Что такое ритма в литературе

Занятие 10. Ритм стиха

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.

А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА

2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.

3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).

Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.

1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9

Второй куплет 8
9
8
9

То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)

Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.

Источник

Что такое ритма в литературе

Том 28. Москва, 2015, стр. 540-541

Скопировать библиографическую ссылку:

РИТМ (греч. ῥυθμ ός – строй­ность, со­раз­мер­ность) в литературе, пе­рио­дич. по­вто­ре­ние к.-л. эле­мен­тов тек­ста че­рез оп­ре­де­лён­ные про­ме­жут­ки. Че­ре­до­ва­ние та­ко­го ро­да мо­жет про­сле­жи­вать­ся на лю­бом уров­не ху­дож. струк­ту­ры: так че­ре­ду­ют­ся тра­гич. и ко­мич. сце­ны (в шек­спи­ров­ской дра­ме), диа­ло­гич. и мо­но­логич. сце­ны (в ра­си­нов­ской дра­ме), сю­жет­но-по­ве­ст­во­ва­тель­ные и опи­са­тель­ные час­ти (в по­эме, ро­ма­не), на­пря­же­ния и ос­лаб­ле­ния дей­ст­вия (в рас­ска­зе), на­гляд­но-об­раз­ные и от­вле­чён­но-по­ня­тий­ные от­рыв­ки (в ли­рич. сти­хо­тво­ре­нии). Обыч­но в этом че­ре­до­ва­нии од­ни эле­мен­ты ощу­ща­ют­ся как вы­де­лен­ные (мар­ки­ро­ван­ные), дру­гие – как про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми: так, не­опыт­ные чи­та­те­ли про­зы чи­та­ют сю­жет­ные час­ти тек­ста и про­пус­ка­ют опи­са­ния или рас­су­ж­де­ния, счи­тая их «про­ме­жут­ка­ми», хо­тя воз­мож­но и про­ти­во­по­лож­ное вос­при­ятие. По­вто­ряю­щее­ся со­че­та­ние вы­де­лен­но­го эле­мен­та и по­сле­дую­ще­го про­ме­жут­ка (силь­но­го и сла­бо­го мес­та) об­ра­зу­ет зве­но (такт) рит­мич. струк­ту­ры. Р. тек­ста мо­жет быть про­стым (ко­гда по­вто­ря­ют­ся од­но­род­ные зве­нья) и бо­лее слож­ным (ко­гда они груп­пи­ру­ют­ся в бо­лее об­шир­ные по­вто­ряю­щие­ся це­лые – сто­пы в сти­хи, сти­хи в стро­фы; сце­ны в эпи­зо­ды, эпи­зо­ды в час­ти).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *