Что такое риски и как они оцениваются
Что такое риски и как они оцениваются
7 МИН
Как оценить риски предприятия
Ошибки в расчётах и планировании, изменения ситуации на рынке и в законодательстве создают риски для бизнеса. Объясняем, как их оценить и предотвратить.
Виды деловых рисков
Обычно под «деловым риском» подразумевают одно или несколько событий, негативно воздействующих на деятельность предприятия или её аспекты.
С точки зрения предсказуемости риски делят на систематические и несистематические. Несистематические риски возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.
Виды систематических рисков:
Пример юридического риска
Из-за поправок в Жилищном кодексе с 1 октября 2019 года хостелы и гостиницы могут располагаться только в нежилых зданиях или в помещениях многоквартирных домов, имеющих статус нежилого фонда и соответствующих ряду дополнительных требований. Теперь предприниматели, хостел или гостиница которых находятся в жилом доме, должны перевести помещение в статус нежилого фонда, переехать в другое или закрыть бизнес.
Классификация рисков предприятия
На функционирование предприятия влияют риски в виде событий (действий), препятствующих достижению коммерческих целей (стратегических, тактических).
У предприятий обычно нет права владения, пользования и распоряжения своими акциями. Но иногда они заключают договоры на поиск покупателей акций для своих учредителей. Какие риски возникают при этом и как в этом случае минимизировать налоги?
Характеристики рисков
Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:
Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.
Риски характеризуют следующие понятия:
Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.
Система классификации
Классификация рисков подразумевает систематизацию их множества по разным критериям, объединяющую подмножества в единые понятия.
При создании классификации учитываются понятия, относящиеся к характеристике рисков, в числе которых:
По периоду возникновения риски делят на:
По характеру учета риски бывают:
В зависимости от последствий риски подразделяют на:
По сфере образования риски делят на:
По причинам возникновения подразделяют риски на политические (война, запрещение вывоза/завоза товаров, запрет на передвижения/перемещения через границу) и экономические, вызванные изменениями в организации или в экономике государства (колебания рыночной конъюнктуры, дисбаланс ликвидности, падение уровня управления).
Исходя из производственного процесса риски делят на:
С учетом потенциальных последствий риски классифицируются на:
Оценка уровня риска
Управление риском требует анализа и оценки, включающей регулярное выявление факторов и видов в сочетании с их количественным определением.
Источниками для выполнения анализа и оценки рисков являются сведения из:
Процедура оценки включает качественный и количественный этапы.
На этапе качественной оценки выявляются источники и причины риска, работы, при которых он образуется и воздействует на хозяйственный процесс. Качественные итоги служат исходной информацией для анализа количественного, оценивающего только проблемные моменты в ходе проведения конкретной операции.
При количественном анализе определяются числовые параметры по отдельным рискам, по потенциальному урону от них. Завершением анализа является подготовка системы противодействующих мероприятий и расчет стоимости их проведения.
Количественная оценка рисков использует методы:
В зависимости от типа воздействия используют следующие методы управления рисками:
Выбор методов оценки или управления производится по каждому риску отдельно с учетом вероятностного ущерба и возможности создания проблемных ситуаций.
Как провести анализ рисков бизнеса?
Каждый бизнес встречается с рисками, которые иногда приводят к серьезным потерям. Все предусмотреть нельзя, но большинство угроз реально спрогнозировать и подготовить способы решения. Мы узнали у предпринимателей, как анализ рисков помогает остаться на плаву.
Содержание статьи
Что такое анализ рисков бизнеса
Если говорить просто, то это план действий для кризисных моментов. Риски прописывают на этапе запуска в бизнес-плане или инвестиционном проекте. На основе анализа рассчитывают финансовую модель, потому что угрозы влияют на окупаемость.
Риски учитывают и в работающем бизнесе. Например, предприниматель открыл ларек с шаурмой в марте 2020 года, а уже в апреле произошел локдаун. Кухню не подготовили к работе на доставку, посетителей принимать нельзя, и бизнес встал. По идее даже такую ситуацию нужно предвидеть, чтобы избежать проблем.
Аналитик компании 3DAnalytics Денис Загребиль считает, что в пандемию обострились регуляторные риски:
«Сегодня актуальны регуляторные риски. Как пример — введение штрафов за несоблюдение требований карантина; открытие/закрытие туристических направлений. Конечно, риски зависят от вида деятельности. В моей практике риски часто встречаются в финансовой деятельности (банки, страхование, инвестиции), информационной безопасности, экологической безопасности»
В риск-анализе прописывают 4 основных параметра:
Какие риски бывают в бизнесе
У каждого бизнеса свой круг рисков, поэтому лучше открывать дело в сфере, в которой разбираетесь. Так проще определить круг потенциальных угроз. Но обычно выделяют 6 типов рисков.
Внутренние
Эти угрозы появляются от действий руководства или сотрудников. Например, компания дала таргетированную рекламу в соцсетях. Клиенты начали задавать вопросы в личных сообщениях, а менеджер односложно отвечает, не выводит на диалог, не задает вопросы. В итоге реклама привела потенциальных покупателей, но по вине сотрудника продажи не состоялись.
Производственные
На производстве происходит брак из-за человеческого фактора или некачественного сырья. Или завод встал из-за аварии на подстанции, а оборудование вышло из строя.
Финансовые
Это все, что связано с деньгами. Например, компания отправила продукты в розничные магазины, а те не расплатились в срок. Или предприниматель потратил деньги поставщиков на покупку машины, а у него не осталось средств, чтобы расплатиться по обязательствам.
Страховые
Есть случаи, которые можно заранее предусмотреть и застраховать: пожар или воровство оборудования. Бизнес несет затраты на страховку, но если риски произойдут, то предприниматели получат компенсацию.
Коммерческие
Эти угрозы влияют на реализацию товаров или услуг. Например, магазин одежды столкнулся с тем, что клиенты предпочитают покупать в интернете. Или веб-студия не находит клиентов, потому что конкуренты делают сайты дешевле.
Внешние
На эти условия предприниматель не может повлиять: изменения в законодательстве, пандемия или нововведения в налоговой системе. На последнем стоит остановиться чуть подробнее. В 2021 году предприниматели столкнулись с тем, что государство отменило режим ЕНВД, а взамен предложило измененный патент. Но, как правило, патент в регионах обходится дороже, чем «вмененка». И это несмотря на то что власти разрешили уменьшать стоимость на сумму страховых взносов.
В ФНС стали строже следить за предпринимателями и обоснованностью сделок. С 2021 года налоговики изменили алгоритмы проверки 6-НДФЛ, чтобы видеть предпринимателей, которые платят меньше средней зарплаты по отрасли. То есть если сотрудники получают небольшую официальную зарплату, то ФНС может прислать требование с просьбой указать причины.
Основатель «Школы Профессионального Владельца бизнеса» Оксана Дажун считает, что предприниматели должны обращать пристальное внимание на налоговые риски:
«Важно отслеживать в налоговом контроле результаты и планы ФНС. Изучите, как выбирают компании для плановой проверки, как проводить оптимизацию налогов, как работают суды и чего ждать бизнесу от налогового администрирования. Для этого хотя бы раз в год полезно посещать тренинги, семинары, где расскажут о нововведениях и о судебной практике.
По результатам СВОТ-анализа составить список рисков, угроз, возможностей и сильных сторон бизнеса:
Денис Загребиль считает, что риски у каждого бизнеса разные, но некоторые встречаются чаще:
«Риски зависят от этапа развития бизнеса или компании. Но основными я считаю некачественное оказание услуг, недобросовестных поставщиков и сотрудников, переоценку рыночных возможностей. В целом, на мой взгляд, управленческие решения часто принимаются без тщательного анализа рисков бизнеса, ситуационно или на основании опыта»
Как оценивать риски в бизнесе?
Для этого нужно погрузиться в бизнес-процессы и понять слабые места. Учебники по бизнесу выделяют 5 основных методов проведения риск-анализа.
Качественная оценка
Это таблица, где риски распределяют по степени возникновения:
После этого прописывают, как компания реагирует на каждый из рисков. Например, предприниматели заранее знали про отмену ЕНВД. Соответственно, за год до этого продумывали действия для бизнеса: выбор системы налогообложения, сокращение издержек, смена торговых точек.
Руководитель компании «Понимай Франчайзинг» Олег Шатилов проводит качественную оценку перед каждым запуском франшизы:
«Компания предлагает партнерам известность бренда, которая создает поток входящих клиентов. Но это касается первичного привлечения, а должны работать и процессы, направленные на сопровождение и удержание (crm и технологии обучения). И если эти процессы не работают, то франшиза не привлечет новых партнеров. Они узнают, что работа плохо выстроена, и пройдут мимо»
Метод аналогий
Это сравнение рисков на базе реализованных проектов такой же тематики. Пилорама запускает производство пеллетов, а коммерческий директор работал на таком заводе в прошлом. Он расскажет, с какими рисками столкнется пилорама и как их избежать. Для этого метода пригодятся сторонние эксперты, которые запускали такие проекты и знают подводные камни.
Коммерческий директор предприятия «Люкшудьинский леспромхоз» Александр Труфанов считает, что общение с конкурентами помогает понять будущие проблемы:
«Мы решили запустить производство фанеры. Мы всегда в диалоге с другими предприятиями и знаем, что главная трудность — поиск сырья. Но у нас собственное сырье, и риски другие. Например, трудно найти работников. В нашей местности просто некому работать. Но скоро рядом построят жилой комплекс, и мы планируем привлекать персонал из этих домов. Поэтому новое производство запустим после окончания стройки»
Контрольные списки источников рисков
Когда компания развивается, она накапливает опыт ошибок и проблем. Руководители заранее знают, с чем столкнутся на определенных этапах масштабирования. Например, пиццерия продает франшизу в разные города, и контрольный список поможет заранее понять опасности. Составляйте чек-лист проблем, который пополняется с каждым новым проектом.
Метод рейтинговых оценок
Это способ, когда ставят рискам оценки по пятибалльной или десятибалльной системе. Если государство собирается ужесточить наказание в области налогов, то риску ставят оценку 5. Значит, в ближайшее время придется вместе с бухгалтером оптимизировать налоги и учет, чтобы не привлекать внимание ФНС. Если у производства 3 постоянных поставщика и 2 в запасе, то угроза остановки не грозит. Этому риску ставят оценку 1 и не принимают срочных решений.
Метод экспертных оценок
Для этого метода привлекают сторонних экспертов: аналитиков, юристов, технологов. Выбор зависит от направления бизнеса. Каждый эксперт делает анализ рисков бизнеса по своей деятельности и определяет влияние на развитие проекта.
Если говорить про малый бизнес, то не всегда предприниматели проводят риск-анализ по методикам. Часто это происходит по наитию и на основе опыта. Денис Загребиль считает, что этот подход не совсем верен:
«Сложность использования метода в необходимости привлекать нескольких экспертов из разных областей или одного, но с широкой экспертизой.
Для оценки рисков в связи с выходом на новые рынки необходимо знать требования местного законодательства к качеству продукции (юристы), конкурентную среду, каналы продвижения, ценообразование (маркетолог, аналитик), квалификацию персонала в стране. Неоспоримый плюс привлечения экспертов — возможность комплексной оценки рисков. Минус же в том, что зачастую требуется участие нескольких экспертов по одинаковым вопросам»
А эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин считает, что с риск-анализом справится руководитель и сотрудники:
«Я был директором по франчайзингу сети парикмахерских. Обедал с сотрудниками и задавал вопросы: что будет, если завтра упадут продажи в 10 раз? Или из-за чего от нас отвернутся потенциальные партнеры? Сотрудникам нравилось доверие, и они активно отвечали на вопросы. А уже из ответов рождались решения. Например, в один момент мы поняли, что у нас много партнеров, менеджеры не в состоянии каждый день поддерживать общение со всеми. В чатах повисли десятки неотвеченных сообщений, а это угроза, что люди откажутся от сотрудничества и расскажут другим. А что будет, когда количество партнеров еще увеличится? Стали работать над проблемой и внедрили чат-бота, который отслеживал чаты с неотвеченными сообщениями, чтобы менеджеры в Отделе сопровождения вовремя отвечали. В целом сессии по анализу рисков бизнеса давали идеи для автоматизации, изменения процессов, увольнения или приема персонала»
Как запустить процесс анализа бизнес-рисков
Определить риски для бизнеса не так сложно. Не стоит бояться научных названий и думать, что без специалистов не обойтись. Конечно, в некоторых случаях нужны эксперты, но основную работу проводят руководители и сотрудники компании.
Пример таблицы для контроля бизнес-рисков
Оксана Дажун считает, что эффективный анализ рисков бизнеса прежде всего зависит от руководителя:
«Управлять умеют все, вплоть до кухарок, но по факту мало кто этому учится. Сейчас MBI подтягивают понимание и учат, как управлять, но, к сожалению, я до сих пор встречаю огромное количество директоров, которые используют интуитивный подходит в управлении. А интуитивных подход — это, как правило, реактивный подход: есть проблема — есть реакция, нет проблемы — нет реакции. В таких случаях риски всегда наступают и бьют очень больно. Главная задача — перейти с реактивного управления на системный подход. Это значит, что нужно научиться предугадывать наступление рисков и выстроить хорошую систему мониторинга»
Анализ рисков бизнеса помогает предпринимателям подготовиться к возникновению проблем. Если подходить к этому системно, то у бизнеса появится защита от неожиданных потерь.
Оценка рисков от «А» до «Я».Часть 1. Что такое оценка рисков, и надо ли вам ее проводить?
Инспекторы ГИТ начали налагать на работодателя штрафы за непроведенную оценку рисков, суды поддерживают их решения. А надо ли вообще проводить оценку рисков? А если надо, то как? Самостоятельно или привлекать кого-то? Разбираемся в этих сложных вопросах вместе с Романом Ушаковым.
Что такое «риск»?
Как и рекомендовали древние римляне, начнем «ab ovo», то есть — с ответа на вопрос, что такое «риск», а точнее — что такое «профессиональный риск» (термин, использующийся в существующем правовом поле). Для начала обратимся к терминологии, которую нам предлагает действующее законодательство.
Статья 209 Трудового кодекса РФ
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом либо иными федеральными законами.
К сожалению, какие-либо иные дефиниции профессионального риска в законодательстве отсутствуют. Поэтому любые процедуры оценки и управления риском в сфере безопасности труда будут так или иначе называться процедурами оценки и управления профессиональным риском, хотя это и не вполне корректно. Более правильно — и с терминологической, и с практической точек зрения — пользоваться термином «производственный риск», и вот почему.
Ни один работник, выполняя свои трудовые обязанности, не тратит на реализацию основных производственных процедур все 100% времени смены. Так, сварщик не осуществляет непосредственно сварочные операции весь рабочий день, фрезеровщик не работает непосредственно за своим фрезерным станком всю смену.
Как правило, всё рабочее время (и рабочее пространство) работников на практике разделяется на так называемые «рабочие зоны». Для того же фрезеровщика, например, в качестве таких зон можно выделить собственно работу на фрезерном станке (занимает основную часть рабочего времени), нахождение в помещении мастера смены (бригадира) — скажем, для получения нового задания, нахождение в инструментальной кладовой (получение инструмента), переходы между этими операциями. При этом очевидно, что только те опасности, которые присутствуют в «основной» рабочей зоне (работа на фрезерном станке), — неогражденные вращающиеся части станка, острые кромки, наличие металлической стружки — будут являться непосредственно связанными с профессией работника, то есть — «профессиональными опасностями», обусловливающими существование «профессионального риска».
А что, если обрушение стеллажа в инструментальной кладовой произойдет именно в тот момент, когда рядом с ним будет находиться фрезеровщик, зашедший в кладовую за инструментом, и это обрушение приведёт к травмированию работника? Риск (как мера реализации опасности), связанный с этим событием, не будет являться «профессиональным риском» фрезеровщика, ведь он может, в конце концов, и не заходить в кладовую сам, а новый инструмент могут доставить к его станку и транспортировщики. Но вероятность травмирования работника существует, и поскольку получение инструмента является необходимой составляющей производственного процесса, то этот риск будет называться для фрезеровщика производственным риском.
Аналогично и для мастера. «По долгу службы» он может некоторое время в течение смены присутствовать непосредственно у фрезерного станка (например, для оперативной корректировки задания фрезеровщику). Опасности, а следовательно, и риски, имеющиеся в этой зоне, не будут являться профессиональными, потому что работа на фрезерном станке не входит в круг обязанностей мастера. Но при этом, несомненно, они будут производственными.
Но, как мы уже сказали выше, действующее трудовое законодательство не содержит дефиниций термина «производственный риск», и поэтому под оценкой рисков мы будем понимать именно оценку «профессиональных» рисков, как это и прописано в Трудовом кодексе РФ, имея в виду, однако, именно оценку производственных рисков.
Приведенные соображения не являются некими абстрактными, отвлеченными «умственными изысканиями», напротив, они имеют ярко выраженную практическую направленность. Дело в том, что применение термина «профессиональный риск» значительно сужает номенклатуру рассматриваемых опасностей и глубину оценки при исследовании рисков, фактически ограничивая их рассмотрением только тех опасностей, которые непосредственно присущи профессии (должности) работника в целом, не учитывая иных ситуаций, в которые он может попасть, находясь на производстве «при исполнении обязанностей по трудовому договору» (статья 209 ТК РФ). При этом современные концепции безопасности (например, изложенные в Стандарте ISO 45 001) предусматривают необходимость оценки риска от всех существующих производственных факторов (включая даже действие третьих лиц), в том числе и во всех возможных режимах функционирования производства (включая аварийные режимы). То есть предусматривают необходимость оценки и управления (применительно к работникам организации) именно «производственными рисками».
Будем надеяться, что при дальнейшей разработке темы безопасности труда и оценки рисков соответствующие законодательные и исполнительные органы власти учтут вышеизложенные соображения.
Обязан ли работодатель проводить оценку рисков?
Здесь однозначного ответане существует. Действующее трудовое законодательство, как это ни парадоксально, не содержит прямых указаний на обязанность работодателя проводить оценку профессиональных рисков.
Среди обязанностей работодателя по обеспечению безопасности труда, изложенных в действующей редакции статьи 212 ТК РФ, обязанность проведения оценки профессиональных рисков не указана. Единственное упоминание про риски (причем даже не «профессиональные»!) в этой статье содержится в перечне обязанностей работодателя по информированию работников: работодатель обязан информировать их «об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты». Естественно, для того, чтобы информировать работников о каком-либо риске, этот риск сначала необходимо выявить и оценить, однако, повторим, соответствующей обязанности работодателя ТК РФ не устанавливает.
Тем не менее, можно посмотреть на это немного под другим углом зрения:
Учитывая сказанное, можно сделать вывод об обязательности проведения оценки профессиональных рисков и о наступлении административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ за ее непроведение. Инспекторы ГИТ выносят соответствующие предписания работодателям, а суды, если работодатель их оспаривает, зачастую встают на сторону инспекции — на этот счет существует обширная судебная практика.
Однако, следует отметить следует отметить, что содержание упомянутых выше пунктов Типового положения (33−39) представляется весьма спорным с точки зрения самого трудового законодательства. Так, согласно пункту 33 Типового положения работодатель, помимо прочего, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков. Но при этом, в силу прямого указания статьи 209 ТК РФ, обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена не на работодателя, а на Минтруд России. На сегодняшний день, кстати, такой порядок отсутствует.
В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем оценки рисков, основанная на Типовом положении, также представляется не вполне оправданной.
Проводить оценку профессиональных рисков или нет?
Обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков уже прописана в проекте новой редакции раздела Х («Охрана труда») Трудового кодекса.
Ещё в 2018 г. ГИТ Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга начали налагать на работодателя штрафы за не проведенную им оценку рисков, а в 2019 г. подобная практика распространилась и на многие другие регионы. При этом, суды чаще признают правоту ГИТ.
Учитывая это, Группа компаний «ЭКОСТАНДАРТ» рекомендует работодателям уже сейчас озаботиться проведением оценки профессиональных рисков. Это позволит избежать возможных штрафов и потерь времени на судебные разбирательства.
Оценка профессиональных рисков не просто определяет вероятность получения работником травмы на рабочем месте за счёт реализации той или иной опасности. Если после оценки рисков также реализовать и соответствующие ей алгоритмы управления рисками, то данная процедура поможет разработать программу уменьшения травматизма и профзаболеваний под нужды конкретного предприятия, и за счёт неё (разумеется, при условии её полной реализации) оптимизировать отчисления в Фонд социального страхования.
В мировой практике оценка профессиональных рисков — это не какая-то навязанная работодателю «бумажная» процедура (вроде нашей специальной оценки условий труда). При правильном применении она является мощнейшим инструментом в обеспечении безопасности труда работников организации. Учитывая же тенденцию к гармонизации отечественного законодательства с мировыми подходами к обеспечению безопасности труда, следует ожидать, что работодатель, реализовавший на практике управление рисками, может повысить конкурентоспособность своей организации и при выходе на зарубежные рынки.