Что такое ркц в строительстве
Опыт работы с Транснефтью
Заканчиваем объект с одним из Заказчиков работающих в системе Транснефти (объект длился чуть более 1,5 года) и хотелось бы поделиться нюансами работы в этой системе.
Специфика ценообразования.
Все расчеты ведутся на базе РКЦ (распределения контрактной цены) представляющую из себя таблицу укрупненных расценок сформированную на базе смет. Небольшой пример РКЦ можно скачать здесь .
Как формируется РКЦ.
В нашем случае на стадии тендера Заказчик сам формировал РКЦ и определял стоимость укрупненного показателя по формуле:
Общая стоимость показателя = Стоимость работ по смете * К лимитированных затрат * К тендерного снижения
Плюсы
Минусы
1. Стоимость работ и цена за единицу изменения работ не является твердой и может быть изменена в любой момент.
2. В РКЦ отсутствует расшифровка позиций. При формировании укрупненных расценок допускаются ошибки, например, в нашем случае была расценка на прокладку наружных сетей канализации с сметным наименованием «Прокладка труб ПВХ 110 м» в метрах, но туда включены были ж/б колодцы и прочие вспомогательные работы. При закрытии выполнения часто возникают вопросы у Заказчика к исполнительной документации, т.к. в основном её готовят по контрактным позициям (в нашем случае на укладку трубы 110 мм) и не включают в неё вспомогательные работы.
3. Ошибки в проекте, ошибки в сметах, ошибки в формировании РКЦ. В нашем случае встречались все виды ошибок. Например в ведомости работ сделали ошибку в объемах на порядок, например, заделок кабеля должно быть 1000 шт., в ведомости работ показали 10, соответственно в смету вошло 10, а в контрактной цене этой позиции не видно, т.к. она укрупнена в расценку по прокладку кабеля. В сметах так же возможны ошибки, например, 1 м стомости кабеля взяли как 1 км, материал в текущие цены поделили на индекс (перевели в цены в 2001 год), а потом обратно не умножили на индекс, что бы перейти в текущие цены и т.п. Так же возможны ошибки при формировании РКЦ, например по одному разделу может быть 3 сметы (как правило на электрику): смета на монтаж, смета на поставку Подрядчика, смета на поставку Заказчиком, в нашем случае при формировании контрактной цены по одной из позиций забыли включить смету на «Поставку Заказчиком».
4. При изменениях внутри укрупненных расценок РКЦ, когда часть работ уже закрыта по первоначальной цене приходится выполнять разбивку позиции на части, что бы не выполнять корректировку ранее выполненных КС-2, КС-3, что приводит к несоразмерному изменению стоимости единицы работы. В таблице для примера показан пример когда в устройстве тротуара «забыли» включить песчаную подушку и под конец проекта его решили включить.
Вот так выглядит вариант, если не было выполнения работ:
Наименование работы | Ед.изм. | Кол-во | Стоимость за ед.изм. | Стоимость всего |
Устройство тротуара | м2 | 100 | 2000 | 200 000 |
С учетом песка | 50 000 | |||
Устройство тротуара | м2 | 100 | 2500 | 250 000 |
В от так будет выглядеть РКЦ если выполнено 80% работ
Наименование работы | Ед.изм. | Кол-во | Стоимость за ед.изм. | Стоимость всего |
Устройство тротуара | м2 | 100 | 2000 | 200 000 |
С учетом песка | 50 000 | |||
Устройство тротуара | м2 | 80 | 2000 | 160 000 |
Устройство тротуара | м2 | 20 | 4500 | 90 000 |
5. Так как подрядчика не допускают к работе со сметами для внесения изменений в контрактную цену подрядчику необходимо оформить формы КОР-05 (корректировка объемов работ). Данная форма показывает изменения объемов по ведомости работ и для оформления изменений необходимо проделать большой объем работы. На нашем объекте этот объем составлял порядка 350 листов ведомостей работ и в процессе строительства произошло 13 изменений проекта. Собственно сметчики Заказчика всё равно оформляли РКЦ по сметам не обращая внимание на форму КОР-05, т.к. помимо объемов работ указываемых в ВР менялось оборудование и с нашей стороны это никак не отражалось. Скачать Пример формы КОР-05 .
Оформление доп работ и изменений проекта.
Пособие инженеру ПТО по исполнительной документации
Главная > Книга >Делопроизводство
В разделе материалы будет видно, кто поставляет их и какая заложена их стоимость, бывает написано «поставка заказчика» без стоимости и все, хотя при передаче в монтаж могут передать со стоимостью, и тогда, если не отчитаетесь куда дели, могут в итоге снять эти деньги с остатков выполнения. Нужна она еще в основном для списания поставки подрядчика М-29 и поставки заказчика ВПДМ, т.е. по ней будут проверять списание, если процентуетесь по сметам (по РКЦ сложновато будет сделать). При расчетах базисно-индексным способом ТЕР и ФЕР стоимость оборудования и материалов берется из специальных сборников с переводным коэффициентом, в основном бюджетники по ним работают. Ресурсным способом в ГЭСН цена ставится та, какую согласует заказчик при предъявлении счетов, т.е. она более точна и актуальна в отличае от сборников. Сопутствующие материалы как при расчетах базисно-индексным, так и ресурсным способом ставятя из сборников.
В общем, если сметного дела не проходили, нужно читать нормативку и изучать сметы по объекту параллельно рабочим чертежам, читать тех.части к ГЭСНиками и ФЕРам, МДС, но если не знаешь технологии производства работ, то это сильно не поможет.
Очень сильно на затраты организации при строительстве могут повлеять расходы по перебазировке техники, людей и их проживание и питание которые берутся процентом. Если объект находится на большом удаленном расстоянии, то эти расходы могут ой как сильно ударить по бюджету и то, что закладывается в сметах всякими коэффициентами, нужно обязательно проверять, прикидывать фактические затраты на одного человека. Для этого обычно перед заключением договора едет главный инженер или кто по опытнее и все просчитывают. К примеру, в одной организации люди привыкли работать за полтинник с выходными до пяти, а если на объект, то обязательно вахта месяц через месяц с командировочными в пятихатку, плюс если и не летают на самолете, то обязательно в купе. А в другой работают за тридцатник, по десять-двенадцать часов по выходным, с командировками по 3месяца и задержкой в зп столько же, живя во вшивом бомжатнике. Т.е. понятно, что расходы одной организации будут в разы отличаться от другой, следовательно и сметы каждая организация делает под свои расходы и соглашается или нет на конкретные условия. Все это конечно же влеяет на цену и выбор заказчиком подрядчика на торгах или без них. Вот только конечный результат – качественно и в сроки построенный объект, при этом узнать быват очень сложно.
Сметный отдел не будет умышленно опускать участок на деньги, у них как раз задача совсем другая – максимально их заложить, насколько это позволит заказчик. И зная, что дурную работу специалисты по два раза не могут себе позволить делать, и, имея на руках сметы, мы можем быть уверены, что такие же есть в подписанном договоре, если не было измов и объемы не менялись. Остальные «махинации» с перераспределением своих денежек внутри организации обычно занимаются экономисты в РКЦ или другой форме по указанию финдиректора или кто этим будет заниматься. Но делать две сметы, одну – для заказчика, а другую – для себя, для чего нужно иметь штат сметчиков и птошников вдвое больше, не имеет возможности содержать любая организация, при том, что итак дохуя считают вхолостую.
Распределение (распределение контрактной цены – РКЦ) это тот же график производства работ, только с ценами. В Транснефти сейчас все по нему работают, это очень удобно заказчику при системе «хуй тебе подрядчик институтские сметы – работай по своим, а если не можешь нормально сделать сметы, соглашайся на наши цифры вслепую, но сделай при этом все четко по проекту». Но даже если по распределению все работают, оно служит только дополнением для облегчения подписания договора и оплаты работ. Т.е. с задачей определения затрат в строительстве круче сметных расчетов пока ничего не придумали и никогда не придумают, какими бы запутанными на первый взгляд они не кажутся дилетанту.
В графике есть пункты, например п.1.Магистральная насосная, он состоит из подпунктов, например п.1.1.4.Силовое электрооборудование (ЭМО), или п.1.1.5. Автоматизация (А). Эти подпункты могут быть разбиты еще подробнее, например п.1.1.4.1. Прокладка кабельных линий, п.1.1.4.2. Монтаж электротехнического оборудования и п.1.1.4.2. Монтаж заземления и т.п. Короче в распределении тоже самое, только напротив каждого подпункта стоит цена и у каждого она своя, у нас субчика своя, у генподрядчика своя, у заказчика своя. Самое крупное во что объединяют пункт графика или РКЦ по крайней мере наших спецработ, это рабочий чертеж, например силовое электрооборудование (ЭМО), автоматизация (А), сети электроснабжения (ЭК), т.е. крупнее никто обычно не делает.
Часто в пункте РКЦ прописано только прокладка кабеля в метрах, а в другом – монтаж электрооборудование в штуках и писдец. Это значит, что в этих двух пунктах сидит абсолютно все, что есть в соответствующем рабочем чертеже. А вот как уже разбили, можно глянуть в ведомости поставки подрядчика. Короче, многие этого не знают и подписывают на процентовку весь объем по пункту, а кто шарит, снимает часть (какую уже договариваются в каждом конкретном случае, как докажите).
По ведомости поставки подрядчика форма 11 видно, сколько чего стоит, какая на нем накрутка, видны суммы по итогам и отдельно на оборудование. По форме 14 видно сколько заложено чел-часов, машино-часов по каждому пункту, суммы на ФОТ, на эксплуатацию машин, на зарплату машинистам, стоимость материалов и оборудования отдельно, накладные, прибыль, и прочие наценки, в общем все основные затраты в количественном и денежном выражении по каждому подпункту распределения.
В такой системе каждая из сторон видит хоть и более укрупнено чем по сметам все свои затраты в денежном и физическом выражении по стройке, по каждому из подобъектов стройки, по каждому виду работ подобъекта, и бывает по укрупненным техническим операциям видов работ. Это увеличивает прозрачность, снимает нагрузку по перелистыванию запутанных стопок бумажек по крупному объекту и позволяет легче и быстрее сделать выбор и принять соответствующее решение при подписании договора как с заказчиком, так и со своими субподрядчиками. И самое главное, это дает заказчику контроль над деньгами генподрядчика при нынешней системе «каждый работает по своим сметам». Плюс ко всему, по РКЦ легче заставить не шарющего подрядчика сделать дополнительные объемы по измененным чертежам потому как сходу не определишь что к чему, сделаешь бесплатно, а потом не успеешь оформить допы.
Если кто наивно думает, что на строительстве все расходуется так, как заложено в сметах, то он недавно закончил экономический факультет. Конечно, это не так и только финансовый директор, если оно ему надо все это может знать. Контроль расходования статей смет должен быть и очень необходим не только директору, но и самому начальнику участка и на участке на самом деле он очень много может планировать и контролировать. Очень большую часть из всех расходов занимает фонд оплаты труда, а его планирование и контроль с правильным распределением уже дает очень многое. Потом контролируют расходы на машины и механизмы, экономный расход материалов и оборудования поставки подрядчика с сопутствующими. Накладные расходы так же можно существенно снизить спомощью оптимальной численности ИТР и остальных АХП на объекте.
Планирование и контроль расходования ФОТа. Фонд оплаты труда – это деньги заложенные сметой, из которых нужно заплатить зарплату основным рабочим и машинистам спецмашин. Это не фонд, который образовали в начале стройки дета там на счете и кушают его как какой-то благотворительный. Это те же денежки, поступающие на счет с выполнения и не обязательно именно с вашего объекта. Т.е. на счет в общий котел постоянно или изредка приходят денежки со всех объектов и уходят с него, как бы бесконечное течение денежек, а руководитель при наличии уверенности (гарантии), что эти денежки не перестанут течь, а единственная гарантия – это подписанные формы КС-2, КС-3, зная, сколько из них нужно куда перечислить, делает это на всяко-разные нужды, в том числе и на зарплату.
Так как система нынешнего выбора подрядчика упирается в выдачу цены по своим сметным расчетам, то выполнив их, организация тем самым закладывает приемлемую именно для себя (своих затрат по региону) стоимость в рамках заданных заказчиком. Иногда стоимость чел-часа выше, чем реально выходит платить рабочим и тогда можно на этом навариться. Но чаще, для того, чтобы выиграть тендер или чтобы взял генподрядчик на подряд, все затратные части смет уменьшаются до пороговых для данной организации. При этом стоимость чел-часа стараются удержать на соответствующем уровне, иначе рабочим, привыкшим к определенному уровню зарплаты просто не из чего будет платить. Т.е. если и берутся за реально низкую стоимость, то только ради того, чтобы зарекомендовать себя и взять другие объемы в будущем, для чего наоборот приплачивают, если стоимость чел-часа ниже к какой привыкли (фактически увеличивают ФОТ за счет других затрат).
Методика определения сметной стоимости строительства. Общее положение.
Блог сметчика
С 5 октября вступила в действие новая методика определения сметной стоимости, согласно приказа 421/пр от 4августа 2020г. Чтобы узнать, как поменяется работа сметчика, продолжаем изучать новую методику. Ознакомьтесь с кратким обзором методики.
Общее положение.
1) Методика применяется (п.3 методики):
2) Накладные расходы и сметная прибыль определяются по нормативам из федерального реестра сметных нормативов, далее ФРСН; пока определяем по МДС 33 и 25, (п.6 методики);
3) Сметы разрабатывается по актуальным нормативам, включенным в ФРСН (п.7 методики);
4) Для расчетов используем ГЭСН, ФЕР, ТЕР, отраслевые и индивидуальные нормы (п.8 методики);
6) Цены на ресурсы используем из федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, далее ФГИС ЦС, (п.10 методики);
7) Индексы применяем по сведениям из ФРСН (п.11 методики);
8) Индексы начисляются несколькими способами (п.11 методики):
9) Если нет текущих цен на ресурсы во ФГИС ЦС –разрешено применять текущие цены, выполнив конъюнктурный анализ. Используем наиболее экономный вариант (п.13 методики);
11) Для конъюнктурного анализа материалов и оборудования – допустимо применять (п.14 методики):
12) Для конъюнктурного анализа прочих затрат – допустимо применять (п.14 методики):
13) Цену для конъюнктурного анализа актуальна не больше 6 месяцев (п.14 методики);
14) Конъюнктурный анализ проводится в регионестроительства (п.14 методики);
15) Для конъюнктурного анализа разрешено использовать ближайшего производителя или поставщика (п.14 методики);
16) В конъюнктурном анализе учитывать доставку, согласно ФРСН (п.14 методики);
17) Документы о ценах от производителя или поставщика должны содержать (п.15 методики):
18) Документы о ценах от производителя или поставщика должны содержать (п.16 методики):
19) В ТКП указать учтены ли НДС, перевозка, шефмонтаж, шефналадка и т.п. (п.16 методики);
20) Документы о ценах от производителя или поставщика должны содержать (п.17 методики):
21) ТКП заверяются подписями и печатями (п.17 методики);
22) РКЦ – расчетно-калькуляционные цены отечественного производителя содержат следующие статьизатрат (п.18 методики):
23) Для обоснования РКЦ формируется комплект расчетно-калькуляционных материалов, далее – РКМ (п.19 методики);
24) Типовой комплект РКМ включает в себя (п.19 методики):
25) Для подтверждения к РКМ могут прилагаться (п.20 методики):
26) Документы указанные в 19 методики должны следует заверить подписями и печатями (п.21 методики);
27) РКЦ от импортных производителей оформляются в свободной форме (п.21 методики);
28) При расчете сметы в двух уровнях цен (текущем и базисном), цены на материалы и оборудование определяем (п.22 методики):
29) Материалам и оборудованию присваивается шифр/код (п.23 методики);
30) Шифр/код материала состоит из букв «ТЦ» и пяти групп цифр (п.23 методики):
31) Вместо кода группы можно указывать код раздела (части, книги) с указанием нулей (п.24 методики);
32) Если материала и оборудования нет в КСР, вместо кода группы указывать (п.24 методики):
Изучив первый раздел методики – «Основное положение»,
я выделяю четыре самых важных момента из вышеперечисленного:
В следующий раз рассмотрим второй и третий раздел методики – «Состав сметной документации и требование к ее оформлению» и «Локальные сметные расчеты». Продолжение читайте в Базе знаний
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова
Новое в блогах
Оплата через РКЦ. Взгляд со стороны.
Между необходимостью платить и возможностью получать плату — огромная разница.
В настоящее время в России все более и более широко распространен прием средств за ЖКХ через
расчетно-кассовые центры. В этой связи хочется напомнить следующие тонкости:
(Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2020) «О банках и банковской деятельности»
Статья 13. Лицензирование банковских операций:
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе «О национальной платежной системе»).
Открытие и обслуживание счетов физических и юридических лиц;
Расчеты по платежным поручениям;
Кассовое обслуживание юридических и физических лиц.
Поэтому упоминание о расчетно-кассовом обслуживании в названии или Уставе учреждения, не имеющего лицензии на осуществление банковской деятельности, следует расценивать как предпосылку к проверке деятельности организации на наличие состава преступления по статье о незаконной банковской деятельности (ст.172 УК РФ). Особенно это относится к коммерческим фирмам в форме ООО или аналогичной, поскольку согласно законодательству в этом случае учредители за деятельность данной организации ответственности не несут.
В соответствии с действующим законодательством без лицензии Центробанка организация по приему средств в ЖКХ может осуществлять по отношению к плательщикам только следующие функции:
Подготовку и доставку платежных документов от имени и по поручению клиента (например УК или РСО)
Прием средств плательщиков в качестве платежных агентов по агентскому соглашению.
II. Платежный агент, в том числе РКЦ, должен осуществлять прием денег, на специальный счет, начинающийся с 40821, который используется для приема покупательских денег в пользу поставщика товаров/услуг, что должно быть предусмотрено условиями агентского договора.
Закон запрещает использовать для подобных целей счета других видов. Это прописано в статье 4 Федерального закона №103-ФЗ от 03 июня 2009 года – “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”.
Таким образом если в платежном документе, выставленном от имени агента фигурирует также счет другого вида необходимо убедиться в том, что средства поступают именно на спецсчет. Сделать это можно, например, посмотрев при помощи сканера QR код, имеющийся на платежном документе, где должен содержаться именно тот номер счета, на который перечисляются деньги (что необходимо для автоматизации делопроизводства).
Также, исходя из права потребителя на полноту информации, представляется, что в документе выставленном от имени платежного агента должна содержаться ссылка на то, что прием средств осуществляется по агентскому договору с указанием номера и даты заключения, а текст самого агентского договора с указанием спецсчета должен быть выложен на интернет-ресурсах УК и платежного агента.
III. В законодательстве нет прямого запрета на выставление единого платежного документа, для случая когда один платежный агент имеет агентские соглашения с несколькими поставщиками услуг одному потребителю. Однако, исходя из общих соображений, представляется, что в этом случае должны соблюдаться несколько требований.
Во-первых, в документе должны присутствовать названия и реквизиты всех поставщиков услуг (включая фонды капитального ремонта), которым в конечном итоге осуществляется оплата, а также реквизиты агентских соглашений, подтверждающих, что данная организация является платежным агентом этих поставщиков.
Во-вторых, исходя из права плательщиков на получение достоверной информации, должны быть указаны суммы платежей и задолженности, относящиеся к каждому из поставщиков. Практику, при которой ограничиваются, например, только указанием общей суммарной задолженности следует признать недопустимой.
В-третьих, должна быть предусмотрена возможность оплаты в адрес отдельного поставщика, в том числе по выбору назначения платежа и размера средств. Практику когда предлагается оплатить только итоговую сумму, общую дл всех поставщиков, следует считать неправильной, поскольку при этом затрудняется реализация права потребителя на частичную оплату тех или иных услуг (или их неоплату в случае если качество услуг не отвечает установленным требованиям) и возможность контроля платежей со стороны потребителя. И, конечно, не может быть речи ни о каких непредусмотренных федеральным законодателством операций с вносимыми средствами, типа «расщепления» платежей между различными поставщиками, иначе как по согласованию с плательщиком.
То что в законодательстве отсутствуют прямые требования на данный счет наводит на мысль, что кому-то в органах законодательной и исполнительной власти очень хочется обеспечить благоприятные условия для хищения средств при оплате ЖКХ. Хорошо бы, что бы Прокуратура и Следственный комитет озаботились бы этой проблемой.
Также представляется весьма подозрительным практическое молчание по этому поводу всякого рода приближенных к власти общественных контролей и организаций по защите собственников. И это при том, что из уст их представителей постоянно слышим сентенции по поводу обеспокоенности ростом неплатежей. Создается впечатление, что многие из этих организаций больше озабочены защитой интересов чиновников и коммерсантов, чем защитой интересов потребителей жилищных и коммунальных услуг. Был бы рад если бы это впечатление оказалось ложным.
И.Старшинов, редактор журнала «Коммунальщик XXI века»