Что такое рок опера
Как уже говрилось выше Рок-опера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки. Современная Рок-опера представляет собой музыкально-сценическое произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов поролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и
Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники.
Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и сквозным интонационно-тематическим развитием. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера)[5]
Рок-опера, противопоставляющая себя джазу и популярной массовой музыке, заимствовала, однако, у своих «противников» некоторые характерные выразительные средства, наравне с пришедшими из академических жанров полистилистикой, импровизационностью, прихотливыми ритмическими формулами, экспрессивной подачей вокальных партий, что вкупе с усиливающими их воздействие видеорядом и текстом оказывает на слушателя сильное воздействие.
В XX веке изменилось многое, в том числе, отношение к звуку, появились новые возможности, связанные с развитием техники. Речь идет о разнообразных электроинструментах, прибавлении к симфоническому оркестру (или вне его) рок-ансамбля, в котором звучат соло-гитара, басгитара, ритм-гитара, электро-акустическая гитара. Развивается новое звуковое оборудование, способствующее усилению партии ударных инструментов. Вокал также претерпевает изменения: так, особое внимание уделяется тембровой специфике. Для участия в постановках начинают приглашать вокалистов известных рок-групп и целиком рокколлективы.
В рок-опере в целом вокальная составляющая выражена так же, как и в опере – это партии. Ключевыми моментами развития сюжета становятся так называемые арии, выполненные в стиле рок, которые раскрывают зрителю отношение героя к происходящему. Нельзя сказать, что это именно арии со свойственными им академическими коннотациями, это название условно – все же, рок-опера имеет свою специфику, и с классической оперой ее роднит, скорее, структурное осмысление элементов действия. В отличие от мюзикла, рок-опере свойственно тяготение к развернутым сценам. Если сопоставить сольный номер главного героя в мюзикле с «арией» героя рок-оперы, то станет ясно, что в мюзикле этот фрагмент будет являться усложнением песенной формы, а условная рок-ария явится упрощением оперной. Как и классической опере, рок-опере свойственно, наряду с арией, использование ансамблей и масштабных хоровых сцен. В этом плане стоит также отметить, что в рок-опере образы развиваются от арии к арии через коллективные сцены, и сквозное развитие образа подчиняет себе интерпретацию/показ событий/сюжета.
Рок-опера тяготеет к масштабным полотнам. Важно понимать, что приставка «рок» имеет отношение не только к некоторым специфическим деталям музыкальной стороны и определяет конечный результат в более общем смысле. Как известно, с рок-музыкой связываются следующие коннотации: «бунтарский», «неординарный», «свежо звучащий», ее воспринимают одиозной, эпатажной.
Характерно для рок-оперы и соединение симфонического и рокового звучания. Присущие року вокальные приемы (вплоть до экстремального пения) потребовали обратиться к исполнителям, каждый из которых имеет успешную сольную карьеру. Специфическая тембровая окраска является важной для характеристики персонажа.
обоснованных Ницше. [6]
Рок-оперу часто путают с мюзиклом, но это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно хореографическое начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием,используется рок-музыка, которую наряду с симфоническим оркестром исполняет и рок-ансамбль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рок-опера на сегодняшний день является довольно популярным направлением музыки. Оно развивается, в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.
Несмотря на краткую историю, возникает потребность в прогнозировании ее дальнейшего развития. Отметим, что процессы кристаллизации жанровых признаков рок-оперы, по-существу, завершены.
Существует два пути развития современной рок- оперы.
Некоторые эксперты считают, что дальнейшая судьба исследуемого явления может быть следующей: рок-опера сохраниться в нынешнем виде до тех пор, пока будет резонировать специфике художественного мышления определенных зрительски-слушательских групп. Под давлением же грядущих социокультурных перемен, рок-опера, по-видимому, уступит место иным художественным формам, вызванным потребностям жизни. Тем не менее, наиболее значимые образцы рок-оперы останутся в памяти культуры как символ своего времени – бунтарской эпохи 60-х годов.
Но существует и другая теория, если посмотреть с другой стороны, можно утверждать, что в условиях современной социокультурной ситуации рок-опера имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот жанр в разной степени соединяет черты драматического театра, поднимающегосложные проблемы бытия (театра переживания), и театра развлекательного,комического, содержащего концепцию игры (театра представления).
Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх
Рок-опера — древний, но и по сей день экспериментальный формат современной музыки. По сути это подмножество концептуальных альбомов, основное отличие которых — наличие не только сюжета, но и расписанных по ролям песнопений. Некоторые рок-оперы замышлялись изначально как пригодные для сценических постановок, но это в самом деле не норма, большинство рок-опер существуют чисто в музыкальной форме.
Погруженные в тему специалисты (ты легко можешь стать одним из них) считают, что первым шагом к появлению рок-опер стал не альбом, а многочастный девятиминутный трек группы The Who «A Quick One, While He’s Away» 1966 года. Написанная целиком в рок-аранжировке история, для записи которой не нашлось денег даже на скрипки, из-за чего в соответствующей партии артистам пришлось петь «Cello cello cello cello».
Песня стала концертным стандартом для группы The Who и существует в изобильном множестве версий, но лучшей все признают ту, которая была отыграна для киношоу The Rolling Stones «Rock and Roll Circus» в 1968. Это надо видеть хотя бы раз в жизни, но на YouTube, как назло, этот ролик банят, он там обнаруживается лишь в ужасном неслушабельном виде.
В 1967 году британская группа Nirvana (да-да, та самая, которая потом успешно судилась с Куртом Кобейном) записала концептуальный альбом «The Story of Simon Simopath» который нередко называет первым прообразом уже полнометражной рок-оперы. Как несложно догадаться из названия, либретто оперы строится на истории жизни и смерти некоего Саймона Саймопата.
Точно таким же путем пошла другая британская рок-группа The Pretty Things, выпустившая в 1968 году лонгплей «S.F. Sorrow» о жизни вымышленного персонажа Себастьяна Ф. Сорроу. Получилась одна из самых прелестных никому неизвестных пластинок шестидесятых.
Оба этих психоделических концептуальных эксперимента прошли практически незамеченными, и лишь в 1969 году появилась рок-опера, перевернувшая людское сознание и впечатавшаяся в масс-культурное бытие и сознание. Это «Tommy» все тех же The Who. Любопытно, что сюжет либретто тоже чисто биографическая история о (по словам Пита Тауншенда) «глухом, недоразвитом и слепом парне». «Tommy» впоследствии пережил не одну сценическую постановку. Сам термин рок-опера возник все же именно в применении к этому двойному альбому.
Некоторые, правда, любят припомнить, что в те же времена — еще до «Tommy» в 1967 году появилась успешная театральная рок-постановка «Hair» («Волосы»). Её, правда, принято чаще звать рок-мьюзиклом. Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова — Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи.
Ни «Tommy», ни «Hair», однако не получили такой популярности у нас в России, как легендарный опус Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar», впервые записанный в 1970 году. Он с самого начала задумывался как театральное шоу, но так как денег на постановку быстро найти не получилось, авторы сперва выпустили пластиночную версию, наняв на главную партию вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана. Мало кто знает, что на той же записи присутствует вокал Гари Глиттера, просто он значится в кастинге под именем Пол Рэйвен.
В 1973 году на сцене впервые поставлен культовый треш-культурный мьюзикл Ричарда О’Брайэна «Шоу Рокки Хоррора». У нас его лучше знают по кинофильму «The Rocky Horror Picture Show» 1975 года с Тимом Карри, Сьюзан Сарандон и певцом Митом Лоуфом в ролях. По совокупности достижений это один из самых легендарных и знаковых рок-н-ролльных спектаклей в истории, но на его примере как раз четко заметно, где проходит граница между рок-мьюзиклом и рок-оперой.
Поставленных на сцене и экране рок-мьюзиклов на самом деле в природе существует невообразимое количество — более ста в любом случае, большинство из которых ты наверняка не слышал, и нет уверенности в том, что все они этого заслуживают.
К числу рок-опер и мьюзиклов нередко причисляют фильм Алана Паркера «The Wall» по одноименному концептуальному альбому Pink Floyd. Вторая рок-опера The Who «Quadrophenia» также пережила несколько постановок.
Для металла рок-опера тоже стала нередким блюдом, есть даже люди, которые всю жизнь посвятили такой разновидности творчества, и мы тут вспомним старину Кинга Даймонда и его монументальные хоррор-концепты «Abigail», «Them» и «Conspiracy». Ну и Savatage, конечно, хотя на самом деле из имен можно целую простыню составить, имеются даже дэт-метал и блэк-метал оперы.
Что уж говорить, если до рок-опер добрались даже панки — в 2010 пресса активно обсуждала бродвейскую постановку «American Idiot» по мотивам пластинки Green Day с тем же названием. Пять лет спустя другой знаменитый панк-рокер Фэт Майк из NOFX написал свою рок-оперу и издал саундтрек к ней под названием «Home Street Home: Original Songs From the Shit Musical». Ценителям очень советую.
Напоследок вспомним о том, что в СССР этот жанр каким-то чудом смог себя проявить. В 1976 году фирма грамзаписи «Мелодия» издала легендарный концептуальный альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти», хотя тут можно спорить, насколько полно он соответствует определению рок-оперы.
РОК-ОПЕРА
Смотреть что такое «РОК-ОПЕРА» в других словарях:
рок-опера — рок опера, ы … Русский орфографический словарь
Рок-опера — (англ. rock opera) это опера в жанре рок музыки. Рок оперы представляют собой музыкально сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в… … Википедия
рок-опера — музыкально драматическое произведение, стилистической основой которого является рок музыка. Возникла в конце 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок опер выделяются: «Иисус Христос суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера, «Стена» группы… … Энциклопедический словарь
рок-опера — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
рок-опера — рок опера, рок оперы … Орфографический словарь-справочник
рок-опера — ж. Опера в стиле рок II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
рок-опера — рок о/пера, рок о/перы … Слитно. Раздельно. Через дефис.
рок-опера — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови
рок-опера — рок/ опер/а … Морфемно-орфографический словарь
рок-опера — (1 ж), Р. рок о/перы … Орфографический словарь русского языка
Рок-мюзикл
Содержание
История
Основоположником жанра и изобретателем самого термина rock opera считается Пит Тауншенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 г. выпустил альбом «Томми» (
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие.
Рок-оперы в России
Строго говоря, русские рок-оперы не являются роком в традиционном смысле. Исторически это связано со слабой вовлечённостью советской культуры в мировое пространство и гонениями на рок. Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы 2032: Легенда о несбывшемся грядущем как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева Преступление и наказание, которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Творческий эксперимент, потрясший весь мир: как рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера изменила музыкальную культуру?
Что такое рок-опера? Кто является основоположником этого жанра? Что хотел сказать миру Эндрю Уэббер своим бессмертным произведением «Иисус Христос — суперзвезда»? Об этом и многом другом в книге «Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники» рассуждает Роман Насонов, известный музыковед и публицист, автор цикла передач «Магия музыки» на телеканале «Просвещение».
В истории популярной музыки ХХ века важную роль сыграла рок-опера английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» (1970). Это произведение является попыткой прочтения религиозного сюжета — причем с точки зрения именно западной культуры, сквозь призму человеческого опыта.
Новаторство Уэббера
Ллойд Уэббер сочинял популярную музыку с хорошим вкусом, оказывая благотворное воздействие на массового слушателя. Он стал одним из создателей того, что у нас называют третьим направлением, представители которого стремились уйти от двух крайностей: элитарности академического искусства, в том числе авангардного, и примитивности коммерческого.
«Иисус Христос — суперзвезда» строится по модели американского мюзикла. Согласно традициям комической оперы, в нем есть яркие, запоминающиеся песни и разговорные диалоги. В конце концов, и зингшпиль — жанр, в котором Моцарту удалось сочинить такой шедевр, как «Волшебная флейта», — принадлежал к области «популярной музыки».
Отличительные черты жанра рок-оперы — речитативы в сопровождении оркестра (вместо обычных для комической оперы разговорных диалогов), высокое качество музыки, связи между сценами. К тому же композитор может отсылать слушателей к различным эпохам, жанрам, явлениям, создавая многозначность — притом как на уровне сюжета, так и на уровне музыкального стиля. Созданный британцем Ллойдом Уэббером аналог американского мюзикла по своей музыкальности и литературным качествам соответствует высоким стандартам европейского театра, хотя известно, что американский мюзикл всегда превосходит европейский внешними эффектами.
Что общего между мюзиклом и тяжелой музыкой?
Употреблять термин «рок» по отношению к музыке Ллойда Уэббера не совсем верно, потому что рока в его спектаклях не так много и присутствует он наряду со многими другими стилевыми компонентами — джазом, хип-хопом и рэпом. Восприятие этой рок-оперы, пожалуй, даже важнее ее художественных достоинств. Благодаря ей фигура Иисуса Христа стала притягательной для нескольких поколений слушателей, отнюдь не всегда изначально интересовавшихся вопросами религии.
Культ Иисуса-суперзвезды проник даже в Советский Союз, где христианство не поощрялось и представления о Спасителе носили порой самые фантастические черты. В результате многие захотели прочитать Евангелие, понять, что же на самом деле там написано.
И в западном обществе, молодежь которого в большинстве своем была к тому времени далека от Церкви, новый необычный Христос воспринимался, что называется, на ура: он пел, танцевал и вообще был похож на современного человека. Не случайно Иуда, обращаясь к Христу, говорит о том, что тот родился в неудачное время, ведь, воспользовавшись возможностями современных медиа, он достиг бы гораздо большего.
Опера о шоу-бизнесе
Ллойд Уэббер и его либреттист Райс писали оперу не только о Христе как таковом, хотя умение выставить Его фигуру в таком неожиданном свете во многом способствовало популярности произведения. Опера написана о шоу-бизнесе и о том, как создаются селебрити. И в данном случае Иисус Христос и есть суперзвезда по имени Иисус Христос. При этом мир продюсеров и их подопечных здесь изображен очень точно.
И если суждение о христианской вере на основании этого сочинения — вещь крайне рискованная, то шоу-бизнес предстает перед нами во всей своей красе. А заодно мы узнаем принципы, по которым и до сих пор функционирует современное информационное пространство. К примеру, нам хорошо известно, что за экстравагантными ведущими телевизионных шоу или YouTube-каналов часто стоят некие тихие и скромные консультанты-интеллектуалы, которые на самом деле и держат все нити в своих руках.
Точно так же есть продюсеры, раскручивающие певцов, — используя огромные возможности рекламы, современной звуковой и световой аппаратуры, макияжа, искусства создания сценического образа и т. п. (кажется, единственное, что до сих пор не удается скрывать, — это внутреннюю скованность потенциальной эстрадной звезды).
Библейский сюжет, положенный на современные реалии
Одни делают бизнес, другие с удовольствием позволяют использовать себя в качестве человеческого материала. В либретто Райс прямо называет Христа марионеткой: остается лишь догадываться, в чьих именно руках. Суперстар не очень хорошо знает своего «продюсера» и не ведает, в отличие от настоящего, евангельского Христа, замысел Божий — смысл того, что с Ним (на самом деле, конечно, — с ним) происходит. Персонажи, которые противостоят Христу, включая Ирода и Первосвященника, не просто ведут себя как деятели шоу-бизнеса, но и разговаривают на языке продюсеров.
Осознавая природный талант Иисуса, они готовы взять его в свое агентство, чтобы в дальнейшем использовать эту харизматичную личность для каких-то собственных неблаговидных целей. Сам герой оперы не осознает смысла своих действий, будучи послушным непонятной ему воле. А зрители не понимают, почему этой странной личности так восторженно поклоняются многочисленные фанатичные последователи, которые периодически толпятся вокруг Суперстара, танцуют, воздевают руки к небу и впадают в экстаз. Культ, изображаемый в рок-опере, носит абсолютно иррациональный характер.
Евангельские имена и события используются в качестве франшизы, топового бренда, и не имеют никакого реального отношения к христианской вере. Вместе с тем опера интересна именно как остроумная притча о шоу-бизнесе, а идея «надмирного», абсолютно закулисного — сверхчеловеческого — продюсера сама по себе блистательна.
Наиболее содержательная роль отведена в опере фигуре Иуды
Он тоже выступает режиссером тех событий, в результате которых Христос оказывается распят. Его музыкальные номера в произведении являются одними из самых ярких и наполненных смыслом. Иуда едва ли не единственный в опере понимает волю стоящего за небесными кулисами «продюсера». Разумеется, что за подобной трактовкой христианского сюжета стоит давняя, уходящая по меньшей мере в XIX век традиция оправдывать ужасное, не знающее равного во всей истории злодейство: Иуда — действуя вполне осознанно (как у Райса) или же бессознательно — превращается в орудие Божьего Промысла. Но сверх того в лице оперного Иуды мы имеем дело с интеллектуальным критиком происходящего.
Иуда — единственный, кто испытывает скепсис по отношению к подчинившему себе весь мир (в том числе и Церковь) царству шоу-бизнеса. Именно он, а не Христос является главным бунтарем против существующего порядка. Христос, в понимании Иуды, — великий человек, создатель замечательного, гуманного учения, но готовность стать богом — кумиром для толп — является его роковой ошибкой. Ради победы над абсолютным злом популярной культуры Иуда готов тяжко пострадать — понести в веках мрачное медийное проклятие.
Что лежит в основе подлинного культа?
Но есть и еще одна тема — для творчества Ллойда Уэббера важная до такой степени, что позволяет связать воедино смысловые линии всех его мюзиклов. Это тема избранничества.
Создается ощущение, что продюсеры всесильны и могут из любого человека сделать Суперзвезду. До определенного момента так оно и есть. Но когда речь идет о настоящем культе в мире популярного искусства — явлении общественно значимом и сопровождающемся выплесками пассионарности, — манипулятивных медиатехнологий оказывается недостаточно.
В основе подлинного культа должно лежать нечто иррациональное или, по крайней мере, трудно поддающееся рационализации. Почему тот или иной человек, не выделяющийся ни умом, ни внешностью, оказывается центром истеричного поклонения? Понятно, что в пределах массовой культуры художественные критерии попросту не работают — действуют социально-психологические факторы, которые получают некое магическое воплощение в фигурах живых людей.