Что такое революция в политике
Политическая революция
Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) — глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык вошел из названия книги Николая Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543).
Различают революции в природе (например, геологическая революция), в развитии общества, в том числе экономическом (неолитическая революция, научно-техническая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», сексуальная революция, демографическая революция, «революция растущих потребностей») и политическом (социальная революция, политическая революция), в науке (революции в физике, философии, космологии, биологии, медицине).
Томасом С. Куном введён в обращение термин «научная революция» (в книге «Структура научных революций», 1963, русский перевод 1977).
Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).
Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы.
Содержание
Историко-политологическое понимание
Если буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.
Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в России, народно-демократические революции 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д. [5] [6] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др., а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.
В истории возможна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).
Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.
Проблема «бархатных революций»
«Бархатные революции» в странах Восточной Европы (и в Монголии), в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией».
Поэтому неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции.
«Цветные революции»
В конце XX — начале XXI века возникла тенденция называть в средствах массовой информации «революциями» любые смены политического режима или даже только правительства. Так, приход к власти в Прибалтике в 1989—1991 годах «народных фронтов» был назван «поющими революциями», отстранение от власти президента Шеварднадзе в Грузии в 2003 году — «розовой революцией» («революцией роз»), отстранение от власти президента Кучмы на Украине в 2004 году — «оранжевой революцией» и т. д. Подобное использование термина «революция» девальвирует его содержание и серьезными историками, социальными философами и политологами не принимается.
Революция политическая
Полезное
Смотреть что такое «Революция политическая» в других словарях:
РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. revolutio переворот) вид политического процесса, характеризующийся радикальными политическими изменениями, сменой политической системы или же удалением из ее структуры тех или иных элементов, сменой правящей элиты. Революция (так же, как и… … Политологический словарь-справочник
Политическая революция — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия
Революция (переворот) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия
Революция (социальная) — Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Первоначально термин revolution… … Википедия
Революция — У этого термина существуют и другие значения, см. Революция (значения). Революция коренное преобразование в какой либо области человеческой деятельности. Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) … … Википедия
Революция 190507 — Революция 19051907 г. в Петербурге. Революция 19051907 г. в Петербурге. Революция 190507, народная, буржуазно демократическая революция. Вызвана противоречиями социально экономического и политического развития России после… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
РЕВОЛЮЦИЯ — (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия
Революция 1905—07 — народная, буржуазно демократическая революция. Вызвана противоречиями социально экономического и политического развития России после буржуазных реформ 1860 70 х гг., открывших путь для развития капитализма, но не устранивших полностью… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Революция гвоздик — Повстанцы вступают в Лиссабон Страна Португа … Википедия
Революция (социальная) — Революция социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К … Большая советская энциклопедия
РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации.
При этом следует иметь в виду, что процесс – это не результат. Процесс революции, как правило, прерывист. Останавливается процесс – прекращается и революция. Затем процесс может продолжиться, причем не всегда в виде революции. Опасение повторения революции может заставить прежние господствующие элиты проводить преобразования, ведущие к падению их влияния и замене новыми элитами. Существует несколько сущностных признаков революции, которые позволяют определить ее наличие или отсутствие. Революции охватывают бо́льшую часть страны или ее государственный центр, в отличие от локальных восстаний («мятежей»). Революция вовлекает широкие массы, включая социальные низы – в отличие от верхушечных государственных переворотов, но одновременно революции ведут к расколу господствующих элит – в отличие от обычных восстаний («бунтов»), даже охватывающих обширную территорию, но не превращающихся в революции. В ходе революций массовые движения и часть элит ставят практическую задачу изменения системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элит). Это отличает революцию от других случаев социально-политической дестабилизации: подъема общественного движения, свержения режима без изменения социально-политической системы, в частности – «оранжевых революций». В ходе революции силовым путем (но не обязательно с помощью кровопролития) преодолевается существующая система институтов, разрушается легитимность. Широкие массы вовлекаются в социальное творчество, обустройство собственной жизни по собственному усмотрению. Революция заканчивается, когда жизнь входит в рамки новой легитимности. Таким образом, революцию можно также определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность.
Революции как правило имеют страновой масштаб и вызваны как правило внутренними причинами. Однако важную роль в большинстве революций играют внешние факторы – интервенции, взаимоподдержка революционных движений, распады империй, при которых вступают в тесную взаитмосвязь революционные процессы входивших в них стран. Революции влияют на развитие международных отношений и оказывают влияние на мир своими примерами. Вызванные мировыми процессами революции в разных странах вступают во взаимодействие, возникают волны революционных подъемов – иногда мирового масштаба. В силу всего этого можно говорить о мировом революционном процессе. В этом процессе выделяется ряд «великий» революций, выделяющихся своим масштабом и глубиной перемен, оказавших значительное воздействие на развитие мира в целом – своим примером, влиянием на развитие идей и международных отношений. К этому ряду можно отнести Великую французскую, Великую российскую революции, гражданские войны в Испании в 1936-1939 гг. и в Китае в 1946-1949 гг. и последующие за ней преобразования. Большое воздействие на развитие мира в целом имели революции 1848-1849 гг., Кубинская революция 50-60-х гг., революционный процесс в СССР периода Перестройки.
Многие революции продолжительны, проходят в своем развитии несколько периодов, как, например, Английская революция XVII в., Великая французская революция XVIII в., Первая российская революция 1905-1907 гг. Как показывает пример последней, радикальная часть участников революции не всегда достигает цели свержения режима и слома социальной системы. Но они все равно меняются, и революции не проходят бесследно. Этапы революции, сопровождающиеся свержениями или серьезными кризисами режимов также могут носить традиционное наименование революции. Так, во время Великой российской революции произошли Февральская революция и Октябрьская революция.
Задачи, которые ставят основные силы революции, определяют ее характер, который теоретики связывают с тем общественным строем, который может установиться в случае победы революции (например, «буржуазная революция»). Но как правило революции сразу не меняют сущность общества, что делает оценку их характера более сложной задачей.
Начиная с эпохи Реформации XVI в. революции решали задачи, способствовавшие индустриальной модернизации. Первоначально элементы нового индустриального общества заметно уступали в силе и влиянии структурам традиционного аграрного общества, и революции могли способствовать лишь началу этого перехода, в связи с чем их называют «ранними» (например, Нидерландская революция XVI в.), «ранне-буржуазными». Начиная с Парижской коммуны 1871 г. ставилась также задача преодоления капитализма путем различных сочетаний этатизации (огосударствления) и развития самоуправления. Важную роль играли также национальные задачи революций, связанные со стремлением создать и расширить модернизированное национальное государство. Революционные взрывы и вызов коммунистических движений способствовали созданию и укреплению социального государства и демократизации в капиталистических обществах, что способствовало стабилизации социальной ситуации в них.
Недостатки «реального социализма» и его качественные отличия от теоретических моделей и бесклассовых принципов социалистического и коммунистического обществ способствовали возникновению революционных движений, направленных уже против коммунистических режимов (например, Венгерская революция 1956 г.). Шел поиск альтернатив советской модели борьбы с империализмом: радикальный коммунизм (например, маоизм и др.), сочетание революционности и традиционализма (например, арабский национализм, исламские революции и радикальные исламистские движения), демократический социализм (Венгерская революция 1956 г., Португальская революция 1974-1976 гг., Чилийская революция 1970-1973 гг. и др.).
Революционные силы использовали различные методы борьбы: городские вооруженные восстания (например, Франция в 1789-1795 гг., Россия в 1917 г., Боливия в 1952 г., Венгрия в 1956 г., Иран в 1979 г.), партизанская война (например, Китай 1928-36 гг., Куба 1956-1959 гг., Центральная Америка в 60-80-х гг.), мирный приход к власти политическими средствами (например, Венгрия 1919 г., Чили 1970 г.), военный переворот с последующим вовлечение широких масс в революционный процесс (например, Португалия 1974 г., Афганистан 1978 г.), ненасильственные манифестации с последующей борьбой за силовые структуры (Иран 1978 г., СССР 1988-1991 гг., Чехословакия 1989 г.). Выбор средств борьбы влиял как на устойчивость революционного процесса, так и на характер общества, возникающего в итоге революции.
Кризис двух моделей индустриального общества во второй половине ХХ в. создал предпосылки для революций, которые ставят в повестку дня задачи пост-индустриального типа. Эти тенденции проявились в 1968 г. во время «Красного мая» во Франции и др. странах, во время Перестройки в СССР, но были еще неустойчивыми. Применительно к решению задач преодоления основ индустриального общества в пользу более совершенного общественного устройства можно говорить лишь о «ранних» революциях нового типа. Начиная с 60-х гг. ХХ в. эти задачи ставятся и решаются в мировом масштабе – во взаимодействии с прежними, характерными для XVI – первой половины ХХ в. задачами индустриальной модернизации, которая в глобальном масштабе еще не осуществлена. Глобализация конца ХХ – начала XXI в. усилила переплетение разноуровневых социальных задач, но создала и новые возможности их решения ненасильственными средствами.
РЕВОЛЮЦИЯ
Нет ни одной области общественной жизни, где ни происходили бы эти внезапные, неожиданные перевороты. Они случаются в государствах и в умах, в технологиях и искусстве, в науке и технике, в религии и поведенческих стереотипах, в литературе и моде… Но в какой бы сфере ни проходила революция, она неизменно сопутствует иной форме протекания общественных процессов, своему антиподу — эволюции.
Эволюция — это медленные, постепенные и последовательные изменения, не приводящие к скоротечному, катастрофическому разрушению существующей системы, к которым ведут революции.
Гораздо чаще термин «революция» используется для характеристики политического переворота, в результате которого происходит смена власти и правящих элит.
Степень глубины революционных изменений измеряется характером задач социальных групп, классов, каст, партий, совершивших переворот. Так, многочисленные военные перевороты в ряде латиноамериканских, азиатских и африканских государств, «бархатные» и «цветные» революции последних лет, квалифицируемые как «революция» (и, как правило, так и воспринимаемые в массовом сознании) приводили к банальной замене одной правящей элиты на более энергичных конкурентов и не вели к качественным переменам в экономике, политике, социальной жизни этих стран. Другие же — революция в Англии в XVII в., война за независимость в США и Великая французская революция в XVIII в., Февральская в России вместе с Октябрьской революцией большевиков 1917 г., исламская революция 1979 г. в Иране имели колоссальные, как для этих государств, так и для всего мира последствия.
Природа революций, причины, движущие силы, мотивы, специфика их реализации, характер последствий — все это до сих пор является предметом горячих дискуссий не только в научном мире, но и в самых широких кругах далекой от науки общественности.
Иррациональный характер протекания революционных процессов, их стихийность, противоречивость, непредсказуемость, неуправляемость, разрушительность — все это заставляет массовое сознание воспринимать революцию как аналог природной катастрофы, страшного стихийного бедствия.
В попытках понять, почему незыблемый, казалось бы, порядок мироустройства может рухнуть буквально в один день, а привычные, нередко веками существовавшие нормы социального поведения, моральные и религиозные устои окажутся отброшенными за ненадобностью теми же, кто являлся их хранителем, люди обращались к священным книгам.
Практически во всех сакральных текстах мировых религий сформулированы развернутые эсхатологические учения с подробным описанием признаков, которые будут возвещать и сопровождать конец человеческой истории.
Для современников революций и бунтов яркие, выразительные апокалипсические образы писаний служили своеобразным понятийным аппаратом для толкования происходящего.
Смута, кровопролитие, разруха — неизбежные спутники революций — воспринимались как небесная кара за прегрешения рода человеческого перед Творцом. И сами творцы революций убеждены были в том, что они — орудие в руках Бога, Судьбы, Провидения, призванные искупить кровью, своей и чужой, грехи человечества и построить справедливое Царство земное по образу и подобию Царства Небесного. Этим руководствовались и соратники О. Кромвеля в Англии (XVII в.), и протестантыизуверы вроде Томаса Мюнцера и Иоанна Лейденского (XVI в.), безжалостно расправлявшиеся с инакомыслящими в Германии, и американские пуритане, в своем стремлении построить «Град на Холме» безжалостно уничтожавшие индейцев.
Провиденциализм стал важным инструментом объяснения причин революций и для сторонников научного социализма — К. Маркса, В. Ленина и их последователей. Только, по представлениям марксистов, спасителем человечества явится не Машиах иудеев, не Иисус христиан, не Махди мусульман, а вооруженный знанием законов общественного развития пролетариат, руководимый партией революционеров. Именно этому классу объективно предназначено, предопределено построить коммунизм — рай на Земле. А неизбежность эта вытекает из основополагающего закона общества — учения о мировой истории как смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).
Причиной смены является конфликт между непрерывным ростом производительных сил общества и устаревающей системой производственных отношений. Объективная необходимость разрешения этого противоречия и приводит к революции. Движущими силами ее выступают классы, заинтересованные в свержении существующего строя и замене мешающих развитию общества производственных отношений (т. е. господствующей формы собственности) новыми, более прогрессивными.
Уже первая масштабная попытка реализации учения о смене капиталистической общественно-экономической формации путем пролетарской революции была фактически ревизией учения Маркса.
В России, где большевики во главе с Лениным совершили Октябрьский переворот, не было объективных предпосылок для «смены формаций», а пролетариат численно и идейно не подходил для мессианской роли коллективного освободителя. Неудивительно, что революционный процесс в России после 1917 г. пошел таким чудовищным, иррациональным путем, поставив государство с тысячелетней историей на грань распада. Аналогично и итальянские фашисты, и немецкие нацисты пришли к власти под лозунгами «социальной революции». Реализация же ее идей вскоре привела к Второй мировой войне.
Тесная связь войн и революций несомненна. Во-первых, редко революционный переворот осуществляется в условиях прочного мира. Он происходит либо в воюющей стране, либо в преддверии надвигающейся войны, либо выступает одним из ее следствий. Во-вторых, сама революция, оборачивающаяся, как правило, резней и гражданской войной, провоцирует боевые действия с другими государствами (а собственная страна превращается либо в объект внешней агрессии, либо в агрессора).
Следующий за революцией хаос через большой промежуток времени приводит к «обратному движению маятника» к диктатуре, «железной руке», авторитарному порядку, который смягчается только через немалое количество времени.
Сторонники «революций» говорят о том, что после «переходного периода» инновационный эффект революции бывает большим, чем ущерб от вызванного ею хаоса, но это утверждение умозрительно и не подтверждается историческими фактами.
Как правило, время и силы, затраченные на одно лишь восстановление хотя бы дореволюционного уровня настолько велики, что у страны не остается сил нагнать тех, кто шел нереволюционным путем. Это в свою очередь приводит к новому кризису, возможно, новой революции, новому хаосу и новому рывку.
Французский философ А. Камю сравнивал эту модель с образом греческого Сизифа, вынужденного постоянно закатывать в гору скатывающийся камень, не успевая насладиться плодами своих трудов и счастьем постепенной, нормальной размеренной жизни и работы. Выйти из «ловушки Сизифа», слезть с иглы наркотика революции, рывкообразной модели развития, очень трудно, это требует сознательной воли целого народа.
Революция как политический процесс
Содержание статьи
Революция как разновидность политического процесса
Можно выделить следующие типы политических процессов: это революция, реформа и контрреволюция. Иногда также отдельно выделяют вооруженный переворот.
Революция — это коренное преобразование общественного порядка. В результате создается новая политическая система. Революция всегда возникает на определенной социальной базе и является следствием глубоких противоречий в обществе или социального расслоения. При этом действующая политическая элита не приемлет перемен и не предпринимает никаких шагов для улучшения жизни народа.
Еще одним признаком революции является то, что они не осуществляются сверху, действующими политическими элитами. Инициатива исходит от народа. В результате революции правящие классы и элиты утрачивают свое властное положение.
Революция отличается от вооруженного переворота тем, что она сопровождается сменой общественного строя. Например, монархии на республику. Вооруженный переворот обычно осуществляется в интересах политических элит. Согласно такому подходу так называемые революции в Украине, Грузии не являлись революциями по сути, а были лишь вооруженным переворотом.
Часто революции сопровождаются серьезными издержками для общества. В частности, экономическими кризисами и человеческими жертвами, внутренней борьбой между оппозиционерами. Поэтому часто возникающее в результате революционных преобразований общество существенно отличается от первоначальной идеальной модели. Это порождает группы людей, которые стремятся к свержению правящей элиты и восстановлению прежних порядков. Обратный процесс называется контрреволюцией. При ее успехе происходит реставрация прежних порядков. Отличием революции является то, что они не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции.
Виды революций
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Первоначально термин употреблялся в астрологии. Иногда термин революция ошибочно употребляют по отношению к явлениям, которые не имеют признаков революции. Например, «Великая пролетарская культурная революция» в Китае 1966-1976 гг., которая по сути являлась кампанией по ликвидации политических оппонентов. Тогда как период «Перестройки», который привел к революционной трансформации общественного строя, называют реформами.
Революции бывают политические и социальные. Социальные приводят к изменениям социального строя, тогда как политические меняют один политический режим на другой.
Марксизм выделяет буржуазные и социалистические революции. Первые предполагают замену феодализма капитализмом. К их примерам относят Великую французскую революцию, Английскую революцию 17 века, Войну за независимость американских колоний. Если результатом буржуазной революции становятся изменения исключительно в экономической сфере, а в политической так и не удается искоренить феодализм, это становится источников возникновения буржуазно-демократических революций. Например, революция 1905 года, революция в Китае 1924-27 годов, революции 1848 и 1871 годов во Франции.
Социалистическая революция имеет целью переход от капитализма к социализму. Ряд исследователей относят к таковым Октябрьскую революцию 1919 года, революции в Восточной Европе 1940-х годов, Кубинскую революцию. Но даже среди марксистов есть те, которые отрицают их социалистический характер.
Отдельным классом выступают национально-освободительные революции, при которых страны освобождаются от колониальной зависимости. Например, Египетская революция 1952 года, Иракская революция 1958 года, войны за независимость в Латинской Америке в 19 веке.
В новейшей истории появился такой тип преобразований как «Бархатные революции». Их результатом в 1989-1991 годах стала ликвидация советского политического режима в Восточной Европе и Монголии. С одной стороны, они полностью удовлетворяют критериям революции, т.к. привели к изменению политического строя. Однако они часто осуществлялись под руководством действующих элит, которые только усилили свои позиции.