Что такое руны калевалы
Калевала
Ка́левала (карельск. и фин. Kalevala ) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен).
В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни, произвёл определённый отбор вариантов этих песен, сгладил некоторые неровности. Обработка была произведена Лённротом дважды: в 1835 году вышло первое издание «Калевалы», в 1849 году — второе.
Содержание
Народные песни (руны)
Название «Калевала», данное поэме Лённротом, — это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен (рун) послужили Лённроту отдельные народные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян самим Лённротом и предшествовавшими ему собирателями. Лучше всего помнили старинные руны (песни) в российской Карелии, в Архангельской (приход Вуоккиниеми — Вокнаволок) и Олонецкой губерниях — в Реполе (Реболы) и Химоле (Гимолы), а также в некоторых местах финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера, до Ингрии.
Содержание Калевалы
В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни (как, например, в «Илиаде» или «Одиссее»). Содержание её чрезвычайно разнообразно. Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо (руны I—XI).
Следующие руны (XI—XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI—XXV).
Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх финских героев — добывании сокровища Сампо из Похьёлы, об изготовлении Вяйнямёйненом кантеле, игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьёлы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI—XLIX).
Филологический и этнографический анализ
Трудно указать общую нить, которая связывала бы разнообразные эпизоды Калевалы в одно художественное целое. Э. Аспелин полагал, что основная идея её — воспевание смены лета и зимы на Севере. Сам Лённрот, отрицая единство и органическую связь в рунах Калевалы, допускал, однако, что песни эпоса направлены к доказательству и выяснению того, каким образом герои страны Калева подчиняют население Похьолы и покоряют последнюю. Юлий Крон утверждает, что Калевала проникнута одною идеей — о создании Сампо и получении его в собственность финского народа, — но признает, что единство плана и идеи не всегда замечаются с одинаковой ясностью. Немецкий ученый фон Петтау делит Калевалу на 12 циклов, совершенно друг от друга независимых. Итальянский ученый Компаретти в обширном труде о Калевале приходит к выводу, что предполагать единство в рунах нет возможности, что комбинация рун, сделанная Лённротом, является нередко произвольной и все-таки придает рунам только призрачное единство; наконец, что из тех же материалов возможно сделать другие комбинации соответственно какому-нибудь другому плану. Лённрот не открыл поэму, которая была в сокрытом состоянии в рунах (как полагал Штейнталь) — не открыл потому, что такой поэмы у народа не существовало. Руны в устной передаче хотя бы и связывались певцами по нескольку (например несколько похождений Вяйнямёйнена или Лемминкяйнена), так же мало представляют цельную эпопею, как русские былины или сербские юнацкие песни. Сам Лённрот признавал, что при соединении им рун в эпопею некоторый произвол являлся неизбежным. Действительно, как показала проверка работы Лённрота вариантами, записанными им самим и другими собирателями рун, Лённрот выбирал такие пересказы, которые наиболее подходили к начертанному им плану, сплачивал руны из частиц других рун, делал добавления, для большей связности рассказа присочинял отдельные стихи, а последняя руна (50) может быть даже названа его сочинением, хотя и основанным на народных легендах. Для своей поэмы он искусно утилизировал все богатство карельских песен, вводя, наряду с повествовательными рунами, песни обрядовые, заговорные, семейные, и этим придал Калевале значительный интерес как средству изучения мировоззрения, понятий, быта и поэтического творчества финского простонародья.
Характерным для карельского эпоса является полное отсутствие исторической основы: похождения богатырей отличаются чисто сказочным характером; никаких отголосков исторических столкновений финнов с другими народами не сохранилось в рунах. В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и её богатыри совершают подвиги не во имя своего народа, но для достижения личных целей, как герои чудесных сказок. Типы богатырей находятся в связи с древними языческими воззрениями финнов: они совершают подвиги не столько при помощи физической силы, сколько посредством заговоров, как шаманы. Они могут принимать разный вид, оборачивать других людей в животных, переноситься чудесным образом с места на место, вызывать атмосферные явления — морозы, туманы и прочее. Ещё ощущается близость богатырей к божествам языческого периода. Следует отметить также высокое значение, придаваемое финнами словам песни и музыке. Вещий человек, знающий руны-заговоры, может творить чудеса, а звуки, извлекаемые дивным музыкантом Вяйнямёйненом из кантеле, покоряют ему всю природу.
Помимо этнографического, Калевала представляет и высокий художественный интерес. К достоинствам её относятся: простота и яркость изображений, глубокое и живое чувство природы, высокие лирические порывы, особенно в изображении людской скорби (например тоски матери по сыну, детей по родителям), здоровый юмор, пронизывающий некоторые эпизоды, удачная характеристика действующих лиц. Если смотреть на Калевалу как на цельную эпопею (взгляд Крона), то в ней окажется немало недостатков, которые, однако, свойственны более или менее всем устным народным эпическим произведениям: противоречия, повторения тех же самых фактов, слишком значительные размеры некоторых частностей по отношению к целому. Подробности какого-нибудь готовящегося действия нередко излагаются чрезвычайно подробно, а само действие рассказывается в нескольких незначительных стихах. Такого рода несоразмерность зависит от свойства памяти того или другого певца и встречается нередко, например, и в русских былинах.
День Калевалы
«День народного эпоса Калевалы» — национальный праздник, отмечается 28 февраля. Каждый год в Финляндии и Карелии [1] проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.
Калевала в искусстве
Использование имени
Литература
Из многочисленных исследований о Калевале (не считая финских и шведских) главные:
«Калевала»
Сампо — это мельница счастья или основа мироздания? А сама «Калевала» — авторская поэма или народный эпос? Спустя почти два века ученые продолжают спорить об этом. В проекте «100 символов Карелии» книга, без которой мы сегодня не представляем нашу литературу.
«Калевала» в переводе Эйно Киуру и Армаса Мишина. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
«Калевалу», какой мы ее знаем, создал Элиас Лённрот — по рождению финн, по профессии врач, по призванию языковед.
Собирая фольклор, Лённрот несколько раз объехал русскую и финскую Карелию (всего 11 путешествий). Разрозненные руны объединил одним сюжетом, литературным языком — и выпустил в свет «Калевалу».
Элиас Лённрот
Родился будущий национальный герой в местечке Сааматти, на юго-западе Суоми. Был он четвертым ребенком в семье не слишком богатого портного, и в школу пошел только в 12 лет: приходилось много помогать отцу. Да и после Лённрот учился с большими перерывами: отец зарабатывал слишком мало, чтобы прокормить большую семью, и Элиас вынужден был не только портняжничать, но и по окрестным деревням бродить с песнями. Наверное, тогда и полюбил народное творчество.
Элиас Лённрот. Фото: bukvy.net
В университете Лённрот выбрал философский факультет, отучился и получил степень кандидата философии. В те же годы увлекся филологией, начал глубоко изучать финский язык и фольклор. И лишь позже (за неимением в университете кафедры финской филологии) перешел на медфак. И стал хорошим врачом.
Врачом Лённрот работал почти всю жизнь, филологии посвящал только отпуск. Как раз в один из отпусков он и поехал впервые собирать фольклор.
В 1809 году финны освободились от шведского господства — нужна была объединяющая национальная идея. Искать стали, разумеется, у истоков.
Вот к этим самым истокам и отправился впервые в 1828 году 26-летний Лённрот. Почти за пять месяцев он исходил вдоль и поперек финскую Карелию и губернию Саво. Исследователь вел дневник на шведском языке, в нем описывал обычаи финнов, свадебные обряды и, главное, свои встречи с рунопевцами. В результате собрал несколько тысяч строк народной поэзии и издал их в виде сборника «Кантеле».
Художник Юрий Люкшин
Лённрот писал эпос: собирал отдельные руны, выстраивал их в подобие сюжета, оформлял литературно. И первая версия произведения (обычно ее называют «Пра-Калевалой») была создана в 1833 году.
Автор передал текст в Общество финской литературы, а сам отправился в очередное путешествие за фольклором. Филологи тем временем поэму прочитали и одобрили. Ее уже стали готовить к печати, но тут внезапно из экспедиции вернулся Лённрот и публикацию отменил.
Причина: за 18 дней, проведенных в Беломорской Карелии, создатель эпоса встретился с несколькими рунопевцами и услышал много новых рун. Один Архиппа Перттунен, говорят, напел ему четыре тысячи поэтических строк.
«Калевала» в первой редакции была готова к 1835 году (тогда же ее и издали).
Первое издание «Калевалы», 1835 год. Из фондов Национального музея Карелии
«Калевала» в первой редакции состояла их 32 рун. Вышла тиражом в 500 экземпляров, подписана была инициалами автора — E.L. Дата, поставленная Лённротом под предисловием, — 28 февраля — до сих пор считается Днем «Калевалы».
Рунопевцы
Братья Трихво и Поавила Яманены показывают, как раньше пели руны. Ухта, 1894. Фото: Инто Конрад Инха
«Их немного смутила наша просьба спеть те руны, которые они в молодости пели когда дома, когда в своих поездках в Финляндии, — пишет в своей книге автор этого снимка. — Улыбки и отнекивание кончились тем, что в горнице, куда посторонних не пускали, они открыли свой рунный ларец и исполнили эти песни.
Они согласились и на то, чтобы я их сфотографировал в той позе («подадим друг другу руки, крепко сцепим наши пальцы»), в которой, по рассказам Лённрота, певцы раньше состязались, хотя эта манера пения и была братьям незнакома».
Финский исследователь, журналист и фотограф Инто Конрад Инха в 1894 году повторил путь собирателя рун Элиаса Лённрота. Спустя полвека Инха проехал по Беломорской Карелии, где рождалась «Калевала». И оставил нам не только новые руны и подробный дневник путешествия, но и десятки фотографий.
В этом году издательства «Периодика» и Juminkeko выпустили книгу Инха «В краю калевальских песен» на русском языке.
В главе «Калевала» и народная руна» Инто Инха пишет:
«Все мои впечатления о рунопевческих местах указывают на то, что настоящая эпическая поэзия уходит своими корнями в древность и что когда-то она была более совершенной, чем в своем нынешнем виде…
Ядро рун должно было вырасти на почве самой древней мифологии, причем именно в то время, когда эти мифы определяли представления народа о мире. Руны должны были возникнуть из гораздо более обильного и отчетливого материала, чем познания современных людей и даже нескольких предшествующих поколений в области национальной мифологии.
Они вышли из большего пламени и более раскаленного горна».
Боги и герои
В «Калевале» (которую Лённрот задумывал как эпос, равный гомеровскому) кроме людей действуют боги. И вот какие:
Интерактивная графика «Боги «Калевалы»
А кто же герои-люди? Перечислим самых главных:
Вяйнямёйнен
Главный герой эпоса. Первый человек на земле (сын богини Ильматар, отца нет), родился сразу 30-летним богатырем. Вещий рунопевец, сеятель и мудрец. «Старый мудрый» и «вековечный» прорицатель. Он строитель первой лодки и изобретатель кантеле. Вместе с Илмариненом и Лемминкяйненом отбирает у Лоухи мельницу счастья Сампо.
Лемминкяйнен
Он же Ахти, он же Ахти Сарелайнен, он же Ахти Лемминкяйнен. Он же Кавко, Кавкомойнен, Кавкомьели. «Был он обликом прекрасен, ростом также превосходен, Но он был не без порока, Жизнь он вел не без ошибок. Очень был на женщин падок». Сватался неудачно к дочери Лоухи, погиб. Но не совсем: мать сумела собрать тело сына и оживить его. Когда Лемминкяйнен узнает, что его суженая вышла замуж за кузнеца, приходит на пир и убивает хозяина Похъёлы. Потом три года живет на далеком острове, опасаясь мести.
Илмаринен
Друг Вяйнямёйнена, кузнец. Связан с рождением огня и появлением железа. Доверчивый и добродушный герой. Может выковать что угодно — от небосвода до мельницы Сампо. Именно он женился на деве Похъёлы, дочери Лоухи.
Куллерво
В «Калевале» несколько переплетающихся сюжетных линий. Начинается всё эпично: с рассказа о сотворении мира (женщиной!) и рождения главного героя, Вяйнямёйнена.
Вяйнямёйнен сеет, путешествует, хочет жениться. Едет за невестой в страну Похъёла — «нижний мир», в который погружается солнце. Вместе с кузнецом Илмариненом создает мельницу Сампо.
Сватовство Вяйнямёйнена к дочери Лоухи, хозяйки Похъёлы, оказывается неудачным: невеста предпочитает ему кузнеца, выковавшего Сампо.
Похъёла — страна тёмная, и три скандинавских богатыря по сюжету вынуждены вступить в борьбу с хозяйкой Лоухи. Усыпив жителей «нижнего мира» игрой на кантеле, они выкрадывают волшебную мельницу и отправляются домой, в Калевалу. Разъяренная Лоухи обрушивается на них всей своей колдовской силой, Сампо разбивается на части и падает в море.
Далее — битва магов: Лоухи, владычицы «нижнего мира», и Вяйнямёйнена. Противостояние Калевалы и Похъёлы.
Эпос или авторская поэма?
Даже после того, как вышло первое издание «Калевалы», Лённрот не оставил путешествий. Начиная с 1835-го он отправлялся как минимум в шесть экспедиций: побывал на Северной Двине, Архангельске, под Петербургом, в финляндской и российской Карелии и в Эстонии. Всегда он возил с собой издание «Калевалы» и прямо там — на чистых листах — записывал новые руны.
В итоге в 1847 году Лённрот начал окончательный текст эпоса, который вышел спустя два года. Эта редакция включала уже 50 рун и почти 23 тысячи строф. Именно эта версия стала канонической.
В предисловии к последнему изданию «Калевалы» Лённрот написал:
«Наконец, поскольку никто из рунопевцев не может сравниться со мной по количеству собранных рун, я посчитал, что у меня есть право… выстроить руны в наиболее удобном для их сочетания порядке. Говоря словами руны: стань и сам ты рунопевцем, песнь свою начни с начала. Иными словами, я посчитал себя рунопевцем не худшим, чем они сами себя считали».
Немного статистики. Исследователи подсчитали, какое количество строк (их называют стихами) в «Калевале» совпадают с оригинальными рунами, собранными фольклористами. В курсе Тамары Старшовой студентам Петрозаводского университета по «Калевале» такие цифры:
33% стихов полностью совпадают в поэме и в рунах;
50% стихов Лённрот отредактировал (изменил лексику и грамматику);
14% стихов — нет соответствия в рунах (Лённрот в рамках клише калевальской метрики собрал новые строки);
3% поэмы автор сочинил сам.
В Институте истории, языка и литературы КарНЦ РАН. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
— В финском языке есть слово runoelma (поэма). В его основе лежит лексема runo, означающая и стихотворение, и произведение калевальской метрики, — говорит Мария Кундозерова, кандидат филологических наук, младший научный сотрудник сектора фольклористики с фонограммархивом ИЯЛИ КарНЦ РАН. — Это слово очень точно отражает то, чем является «Калевала».
Ученые до сих пор спорят, можно ли называть это произведение народным эпосом (об этом, в частности, много говорили на круглом столе в Национальном музее в День «Калевалы»). С одной стороны, в основу легли руны, собранные Лённротом (и не только им одним). Руны, созданные народами — карельским, финским. С другой стороны, автор «Калевалы» их основательно переписал, пользуясь современным ему финским языком. «Калевала» — это созданное литературное произведение. Элиас Лённрот дал ему своё название, Элиас Лённрот — автор этой поэмы.
И если мы понимаем всё это, то нет необходимости спорить: «Калевала» — чьё это литературное наследие? Карельское или финское? Оно наше общее.
Мария Кундозерова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев
Карельские руны как символ Карелии представляет кандидат филологических наук, младший научный сотрудник сектора фольклористики с фонограммархивом ИЯЛИ КарНЦ РАН Мария Кундозерова:
— Как ученый, как фольклорист, я считаю, что карельские руны, которые лежат в основе «Калевалы», — это, безусловно, символ Карелии.
Элиас Лённрот в поисках материала для будущей «Калевалы» совершил 11 поездок, география самая широкая: это и финская, и российская Карелия, и Эстония, и даже нынешняя Архангельская область.
Но именно в Карелии, в нынешнем Калевальском районе Лённрот встретил рунопевцев Онтрея Малинена, Архиппу Перттунена, Ваассилу Киелевяйнена (и других). Они пели ему руны — большими кусками, объединенными тематически. Такой микроэпос: как Вяйнямёйнен сотворил мир, как он попал в Похъёлу, как он (или, в других вариантах, кузнец Ильмаринен) выковал Сампо. И как, в итоге, Сампо было похищено и утрачено.
И это стало для Лённрота толчком к созданию «Калевалы» — эпическому повествованию с единым сюжетом.
И еще несколько слов — напоследок. «Калевалой» эпос стал не сразу. Лённрот рассматривал несколько вариантов названия: «Кантеле Вяйнямёйнена», «Вяйнёла и Похъёла».
Слово КАЛЕВАЛА встретилось исследователю лишь однажды: в пастушьей песне, услышанной в деревне Вокнаволок в 1834 году. И стало именем, которое знает весь мир.
Калевала — название страны, в которой живут и действуют мифологические герои. Название образовано от имени Калева. Калева — родоначальник легендарных «богатырей» Вяйнямёйнена, Илмаринена и Лемминкяйнена.
Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Игорь Фомин, дизайнер
Максим Алиев, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта
Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!
Калевала
«Калевала» – карело-финский народный эпос, сборник эпических рун, которые отражают мировоззрение северных народов. В него входят свадебные, эпические и заклинательные тексты, которые не перестают удивлять своей богатой образностью, сказочными и героическими сюжетами, описанием народного быта и обычаев. Карело-финский эпос считается одним из самых богатых и ценных и был переведен на все главные языки мира.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Калевала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Вяйнямёйнен выходит на пустынный берег и велит Сампсе Пеллервойнену сеять деревья.
2. Вначале дуб не всходит, но, посеянный вновь, разрастается, распространяется по всей стране и загораживает своей листвой луну и солнце.
3. Маленький человек поднимается из моря и срубает дуб; луна и солнце опять становятся видны.
4. Птицы поют на деревьях; травы, цветы и ягоды растут на земле; только ячмень еще не растет.
5. Вяйнямёйнен находит несколько ячменных зерен на прибрежном песке, вырубает лес под пашню и оставляет только одну березу для птиц.
6. Орел, обрадованный тем, что для него оставлено дерево, высекает Вяйнямёйнену огонь, которым тот сжигает свою подсеку.
7. Вяйнямёйнен сеет ячмень, молится об его хорошем росте и выражает пожелание успеха на будущее.