Что такое рубежка в универе
Рубежный контроль как форма оценивания знаний, умений и навыков студентов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рубежный контроль как форма оценивания знаний, умений и навыков студентов
Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать определённую форму проверки знаний, умений и навыков студентов. Обязательные результаты обучения – это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки студентов. Поэтому при проверке и выставлении оценки для преподавателя принципиально важно получить определённый ответ: овладел или не овладел студент формируемыми знаниями и умениями на обязательном уровне. Цель каждого преподавателя – добиться того, чтоб каждый студент овладел важнейшими знаниями и умениями, для дальнейшей успешной учебы. Поэтому если студент не получает оценку по рубежной аттестации, надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку
Рубежный контроль предусматривает оценку знаний, умений и навыков студентов по пройденному материалу по каждой дисциплине на основе текущих оценок, полученных ими на занятиях за все виды работ
Рубежный контроль предусматривает оптимальную накопляемость оценок успеваемости каждого студента
Накопляемость оценок успеваемости студентов добивается при использовании разнообразных методов оценки знаний:
практические и лабораторные работы
В ходе рубежного контроля оцениваются выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы: работа с первоисточниками, реферативная, исследовательская работа, выполнение заданий в предметных кружках
Порядок выставления оценок и продление срока ликвидации задолженностей по рубежному контролю
Рубежный контроль знаний, умений и навыков проводится на усмотрении преподавателя, по семестрам
Оценки по рубежной аттестации выставляются ведущим преподавателем в учебном журнале
Выставление оценки по дисциплине осуществляется, если на момент аттестации пройдено не менее шести академических часов
Результаты рубежного контроля оформляются документально и сдаются в учебную часть
Принятие задолженностей по результатам рубежного контроля, т.е. повторная проверка знаний студентов, получившие неудовлетворительные оценки, проводится в течение десяти дней по заявлению студентов, подписанных в учебной части
Классный руководитель осуществляет ежедневный контроль за ликвидацией задолженности студентами по рубежному контролю и представляет информацию в учебную часть
В случае не ликвидации задолженности студентами, учебной частью рассматривается вопрос о направлении их на профессиональную аттестацию
Профессиональная аттестация проводится для студентов своевременно не ликвидировавших задолженность по результатам рубежного контроля
Дисциплины, их количество, выносимые на профессиональную аттестацию определяется учебной частью
В случае не прохождения студентами профессиональной аттестации учебной частью рассматривается вопрос об их отчислении
Итоги рубежного контроля
Результаты рубежного контроля обсуждаются в группах на классных часах, на заседаниях актива групп, цикловых комиссий, на расширенном заседании актива групп, педагогическом совете
Почти каждая тема сопровождается вопросами или тестами, которые помогают студенту более полно изучить материал и оценить степень его освоения. Но количество текущих контролей не совпадает с количеством тем, так как часть из них заменяется дискуссиями и рубежным контролем.
В этой части описания курса оговариваются формы текущего контроля и методика его проведения.
Наиболее популярными и адекватными для текущего контроля являются такие формы:
разнообразные задачи и задания, в том числе работа с источниками. Об этой форме мы уже писали.
Открытые вопросы представляют собой серии из 3–5 вопросов открытого характера (т.е. позволяющих студенту относительно свободно сформулировать ответ), охватывающими содержание темы. Они чаще используются там, где студент должен продемонстрировать понимание содержания (второй и последующие уровни усвоения).
Обязательно должны быть представлены критерии оценки ответов (на открытые вопросы), например:
В ответе минимум три полных предложения.
Своевременность представления (как указано в инструкции).
Ответ сопровождается примерами (минимум 1 пример).
С тестами проще, там оценка более формализована (по соотношению количества правильных и неправильных вариантов).
Микропроект
Как понятно из названия, студенту даются некие исходные данные (параметры, алгоритмы, цели и т.д.), по которым он должен что-то спроектировать – технологию, процедуру, объект. Скажем, по определенным данным построить организационную структуру. Выполненный проект обычно включает в себя сам проект и его описание, объем рубежного микропроекта – 3–4 страницы, итогового – 7–8.
Проводится по окончании курса, его содержание охватывает весь курс (или, по меньшей мере, узловые аспекты курса).
Наиболее распространенные методы итогового контроля:
групповой или индивидуальный проект.
Вообще-то, годится любой метод итогового контроля с одним ограничением – он никоим образом не должен предполагать пересказ или воспроизведение (пусть даже «творческое») текстов лекций или учебников. Но в итоговом контроле более предпочтительны нетестовые методы. О тестах будет ниже, о сочинении было выше, поэтому чуть подробнее о комплексных кейсах и проектах.
Комплексный кейс представляет собой набор логически связанных (вытекающих друг из друга) ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения. Особенно хороши такие задания при изучении курсов, призванных формировать у студента ориентировочные основы функциональных блоков деятельности: менеджмент и производные курсы (стратегический, инновационный, антикризисный менеджмент, управление персоналом и др.), процессуально-правовые курсы, практическая психология и им подобные.
Об индивидуальном проекте тоже было сказано. А групповой различается лишь тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3–5 частей, каждый выполняет свою часть, затем студенты обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее на суд преподавателю. Поскольку предполагается процедура согласования и защиты, то такие работы делаются в рамках специальной страницы «Групповые проекты».
В качестве итога хотелось бы напомнить, что в рейтинговой системе успеваемости оценка по экзамену не становится оценкой по всему курсу
Во-первых, следует отметить, что тесты обычно содержат задания и эталоны – образцы правильного выполнения задания. Понятно, что эталон для работы творческого характера разработать весьма затруднительно, поэтому тесты крайне редко используют для проверки знаний и умений на высших уровнях усвоения.
В настоящее время используется довольно много вариантов тестов. Все их можно разбить на несколько групп.
1 группа – тесты с выбираемыми ответами, их разновидности:
Тесты соотнесения. В них предлагается найти общее или отличное в объектах, соотнося их по свойствам, параметрам, классам и т.д.
Тесты-задачи. Дается условие задачи, нужные данные и варианты ответов в цифровой или буквенной форме. Студенту нужно выбрать правильный вариант. Задача также может быть сформулирована таким образом, что студенту нужно выбрать правильную последовательность действий и операций или определить зависимость каких-то факторов.
Тестовые задания могут быть представлены в различных формах – словесной, графической, табличной, символической и т.д.
Все эти тесты рассчитаны на проверку знаний-представлений и, отчасти, понимания материала (т.е. соответствуют I уровню усвоения). Такие тесты в наибольшей степени подходят для текущего контроля, а также для самоконтроля.
2 группа тестов не содержит эталонов (вариантов ответов).
Такие тесты используются для проверки понимания материала, а также некоторых умений, т.е. соответствуют II и, частично, III уровням усвоения.
Разновидности:
Конструктивные тесты не содержат подсказок и вариантов ответов. Они требуют от студента самостоятельного конструирования ответа: написания формулы, формулировки свойств, операционной последовательности, выполнения схемы и т.д. Эти тесты, в свою очередь, тоже делятся на два подвида:
Снова о списывании
Сложный вопрос – а если студент спишет ответы? Один из возможных ответов приведен в параграфе о письменных работах (я имею в виду иную учебную мотивацию дистанционных студентов). Другой ответ: тесты составляются таким образом, чтобы в них не было прямых ассоциаций с текстом лекции или учебника. Проще говоря, вопросы и варианты ответов не должны текстуально совпадать с названиями пунктов, параграфов и разделов учебника или лекции. Хорошо, если тесты носят ситуационный характер (на приложение изучаемых понятий к примерам или, наоборот, по конкретным примерам или ситуациям опознаются теоретические положения). Ну и само собой, тесты не должны содержать простого «справочного» материала типа дат, размеров и т.п.
1. Как проходит зачет по микропрепаратам паразитических животных.
Зачет по препаратам предусмотрен для студентов, обучающихся на отделении в течение всего учебного года. Зачет по препаратам паразитических животных является одной из форм контроля важного практического навыка – идентификация изучаемых на лабораторных занятиях паразитических животных по их микропрепаратам.
Зачету предшествует специальное занятие по самостоятельной идентификации всех тех 60-и микропрепаратов, которые будут представлены на зачете. На этом же занятии студенты получают перечень всех микропрепаратов.
Сам зачет проводится на последнем учебном занятии согласно расписанию занятий.
Зачет по препаратам паразитических животных несет на себе две функциональные нагрузки:
служит итоговой формой контроля тех практических умений студента по идентификации препаратов паразитических животных, которые формируются у него на лабораторных занятиях;
К зачету допускается студент, выполнивший учебный план по специальности за 2-й семестр:
На зачете каждый студент получает индивидуальный набор из 5-и микропрепаратов паразитических животных, преимущественно гельминтов, и переносчиков возбудителей заболеваний – клещей и насекомых. Задача студента – изучить каждый микропрепарат под микроскопом, идентифицировать его, указать стадию развития, пол (если имеется) и видовую принадлежность животного, и объяснить, по каким признакам он идентифицировал препарат.
Кроме того, студент должен продемонстрировать знание:
— латинского названия животного,
— названия вызываемого заболевания,
— способа заражения человека.
При опросе преподаватель использует схемы циклов развития, атлас микропрепаратов и рисунки микропрепаратов.
Как правило, отметка выставляется по 5-балльной шкале и соответствует, в основном, количеству правильно идентифицированных микропрепаратов. В тех случаях, когда используется рейтинговая система оценки знаний, отметка может варьировать в 10%-м диапазоне. Например, отметке “4” может соответствовать от 80 до 89 баллов (или %) по 100-балльной шкале.
Неудовлетворительная отметка, полученная студентом на зачете, должна пересдаваться до получения им положительной отметки.
· При подготовке к зачету студент должен иметь перечень микропрепаратов, которые могут быть предложены ему на зачете.
· Перед занятием, предшествующим зачету, необходимо
— прочитать описание изученных ранее микропрепаратов,
— изучить изображения микропрепаратов в учебных пособиях, рабочих тетрадях и атласе,
— отметить наиболее важные морфологические признаки, позволяющие идентифицировать микропрепарат.
· На занятии по самостоятельной идентификации микропрепаратов необходимо изучить все предложенные микропрепараты и идентифицировать их, используя для этого рисунки в своей рабочей тетради. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю или студентам.
· В течение недели, непосредственно предшествующей зачету, необходимо повторить латинские названия и циклы развития паразитов, способы заражения ими человека, изображения изучаемых микропрепаратов и их идентификационные признаки. Закончив подготовку, следует проверить качество своей подготовки. Для этого попросите своих товарищей задать вам несколько вопросов и предъявить для идентификации изображения нескольких микропрепаратов.
Готовясь к зачету, используйте:
Атлас предназначен для самостоятельной работы студентов при:
обучении по индивидуальному плану
отработке пропущенных практических занятий
подготовке к практическим занятиям
подготовке к рубежным контрольным работам
подготовке к аттестации и зачету
Атлас содержит изображения более 130 микропрепаратов, большинство из которых изучается на практических занятиях. Вы можете работать с атласом следующим образом:
изучать изображения микропрепаратов, рядом с которыми помещен текст с описанием изображения;
изучать изображения микропрепаратов, рядом с которыми написано только название препарата;
изучать изображения микропрепаратов и самостоятельно идентифицировать их.
Кредитная система обучения: как ставят оценки
В последнее время часто задают вопрос о том, как оценивают при кредитной системе обучения, о рубежках, баллах, GPA.
Самое главное, что нужно понять: система оценки в ВУЗах Казахстана базируется на 100 процентной системе. Первокурсникам бывает сложно, т.к. в школе у нас до сих пор принята 5ти балльная система (отлично, хорошо и т.п.)
Как оценивают студента при кредитной системе обучения?
Итоговая оценка по предмету выставляется из расчета 100% максимум. Она состоит из двух рубежек (30% + 30%) и одного итогового экзамена (40%).
Рубежка = рубежный или промежуточный контроль. Можно воспринимать её как контрольную работу в школе. Плюс к ней оценивается еще и работа в течении семестра +- вариации на вкус преподавателя/системы, принятой в твоем ВУЗе. Например, могут снимать баллы за посещение. Все подробности можно найти в силлабусе по предмету, либо переспросить у преподавателя.
Работа в течении семестра. Скажем, предмет на три кредита = два часа лекций в неделю + 2 семинара + 2 СРСП. Как говорится, на лекциях студент слушает преподавателя. на семинарах и лекциях преподаватель слушает студента! Обычно, студент должен подготовиться к каждому семинару и СРСП. Вопросы и задания можно найти в силлабусе.
Что обозначают буквы А, А-, В+ и т.д.?
Оценка «буквами» позволяет лучше оценить студента, например, существует три градации «четверки». К сожалению, в Казахстане обычно не используются все градации, по умолчанию «минимальной» оценкой у нас признает 50%, а не 0%.
Для того чтобы получать стипендию, нужно набрать не менее 75% (т.е. не ниже В-) на каждом предмете в семестре.
Что такое GPA?
К сожалению, GPA не сильно влияет на процесс обучения. К примеру, даже высокий GPA семестра не позволит вам получать повышенную стипендию, если вы получили «четверку» (например, получив одну 87%, при прочих 95%, 97% и т.д.)
Таблица перевода оценки в проценты, GPA и буквы.