Что такое рок опера кратко

Рок-опера

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

Содержание

История

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

Немного об Авторах

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Источник

Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх

Рок-опера — древний, но и по сей день экспериментальный формат современной музыки. По сути это подмножество концептуальных альбомов, основное отличие которых — наличие не только сюжета, но и расписанных по ролям песнопений. Некоторые рок-оперы замышлялись изначально как пригодные для сценических постановок, но это в самом деле не норма, большинство рок-опер существуют чисто в музыкальной форме.

Погруженные в тему специалисты (ты легко можешь стать одним из них) считают, что первым шагом к появлению рок-опер стал не альбом, а многочастный девятиминутный трек группы The Who «A Quick One, While He’s Away» 1966 года. Написанная целиком в рок-аранжировке история, для записи которой не нашлось денег даже на скрипки, из-за чего в соответствующей партии артистам пришлось петь «Cello cello cello cello».

Песня стала концертным стандартом для группы The Who и существует в изобильном множестве версий, но лучшей все признают ту, которая была отыграна для киношоу The Rolling Stones «Rock and Roll Circus» в 1968. Это надо видеть хотя бы раз в жизни, но на YouTube, как назло, этот ролик банят, он там обнаруживается лишь в ужасном неслушабельном виде.

В 1967 году британская группа Nirvana (да-да, та самая, которая потом успешно судилась с Куртом Кобейном) записала концептуальный альбом «The Story of Simon Simopath» который нередко называет первым прообразом уже полнометражной рок-оперы. Как несложно догадаться из названия, либретто оперы строится на истории жизни и смерти некоего Саймона Саймопата.

Точно таким же путем пошла другая британская рок-группа The Pretty Things, выпустившая в 1968 году лонгплей «S.F. Sorrow» о жизни вымышленного персонажа Себастьяна Ф. Сорроу. Получилась одна из самых прелестных никому неизвестных пластинок шестидесятых.

Оба этих психоделических концептуальных эксперимента прошли практически незамеченными, и лишь в 1969 году появилась рок-опера, перевернувшая людское сознание и впечатавшаяся в масс-культурное бытие и сознание. Это «Tommy» все тех же The Who. Любопытно, что сюжет либретто тоже чисто биографическая история о (по словам Пита Тауншенда) «глухом, недоразвитом и слепом парне». «Tommy» впоследствии пережил не одну сценическую постановку. Сам термин рок-опера возник все же именно в применении к этому двойному альбому.

Некоторые, правда, любят припомнить, что в те же времена — еще до «Tommy» в 1967 году появилась успешная театральная рок-постановка «Hair» («Волосы»). Её, правда, принято чаще звать рок-мьюзиклом. Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова — Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи.

Ни «Tommy», ни «Hair», однако не получили такой популярности у нас в России, как легендарный опус Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar», впервые записанный в 1970 году. Он с самого начала задумывался как театральное шоу, но так как денег на постановку быстро найти не получилось, авторы сперва выпустили пластиночную версию, наняв на главную партию вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана. Мало кто знает, что на той же записи присутствует вокал Гари Глиттера, просто он значится в кастинге под именем Пол Рэйвен.

В 1973 году на сцене впервые поставлен культовый треш-культурный мьюзикл Ричарда О’Брайэна «Шоу Рокки Хоррора». У нас его лучше знают по кинофильму «The Rocky Horror Picture Show» 1975 года с Тимом Карри, Сьюзан Сарандон и певцом Митом Лоуфом в ролях. По совокупности достижений это один из самых легендарных и знаковых рок-н-ролльных спектаклей в истории, но на его примере как раз четко заметно, где проходит граница между рок-мьюзиклом и рок-оперой.

Поставленных на сцене и экране рок-мьюзиклов на самом деле в природе существует невообразимое количество — более ста в любом случае, большинство из которых ты наверняка не слышал, и нет уверенности в том, что все они этого заслуживают.

К числу рок-опер и мьюзиклов нередко причисляют фильм Алана Паркера «The Wall» по одноименному концептуальному альбому Pink Floyd. Вторая рок-опера The Who «Quadrophenia» также пережила несколько постановок.

Для металла рок-опера тоже стала нередким блюдом, есть даже люди, которые всю жизнь посвятили такой разновидности творчества, и мы тут вспомним старину Кинга Даймонда и его монументальные хоррор-концепты «Abigail», «Them» и «Conspiracy». Ну и Savatage, конечно, хотя на самом деле из имен можно целую простыню составить, имеются даже дэт-метал и блэк-метал оперы.

Что уж говорить, если до рок-опер добрались даже панки — в 2010 пресса активно обсуждала бродвейскую постановку «American Idiot» по мотивам пластинки Green Day с тем же названием. Пять лет спустя другой знаменитый панк-рокер Фэт Майк из NOFX написал свою рок-оперу и издал саундтрек к ней под названием «Home Street Home: Original Songs From the Shit Musical». Ценителям очень советую.

Напоследок вспомним о том, что в СССР этот жанр каким-то чудом смог себя проявить. В 1976 году фирма грамзаписи «Мелодия» издала легендарный концептуальный альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти», хотя тут можно спорить, насколько полно он соответствует определению рок-оперы.

Источник

Как уже говрилось выше Рок-опера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки. Современная Рок-опера представляет собой музыкально-сценическое произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов поролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и

Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники.

Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и сквозным интонационно-тематическим развитием. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера)[5]

Рок-опера, противопоставляющая себя джазу и популярной массовой музыке, заимствовала, однако, у своих «противников» некоторые характерные выразительные средства, наравне с пришедшими из академических жанров полистилистикой, импровизационностью, прихотливыми ритмическими формулами, экспрессивной подачей вокальных партий, что вкупе с усиливающими их воздействие видеорядом и текстом оказывает на слушателя сильное воздействие.

В XX веке изменилось многое, в том числе, отношение к звуку, появились новые возможности, связанные с развитием техники. Речь идет о разнообразных электроинструментах, прибавлении к симфоническому оркестру (или вне его) рок-ансамбля, в котором звучат соло-гитара, басгитара, ритм-гитара, электро-акустическая гитара. Развивается новое звуковое оборудование, способствующее усилению партии ударных инструментов. Вокал также претерпевает изменения: так, особое внимание уделяется тембровой специфике. Для участия в постановках начинают приглашать вокалистов известных рок-групп и целиком рокколлективы.

В рок-опере в целом вокальная составляющая выражена так же, как и в опере – это партии. Ключевыми моментами развития сюжета становятся так называемые арии, выполненные в стиле рок, которые раскрывают зрителю отношение героя к происходящему. Нельзя сказать, что это именно арии со свойственными им академическими коннотациями, это название условно – все же, рок-опера имеет свою специфику, и с классической оперой ее роднит, скорее, структурное осмысление элементов действия. В отличие от мюзикла, рок-опере свойственно тяготение к развернутым сценам. Если сопоставить сольный номер главного героя в мюзикле с «арией» героя рок-оперы, то станет ясно, что в мюзикле этот фрагмент будет являться усложнением песенной формы, а условная рок-ария явится упрощением оперной. Как и классической опере, рок-опере свойственно, наряду с арией, использование ансамблей и масштабных хоровых сцен. В этом плане стоит также отметить, что в рок-опере образы развиваются от арии к арии через коллективные сцены, и сквозное развитие образа подчиняет себе интерпретацию/показ событий/сюжета.

Рок-опера тяготеет к масштабным полотнам. Важно понимать, что приставка «рок» имеет отношение не только к некоторым специфическим деталям музыкальной стороны и определяет конечный результат в более общем смысле. Как известно, с рок-музыкой связываются следующие коннотации: «бунтарский», «неординарный», «свежо звучащий», ее воспринимают одиозной, эпатажной.

Характерно для рок-оперы и соединение симфонического и рокового звучания. Присущие року вокальные приемы (вплоть до экстремального пения) потребовали обратиться к исполнителям, каждый из которых имеет успешную сольную карьеру. Специфическая тембровая окраска является важной для характеристики персонажа.

обоснованных Ницше. [6]

Рок-оперу часто путают с мюзиклом, но это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно хореографическое начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием,используется рок-музыка, которую наряду с симфоническим оркестром исполняет и рок-ансамбль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рок-опера на сегодняшний день является довольно популярным направлением музыки. Оно развивается, в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.

Несмотря на краткую историю, возникает потребность в прогнозировании ее дальнейшего развития. Отметим, что процессы кристаллизации жанровых признаков рок-оперы, по-существу, завершены.

Существует два пути развития современной рок- оперы.

Некоторые эксперты считают, что дальнейшая судьба исследуемого явления может быть следующей: рок-опера сохраниться в нынешнем виде до тех пор, пока будет резонировать специфике художественного мышления определенных зрительски-слушательских групп. Под давлением же грядущих социокультурных перемен, рок-опера, по-видимому, уступит место иным художественным формам, вызванным потребностям жизни. Тем не менее, наиболее значимые образцы рок-оперы останутся в памяти культуры как символ своего времени – бунтарской эпохи 60-х годов.

Но существует и другая теория, если посмотреть с другой стороны, можно утверждать, что в условиях современной социокультурной ситуации рок-опера имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот жанр в разной степени соединяет черты драматического театра, поднимающегосложные проблемы бытия (театра переживания), и театра развлекательного,комического, содержащего концепцию игры (театра представления).

Источник

Что такое рок опера кратко

Что такое рок опера кратко. Смотреть фото Что такое рок опера кратко. Смотреть картинку Что такое рок опера кратко. Картинка про Что такое рок опера кратко. Фото Что такое рок опера кратко

Эклектичные жанры всегда с трудом поддавались четкому определению.
В отношении такого музыкального жанра как «рок-опера» дела обстоят еще сложнее. Несмотря на частое применение данного термина, где и к чему только возможно, наверное, любой музыкальный критик скажет, что в целом жанр рок-оперы потерпел неудачу, остались лишь единичные удачные образцы, да и то споры насчет их жанровой принадлежности не прекращаются.
Безусловно первым и основным признаком для рок-оперы является КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ, то есть, построение всего произведения на едином сюжете и единой идее. Конечно, концептуальные альбомы — не редкость в рок-музыке, но четкий связный СЮЖЕТ для них чаще всего не характерен.
Исходя из концептуальности строится и музыкальный характер произведения. Опера была одним из первых крупных жанров, который органично связал развитие сюжета в тексте с музыкальными акцентами. Поэтому, когда рок-музыка стала замахиваться на масштабные концептуальные произведения, ей поневоле пришлось использовать оперные традиции.
Во-первых, это постоянные репризы — повторяющиеся в течение всего произведения, музыкальные фрагменты. Например, во вступительной «Увертюре» «Иисуса Христа Суперзвезды» можно услышать зачатки музыкальных тем, которые затем разворачиваются в целые песни — «Heaven on Their minds», «Trial before Pilate» и «Superstar».
Второй оперный прием — это наличие лейтмотива — музыкального оборота, характеризующего определенного персонажа, эмоцию или событие. Так в «Иисусе…» толпа характеризуется мотивом, повторяющимся в песне торговцев из Храма, просьбах нищих и прокаженных, а также требованиях людей предать Христа суду; тема грусти и одиночества звучит как в Гефсиманской молитве, так и в эпилоге, когда Христос умирает на кресте. У основных персонажей, как и в классической опере, есть свои арии, свои кульминации.
Теперь о приставке «рок». В отношеннии рок-оперы — это прежде всего ставка на характерные для рок-музыки электрогитары, синтезаторы и ударные. А инструменты, соответственно, диктуют и приемы — использование риффов, жесткая ритмическая структура, чисто роковый драйв. При этом современной музыкальной аппаратуре обычно сопутствуют классические оркестровые инструменты, придающие произведению масштабность и глубину. Именно полифоничность — главный «козырь» любой более-менее удачной рок-оперы.
Ну, и напоследок отметим еще одну черту рок-оперы, о которой почему-то забывают почти все исследователи. Это характерные для рок-музыки вокал и манера исполнения. Допустим, ни в одной классической опере невозможен хриплый вокал Мюррей Хеда (Иуда из «Иисуса»), как невозможна и надрывная полуистерическая манера исполнения.

Доклад сделан по статье С. Курия из журнала «Твое Время» №1-2/2005

Что такое рок опера кратко. Смотреть фото Что такое рок опера кратко. Смотреть картинку Что такое рок опера кратко. Картинка про Что такое рок опера кратко. Фото Что такое рок опера кратко

«В отношеннии рок-оперы — это прежде всего ставка на характерные для рок-музыки электрогитары, синтезаторы и ударные. А инструменты, соответственно, диктуют и приемы — использование риффов, жесткая ритмическая структура, чисто роковый драйв.»

Источник

История происхождения рок-оперы чем больше тем лучше википедию мне надо, заранее спс)))

Не следует путать с симфоник-металом — жанром, где используется «оперный» вокал.

Постановка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в театре
Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла [1].

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.

Содержание
1История
2Известные рок-оперы
2.1За рубежом
2.2в СССР и России
2.3Особенности рок-опер в СССР и России
3См. также
4Примечания
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Известные рок-оперы
За рубежом

Исполнение оперы Avantasia одноимённой группой в формате обычного рок-концерта
«S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
«Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who
«Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
«Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
«Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
«Freudiana» — Эрик Вульфсон
«Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
«Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
«The Final Experiment» (1994) — Ayreon
«Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
«Nostradamus (2001) — Николо Коцев
«Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
«American Idiot» (2004) — Green Day
«The Human Equation» (2004) — Ayreon
«The Black Parade» (2006) — My Chemical Romance
«The Räuber» (2008) — Bonfire
«Nostradamus» (2008) — Judas Priest
«Рипо! Генетическая опера» (2008)
«She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
«Equilibrio» (2008) — Xystus
«21st Century Breakdown» (2009) — Green Day
«Моцарт. Рок-опера » (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
«Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли
«Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
«The Theory of Everything» (2013) — Ayreon
«Beloved Antichrist» (2018) — Therion
в СССР и России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

«2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
«Русалочка» Виктора Аргонова
«Жанна д’Арк»
«Паганини»
«Кентервильское привидение»
«Царь-Девица»
«Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
«Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
«Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *