естественно, ибо для отцов была важна борьба с грехом, а не с грешником, с заблуждением, а не с заблуждающимся. А у псевдоревнителей всё наоборот – для них центральное место занимает личность, которую они выбрали в жертвы, а слова о чистоте веры и прегрешениях против неё, – подлинных или мнимых, – не более чем повод для «законного» осуждения и поношения.

Мысль о том, чтобы обличить то или иное возмутившее их явление, не называя ничьих имён, псевдоревнителям даже не приходит в голову, а если её им предложить, то они такое предложение выслушают совершенно без энтузиазма. Так писать им совершенно неинтересно, ведь тогда исчезнет самый главный для них стимул.

Совсем не сложно определить, что для автора полемического текста является главным. В случае святых отцов и подлинных ревнителей о вере если мы уберём из текста упоминания обличаемых персон, то текст по содержанию почти не уменьшится и не пострадает. А если из текста псевдоревнителей убрать выпады против тех или иных лиц, то от текста мало что останется, он станет обрывочным, бессвязаным и бессодержательным.

Наконец, третий критерий, позволяющий отличить псевдоревность от подлинной ревности о вере – мелочность.

Святые отцы и все подлинные ревнители о вере решались обличить кого-либо только в том случае, когда речь шла о сознательной, публичной и многократной проповеди явно еретических взглядов, или об открытом поведении высокопоставленного лица, показывающем, что это лицо считает нормой то, что Бог называет грехом. Только такие вещи, совершаемые открыто, сознательно и многократно, и представляющие угрозу для многих, были в глазах святых достаточным основанием для того, чтобы взяться за перо.

А у псевдоревнителей всё совсем по-другому. Им достаточно одной неточной фразы или одного необдуманного поступка, чтобы объявить священную войну и начать строчить обличающие статьи.

Святые отцы вступали в публичную полемику, чтобы прекратить соблазн, вызванный тем, что уже всем известно, а псевдоревнители сами порождают соблазны в Церкви, извлекая на всеобщее обозрение то, на что без них никто не обращал внимания. Псевдоревнители ходят, как львы рыкающие, ища, кого поглотить, глядя придирчивым оком, выискивая малоизвестные высказывания или поступки и вообще любую мелочь, которую можно взять за повод для осуждения новой жертвы.

Позволю себе в заключение привести слова святителя Игнатия (Брянчанинова) об этой духовной проблеме. В своей работе «О прелести» он говорит, что «надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности – безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами…

Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних… Достойно замечания, что по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными, как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием – те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование… придавало им такое огромное значение. Плотское мудрование видит в ближнем и такие грехи, каких в нем вовсе нет: по этой причине увлекавшиеся безрассудною ревностью часто впадали в оклеветание ближнего и соделывались орудием и игралищем падших духов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *