Что такое родоплеменная федерация
Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи
Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй. Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.
Общность, основанная на кровном родстве
Вам будет интересно: Как сделать 6 треугольников из 6 спичек: способ решения и другие головоломки со спичками
Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.
Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины. Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д. могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.
Вам будет интересно: «Индевор», корабль Джеймса Кука
Объединение родов в племена
Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.
Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек. Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации. Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.
Социальный строй, переживший тысячелетия
Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком. Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство. Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.
Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством. В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр. Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.
Пути изучения родового строя
Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.
Пример древнейшей демократии
Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента. Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.
Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода. В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись. Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.
Значение родоплеменного строя в мировой истории
Роль, которую в истории человечества сыграла родоплеменная организация жизни, необычайно велика. Один из основоположников современной антропологии − американский археолог и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881) − в своих работах неоднократно подчеркивал, что именно она позволила людям порвать с первобытной дикостью и шаг за шагом привела к цивилизации. Портрет ученого приводится ниже.
Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.
Ослабление родственных связей у славян
Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.
Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин. Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей. Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.
Распад родового строя
Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.
В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром». Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы. Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.
Родоплеменные отношения сегодня, в XXI веке
Родоплеменные отношения – это система отношений на уровне первобытно-общинного племени или на уровне современной патриархальной деревни. До возникновения человеческих общностей числом более 200 человек это была система взаимоотношений, наилучшим способом поддерживающая выживание популяции. При возникновении более крупных (государствообразующих) объединений, такие всем родные и близкие понятия как «наша деревня», «ваша деревня» стали требовать каких-то модификаций в своих структурных взаимоотношениях.
Нормальные, привычные взаимоотношения стали превращаться в примеры социального эгоизма типа «мы и они», «наше племя – ваше племя», «наша диаспора – ваши человеческие и природные ресурсы» и т. п.
Антиэтнос (родоплеменные отношения) в наше время успешно может существовать только примкнув к тому или иному этносу изнутри или снаружи и только пока существует базисное, созидающее, государствообразующее население. (см. ст. «Этнос»). Антиэтносы, основанные на догосударственных, родоплеменных узах легко внедряются внутрь того или иного этноса, но привносят в него свои уклады и традиции – клановость, кумовство (тайный групповой сговор), подкуп, торговля людьми, рабовладение и т. п. В результате со временем этнос может ослабнуть и даже разрушиться.
Примерами этносов могут являться современные Германия или Китай. А вот Италия никак не может стать этносом потому, что внутри страны имеется устойчивый родоплеменной антиэтнос – южноитальянские мафиозные кланы. Дело доходит до того, что время от времени раздаются голоса о разделении Италии на Северную и Южную. При этом мафиозные кланы говорят по-итальянски, исповедуют ту же религию, что и этнос, свободно перемещаются по итальянской территории. Но родоплеменные отношения южноитальянских деревень берут верх даже над общей религией и общим языком.
Я привел наиболее нейтральный пример родоплеменного антиэтноса, чтобы отсечь разговоры о религии, языке, национальности и т. п. как возможное указание на предвзятость любого автора, который рассуждает на эти темы.
Первым в истории этносом (протоэтносом) являлся многоязыкий, но сплоченный «скифо-сибирский» этнос. Сплоченность этого этноса в отсутствии развитой информатизации общества (книги, журналы) достигалась общей верой в «Единого Бога Небесного» (см. ст. Этнос»). В наше время эту философию часто называют «Тенгрианство» (см. ст. http://proza.ru/2013/09/18/1362 ).
Славяноязычные, Угорские («у горы Уральской») и Торкские («торящие пути») племена протоэтноса исповедовали одно и то же единобожие. Например древнеславянские понятия «навь», «явь», «правь» и другие являются терминами, характерными для первичного единобожия, а вовсе не «языческими богами», как нас пытаются уверить «новые хронологи» из династии Романовых и их прозападного окружения. У Торков Южного Урала, которых ныне переименовали в «тюрков», в древней их религии имелись те же самые понятия. А ведь их язык стал основой Шумерского, Баскского и других языков «торящих пути» воинов с Южного Урала. Что уж тут говорить о более поздних языках современной Турции, Азербайджана, Якутии, Алтая и др.?
Более поздний вариант первичного единобожия получил название «арианство» или «несторианство». Но и эти направления были истреблены «огнем и мечем» с многомиллионными человеческими жертвами на деньги западного капитала, начиная со «смутного времени» и далее во время геноцида, устроенного царем Алексеем Михайловичем и его сатрапом, патриархом Никоном, и последующих 200-летних репрессий в рамках диктата со стороны династии Романовых и их западных союзников.
В рамках «мероприятий» романовской династии, российское единобожие было расколото на ислам и никоновское (греческое тринитарное) православие. Интересно, что при этом «исламское» и «православное» население Поволжья до сих пор сохраняет солидарность, несмотря на введенный властями (Екатерина II) принцип «разделяй и властвуй» потому, что исходно многоязыкие племена в этих местах были неразрывно связаны друг с другом Единой Верой и многовековым совместным укладом жизни, несмотря на языковые различия.
Попытки «вернуть единого Бога» в России активно предпринимались, начиная с 1917 года. Таким «богом» был объявлен Ленин. Таким образом, «единым богом» для всех народов и племен России в течение 70 лет был коммунизм (отрицание равных возможностей).
А вот интересно, почему преуспевающий Китай сами китайцы, да и все «европейцы», называют словом «Поднебесная»? Давайте подумаем над этим.
В Китае в это же самое время тоже вводят рабство и тоже с помощью очень гуманной и человеколюбивой народной религии путем превращения религии «Бога Небесного» в жестокую форму подавления народа и превращения его в рабов «Манчжурской династией». Совсем как в России. «Романовская династия». И в одно и то же историческое время.
В Китае после 1918 года их религия опять стала чисто народной, «Поднебесной». Все попытки связать ее с властью, либо преследовать самобытные местные особенности, жестко пресекались. В России после 1917 года все было иначе. И после 1990, и после 2000. Впрочем, читатель знает это, наверное, не хуже чем я.
Китай процветает, Россия погибает. Что делать-то будем?
Родоплеменные отношения сегодня, в XXI веке
РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (социально-экономический термин). Родоплеменные отношения – это система отношений на уровне первобытно-общинного племени или на уровне современной патриархальной деревни. До возникновения человеческих общностей числом более 200 человек это была система взаимоотношений, наилучшим способом поддерживающая выживание популяции. При возникновении более крупных (государствообразующих) объединений, такие всем родные и близкие понятия как «наша деревня», «ваша деревня» стали требовать каких-то модификаций в своих структурных взаимоотношениях.
Нормальные, привычные взаимоотношения стали превращаться в примеры социального эгоизма типа «мы и они», «наше племя – ваше племя», «наша диаспора – ваши человеческие и природные ресурсы» и т. п.
Антиэтнос (родоплеменные отношения) в наше время успешно может существовать только примкнув к тому или иному этносу изнутри или снаружи и только пока существует базисное, созидающее, государствообразующее население. (см. ст. «Этнос»). Антиэтносы, основанные на догосударственных, родоплеменных узах легко внедряются внутрь того или иного этноса, но привносят в него свои уклады и традиции – клановость, кумовство (тайный групповой сговор), подкуп, торговля людьми, рабовладение и т. п. В результате со временем этнос может ослабнуть и даже разрушиться.
Примерами этносов могут являться современные Германия или Китай. А вот Италия никак не может стать этносом потому, что внутри страны имеется устойчивый родоплеменной антиэтнос – южноитальянские мафиозные кланы. Дело доходит до того, что время от времени раздаются голоса о разделении Италии на Северную и Южную. При этом мафиозные кланы говорят по-итальянски, исповедуют ту же религию, что и этнос, свободно перемещаются по итальянской территории. Но родоплеменные отношения южноитальянских деревень берут верх даже над общей религией и общим языком.
Я привел наиболее нейтральный пример родоплеменного антиэтноса, чтобы отсечь разговоры о религии, языке, национальности и т. п. как возможное указание на предвзятость любого автора, который рассуждает на эти темы.
Славяноязычные, Угорские («у горы Уральской») и Торкские («торящие пути») племена протоэтноса исповедовали одно и то же единобожие. Например древнеславянские понятия «навь», «явь», «правь» и другие являются терминами, характерными для первичного единобожия, а вовсе не «языческими богами», как нас пытаются уверить «новые хронологи» из династии Романовых и их прозападного окружения. У Торков Южного Урала, которых ныне переименовали в «тюрков», в древней их религии имелись те же самые понятия. А ведь их язык стал основой Шумерского, Баскского и других языков «торящих пути» воинов Южного Урала. Что уж тут говорить о более поздних языках современной Турции, Азербайджана, Якутии, Алтая и др.?
Более поздний вариант первичного единобожия получил название «арианство» или «несторианство». Но и эти направления были истреблены «огнем и мечем» с многомиллионными человеческими жертвами на деньги западного капитала, начиная со «смутного времени» и далее во время геноцида, устроенного царем Алексеем Михайловичем и его сатрапом, патриархом Никоном, и последующих 200-летних репрессий в рамках диктата со стороны династии Романовых и их западных союзников.
В рамках «мероприятий» романовской династии, российское единобожие было расколото на ислам и никоновское (греческое тринитарное) православие. Интересно, что при этом «исламское» и «православное» население Поволжья до сих пор сохраняет солидарность солидарность, несмотря на введенный властями (Екатерина II) принцип «разделяй и властвуй» потому, что исходно многоязыкие племена в этих местах были неразрывно связаны друг с другом многовековым совместным укладом жизни, несмотря на языковые различия.
Попытки «вернуть единого Бога» в России активно предпринимались, начиная с 1917 года. Таким «богом» был объявлен Ленин. Таким образом, «единым богом» для всех народов и племен России в течение 70 лет был коммунизм (отрицание равных возможностей).
А вот интересно, почему преуспевающий Китай сами китайцы, да и все «европейцы», называют словом «Поднебесная»? Давайте подумаем над этим.
Казахская система родоплеменных отношений
Каждый казах знает свою принадлежность к роду, которая передаётся по мужской линии.
«…Информация, знания, собственность, власть и ресурсы передавались по генеалогическим каналам родства, в зависимости от происхождения, человек включался в определенную родоплеменную группу. От принадлежности к ней зависели его социальный статус, престиж и авторитет, место за столом, очередность тоста, подарок и т.д. Второй вопрос, который задавали друг другу кочевники в пустыне, был следующим: «Какого вы рода, племени, кто ваши предки?». В этом случае два индивида точно определяли свое отношение друг к другу и взаиморасположение на едином древе казахской системы генеалогического родства. Старший в этой системе мог позволить себе менторство и шутливое отношение, а нередко спесь и позерство, младший же был вынужден сносить свою неполноценность. Нередко возникали обиды и неприязнь, приводившие к конфликтам и столкновениям», – так описывает родовые отношения в быту у казахов один из крупнейших исследователей кочевой цивилизации и истории Казахстана покойный Нурбулат Масанов.
«Жузы – роды – племена» в Казахстане никогда не являлись функциональными организационными структурами, как это было, например, в средневековой Шотландии, Африке или в некоторых азиатских странах, – пишет Масанов. – В Казахстане это прежде всего способ мышления и интерпретации происходящих процессов и явлений сквозь призму генеалогического происхождения. »
«Каждое племя дробилось на множество иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему героическому предку, нередко вымышленному легендарному образу. Традиция единого генеалогического древа обуславливала обязательную инкорпорацию новых этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне, – отмечается в историко-этнографическом исследовании «Казахи».
Название одних ру связано с именем героического предка, другие означают название народа, от которого произошло племя. Например, ру Кердери берет начало от древнего народа под названием кидариты. Это очень воинственное тюркское кочевое племя, от которого произошли курайшиты (племя, к которому принадлежал пророк Мухаммад).
Государства и цивилизации могут исчезать с лица земли, но это не значит, что исчезают люди. Просто они образуют другие формы социальных отношений в поисках гармоничного социального устройства. Возникают новые народы, начинается новая история. И это удивительный природный феномен, участниками которого мы являемся.
Казахская система родоплеменных отношений является настолько естественной, природной и целостной, что может служить образцом построения гармоничного общества. В её основе лежит генетическое происхождение человека. Главной ценностью она провозглашает семейные и родственные отношения, преемственность поколений. Человек, знающий своё происхождение и чувствующий свою кровную связь со всеми другими людьми и народами, не может иметь искаженное мировоззрение, не может чувствовать себя одиноким и оторванным от природы. И вся хозяйственная, экономическая деятельность людей должна быть направлена на укрепление этих отношений, а не наоборот. Только тогда мы получим здоровое, умное и счастливое поколение, способное жить в ладу с собой, с окружающими и с природой.
Родоплеменные отношения сегодня, в XXI веке
Статья из «Словаря терминов» в книге «Этногенез и Цивилизация».
РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (социально-экономический термин). Родоплеменные отношения – это система отношений на уровне первобытнообщинного племени или на уровне современной патриархальной деревни. До возникновения человеческих общностей числом более 200 человек это была система взаимоотношений, наилучшим способом поддерживающая выживание популяции. При возникновении более крупных (государствообразующих) объединений, такие всем родные и близкие понятия как «наша деревня», «ваша деревня» стали требовать каких-то модификаций в своих структурных взаимоотношениях.
Нормальные, привычные взаимоотношения стали превращаться в примеры социального эгоизма типа «мы и они», «наше племя – ваше племя», «наша диаспора – ваши человеческие и природные ресурсы» и т. п.
Антиэтнос (родоплеменные отношения) в наше время успешно может существовать только примкнув к тому или иному этносу изнутри или снаружи и только пока существует базисное, созидающее, государствообразующее население. (см. ст. «Этнос»). Антиэтносы, основанные на догосударственных, родоплеменных узах легко внедряются внутрь того или иного этноса, но привносят в него свои уклады и традиции – клановость, кумовство (тайный групповой сговор), подкуп, торговля людьми, рабовладение и т. п. В результате со временем этнос может ослабнуть и даже разрушиться.
Примерами этносов могут являться современные Германия или Китай. А вот Италия никак не может стать этносом потому, что внутри страны имеется устойчивый родоплеменной антиэтнос – южноитальянские мафиозные кланы. Дело доходит до того, что время от времени раздаются голоса о разделении Италии на Северную и Южную. При этом мафиозные кланы говорят по-итальянски, исповедуют ту же религию, что и этнос, свободно перемещаются по итальянской территории. Но родоплеменные отношения южноитальянских деревень берут верх даже над общей религией и общим языком.
Я привел наиболее нейтральный пример родоплеменного антиэтноса, чтобы отсечь разговоры о религии, языке, национальности и т. п. как возможное указание на предвзятость любого автора, который рассуждает на эти темы.
Первым в истории этносом (протоэтносом) являлся многоязыкий, но сплоченный «скифо-сибирский» этнос. Сплоченность этого этноса в отсутствии развитой информатизации общества (книги, журналы) достигалась общей верой в «Единого Бога Небесного» (см. ст. Этнос»). В наше время эту философию часто называют «тенгрианство», понимая при этом, что эта вера затрагивала лишь тюркоязычные племена. Эта точка зрения, внедренная в России с приходом к власти царей Романовых, является абсолютно искаженной и ложной. (см. ст. «Тенгрианство»). Славяноязычные и угро-финские племена протоэтноса исповедовали то же самое единобожие, например древнеславянские понятия «навь», «явь», «правь» и другие являются терминами, характерными для первичного единобожия, а вовсе не «языческими богами», как нас пытаются уверить «новые хронологи» из династии Романовых и их прозападного окружения. Более поздний вариант первичного единобожия получил название «арианство» или «несторианство». Но и эти направления были истреблены «огнем и мечем» с многомиллионными человеческими жертвами на деньги западного капитала, начиная со «смутного времени» и далее во время геноцида, устроенного патриархом Никоном и последующих 200-летних репрессий в рамках диктата со стороны западных наемников династии Романовых.
В рамках «мероприятий» романовской династии, российское единобожие было расколото на ислам и никоновское (греческое тринитарное) православие. Интересно, что при этом исламская религия Поволжья до сих пор сохраняет солидарность с другими многоязыкими племенами и религиями России, потому, что исходно многоязыкие племена в этих местах были неразрывно связаны друг с другом этническими взаимоотношениями, несмотря на языковые различия.
Однако, следует признать, что Сталин стоял во главе тоталитарной «религии», которая активно физически уничтожала своих конкурентов. Поэтому, как и всякая тоталитарная религия она и потерпела крах. (см. ст. «Тоталитаризм»).