Что такое рисунок с натуры
Рисунок с натуры
Что такое натурный рисунок и почему он так важен?
Натурный рисунок – это практика рисования модели в разных позах. Обычно это реальные модели и рисование в реальном времени (не с фотографий).
Чаще всего обнаженные модели позируют для натурного рисунка, чтобы художник мог запечатлеть сущность человеческой фигуры.
Многие художники используют словосочетание «натурный рисунок» (life drawing) взаимозаменяемо с «рисование фигуры». Оба понятия обозначают одно и то же, но это может смутить новичков, которым часто говорят рисовать с натуры.
Когда вы участвуете в сессиях рисования фигуры, это всегда натурные рисунки, вы работаете с реального референса (модели).
Но вы также можете рисовать с натуры яблоко, кресло, машину, не используя фото.
Фраза «рисование с натуры» (drawing from life) не означает то же самое что «натурный рисунок» (life drawing). Идея рисунка с натуры просто в том чтобы рисовать с реального мира.
Но натурный рисунок и рисунок фигуры в своей основе синонимы, и означают одно: практиковаться в рисовании модели в разных позах.
Так что возможно у вас возникал вопрос почему рисование фигуры так важно? Почему его так часто практикуют даже профессиональные художники?
Есть несколько причин, но они все соединяются в идею что реальность никогда не врёт.
Когда вы рисуете с натуры, вы пробуете запечатлеть мир какой он есть на самом деле. Это означает изучать формы, пропорции, перспективу, светотень, и все основы которые сопровождают процесс обучения рисованию.
Практиковаться с фотографий тоже вполне нормально, особенно если вы сидите дома за компьютером.
Но каждый художник нуждается в рисовании с реальной модели.
Это помогает тренировать глаз видеть тонкости, которые фотограф не сможет ухватить. Это помогает стать более восприимчивым в любой вашей работе, включая анимацию и иллюстрацию, где преувеличение является ключевым фактором.
Но почему нельзя просто рисовать стулья и яблоки? Почему нужно рисовать человека?
Два ответа на этот вопрос:
Человеческая фигура удивительно сложная, в ней столько нужно изучить.
Большинство персонажей/существ можно построить на основе человеческой анатомии.
А самая большая причина почему мы практикуемся в рисовании человеческой фигуры в том, что это дает очень много умений. Освоение фигуры это больше чем просто формы, мышцы и кости.
Это движение, вес, баланс, и напряжение. Это изучение несущей вес ноги или как располагаются бедра чтобы удержать позу.
Пока вы изучаете эти важные детали с помощью рисования фигуры, вы научитесь видеть их везде. В животных, в объектах, и конечно в других людях. Но рисование полностью одетых людей усложняет возможность увидеть полный масштаб каждой позы.
И это и есть причина почему рисование фигуры происходит в основном с обнаженной натуры.
Большинство художников начинают рисование фигуры с быстрых жестовых набросков и скетчей с фотографий. И это отличное начало, гораздо лучше чем не рисовать вообще.
Но так или иначе вы захотите найти местную студию с рисованием натуры и ходить туда настолько часто, насколько возможно. Будет легче если класс рисунка кто-то ведет, если вы чувствуете дискомфорт и беспокойство присоединяться к классу в качестве новичка.
Но поверьте, это нормально. Вы пройдете через это как только разберетесь в том что делаете.
Сессии рисования фигуры длятся 30-120 минут каждая, а более дорогостоящие классы могут рисовать весь день.
В некоторых студиях модель позирует в одной позе несколько недель или даже месяцев. Это дает возможность создать очень детализированный реалистичный рисунок (или картину) и довести его до завершения.
В других классах модель меняет позу быстро. Это может быть одна поза за сессию или несколько поз за сессию.
Частично по этой причине занятия могут ввести в замешательство кого-нибудь кто никогда раньше не ходил в класс рисования фигуры.
Если вы нервничаете о том чтобы попасть в искусство потому что не хотите посещать класс рисования фигуры, тогда начните с онлайн курса вместо этого. Вы можете узнать дома множество разных методов жестового рисунка (gesture drawing) прежде чем пойдете работать с реальной моделью.
Не смотря на то что они работают с фотографиями, это тем не менее помогает разобраться что нужно делать когда перед вами реальная модель.
Как только вы пройдете базу, вы почувствуете себя гораздо более комфортно в рисовании фигуры с натуры. Даже если вы еще ни разу не рисовали реальную модель вживую, вы тем не менее придете в класс с уверенностью что вы знаете что нужно делать.
Через какое-то время такая практика рисования станет гораздо легче, и даже станет веселой!
Просто помните, что каждый натыкается на подводные камни, так что не разочаровываейтесь если у вас получилась неудачная сессия. Снова, это абсолютно нормально.
Рекомендуется рисовать фигуру с фокусом на разные части тела в каждую сессию. Может быть стоит начать сесcию с быстрых жестовых скетчах и затем прорабатывать детали. Некоторые художники фокусируются на отдельных частях тела, как например торс или ноги.
Другие стараются проработать сложные части, такие как руки и стопы. В конце концов это зависит от того что вы хотите улучшить.
Когда рисуете человеческую фигуру, какая у вас слабая сторона? Может их несколько?
Выберить одну и рисуйте ее с моделей пока это не станет вашей сильной стороной.
Конспект занятия «Рисование с натуры»
Занятия «Рисование с натуры» являются одними из самых сложных в изобразительной деятельности детей. Данный вид рисования развивает зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу.
Рекомендации при рисовании с натуры
При рисовании с натуры небольшие натуры раздаются прямо детям на стол. Например, листья, кубик. Большая натура ставится так, чтобы всем было видно, с соблюдением определенных правил.
Объект для рисования – игрушки, фрукты, овощи, растения, посуда. Объектов может быть несколько. Одинаковые (яблоки) и разные по форме и величине (ваза и апельсин).
Натурадолжна отвечать требованиям:
• реалистичная (естественная окраска, пропорции,
Натуру размещают приблизительно на уровень глаз ребенка (в литературе рекомендовано чуть выше или ниже глаз ребенка, располагают в профиль или фас. Натурные постановки могут объединять от одного до нескольких объектов, причем одни могут загораживать другие.
Рисование с натуры – это чаще всего предметное рисование. Плоскостное изображение в работах встречается больше чем объемное. Например, чашка. Набросок выполняется простым карандашом или краской нейтрального цвета.
Важно правильное восприятие и обследование натуры. Прорисовка в воздухе, проговаривание. Например, «Сначала листья идут вверх, потом слегка наклоняются и спускаются вниз».
От целостного восприятия объекта к детальному. То есть от больших деталей переходить к маленьким. И затем снова обратиться к целостному созерцанию. Например, сколько листьев, цветов, как расположены…
Задача рисования с натуры:
• учить детей передавать реальные форму и цвет,
• соблюдать пропорциональное соотношение частей,
• регулировать силу нажима на карандаш,
• соблюдать последовательность наброска.
Некоторые правила рисования с натуры для детей.
1. Рисовать точно так, как видим. Например, как фотоаппарат.
3. Делать разметку (набросок, планировку) на листе.
Роль предварительной работы в успешной реализации рисунка огромна. Это детальное рассматривание растений, предметов на наяву и в иллюстрациях, картинках, фотографиях. Наблюдение везде – группа, прогулка. Игры на развитие наблюдательности и внимания. Например, «Я целое, а ты моя часть», «Что сначала, что потом?», «Грузим на баржу все что, есть на картине, дереве и т. д.» Чтение, беседы о предмете рисования. Лепка, аппликация по данной теме. Индивидуальная работа с детьми. Беседы с родителями, стендовая информация, выставки детских и семейных работ.
Таким образом, рисование с натуры развивает у детей зрительную память, пространственные представления, глазомерные функции, способности к анализу и синтезу. А также оно важно в подготовке старшего дошкольника к успешному обучению в школе.
Обучение рисованию с натуры в подготовительной к школе группе
При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь — свойства, присущие конкретному предмету. Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.
Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы. Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это — ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).
Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.
В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.
Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.
Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно.
В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка.Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натурычаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.
В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.
Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре: передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.
При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине, а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.
Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью. Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом. Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета. Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры,но и тоновые отношения: темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых — легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.
Рисование с натуры требует особого внимания к цвету.Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя — научить детей видеть и передавать эти оттенки.
Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски,сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой — синяя или коричневая для получения темно-зеленой.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.
Рисование с натуры. «Кувшин»
Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности предмета. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, смешивая краски. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.
Материалы к занятию. Кувшин, яблоко, акварель, кисти
Методика проведения занятия. Обследовать предмет, форму горшка, цвет. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке.
Итог. Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.
Фотоотчет о НОД по рисованию с натуры в подготовительной к школе группе «Натюрморт «Дары осени» Натюрморт Полное лукошко яблок, Спелых, наливных и красных, Я в садочке собрала. Вазу в кухню принесла: Положила туда сливы. Рядом яблоки.
Конспект НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Рисование с натуры «Комнатное растение» Цель: Рисование с натуры комнатного растения. Задачи: передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев,.
Конспект занятия по рисованию с натуры в группе общеразвивающей направленности 6–7 лет «Ветка рябины» Конспект НОД по рисованию с натуры в подготовительной группе Тема: «Ветка рябины» (с натуры) Дата: 30.10.2018 Воспитатель: Чигак О. А Задачи:.
Конспект занятия по рисованию с натуры в подготовительной группе «Натюрморт» Цель и задачи: Продолжать знакомить детей с жанром живописи «натюрморт». Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Конспект занятия «Рисование по замыслу» Цели. Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного.
Конспект занятия «Рисование по замыслу» Задачи: Учить детей задумывать содержание рисунка, использовать усвоенные приемы рисования. Учить заполнять изображениями весь лист. Вызывать.
Конспект занятия «Рисование пластилином» Творчество детей в детском саду! Наши ребята с удовольствием рисуют пластилином, это развивает мелкую мускулатуру пальцев рук h4][/h4].
Рисование карандашом для начинающих
Содержание
Карандаш ведет свою историю с 16 века. Поначалу в форме графитовых палочек, завернутых в бумагу или зажатых между веточками и скрепленных бечевкой. В 1683 году в Нюрнберге открыли производство простых деревянных карандашей. К сожалению, технология смешивания толченого графита с клеем и серой удешевляла изделие, но сильно отражалась на качестве, и товар не пользовался спросом.
Так что же нужно, чтобы картина, нарисованная карандашом, эволюционировала от детского рисунка к чему-то более серьезному? Прежде всего терпение и желание, чтобы познакомиться с техниками рисования, правилами композиции, светотени, тушевки и штриховки, научиться правильно держать карандаш и критически относиться к собственным работам.
Что потребуется для рисования карандашом
Карандаши. Они отличаются мягкостью и обозначаются маркировкой из букв «H»,«B» и цифр. Чем выше значение «H», тем тверже карандаш и бледнее линия, которую он оставляет. Высокое значение «B» означает мягкий грифель и насыщенный черный цвет. Твердые карандаши используются чаще всего в черчении, а для рисования вам понадобится: HB для эскизов и 4B, 6B и 8B для различных видов штриховки.
Как правильно держать карандаш
Ограничиться привычным с детства способом держать карандаш (кстати, этот захват называетcя Tripod) не получится. У него есть несколько недостатков.
— при работе рука закрывает существенную часть изображения, в результате вы видите отдельные фрагменты, но не рисунок в целом;
— поскольку пальцы согнуты и рука лежит на листе, возможности штриховки ограничены короткими линиями;
— рука постоянно касается листа, и вы можете размазать часть рисунка.
Техники рисования карандашом
Но кроме контуров и местоположений предметы обладают такими важными свойствами, как объем и фактура поверхностей. Для их передачи используются следующие техники карандашного рисунка.
Чтобы помочь растушевке передать фактуру предмета появились дополнительные техники.
Основные правила рисования
Возьмите лист бумаги, расчертите его на произвольные участки и заштрихуйте, используя различные виды штриховок. Используйте карандаши различной мягкости, меняйте нажим, создавайте плавные переходы.
Копируйте картины известных художников. Обратите внимание на виды штриховок, пропорции, способы передачи динамики объектов.
Рискните нарисовать с натуры что-то более сложное по форме и передать текстуру поверхности. Какие штрихи лучше передадут мягкость кошачьего меха, а какими вы изобразите текучесть шелкового шарфика? Тренируйтесь и через некоторое время вы сможете сложить легенду на тему изображения драпировок из различной ткани.
Простые пошаговые уроки
Кленовый лист за три шага
Начните рисунок кленового листа с грубого наброска его основной формы и центральной оси светлыми тонкими линиями. Вам не нужно рисовать какие-либо более мелкие изгибы листа, только некоторые основные линии с соблюдением пропорций разных сторон листа.
Добавьте к эскизу контурный рисунок внешней формы листа. После того как закончите, можете стереть направляющие линии, оставшиеся с предыдущего шага.
Внутри полученного контура нарисуйте основные жилки, идущие от основания листа к кончикам, и более мелкие жилки, отходящие от них.
Рисунок сливы за 6 шагов
Сделайте простой контурный рисунок основной формы сливы. В нашем случае это просто овал.
Нарисуйте стебель и продолговатую ямку на плоде, характерную для слив. Обратите внимание на форму области, из которой растет черешок.
Перед тем, как приступить к затенению, внимательно посмотрите на расположение светлых и темных участков на поверхности сливы.
Тени в области ямки будут немного темнее к ее верхнему концу, так как именно здесь она начинает изгибаться от основного источника света. Изгиб, расположенный дальше от зрителя, будет светлее к низу и снова станет немного темнее к верху.
Тень, отбрасываемая сливой, будет темнее по направлению к основанию и станет светлее по мере удаления от сливы.
Наносите штрихи таким образом, чтобы усилить форму объекта, сделать его трехмерным. При штриховке плода сделайте штрихи слегка изогнутыми, чтобы они как бы обтекали его. Для тени можно делать прямые штрихи.
Добавьте штрихов для затемнения теневой области. Постарайтесь, чтобы все штрихи совпадали по направлению с имеющимися.
В целом изображение готово, но, поскольку слива сама по себе имеет темную поверхность, стоит усилить штриховку плода. При работе учтите, что поверхность сливы гладкая и постарайтесь сгладить переходы между светлыми и темными участками.
Любая дорога начинается с первого шага. Шагните на путь изучения рисования, и вы вскоре поймете насколько увлекательным окажется ваше путешествие.