Что такое родина 2 класс русский язык
Окружающий мир
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие родины
Слово «родина» имеет несколько значений. Родина – определение довольно многогранное. Под этим словом подразумевается место, где человек родился. Его Отечество, страна, гражданином которой он является.
Откуда появилось слово «родина»
Слово «родина» имеет древнее славянское происхождение. Славяне верили в Богов, и самым главным они считали Бога по имени Род. Он главенствовал над всеми другими богами, животными, людьми и всеми мирами. Люди верили, что Род сотворил Землю, поэтому все важные слова в русском языке имеют корень РОД: родина, родня, родство, родственники, родословная, народ.
Родина – это земля родичей (членов общего рода), родителей и родных,на которой они жили и работали много лет и поколений.
Малая родина в жизни человека
Каждый человек любит свою родину. И это не только любовь к стране, где ты живешь. Суть понятия родина заключается еще и в любви к своему поселку, деревне, городу, двору и даже школе. Конкретная местность, где человек родился и рос, называется малая родина. Она особенно дорога, потому что детство запоминается на всю жизнь и в сердце каждого хранятся теплые воспоминания, связанные с населенным пунктом, где человек провел лучшие годы жизни.
Год малой родины
В прошлом году в республике Беларусь 2018 год был объявлен Годом малой родины. 2019 и 2020 годы также пройдут под этим названием.
Президент страны подписал указ, где пояснил, почему такая тема выбрана на весь год правления. Он сказал, что наступило время, чтобы вспомнить свои корни, свой род и отдать долг тому клочку земли, который зовется малой родиной. Президент Беларуси призвал всех граждан своей страны оказать любую помощь той местности, где они родились. Человек, по-настоящему любящий свою родину, должен помнить её и передавать это чувство своим детям и внукам.
Русские писатели о малой родине
Тема родины затронута во многих стихотворениях русских поэтов.
Особенно много писали про родные края те писатели, кто оставил отчий дом и уехал жить за границу.
Вот, например, у Есенина есть стихи о малой родине:
Уехав из родного села Константиново, Сергей Есенин все время тосковал о дорогих сердцу полях, любимой реке Оке, маленькому деревянному домику, где он вырос.
Александр Сергеевич Пушкин затрагивает тему родины во многих своих произведениях. Он пишет про деревню, про сельский быт и природу – это его малая родина. Также в сборники включены стихи о России, Отечестве, проблемах страны того времени, в котором жил поэт.
И Пушкин, и Лермонтов, и многие другие русские писатели, были настоящими патриотами своей страны. Правительство высылало их из России, а они всем сердцем хотели вернуться обратно. И, находясь в ссылках, посвящали стихи родной стороне.
Два близких понятия – мама и родина
Нам не дано выбирать Родину, также как не выбирают родителей. Иногда можно встретить сравнение родины с мамой. В русском языке эти понятия тесно связаны друг с другом.
Почему Родину часто сравнивают с матерью?
Насколько велика важность матери для своей семьи, настолько и велика важность родины для всей страны.
Выражение «родина-мать» каждый из нас не раз слышал в своей жизни. Есть монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, есть памятник на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге с таким же названием.
«Родина-мать» понятие очень широкое, содержащее в себе любовь к дому, земле, семье и любовь к стране, Отечеству, России.
Слово «родина» в русском и других языках
Проблема определения роли родины в жизни человека затронута во многих литературных произведениях. Она существует и в современном обществе. Роль родных мест важно формировать с самого раннего детства. Именно родина дарит в наследие каждому собственную культуру, ценности, научные открытия, язык. Русский язык – один из самых богатых языков мира. Понятие родина это исконно русское понятие. Во многих языках вообще нет такого слова. В английском, например, похожее слово homeland. В переводе оно означает – «земля, где твой дом». В немецком и других языках есть в употреблении слово «Отечество», но слова «Родина» нет.
Отчизна, страна, город, деревня, село, край – родина может быть разной, но всегда остается единственной и любимой.
Россия – родина русских людей
Наша страна называется Российская Федерация.
Почему у России такое название?
Слово «федерация» означает объединение. Объединение краев, областей, регионов,городов и республик, которые входят в состав страны.
Это самая большая по территории страна в мире. Ее площадь равна 17 миллионов квадратных километров.
Официальный День России
12 июня отмечается праздник страны — День России, это общепринятый выходной. Официально праздник стал отмечаться с 2002 года. В столице и других городах проходят концерты и праздничные салюты. В этот день в Кремле президент страны награждает заслуженных деятелей, отличившихся в своей работе.
Москва – главный город страны
Крупнейшим городом России является ее столица Москва. В Москве много парков, скверов, высотных домов, музеев, проспектов, смотровых площадок. Но самой главной достопримечательностью столицы является московский кремль.
Кремлем раньше называл укрепление в Древней Руси, которое ограждало жителей города от нападений врагов.
Московский Кремль – одна из главных достопримечательностей столицы
Раньше Кремль был неприступной крепостью, сегодня – это памятник, находящийся под охраной ЮНЕСКО (организации, защищающей значимые для культуры объекты). На протяжении многих веков в столице России Кремль горел, разрушался, перестраивался, был каменным и деревянным. Но каждый раз после реставрации становился еще более красивым и могущественным.Московский Кремль состоит из стен в виде треугольника с двадцатью башнями.
Спасская башня известна тем, что каждый год в новогоднюю ночь часы на ней бьют 12 раз и оповещают о наступлении Нового года.
За стенами – храмы, дворцы, несколько площадей, в том числе Красная. Кремль – место, где работает президент России.
Выборы президента России проходят раз в 6 лет.
Символика Российской федерации
Как и у любой страны, у Российской Федерации есть главные символы страны.
Знаете ли вы, что называют символами страны?
Это определенные знаки, установленные государством.
Гимн, герб, флаг – государственные символы стран, которые есть у каждой державы. Их внешний вид утверждается указом президента.
Российский флаг представляет собой сочетание трех горизонтально расположенных полос разных цветов – белого, синего и красного. По-другому его называют триколор. Флагами украшают здания во время проведения праздников, ходят с ним на митинги и демонстрации, выступают на парадах.
Значение цветов флага в разных источниках может быть разное, общепринятых объяснений выбора цветовой палитры нет. Но часто встречается следующая трактовка: белый обозначает чистоту и мир, синий – веру и идеалы, красный – энергию и силу.
С 1994 года в нашей стране 22 августа отмечается День флага. Он посвящен национальному триколору, но не считается выходным днем.
Флаг России относится к государственным символам также как российский герб.
Он был утвержден президентом страны в Указе от 30 ноября 1993 года. Герб России – это красный щит, в середине которого находится двуглавый орел. Орел означает мощь, гордость, отвагу, силу и стремление к победе всего государства. Птица смотрит в разные стороны из-за того, что государство располагается как на территории Азии, так и на территории Европы.
Описание герба раскрывает смысловые значения его элементов. В правой лапе у орла – скипетр, а в левой – держава, как символы власти. На каждой голове – по короне. Еще одна, большая, в середине, между головами. Все три короны соединены лентой между собой. Они символизируют единство трех уровней властей — законодательной, исполнительной и судебной. В центре щита изображение святого Георгия Победоносца, как он убивает змея.
Георгий Победоносец – это покровитель всех воинов, которые в разные времена сражались за Отечество.
Герб России этой сценой со змеёй символизирует победу добра над злом.
В нашей стране, кроме главного герба, есть еще гербы городов. Каждый населенный пункт имеет свой геральдический знак.
Кроме флага и герба, державная символика включает в себя гимн. Гимн России – это торжественная песня, которая звучит во время государственных церемоний и важных событий государственного значения. Слова были написаны Сергеем Михалковым и Габриэлем Эль-Регистаном, музыка – Александра Александрова.
Каждый год текст гимна звучит в новогоднюю ночь после торжественной речи президента для российского народа. Текст гимна патриотичный, наполненный любовью к своей родине России.
Народы, проживающие на территории России
Более 190 народов проживает на территории Российской Федерации, это означает, что Россия – самая многонациональная страна во всем мире. Большая часть народов – коренные жители государства, родившиеся в нем и не менявшие места жительства за всю свою жизнь. У остальных основное место проживания находится за пределами страны.
Другие многонациональные страны – Великобритания, Германия, Турция, США и прочие. Очень многие государства носят статус «многонациональных».
Народы России, проживающие на территории страны, это русские (их большинство), украинцы, чеченцы, чуваши, башкиры, армяне, татары и так далее. Русская нация самая многочисленная – почти 116 миллионов человек.
Особенности русского человека – внешний вид, характерные черты
Внешне русского человека легко узнать и отличить от любой другой нации.
Как выглядит русский человек?
К характерным признакам можно отнести: светлые оттенки глаз и волос, овал лица правильной формы, не слишком густые брови, прямой нос. Кожа светлая. Это объясняется малым количеством солнечного света. Русского мужчину отличает средний рост, коренастое телосложение, широкие плечи и развитая мускулатура.
Культура народов России обладает историческим наследием, ведь сколько народов в России, столько и культур. 277 языков можно услышать в стране, русский является самым употребляемым. Ведь он государственный язык.
Нация русских людей обладает рядом качеств, свойственных этому народу: щедрость, милосердие, радушие, гостеприимство, открытость, терпеливость, жертвенность.
Россия многонациональная страна, благодаря этому у русских существует дружба с другими народами. Кроме взаимоотношений, к плюсам такого государства можно отнести:
Важно помнить, что у человека только одна родина – у русских людей это Россия. Русская нация должна не забывать и про малую родину, помнить свой язык и бережно относиться к культуре своего народа.
Презентация по русскому языку на тему «Родина» ( 2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Слово «родина» произошло от очень древнего слова «род», которое обозначает людей, связанных кровным родством. От этого первоначального слова было создано немало других, не менее важных:
Р…дители – отец и мать, у которых рождаются общие дети;
Р…дня – близкие и дальние родственники;
Р…дословная – список поколений одного рода;
народ – жители одной страны;
родина – страна, в которой был рожден человек.
Описание слайда:
РОДИНА
Олицетворением родной земли являются символы, которые есть у каждого государства – это герб, флаг и гимн. Символы – это своеобразные знаки отличия одного государства от других. Государственные символы России насчитывают не одну сотню лет: первый герб появился в конце 15 века, флаг – в 18 веке, а гимн – в 19 столетии.
Описание слайда:
МАЛАЯ РОДИНА
Малая родина
У каждого из нас есть две родины: большая и малая. Большая родина – это то государство, на территории которого живет человек, чьим гражданином он является.
К примерам малой родины можно отнести село, деревню, город, где человек появился на свет, провел свое детство, жил какое-то время или продолжает жить.
Описание слайда:
Большая Родина и родина малая
Описание слайда:
Описание слайда:
СЕРГИЕВ ПОСАД
Посад возник в 1782году и был назван Сергиев.
В 1919 году получил статус города, а в 1930 году был переименован в Загорск.
23 сентября 1991 года город был назван Сергиевым Посадом.
Описание слайда:
Описание слайда:
Крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ПЕНЁК МАЛОЙ РОДИНЫ
Описание слайда:
Рассказ пенька о своей жизни
Описание слайда:
Задание на дом
Задание.1.Прочитать отрывок из текста. 2.Подумать и ответить на вопрос, продолжив рассказ: «А могли всё-таки могли выжить ёлочки на пне?
(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.(2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками.(3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя, а на кончиках лапок поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки – завязи будущих лапок. (6)Однако завязи были так малы и сами ёлочки были такими хворыми, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.(7)Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни. (8)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (9)Здесь можно было прорасти.(10)Но нельзя выжить.
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация вводит ребёнка в мир понятий «Родина», «Малая Родина». На доступном материале развивается речь и орфографическая грамотность
Общая информация
Похожие материалы
Презентация к уроку на тему «Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?»
Презентация по русскому языку на тему «Безударные гласные в корне слова и не только. » (2 класс)
Презентация «Реализация ФГОС начального образования в условиях инклюзивной практики».
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика» (1класс)
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (1 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе по русскому языку «КВН»
Презентация к курсу «36 занятий для будущих отличников. 1 класс». Занятие 1 «Первый раз в первый класс»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Танцевальная студия «Сулусчааннар»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5392873 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок окружающего мира по теме «Родина – что это значит?». 2-й класс
Класс: 2
УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.
Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы:
Технологическая карта: Приложение 1
1. Организационный момент
Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.
2. Подведение к теме урока
– Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»
Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия» (Презентация. Слайд 1)
– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?
3. Формулирование темы и целей урока
– Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит». (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека? (Слайд 3)
4. Знакомство с новым материалом
– У нас над головой общая крыша – голубое небо.(Слайд 4)
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.(Слайд 5)
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.
У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.
– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.
Постановка проблемы
– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?
(Составление кластера по теме «Родина»)
– Ответов на этот вопрос может быть много:
– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.
Выставка детских рисунков на тему «Родина».
– Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»
«Что зовем мы Родиной»
Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Чтение рассказа «О чём рассказал папа» – учебник (стр. 90) (Приложение 2)
Беседа по тексту
– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?
Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.
Словарная работа
– В тексте рассказа встретилось слово чужбина.
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:
– Какие пословицы и поговорки знаете вы?
«Дома и стены помогают».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
– Какие пословицы о Родине вы знаете?
«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».
Игра «Составь пословицу». Работа в парах
На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3)
Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.
Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)
– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.
Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.
– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд 13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
«Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?
Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.
Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.
4. Физминутка «Мы большой планеты дети»
5. Символы нашей Родины. Работа в группах(Приложение 4)
– Назовите столицу нашей родины.(Слайд 19
– Кто является президентом нашего государства? (Слайд 20
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. ( у каждой группы свой символ)(Слайд 21)
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
– Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».(Слайд 22)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню «Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной. (Слайды 23-30)
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.
7. Закрепление полученных знаний
1) Самостоятельная работа. Работа в тетради
2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах
– Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки – Приложение 6) (Слайды 31-42)
3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах
1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?
8. Итог урока. Рефлексия
Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мыслительный процесс.
– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Б (безымянный) – близость цели.
– Что вы сегодня делали? Чего достигли?
Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».
С (средний) – состояние духа.
– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?
Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.
У (указательный) – услуга, помощь.
– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?
Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.
Б (большой) – бодрость, физическая форма.
– Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?
Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».(Слайд 43)
(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
9. Домашнее задание
Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).