Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Виды рифмовки в стихотворении

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Всего получено оценок: 556.

Всего получено оценок: 556.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.

Виды рифм

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примерыРис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.

Источник

Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе

Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:

Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.

Типы рифмы

Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:

Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.

Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.

Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:

Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.

Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:

Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…

Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:

Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.

Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:

Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.

Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».

Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:

Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.

Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:

А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.

Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.

Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:

Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.

Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:

Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.

Может ли быть стих без рифмы

Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:

Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.

Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:

Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.

P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.

Источник

Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

— Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

Улыбнитесь всем гостям.

И тихонечко садитесь.

— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В поэтической мастерской».

— Как вы понимаете его название?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый

в воздухе кружится

-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.

Тайна вторая: что такое ритм?

-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

-Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.

-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)

Снег ле-жит по-лот-ном

И от солн-ца блес-тит

Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Тайна третья: что такое рифма?

Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

— Что же такое рифма?

— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».

(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).

Игра «Подскажи словечко».

(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).

От буквы А до буквы Я

Шеренга слов стоит.

Вся эта дружная семья

Знает даже лодырь и бездельник:

Бывает дом для человека,

Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).

А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).

— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

А нравятся вам какие?

— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Игра «Придумай рифму».

На доске на карточках записаны имена детей класса:

Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).

Обращение учителя к детям:

— Мучительно рождаются стихи.

А могут озарить, как солнца свет.

Ты в памяти их бережно храни.

В душе от них неизгладимый след.

Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».

Домашнее задание (на индивидуальных карточках).

— Очень рада! Значит можно

Всем в поэтов поиграть.

И домашнее заданье

Вам в стихах хочу я дать.

— По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.

— Вы ответьте, на уроке

Кому было интересно,

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

— Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

Улыбнитесь всем гостям.

И тихонечко садитесь.

— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В поэтической мастерской».

— Как вы понимаете его название?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Номер материала: 423097

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, изучение нового, понятие о рифме, физкультминутка, самостоятельная работа, игры, конкурсы, итог урока, домашняя работа на индивидуальных карточках.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Рифма. Способы рифмовки

Цель: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам.

Задачи: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями.

І. Организационный этап

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … («пять»)

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.

— Я думаю, что включиться в работу урока нам поможет игра «Запомни и назови?».

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

II. Изучение нового материала.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В поэтической мастерской».

— Как вы понимаете его название?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.

— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).

— К какому жанру относится это произведение? (Марш)

— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

Источник

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Смотреть картинку Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Картинка про Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры. Фото Что такое рифма в стихотворении 5 класс примеры

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *