Что такое революция в политике

Политическая революция

Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) — глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык вошел из названия книги Николая Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543).

Различают революции в природе (например, геологическая революция), в развитии общества, в том числе экономическом (неолитическая революция, научно-техническая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», сексуальная революция, демографическая революция, «революция растущих потребностей») и политическом (социальная революция, политическая революция), в науке (революции в физике, философии, космологии, биологии, медицине).

Томасом С. Куном введён в обращение термин «научная революция» (в книге «Структура научных революций», 1963, русский перевод 1977).

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).

Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы.

Содержание

Историко-политологическое понимание

Что такое революция в политике. Смотреть фото Что такое революция в политике. Смотреть картинку Что такое революция в политике. Картинка про Что такое революция в политике. Фото Что такое революция в политике

Если буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.

Что такое революция в политике. Смотреть фото Что такое революция в политике. Смотреть картинку Что такое революция в политике. Картинка про Что такое революция в политике. Фото Что такое революция в политике

Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в России, народно-демократические революции 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д. [5] [6] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др., а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.

В истории возможна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).

Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.

Проблема «бархатных революций»

«Бархатные революции» в странах Восточной Европы (и в Монголии), в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией».

Поэтому неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции.

«Цветные революции»

В конце XX — начале XXI века возникла тенденция называть в средствах массовой информации «революциями» любые смены политического режима или даже только правительства. Так, приход к власти в Прибалтике в 1989—1991 годах «народных фронтов» был назван «поющими революциями», отстранение от власти президента Шеварднадзе в Грузии в 2003 году — «розовой революцией» («революцией роз»), отстранение от власти президента Кучмы на Украине в 2004 году — «оранжевой революцией» и т. д. Подобное использование термина «революция» девальвирует его содержание и серьезными историками, социальными философами и политологами не принимается.

Источник

Революция политическая

Полезное

Смотреть что такое «Революция политическая» в других словарях:

РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. revolutio переворот) вид политического процесса, характеризующийся радикальными политическими изменениями, сменой политической системы или же удалением из ее структуры тех или иных элементов, сменой правящей элиты. Революция (так же, как и… … Политологический словарь-справочник

Политическая революция — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия

Революция (переворот) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия

Революция (социальная) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия

Революция — У этого термина существуют и другие значения, см. Революция (значения). Революция коренное преобразование в какой либо области человеческой деятельности. Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) … … Википедия

Революция 1905—07 — Революция 1905—1907 г. в Петербурге. Революция 1905—1907 г. в Петербурге. Революция 1905—07, народная, буржуазно демократическая революция. Вызвана противоречиями социально экономического и политического развития России после… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

РЕВОЛЮЦИЯ — (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия

Революция 1905—07 — народная, буржуазно демократическая революция. Вызвана противоречиями социально экономического и политического развития России после буржуазных реформ 1860 70 х гг., открывших путь для развития капитализма, но не устранивших полностью… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Революция гвоздик — Повстанцы вступают в Лиссабон Страна Португа … Википедия

Революция (социальная) — Революция социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К … Большая советская энциклопедия

Источник

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации.

При этом следует иметь в виду, что процесс – это не результат. Процесс революции, как правило, прерывист. Останавливается процесс – прекращается и революция. Затем процесс может продолжиться, причем не всегда в виде революции. Опасение повторения революции может заставить прежние господствующие элиты проводить преобразования, ведущие к падению их влияния и замене новыми элитами. Существует несколько сущностных признаков революции, которые позволяют определить ее наличие или отсутствие. Революции охватывают бо́льшую часть страны или ее государственный центр, в отличие от локальных восстаний («мятежей»). Революция вовлекает широкие массы, включая социальные низы – в отличие от верхушечных государственных переворотов, но одновременно революции ведут к расколу господствующих элит – в отличие от обычных восстаний («бунтов»), даже охватывающих обширную территорию, но не превращающихся в революции. В ходе революций массовые движения и часть элит ставят практическую задачу изменения системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элит). Это отличает революцию от других случаев социально-политической дестабилизации: подъема общественного движения, свержения режима без изменения социально-политической системы, в частности – «оранжевых революций». В ходе революции силовым путем (но не обязательно с помощью кровопролития) преодолевается существующая система институтов, разрушается легитимность. Широкие массы вовлекаются в социальное творчество, обустройство собственной жизни по собственному усмотрению. Революция заканчивается, когда жизнь входит в рамки новой легитимности. Таким образом, революцию можно также определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность.

Революции как правило имеют страновой масштаб и вызваны как правило внутренними причинами. Однако важную роль в большинстве революций играют внешние факторы – интервенции, взаимоподдержка революционных движений, распады империй, при которых вступают в тесную взаитмосвязь революционные процессы входивших в них стран. Революции влияют на развитие международных отношений и оказывают влияние на мир своими примерами. Вызванные мировыми процессами революции в разных странах вступают во взаимодействие, возникают волны революционных подъемов – иногда мирового масштаба. В силу всего этого можно говорить о мировом революционном процессе. В этом процессе выделяется ряд «великий» революций, выделяющихся своим масштабом и глубиной перемен, оказавших значительное воздействие на развитие мира в целом – своим примером, влиянием на развитие идей и международных отношений. К этому ряду можно отнести Великую французскую, Великую российскую революции, гражданские войны в Испании в 1936-1939 гг. и в Китае в 1946-1949 гг. и последующие за ней преобразования. Большое воздействие на развитие мира в целом имели революции 1848-1849 гг., Кубинская революция 50-60-х гг., революционный процесс в СССР периода Перестройки.

Многие революции продолжительны, проходят в своем развитии несколько периодов, как, например, Английская революция XVII в., Великая французская революция XVIII в., Первая российская революция 1905-1907 гг. Как показывает пример последней, радикальная часть участников революции не всегда достигает цели свержения режима и слома социальной системы. Но они все равно меняются, и революции не проходят бесследно. Этапы революции, сопровождающиеся свержениями или серьезными кризисами режимов также могут носить традиционное наименование революции. Так, во время Великой российской революции произошли Февральская революция и Октябрьская революция.

Задачи, которые ставят основные силы революции, определяют ее характер, который теоретики связывают с тем общественным строем, который может установиться в случае победы революции (например, «буржуазная революция»). Но как правило революции сразу не меняют сущность общества, что делает оценку их характера более сложной задачей.

Начиная с эпохи Реформации XVI в. революции решали задачи, способствовавшие индустриальной модернизации. Первоначально элементы нового индустриального общества заметно уступали в силе и влиянии структурам традиционного аграрного общества, и революции могли способствовать лишь началу этого перехода, в связи с чем их называют «ранними» (например, Нидерландская революция XVI в.), «ранне-буржуазными». Начиная с Парижской коммуны 1871 г. ставилась также задача преодоления капитализма путем различных сочетаний этатизации (огосударствления) и развития самоуправления. Важную роль играли также национальные задачи революций, связанные со стремлением создать и расширить модернизированное национальное государство. Революционные взрывы и вызов коммунистических движений способствовали созданию и укреплению социального государства и демократизации в капиталистических обществах, что способствовало стабилизации социальной ситуации в них.

Недостатки «реального социализма» и его качественные отличия от теоретических моделей и бесклассовых принципов социалистического и коммунистического обществ способствовали возникновению революционных движений, направленных уже против коммунистических режимов (например, Венгерская революция 1956 г.). Шел поиск альтернатив советской модели борьбы с империализмом: радикальный коммунизм (например, маоизм и др.), сочетание революционности и традиционализма (например, арабский национализм, исламские революции и радикальные исламистские движения), демократический социализм (Венгерская революция 1956 г., Португальская революция 1974-1976 гг., Чилийская революция 1970-1973 гг. и др.).

Революционные силы использовали различные методы борьбы: городские вооруженные восстания (например, Франция в 1789-1795 гг., Россия в 1917 г., Боливия в 1952 г., Венгрия в 1956 г., Иран в 1979 г.), партизанская война (например, Китай 1928-36 гг., Куба 1956-1959 гг., Центральная Америка в 60-80-х гг.), мирный приход к власти политическими средствами (например, Венгрия 1919 г., Чили 1970 г.), военный переворот с последующим вовлечение широких масс в революционный процесс (например, Португалия 1974 г., Афганистан 1978 г.), ненасильственные манифестации с последующей борьбой за силовые структуры (Иран 1978 г., СССР 1988-1991 гг., Чехословакия 1989 г.). Выбор средств борьбы влиял как на устойчивость революционного процесса, так и на характер общества, возникающего в итоге революции.

Кризис двух моделей индустриального общества во второй половине ХХ в. создал предпосылки для революций, которые ставят в повестку дня задачи пост-индустриального типа. Эти тенденции проявились в 1968 г. во время «Красного мая» во Франции и др. странах, во время Перестройки в СССР, но были еще неустойчивыми. Применительно к решению задач преодоления основ индустриального общества в пользу более совершенного общественного устройства можно говорить лишь о «ранних» революциях нового типа. Начиная с 60-х гг. ХХ в. эти задачи ставятся и решаются в мировом масштабе – во взаимодействии с прежними, характерными для XVI – первой половины ХХ в. задачами индустриальной модернизации, которая в глобальном масштабе еще не осуществлена. Глобализация конца ХХ – начала XXI в. усилила переплетение разноуровневых социальных задач, но создала и новые возможности их решения ненасильственными средствами.

Источник

РЕВОЛЮЦИЯ

Нет ни одной области общественной жизни, где ни происходили бы эти внезапные, неожиданные перевороты. Они случаются в государствах и в умах, в технологиях и искусстве, в науке и технике, в религии и поведенческих стереотипах, в литературе и моде… Но в какой бы сфере ни проходила революция, она неизменно сопутствует иной форме протекания общественных процессов, своему антиподу — эволюции.

Эволюция — это медленные, постепенные и последовательные изменения, не приводящие к скоротечному, катастрофическому разрушению существующей системы, к которым ведут революции.

Гораздо чаще термин «революция» используется для характеристики политического переворота, в результате которого происходит смена власти и правящих элит.

Степень глубины революционных изменений измеряется характером задач социальных групп, классов, каст, партий, совершивших переворот. Так, многочисленные военные перевороты в ряде латиноамериканских, азиатских и африканских государств, «бархатные» и «цветные» революции последних лет, квалифицируемые как «революция» (и, как правило, так и воспринимаемые в массовом сознании) приводили к банальной замене одной правящей элиты на более энергичных конкурентов и не вели к качественным переменам в экономике, политике, социальной жизни этих стран. Другие же — революция в Англии в XVII в., война за независимость в США и Великая французская революция в XVIII в., Февральская в России вместе с Октябрьской революцией большевиков 1917 г., исламская революция 1979 г. в Иране имели колоссальные, как для этих государств, так и для всего мира последствия.

Природа революций, причины, движущие силы, мотивы, специфика их реализации, характер последствий — все это до сих пор является предметом горячих дискуссий не только в научном мире, но и в самых широких кругах далекой от науки общественности.

Иррациональный характер протекания революционных процессов, их стихийность, противоречивость, непредсказуемость, неуправляемость, разрушительность — все это заставляет массовое сознание воспринимать революцию как аналог природной катастрофы, страшного стихийного бедствия.

В попытках понять, почему незыблемый, казалось бы, порядок мироустройства может рухнуть буквально в один день, а привычные, нередко веками существовавшие нормы социального поведения, моральные и религиозные устои окажутся отброшенными за ненадобностью теми же, кто являлся их хранителем, люди обращались к священным книгам.

Практически во всех сакральных текстах мировых религий сформулированы развернутые эсхатологические учения с подробным описанием признаков, которые будут возвещать и сопровождать конец человеческой истории.

Для современников революций и бунтов яркие, выразительные апокалипсические образы писаний служили своеобразным понятийным аппаратом для толкования происходящего.

Смута, кровопролитие, разруха — неизбежные спутники революций — воспринимались как небесная кара за прегрешения рода человеческого перед Творцом. И сами творцы революций убеждены были в том, что они — орудие в руках Бога, Судьбы, Провидения, призванные искупить кровью, своей и чужой, грехи человечества и построить справедливое Царство земное по образу и подобию Царства Небесного. Этим руководствовались и соратники О. Кромвеля в Англии (XVII в.), и протестантыизуверы вроде Томаса Мюнцера и Иоанна Лейденского (XVI в.), безжалостно расправлявшиеся с инакомыслящими в Германии, и американские пуритане, в своем стремлении построить «Град на Холме» безжалостно уничтожавшие индейцев.

Провиденциализм стал важным инструментом объяснения причин революций и для сторонников научного социализма — К. Маркса, В. Ленина и их последователей. Только, по представлениям марксистов, спасителем человечества явится не Машиах иудеев, не Иисус христиан, не Махди мусульман, а вооруженный знанием законов общественного развития пролетариат, руководимый партией революционеров. Именно этому классу объективно предназначено, предопределено построить коммунизм — рай на Земле. А неизбежность эта вытекает из основополагающего закона общества — учения о мировой истории как смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).

Причиной смены является конфликт между непрерывным ростом производительных сил общества и устаревающей системой производственных отношений. Объективная необходимость разрешения этого противоречия и приводит к революции. Движущими силами ее выступают классы, заинтересованные в свержении существующего строя и замене мешающих развитию общества производственных отношений (т. е. господствующей формы собственности) новыми, более прогрессивными.

Уже первая масштабная попытка реализации учения о смене капиталистической общественно-экономической формации путем пролетарской революции была фактически ревизией учения Маркса.

В России, где большевики во главе с Лениным совершили Октябрьский переворот, не было объективных предпосылок для «смены формаций», а пролетариат численно и идейно не подходил для мессианской роли коллективного освободителя. Неудивительно, что революционный процесс в России после 1917 г. пошел таким чудовищным, иррациональным путем, поставив государство с тысячелетней историей на грань распада. Аналогично и итальянские фашисты, и немецкие нацисты пришли к власти под лозунгами «социальной революции». Реализация же ее идей вскоре привела к Второй мировой войне.

Тесная связь войн и революций несомненна. Во-первых, редко революционный переворот осуществляется в условиях прочного мира. Он происходит либо в воюющей стране, либо в преддверии надвигающейся войны, либо выступает одним из ее следствий. Во-вторых, сама революция, оборачивающаяся, как правило, резней и гражданской войной, провоцирует боевые действия с другими государствами (а собственная страна превращается либо в объект внешней агрессии, либо в агрессора).

Следующий за революцией хаос через большой промежуток времени приводит к «обратному движению маятника» к диктатуре, «железной руке», авторитарному порядку, который смягчается только через немалое количество времени.

Сторонники «революций» говорят о том, что после «переходного периода» инновационный эффект революции бывает большим, чем ущерб от вызванного ею хаоса, но это утверждение умозрительно и не подтверждается историческими фактами.

Как правило, время и силы, затраченные на одно лишь восстановление хотя бы дореволюционного уровня настолько велики, что у страны не остается сил нагнать тех, кто шел нереволюционным путем. Это в свою очередь приводит к новому кризису, возможно, новой революции, новому хаосу и новому рывку.

Французский философ А. Камю сравнивал эту модель с образом греческого Сизифа, вынужденного постоянно закатывать в гору скатывающийся камень, не успевая насладиться плодами своих трудов и счастьем постепенной, нормальной размеренной жизни и работы. Выйти из «ловушки Сизифа», слезть с иглы наркотика революции, рывкообразной модели развития, очень трудно, это требует сознательной воли целого народа.

Источник

Революция как политический процесс

Содержание статьи

Что такое революция в политике. Смотреть фото Что такое революция в политике. Смотреть картинку Что такое революция в политике. Картинка про Что такое революция в политике. Фото Что такое революция в политике

Революция как разновидность политического процесса

Можно выделить следующие типы политических процессов: это революция, реформа и контрреволюция. Иногда также отдельно выделяют вооруженный переворот.

Революция — это коренное преобразование общественного порядка. В результате создается новая политическая система. Революция всегда возникает на определенной социальной базе и является следствием глубоких противоречий в обществе или социального расслоения. При этом действующая политическая элита не приемлет перемен и не предпринимает никаких шагов для улучшения жизни народа.

Еще одним признаком революции является то, что они не осуществляются сверху, действующими политическими элитами. Инициатива исходит от народа. В результате революции правящие классы и элиты утрачивают свое властное положение.

Революция отличается от вооруженного переворота тем, что она сопровождается сменой общественного строя. Например, монархии на республику. Вооруженный переворот обычно осуществляется в интересах политических элит. Согласно такому подходу так называемые революции в Украине, Грузии не являлись революциями по сути, а были лишь вооруженным переворотом.

Часто революции сопровождаются серьезными издержками для общества. В частности, экономическими кризисами и человеческими жертвами, внутренней борьбой между оппозиционерами. Поэтому часто возникающее в результате революционных преобразований общество существенно отличается от первоначальной идеальной модели. Это порождает группы людей, которые стремятся к свержению правящей элиты и восстановлению прежних порядков. Обратный процесс называется контрреволюцией. При ее успехе происходит реставрация прежних порядков. Отличием революции является то, что они не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции.

Виды революций

Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Первоначально термин употреблялся в астрологии. Иногда термин революция ошибочно употребляют по отношению к явлениям, которые не имеют признаков революции. Например, «Великая пролетарская культурная революция» в Китае 1966-1976 гг., которая по сути являлась кампанией по ликвидации политических оппонентов. Тогда как период «Перестройки», который привел к революционной трансформации общественного строя, называют реформами.

Революции бывают политические и социальные. Социальные приводят к изменениям социального строя, тогда как политические меняют один политический режим на другой.

Марксизм выделяет буржуазные и социалистические революции. Первые предполагают замену феодализма капитализмом. К их примерам относят Великую французскую революцию, Английскую революцию 17 века, Войну за независимость американских колоний. Если результатом буржуазной революции становятся изменения исключительно в экономической сфере, а в политической так и не удается искоренить феодализм, это становится источников возникновения буржуазно-демократических революций. Например, революция 1905 года, революция в Китае 1924-27 годов, революции 1848 и 1871 годов во Франции.

Социалистическая революция имеет целью переход от капитализма к социализму. Ряд исследователей относят к таковым Октябрьскую революцию 1919 года, революции в Восточной Европе 1940-х годов, Кубинскую революцию. Но даже среди марксистов есть те, которые отрицают их социалистический характер.

Отдельным классом выступают национально-освободительные революции, при которых страны освобождаются от колониальной зависимости. Например, Египетская революция 1952 года, Иракская революция 1958 года, войны за независимость в Латинской Америке в 19 веке.

В новейшей истории появился такой тип преобразований как «Бархатные революции». Их результатом в 1989-1991 годах стала ликвидация советского политического режима в Восточной Европе и Монголии. С одной стороны, они полностью удовлетворяют критериям революции, т.к. привели к изменению политического строя. Однако они часто осуществлялись под руководством действующих элит, которые только усилили свои позиции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *