Что такое родоплеменной строй в истории
Родоплеменной строй
Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология
Родоплеменной строй – организация общественной власти в догосударственном обществе, основанная на кровно-родственных связях.
Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубежной литературе именуются кланами, локальными группами и линиджами[1], а в отечественной – родами. Принципиальной разницы между этими терминами нет.
Родоплеменной строй – это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей, каждое численностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари), и мультинациональные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как например народность Фулани.
Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охота с засадами и скрадыванием. Простое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходимый и, только как исключение, избыточный продукт. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда – топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения – являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным.
Род представляет союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови[2]. Там, где происхождение считается по женской линии, что было общераспространенным в архаическом периоде, род состоит из предполагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предполагаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Современная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия.
Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.
Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.
Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.
Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).
В Афинах, согласно конституции Солона, каждая из четырех фил подразделялась на 3 фратрии, а каждая фратрия – на 30 ген (т.е. родов). Попасть в фратрию было не так-то просто. Только после семилетнего возраста ребенок вносился в списки фратрии, т.е. становился настоящим товарищем, сочленом. Их объединяли преимущественно религиозные цели.
Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т. п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии.
Третий этаж – племя, соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестарными функциями[4].
Четвертым выступала конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалектах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляли несколько конфедераций племен: Конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, Конфедерация криков (6 племен), Конфедерация оттава (3 племени), Лига дакота (7 «огней совета»), Конфедерация моки (7 пуэбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен.
В результате получалась матрешечная иерархий: рода вкладывались во фратрии, те – в племена, которые объединялись в конфедерацию либо союз племен.
Союз племен – временное объединение родственных или соседствующих племен, образованное прежде всего для отражения угрозы нападения врага. В ряде случаев союзы племен, возникшие в оборонительных целях, продолжали свое существование, но уже в социально-экономических интересах входивших в них племен (ирокезская лига, конфедерация криков и др.). Обычно после устранения военной угрозы союзы распадались. Союзы племен возникли в период перехода к классовому обществу, который получил название периода военной демократии, когда наряду с обычным выборным вождем возрастает социальная роль военачальников, избираемых демократическим путем членами племени или совета племен. Эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – праобразом королевской, княжеской власти[5]. В зарубежной антропологии они получили название вождеств.
Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ, строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом или военачальником. Народ был свободен, а его учреждения демократичны.
Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков – кровного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, является кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой – территориальным союзом, поскольку группы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню. К объединению их толкала необходимость обороняться от внешнего врага, хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и создал империю.
У племени два органа управления – собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами – китайцами, персами, египтянами, греками и римлянами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.
По выражению дореволюционного социолога Н.Рожкова[6], род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия.
По мнению Б.Малиновского, племя «является такой единицей, которая складывается в результате преобразования групп распространенных на определенной территории по мере развития (социальной) организации и сотрудничества. Я считаю необходимым провести различие между племенем, в культурном смысле слова, и племенем как политически организованной единицей. Племя как крупнейший носитель единой культуры представляет собой группу людей, имеющих общие традиции, обычное право и методы производства, а также характеризуется единой организацией, свойственной таким входящим в ее состав малым группам, как семья, локальная группа, профессиональная гильдия или трудовой коллектив. Наиболее характерным признаком племенного единства я лично считаю общность языка, поскольку общее наследие умений и знаний, обычаев и верований может сохраняться группой людей лишь тогда, когда они пользуются одним и тем же языком»[7].
Экономической основой родоплеменного общества выступают чаще всего два уклада – огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальных характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, выступают
Формирование племен из разрозненных объединений начинается в период неолита. Органом самоуправления выступает племенной совет, включающий военных и гражданских вождей. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племён. Из них позже возникают еще более крупные общности – народности.
Родоплеменная организация является самым продолжительным общественным строем, который только знало человечество. Она возникла несколько тысяч лет назад и сохранилась на обширных пространствах Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и даже Европы по сей день.
Ссылки
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.
Что такое родоплеменной строй в истории
Несмотря на тот факт, что от концепции марксизма большинство современных историков-исследователей старается отходить, эта классификация по-прежнему остается актуальной для выпускников старшей школы и студентов младших курсов разных специальностей.
Чтобы разобраться в самых популярных понятиях истории, порожденных концепцией марксизма, предлагаем вам посмотреть особенности некоторых из них.
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ (РОДОПЛЕМЕННОЙ) СТРОЙ
В этом обществе частной собственности не было, практически все блага находились в коллективной собственности, например, промысловая территория, охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь, а также собственность на пищу или другую добычу была также коллективной.
Распределение ее было уравнительным. Индивидуальные орудия труда – луки со стрелами, домашняя утварь, украшения находились в личной собственности людей.
В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия (В Древней Руси, например, существовало Вече). Все важные вопросы решались на общих собраниях. Старшее поколение здесь играло особую роль, т.к. старейшины принимали все важные решения на таких собраниях. Они выдвигали лидеров, вождей, которые руководили повседневной экономической и религиозной жизнью племени.
Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:
Время шло, вскоре соседние родовые общины объединялись в племена с похожей социальной структурой, что и в родах, но большие по масштабу человек и территории. Над племенами практически никто не возвышался, кроме позже возникших конфедерации или союза племен(В Древней Руси вожди племен кривичей, вятичей, уличей, тиверцев и т.д.).
Этот общественный строй предшествовал государственному образованию. Например, на Руси такой союз племен (временное объединение родственных или соседствующих племен) создавался для отпора общему врагу — печенегам или тем же хазарам. Союзы племен, возникшие в оборонительных целях, продолжали свое существование, но уже в социально-экономических интересах входивших в них племен.
Обычно после устранения военной угрозы союзы распадались. Этот исторический период принято называть временем «военной демократии», когда наряду с обычным выборным вождем возрастает социальная роль военачальников, избираемых демократическим путем членами племени или совета племен. Эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – праобразом королевской, княжеской власти.
ФЕОДАЛИЗМ ИЛИ ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ
Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе (и частично для Российского Государства) Средневековью, развивалось в историографии Франции еще с начала девятнадцатого века.
В таком обществе (на Руси оно начинает складываться на рубеже X-XI вв.) владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод) и крепостных (если они есть) у вышестоящего (сеньора).
Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров. Но они не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
В феодальном обществе экономические блага производятся крестьянином, который пользуется землей феодала и платит за нее ренту. Здесь экономическая жизнь основывается на внеэкономическом принуждении. (В российской истории это принуждение заключалось в установлении, а затем дальнейшем грубом ужесточении крепостного права).
Ресурсы производства феодального общества были медленными, рутинными и малоэффективными. На определённой ступени развития феодального общества резко усиливается разделение сельскохозяйственного и ремесленного труда, растёт городское ремесленное производство с его диференцированной ручной техникой. Наконец, на высшей ступени феодализма появляется мануфактура, которая начинает развивать капиталистические отношения.
КАПИТАЛИЗМ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Капитализм представляет собой общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. В российской истории первые зачатки капитализма стали появляться в середине семнадцатого века, когда зародились в русской экономике ярмарки, мануфактуры и товарная специализация районов. Однако капитализм это ещё и свободное предпринимательство, наличие развитого общественного разделения труда, превращение рабочей силы в товар.
Этот строй возник не в одночасье. Так, капитализму предшествовал период первоначального накопления капитала, которое стало важной предпосылкой расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наемных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления.
Великие географические открытия в XV – XVII веках, захват колоний на разных континентах в XV – XVIII веках дали Европе богатейшие ресурсы для накопления капиталов. Эти процессы сопровождались захватом золота, серебра, драгоценных камней, редких специй и трав. Помимо формировавшегося международного разделения труда, решающую роль играла и духовная жизнь общества.
Так в средневековой Европе огромный толчок развитию капитализма дала начавшаяся в XVI веке Реформация, один из деятелей которой, Мартин Лютер, заложил основы протестантской трудовой этики. Именно эта этика и изменила отношения к деньгам и оплачиваемому труду в целом.
Новый импульс к развитию капитализма был подхвачен переходом от мануфактуры к фабричной системе. События промышленного переворота (например, изобретение парового двигателя) привели к появлению ряда машин. Переход к машинной стадии производства способствовал возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей, главная цель которых заключалась в систематическом получении прибыли.
Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи
Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй. Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.
Общность, основанная на кровном родстве
Вам будет интересно: Как сделать 6 треугольников из 6 спичек: способ решения и другие головоломки со спичками
Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.
Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины. Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д. могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.
Вам будет интересно: «Индевор», корабль Джеймса Кука
Объединение родов в племена
Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.
Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек. Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации. Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.
Социальный строй, переживший тысячелетия
Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком. Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство. Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.
Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством. В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр. Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.
Пути изучения родового строя
Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.
Пример древнейшей демократии
Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента. Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.
Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода. В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись. Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.
Значение родоплеменного строя в мировой истории
Роль, которую в истории человечества сыграла родоплеменная организация жизни, необычайно велика. Один из основоположников современной антропологии − американский археолог и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881) − в своих работах неоднократно подчеркивал, что именно она позволила людям порвать с первобытной дикостью и шаг за шагом привела к цивилизации. Портрет ученого приводится ниже.
Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.
Ослабление родственных связей у славян
Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.
Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин. Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей. Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.
Распад родового строя
Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.
В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром». Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы. Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.