Что такое романтическая элегия

Элегия

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία ) — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).

Содержание

Элегия в античной литературе

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр. Cлово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии — Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили на русский язык Фет, Батюшков и др.).

Элегия в западноевропейской литературе

Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Элегия стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было склонением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний.

В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии» Гете. Элегиями же являются стихотворения Шиллера: «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне, Ленау, Гервега, Платена, Фрейлиграта, Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа, Дебор-Вальмор, Делавинь, А. Шенье (М. Шенье, брат предыдущего, перевел элегию Грея), Ламартин, А. Мюссе, Гюго и др. В английской поэзии, — кроме Грея, — Спенсер, Юнг, Сидней, позднее Шелли и Байрон. В Италия основными представителями элегической поэзии являются Аламанни, Кастальди, Филикана, Гуарини, Пиндемонте. В Испании: Боскан-Альмогавер, Гарс-де-ле Вега. В Португалии — Камоэнс, Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда. В Польше — Балинский.

Элегия в русской литературе

В русской поэзии перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) определенно положил начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённых Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Вюртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхил» (точнее, это — элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».

В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Батюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.

Источник

Значение слова «элегия»

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Элегия собственно есть песня грустного содержания. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды. Поэт влюблен, и вот он пишет стансы о силе страсти; он грустен и сочиняет скорбную элегию. Брюсов, Научная поэзия. || В античной поэзии: стихотворение любого содержания, написанное двустишиями определенной формы.

2. Муз. Вокальное или инструментальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением. — Вы помните, как один раз вы пришли рано и в пустой зале сыграли элегию Эрнста? Я слышал. Гаршин, Надежда Николаевна.

3. перен. Грусть, меланхолия. Художнику много раз приходилось трогать в своих пейзажах ноту элегии и тяжкого запустения. Стасов, Еврейское племя в созданиях европейского искусства. Печальную элегию в природе вокруг меня подчеркивали две обломанные и уродливые ветлы. М. Горький, Однажды осенью.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Изначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии — Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

ЭЛЕ’ГИЯ, и, ж. [греч. elegeia]. В античной поэзии — стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преимущ. любовного содержания и печального тона (лит.). || В новой европейской поэзии — лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвященное преимущ. любовным мотивам или каким-н. размышлениям общего характера (лит.). || Название нек-рых музыкальных (вокальных и инструментальных) произведений сходного характера (муз.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

эле́гия

1. филол. в античной поэзии — стихотворение любого содержания, написанное двустишиями определенной формы

2. филол. лирическое стихотворение, проникнутое грустью

3. муз. вокальное или инструментальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением

4. перен. поэт. грусть, меланхолия

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тапка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

ЭЛЕГИЯ

Смотреть что такое ЭЛЕГИЯ в других словарях:

ЭЛЕГИЯ

(греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционал. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

элегия ж. лит., муз.elegy

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛ́́ЕГИЯ занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером — элегич. дистихом; в новой лит-ре Э. призн. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

• Elegīa, τα ελεγει̃α, позже ή ελεγεία, род лирической поэзии. Έλεγει̃ον означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под τα. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

(греч. elegos — скорбная песнь; elegeion, elegeia — стихотворение в дистихах). Э., видимо, возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших;. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕ´ГИЯ (греч. ἐλεγεία) — лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумье. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ и, ж. élégie f. <гр. elegeia. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. БАС-1. Элегия. Род стихотворного сочинения, которым. смотреть

ЭЛЕГИЯ

скорбная песнь. Э., видимо возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первонач.7 Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламир. смотреть

ЭЛЕГИЯ

скорбная песнь. Э., видимо возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первонач.7 Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее — произносили. Их метрич. форма — дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее древ. греч. Э.(7 — 6/5 вв. до н.э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и гос. порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н.э. Э. использовались реже (Симонид, Э.-посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Худож. образцом считалась «Лида» Антимаха (объед. различ. мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них хар-рны поиски нового в языке и содержании; темой явл. легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ. жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к худож. совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Хар-рной особенностью рим. Э. явл. субъективные любовные переживания как цент. мотив; нередки сентиментал. изображ. печалей и радостей любви, возлюбл. часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках. После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появл. также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой лит-ры. Последними произв. античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением. Позже под Э. стали понимать грустные стихи. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму. смотреть

ЭЛЕГИЯ

-и, ж. 1.Лирическое стихотворение, проникнутое грустью.Элегия собственно есть песня грустного содержания. Белинский, Разделение поэзии на роды и виды. смотреть

ЭЛЕГИЯ

греч. elegeia, от elegos – жалобная песня), медитативный вид лирики, в котором описание идеального пейзажа или рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или устройство общества. Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической поэзии, посвященным общественным темам, политическим вопросам. В поэзии античного Рима она стала жанром преимущественно любовной лирики (отдельные стихотворения у Катулла, ранний цикл стихов у Овидия). Античную поэты при сочинении произведений элегий использовали форму элегического дистиха. В таком виде ее копировали латиноязычные поэты позднего Средневековья и эпохи Возрождения. Обращались к жанру и поэты-классицисты; в России 18 в. – В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, М. М. Херасков. Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма: в Англии – Т. Грей, в Германии – И. В. Гете, во Франции – А. Шенье. В России родоначальником элегий был В. А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение. Эту структуру поначалу воспроизводят элегии А. С. Пушкина («Деревня»), но он быстро преодолевает ее («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «К морю»). В элегиях середины 19 в. «природная» часть обычно редуцирована («Элегия» Н. А. Некрасова). С этого времени термин «элегия» теряет жанровую определенность. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

(греч. elegeia) — лирический жанр; стихотворение, в котором выражаются преимущественно мотивы грусти, одиночества, разочарования, размышления о бреннос. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

Элегия (греч. elegeia) 1) жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания; 2) вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчив. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

2)] Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

жанр лирической поэзии. В ранней античной поэзии – стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Коллимах, Овидий) – стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночестве, бренности земного бытия, определенную риторичность в изображении эмоций. Классический жанр сентиментализма и романтизма. Так же называется вокальная или инструментальная пьеса задумчивого, печального характера. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ж лит муз elegia f; (меланхолия) elegia f; (грусть) tristeza fСинонимы: грустное настроение, грусть, меланхолия, минорное настроение, песня, стихотво. смотреть

ЭЛЕГИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. эле/гии; мн. эле/гии, Р. эле/гийСинонимы: грустное настроение, грусть, меланхолия, минорное настроение, песня, стихотворение, уныло. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ж.1) лит., муз. elegía f2) перен. tristeza f; melancolía f

ЭЛЕГИЯ

ж. лит., муз. élégie fСинонимы: грустное настроение, грусть, меланхолия, минорное настроение, песня, стихотворение, унылость, уныние, упадок духа, ха. смотреть

ЭЛЕГИЯ

элегия эле́гияэлеги́ческий. Через нем. Еlеgiе, elegisch – то же из лат. еlеgīа, которое пришло в лат. из греч. ἐλεγεία (ᾠδή) наряду с ἐλεγεῖον (μέτρον). смотреть

ЭЛЕГИЯ

ж(стихотворение) elejiСинонимы: грустное настроение, грусть, меланхолия, минорное настроение, песня, стихотворение, унылость, уныние, упадок духа, хан. смотреть

ЭЛЕГИЯ

Rzeczownik элегия f Literacki elegia f

ЭЛЕГИЯ

элегия сущ.жен.неод. (1) ед.им. Элегия. (Из Леонара).С22.

ЭЛЕГИЯ

Ударение в слове: эл`егияУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: эл`егия

ЭЛЕГИЯ

элегический. Через нем. Еlеgiе, elegisch – то же из лат. еlеgiа, которое пришло в лат. из греч. () наряду с (), производные от «причитание, скорбная песнь», источник которого ищут в фриг. (Гофман, Gr. Wb. 78; Вальде–Гофм. I, 399; Буазак 240). смотреть

ЭЛЕГИЯ

ЭЛЕГИЯ

ж. 1) поэт. муз. elegia 2) (грусть, меланхолия) tristezza, malincolia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: грустное настроение, грусть, меланхолия, минорное настроение, песня, стихотворение, унылость, уныние, упадок духа, хандра. смотреть

ЭЛЕГИЯ

ж. лит., муз. élégie f

ЭЛЕГИЯ

Источник

Элегия: основные черты жанра, поэты и произведения

Среди множества лирических жанров можно выделить элегию — стихотворение, проникнутое ностальгией, печальными раздумьями и меланхолией. Это один из первых обособившихся поэтических стилей. Его примеры встречаются в древнегреческой поэзии, датируемой VII веком до нашей эры. Можно увидеть первые черты жанра элегия в произведениях поэтов Архилоха, Симонида, Солона, Теогнида, Каллина, Тиртея, Мимнерма и Каллимаха.

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

Специфика элегии

Считается, что основой для появления этого жанра стали поминальные Ионийские песни. Аккомпанировали при их исполнении на флейте. В древнегреческой традиции такую лирику стали декламировать без музыкального сопровождения. Кроме тоски по усопшим в песнях стали появляться и другие темы, в основном политические и философские. Тогда и появился новый стихотворный жанр.

Зародившись в Древней Греции и получив там широкое распространение, элегия была перенята римлянами, как и многие другие достижения эллинистической культуры. Несколько изменившись в Древнем Риме, этот жанр стал более определенным по содержанию, но свободнее по форме. В этот период отличительной чертой элегической лирики стали любовные мотивы.

Создателем жанра в его окончательном виде считается римлянин Гай Корнелий Галл, написавший целых четыре тома стихотворений, посвященных своей любимой. Благодаря ему прочно установилась роль элегии как стихов о страданиях от безответной любви. В литературоведении выделяют также поэтический ее антипод — оду. Она дерзка и горда. В своих трудах такое противопоставление сделал поэт и теоретик классицизма Никола Буало.

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

Оба этих жанра стремятся показать место человека в мире. Эллегия пытается выразить мысли индивида наедине со Вселенной, а ода показывает взаимоотношения личности и общества. Краткий смысл классической элегии таков: человек терзается от своего одиночества в мире, но осознает, что жить ему помогает любовь. В конце становится понятно, что любовь обманчива, поэтому чувство одиночества усиливается. Вывод прост: жизнь печальна, но жить стоит ради редких мгновений счастья.

Примеры в русской поэзии

Принято считать, что жанр впервые появился в русской поэзии в 1802 г. со стихотворениями Жуковского «Сельское кладбище» и «Элегия». Благодаря им вошло в моду течение кладбищенской поэзии. Уставшему от суеты большого города лирическому герою спокойные сельские пейзажи помогают заглянуть внутрь себя, поразмышлять о вечном.

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

В стихе «Вечер» приводятся размышления поэта, созерцающего закат и отождествляющего его с затуханием любой жизни. Жуковский описывает хорошо знакомые ему места, но, отдавая дань классической элегии, делает это метафорично. Мгновение сравнивается с вечностью, но не противопоставляется ей, а отождествляется. Такие приемы поэты будут использовать на протяжении всего XIX века.

Русская элегия возникла как оппозиция к рассудочному творчеству классицизма. После долгого перерыва в поэзии начинают выражаться чувства, не скованные никакими рамками. В России элегия окончательно становится любовным жанром. Но любовь не рассматривается сама по себе, а только служит поводом к конфликту с окружающим миром.

Пушкин опубликовал свой первый цикл из пятнадцати элегий в начале 1817 года. Но это были ранние произведения. Самые лучшие свои стихи в этом жанре поэт написал в 1820-х:

В зрелых произведениях Пушкина на смену простой грусти приходит настроение философско-раздумчивое. Возникает смирение и принятие жизни как великого дара во всех ее проявлениях. Появляется тема смерти, в некоторых произведениях угадываются тени декабристов, а в последующих стихотворениях прослеживается предчувствие собственной кончины. Все пушкинские герои постигают неизбежность потерь и перемен на жизненном пути.

Судьба жанра в XX веке

Революционные события начала века возродили жанр, но это может показаться странным только на первый взгляд. К поэтам приходит новое видение течения времени, его бесспорной власти надо всем в мире. И хоть по-прежнему в стихах оплакиваются утраты близких, становится заметно, что это тоска не только по отдельным людям, но и по целой эпохе. В элегиях Ходасевича, Ахматовой и Введенского видна боль глобальной утраты.

Во второй половине XX века элегия начинает уходить в прошлое. Глобальные перемены в послевоенном мире затронули все сферы жизни, в том числе и литературу. Начинается эпоха смешения жанров. Элегия уступает место внежанровой поэзии.

Источник

Жанр элегии: специфика и художественное своеобразие

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

Введение

Один из самых популярных жанров мировой лирики – элегия. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, ностальгией по прошлому. В разные исторические периоды (начиная с античности) стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени.

Как отмечают исследователи, «пятьдесят лет творческой деятельности Жуковского вобрали в себя, по существу, пять различных эпох русского общественного и ли­тературного развития: 1800, 1810, 1820, 1830, 1840-е годы. Каж­дый из этих периодов имеет свое содержание и неповторимое ли­цо. Жуковский в той или иной степени выразил в своем творчест­ве литературные потребности времени, отвечал на вопросы, вол­нующие его современников, искал «формы времени»» [Янушкевич 2006, 12].

В настоящей курсовой работе перед нами поставлена задача: исследовать художественное своеобразие жанра элегии в творчестве В.А.Жуковского; проследить, какое место в литературном наследии поэта занимают произведения этого жанра, как воплотились элегические мотивы и образы в стихотворениях поздних периодов.

Жанр элегии: специфика и художественное своеобразие

Сохранилось предание о хромом школьном учителе Тиртее (VII в до н.э.), отправленном в насмешку жителями Афин командовать войском спартанцев, которые вынуждены были выполнить волю оракула. Тиртей прекрасно справился с неожиданными обязанностями: он вдохновил своими элегиями воинственный дух спартанцев. В этой легенде отразилось давнее понимание элегии как одного из жанров гражданской поэзии. Однако патриотическое содержание не закрепилось в дальнейшем за элегией.

Существенные изменения элегия претерпевает в эллинистическую эпоху: в элегию проникает любовная тематика. Каллимах и его последователи, используя мифологические образы, сетуют на безответную любовь, предаются печали, полагая, что одному поэту суждено пережить муки и горести отвергнутого возлюбленного. Эта тема будет подхвачена авторами римских элегий: Катуллом, Овидием. Однако в их творчестве элегия занимает промежуточное положение среди других жанровых форм.

Что такое романтическая элегия. Смотреть фото Что такое романтическая элегия. Смотреть картинку Что такое романтическая элегия. Картинка про Что такое романтическая элегия. Фото Что такое романтическая элегия

В одежде скорбной вдов, роняя вздох, уныла,

Элегия струит над гробом слезный ток.

В ней нет парения, хоть тон ее высок.

Она поет печаль и радость двух влюбленных

И нежит, и гневит любовниц оскорбленных.

Оде уделено гораздо больше места:

Вот ода к небесам полет свой устремляет;

Надменной пышности и мужества полна,

С богами речь ведет в своих строках она (. )

Пусть Оды бурный стиль стремится наугад:

Прекрасный смятостью красив ее наряд.

Прочь робких рифмачей, чей разум флегматичный

В самих страстях ведет порядок догматичный,

Кто подвиги поет, заботясь лишь о том,

Чтоб даты не забыть и жить в ладу с числом!

(Перевод С. Нестеровой, Г. Пиларова)

Спор оды с элегией носит философский характер, оба лирических жанра выражают два основных аспекта человеческого бытия: человек в космосе и человек в социуме. Элегия помогает личности осознать свою пространственно-временную принадлежность к вселенной, ода отражает общественно-политические и социальные связи личности.

Ход мыслей в элегии: я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь. Так будем же ценить краткие мгновения бытия и счастья.

Можно сказать, что в XVII веке сформировались теоретические модели обоих жанров и определились сферы влияния. Мартин Опиц в «Книге о немецкой поэзии» (1624), обобщая опыт античных и ренессансных поэтов, дает определение элегии, близкое общепринятому: «В элегиях прежде всего говорится о грустных вещах, в них оплакиваются также любовные переживания, жалобы влюбленных, размышления о смерти, сюда же относятся послания, повествования о собственной жизни и тому подобное». Опиц при этом ссылается на мастеров элегии: Овидия, Проперция, Тибулла и др.

Пусть времени полет стремится

И все с собой уносит он;

В душе тоскующей хранится

Любви моей последний сон.

День каждый падает за мною,

Как, близких бурь послыша свист,

Угрюмой осени порою

Валится с дуба мертвый лист,

Уже весны моей не стало,

Уже полсердца отцвело,

И на лице печали жало

Следы глубоко провело.

(Перевод П.А. Вяземского)

В пору формирования феодального абсолютистского государства приоритет принадлежал оде. Элегическое уныние представлялось неуместным. В XVIII веке в русле сентиментализма сосредоточием интересов поэта постепенно становится частная жизнь, а тут уж без элегии не обойтись. Элегия по своей сути личностна, лирический герой выделяется из некоторого условного коллективного «я» и поднимает бунт против вечных законов природы, отстаивая равные права каждого на счастье.

К элегии обращаются в конце XVIII века французские поэты: Эварист Парни, с которым познакомил русского читателя К.Н.Батюшков, Шарль-Юбер Мильвуа, которого переводит Е.А.Баратынский, и Андре Шенье, которому посвятил элегию А.С.Пушкин. Французские поэты в жанр элегии внесли ряд новых мотивов. Элегии Парни были посвящены не абстрактному кумиру, а его возлюбленной Элеоноре. Отсюда в элегию проникает биографизм, медитатизм отступает перед опытом. Усиливается мифологичность и аллегоризм, которые позволяют придать элегии легкий эротизм. Любовь в элегиях Парни плотская, земная, пренебрегающая целомудрием. Природа в элегии выступает как чуткий собеседник лирического героя.

Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с созданием В.А. Жуковским «Сельского кладбища» и «Элегии» («Угрюмой осени мертвящая рука. »). Благодаря В.А. Жуковскому в моду вошла так называемая «кладбищенская поэзия», которой присуще особое видение мира. Сельские ландшафты помогают забыть испорченную городскую культуру. В уединении лирический герой предается меланхолическим размышлениям о суете и тщете жизненных устремлений. Постигнув бренность земного существования, помыслы свои лирический герой обращает к вечности.

За элегией закрепляется окончательно любовное содержание, но любовь становится лишь поводом к разладу с миром.

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

В этих элегиях отсутствует философское осмысление раннего жизненного опыта, которое придет к А.С. Пушкину в более поздних элегиях. Пройдет не более семи лет, и Пушкин в «Евгении Онегине» создаст предсмертную элегию Ленского (глава шестая, строфа XXI-XXII), в значительной мере пародирующую образцы элегического творчества посредственных авторов М.В. Милонова, В.И. Туманского и др., перепевающих известные мотивы увядания и обреченность чувствительной поэтической души[1].

В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра. Это «Погасло дневное светило. » (1820), «Редеет облаков летучая гряда. » (1820), «Я пережил свои желанья. » (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты. » (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других.

Пушкинская элегия этого периода преображается. На смену лицейской «унылой элегии» приходит элегия раздумчивая, философская, приемлющая жизнь во всех ее проявлениях как дар, ниспосланный свыше. В элегиях Пушкина возникает и тема смерти, они посвящены Д.Г.Н. Байрону и А. Шенье, в них угадываются тени декабристов. В элегиях двадцать восьмого года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день. », «Дар напрасный, дар случайный. », «Брожу ли я вдоль улиц шумных. ») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины. Элегии Пушкина сосредоточены на постижении законов бытия, смысл которых открывается лирическому герою в неизбежности потерь и необратимости перемен.

Пушкинская традиция расширения границ жанра и смешения с другими жанрами оказалась чрезвычайно плодотворной и была подхвачена поэтами последующих десятилетий.

Элегическое мироощущение характерно и для стихотворения тридцать восьмого года:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной:

Придет ли вестник избавленья

Открыть мне жизни назначенье,

Цель упований и страстей,

Поведать, что мне Бог готовил,

Зачем так горько прекословил

Надеждам юности моей.

В «Думе» элегия не пренебрегает сатирой, патетикой и даже дидактикой. В элегии «И скучно, и грустно» ощутима эпиграмматичность с ее язвительной краткостью афоризмов.

Наблюдения над эволюцией элегии в творчестве Лермонтова позволяют высказать суждение, что в лирике, наряду с элегиями как жанровой разновидностью, существует немало элегических стихотворений по настроению и мысли, которые, тем не менее, соответствуют сложившемуся в теории и практике представлению об элегии.

Приведем пример из поэзии А.К. Толстого:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

В этом коротком стихотворении все признаки элегии налицо: осенний пейзаж, грусть, слезы, любовь. Но, чтобы определить жанр как элегию, стихотворению не достает последовательного развития мысли, отражающего борения души и авторское самопознание. Для элегии оно слишком фрагментарно.

Поэты серебряного века В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, Игорь Северянин, Юргис Балтрушайтис, обращаясь к элегии, скорее реставрируют жанр, нежели преображают. Возникает своего рода подражание, маньеристская элегия:

Осенний парк в цвету янтарно-алом?

И мрамор урн, поставленных бокалом

На перекрестке палевых дорог?

Вы помните студеное стекло

Зеленых струй форелевой речонки.

Набор подобных тропов из «Янтарной элегии» (1911) Игоря Северянина происходит не из элегического состояния души, а лишь внешне маскируется в элегические одежды.

События революционных лет, как это не парадоксально, возродили жанр элегии в отечественной поэзии. В элегии усиливается и по-новому трактуется власть времени. Элегия печально оплакивает не только утраты близких, хотя и этот мотив наполняется особенно горьким смыслом, но и уход в небытие целой эпохи. Обращение к жанру элегии В.Ходасевича, А.Ахматовой, А.Введенского и некоторых других их современников оправдано глобальными потерями всего случившегося. Близки элегиям многие стихи С.Есенина, в поэзии которого слились песенный фольклор и традиционная образность жанра элегии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *