Что такое русский национальный характер
Русский национальный характер
Всякая самобытная национальная культура налагает на человека определенную, характерную печать, и, зная её общие отличительные особенности, мы можем угадывать скрытые за ней единичные живые лица людей, равно как и, видя отдельные лица и образы, можем понять общий смысл национальной культуры, который почему-либо стал для нас неясным или забытым.
Руководствуясь данным принципом, попытаемся проследить некоторые вехи исторического развития России в перспективе вышеизложенного подхода к историческому процессу.
Истоки формирования русской самобытной культуры, русского национального характера следует искать в далеком прошлом Руси, предшествующем появлению христианства на русской земле, в таких факторах, как природное окружение, климатические условия, ландшафт России, её флора и фауна. Суровая, строгая в своей красоте и лиричная русская природа с ярко очерченными гранями перехода от одной природной крайности к другой способствует развитию противоречивости человеческого характера, наделяет его богатым творческим воображением.
Широта, глубина и открытость русской души, ее молодецкая удаль, смиренно-мудрое отношение к жизни, любовь к природе и умение отыскать в ней созвучия человеческим настроениям проявились в полной мере в народной песне и танце, в сказках и былинах, вобравших в себя и щемящую сердце тоску, и разухабистое лихое молодечество, и бойкий задор, и проникновение в самые потаенные движения человеческой души. Всё русское народное творчество проникнуто, пусть не всегда осознаваемым, но глубоким религиозным духом и чувством, осмысливающим и очищающим все природные побуждения чувства человека. Это лучше всего понял и выразил русский национальный гений Пушкина, который и по сей день через свое творчество направляет и духовно наставляет народ русский.
Духовные национальные традиции в России неотделимы от православия, и отмечены ярко выраженными чертами русского национального характера, такими как трезвенность, созерцательный склад натуры, стремление к самоанализу, отсутствие мелочного практицизма, духовно-нравственная целостность, долготерпение и смирение, открытость, широта и щедрость души, и вместе с тем склонность впадать в крайности. Православие, по словам Пушкина, сообщило нам «особенный национальный характер» и внушило нам идею «Святой Руси», признающую свою веру главным делом и отличительной особенностью земного бытия.
Вся традиционная русская национальная культура несет на себе отпечаток глубокой духовности, воплощенной для русского человека в образе Христа, трагичность земной судьбы которого импонировала трагичности мироощущения русской натуры. Русский характер не знает среднего пути, не знает умеренности, что делает его ареной игры и борьбы самых бурных и разноречивых сил и страстей. Он страдает от этого и страдает тем более, отдаваясь тому, во что верит и чему служит. Поэтому образ распятого и страдающего за всё человечество Христа так дорог и эмоционально близок русскому человеку, знающему по своему собственному опыту, что Правда распинается в этом мире.
И, наверное, самую страшную национальную катастрофу, постигшую нас в XX веке и равносильную, пожалуй, падению Константинополя, можно в какой-то степени объяснить и вывести из национальных особенностей русского характера.
Избыток душевных сил, широта и цельность натуры, эмоциональность и в тоже время наивность, простодушие и доверчивость привели к тому, что Россия с безоглядной безпечностью отдалась такой пагубной крайности, как навязанный ей враждебными силами коммунистический эксперимент построения нового человеческого общества и связанный с ним период богоотступничества и забвения своих духовных и национально-исторических корней. Ощущая в себе гигантский запас внутренней энергии, Россия еще не научилась бережно относиться к ней и вместе с тем примирять и преодолевать полярные противоположности, заложенные в ее природе. Она не прониклась сознанием, что, в конечном счете, могут иссякнуть любые запасы силы, отпущенные нации или народу свыше, какими бы безграничными они не были. Хотя в тоже время опыт богоотступничества и богоборчества, несомненно, пойдет ей на пользу, ибо вера человека лишь тогда приобретает высшую ценность, когда проходит через критику и борение духа. Только преодолевая сомнения, раздвоение и страдание, в том числе и в историческом плане, человек духовно закаляется и становится готов для высшей ступени духовности. К тому же то, что происходит в человеке и с человеком в истории, имеет огромное значение для полноты раскрытия Божественной истины и ее людского восприятия.
Нужно упомянуть еще одну очень важную черту русского национального характера, вытекающую из географического положения России между Востоком и Западом.
Занимая огромное пространство суши, лежащее между Европой и Азией, Россия впитала в себя многие свойства, присущие западному и восточному складу человеческой души. Она совместила в себе мечтательную ленность и мистицизм Востока, пренебрегающего зачастую внешним ради внутреннего, с пытливой настойчивостью и активностью западного практического ума, привыкшего полагаться на собственные силы и подвергать все и вся сомнению. Такое сочетание, казалось бы, противоположных и противоречивых качеств делает русскую натуру универсальной и жизнестойкой, способной приспосабливаться к любым внешним условиям, живо откликающейся и проявляющей интерес к другим национальным культурам, обычаям и традициям, легко воспринимая и ассимилируя все лучшее в них и обогащая тем самым свое собственное духовное бытие.
Это свойство и способность русской души к совмещению диаметральных противоположностей людских характеров, выраженных в восточном и западном человеческих типах, не раз отмечалось русскими мыслителями и философами. Так, у В.Розанова читаем: «Промежуточное, связующее звено между ясно расчленённою и ясно все расчленяющею Европой и тёмною, запутанной, заматерелой Азией сказывается во всяком нашем ремесленнике и мелком торгаше».
В лучших своих проявлениях русский национальный характер обращен не только на созидание и деятельное преобразование окружающей действительности, он видит и верит, что все его собственные действия и все, что его окружает, определяется Божьим промыслом, который он пытается осмыслить и постичь, и в то же время стать его активным проводником. Он не привык довольствоваться сиюминутными задачами и целями, и мысль его, устремляясь к высоким идеалам, непременно объемлет все человечество, не ограничиваясь лишь интересами своего собственного народа. Именно поэтому русский народ, объединив многие разрозненные нации и народности в единое государство, а затем и в Российскую Империю, на протяжении всей историю своего существования нередко пренебрегал своими собственными национальными интересами ради малых наций и народностей, впадая в крайность самозабвения своей национальной духовной жизни и культурных традиций, принося их в жертву культурным и экономическим интересам национальных меньшинств, населявших территорию России. Примером тому может служить вся история развития национальных отношений в России в советскую историческую эпоху, несмотря на все присущие им изъяны, хотя многие политики сегодня и пытаются навязать мiровой общественности образ России, как агрессивного государства, постоянно осуществляющего на протяжении своей истории политическую и культурную экспансию как в местном, так и в мiровом масштабе.
Русский характер
Русский национальный характер складывался на протяжении веков под влиянием таких факторов, как суровый климат Северной Евразии с холодными зимами и ярко выраженной сменой сезонов, необъятные просторы России, многоэтнический характер государства, необходимость обороны протяжённых внешних границ. Значительную роль в формировании национального характера сыграло православие — наиболее распространённая религия и основа мировоззрения в течение столетий.
К основным чертам русского характера относят широту души, стойкость, сострадание, смирение, стремление к справедливости, общинность, способность к подвигу, умение не сдаваться. Русским не свойственны такие черты, как высокомерие, заносчивость, лицемерие (наоборот, весьма распространена болезненная самокритика). Русские, как правило, часто переживают эмоциональные подъёмы и упадки (этому способствует смена сезонов), и хотя могут испытывать трудности по части регулярной ритмичной работы, но зато время от времени способны на героический труд. Русские неплохо умеют находить общий язык с представителями других народов.
В общем и целом, русские не так уж сильно отличаются от остальных народов и не являются «белой вороной». Все народы имеют свои особенности и русские — не исключение. Впрочем, как и во многих других полиэтнических государствах, здесь речь может идти уже не о характере собственно русских как народа по крови, а о преобладающей культуре страны, частью которой давно стали представители многих других этносов. Поэтому можно говорить как о русском, так и о российском национальном характере.
Содержание
Важнейшие черты
Каждая из черт характера имеет свою обратную сторону, превращаясь из силы в слабость. Эти слабости тоже вкратце упомянуты ниже.
Способность к подъёму и подвигу
Одной из важнейших черт русского характера, которую отмечают и отечественные и зарубежные исследователи является «чувство революционного подъёма», «героическая доминанта», готовность к подвигу, способность к мобилизации сил в определённый момент. Эта черта обусловлена особой цикличностью жизненного уклада русских, вероятно сформировавшегося под влиянием долгих зим и необходимости быстрого сбора урожая. Большую часть времени русские копят или экономят энергию, стараются не напрягаться лишний раз, проявляют низкий интерес к происходящему, склонны к лёгкой депрессии, поискам смысла жизни, рассуждениям. В такие периоды, как у медведя в спячке, потребности к качеству жизни снижаются до минимума, русские довольствуются малым, воздерживаются от трат. Иностранцы, видящие русских в такой период, делают выводы об их лености, апатичности, разгильдяйстве, долготерпении, рабской сущности.
Периоды низкой активности имеют разный масштаб и продолжительность: в масштабе страны — годы, десятилетия, в масштабе семьи — недели, месяцы. Однако, наступают периоды, когда русские переходят в «режим подвига». Поводом к активным действиям может послужить война, революция, индустриализация, строительство коммунизма, освоение новых территорий и т. п. В такие периоды русские проявляют свои наилучшие черты: массовый героизм, самопожертвование, чувство локтя, трудолюбие, невероятное упорство, лидерские качества. Русских считают «типичными теневыми лидерами» в экстренной ситуации. [2] Русские часто создают сами себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать, например, выполняя месячный план в последнюю неделю. Есть пословица: «Русские долго запрягают, но быстро ездят».
Поводом для небольшого «подвига» может стать праздничная дата: день рождения, Новый год, свадьба. В такие периоды русский перестаёт довольствоваться малым, раскупоривает все заначки, влезает в долги, проявляет беспрецедентную щедрость и расточительность.
По Вассерману, у русских власть в определённые моменты может потребовать намного большей самоотдачи, чем в Европе (отсюда «русский тоталитаризм»), но взамен давала широкую бытовую свободу. У немцев, конечно, чистые окна, но во всех германских государствах полицейский мог устранить грязное окно метко брошенным булыжником [3] — невообразимая дикость для русских.
Слабость: русским зачастую тяжело работать ровно и постоянно. Также им свойственна бытовая расхлябанность, приводящая, например, к стихийным свалкам.
Щедрость, широта и гостеприимство
Заметной чертой русского характера является щедрость, широта натуры. Вероятно, причиной этому послужили природные условия: широта территории и изобилие пресной воды. Русские одни из немногих, кто моется под струёй воды. Например, многие англичане и японцы набирают воду и моются всей семьёй, не из-за бедности или дефицита, а из-за традиции экономить. [4]
Русские отличаются добротой, гостеприимством, состраданием, прямотой в общении, им не свойственны спесивость и заносчивость. Благодаря этому они легко могут находить общий язык с другими народами. Причиной этому служит то, что русское государство с самого основания и до наших дней является многоэтническим. Как следствие, россияне смогли освоить огромные территории от Урала до Аляски. [5]
Слабость: на доброте и сострадании наживаются паразиты наподобие профессиональных нищих. Щедрость и широта могут перерастать в расточительство, приводящее к бессмысленному расходованию ресурсов (например, когда берётся потребительский кредит на проведение пышной свадьбы с десятками, а то и сотнями приглашённых).
Смирение и духовность
Важнейшей чертой русских является потребность в вере. Эта потребность реализуется как глубинная уверенность в себе, в своём деле, в своей стране, в своём народе, и, разумеется, как духовность и религиозность. Более тысячи лет назад Россия получила христианское наследие Византии и ревностно хранила его. Идея «Третьего Рима» веками сплачивала страну. Русская религиозность носила и продолжает носить ярко выраженный духовный характер, в отличие, например, от протестантской этики, направленной на достижение материального достатка. Тем не менее существует и православная этика труда.
Среди русских выработались такие черты характера, как нестяжательство, стремление к духовным, а не материальным благам, доброта, отзывчивость, а также христианское смирение — качество, проявляющееся в способности действовать в любых обстоятельствах без заносчивости и гнева.
Слабость: неправильно понимаемая добродетель смирения на деле очень часто выливается в низкую национальную самооценку, излишнюю склонность к самокритике, раболепие перед другими нациями. Довольно часто встречается и ложная духовность — разрушительные культы; «бабки из церкви», орущие на любого, кто хочет приобщиться к высокому, но плохо знает правила поведения.
Стойкость
Веками, проживая в зоне рискованного земледелия под постоянной угрозой набегов, как из Великой Степи, так и из Скандинавии, русские, в отличие от европейцев, не могли надеяться, что построенное или посеянное ими точно не пропадёт зря, поэтому русским несвойственен западноевропейский перфекционизм. Если что-либо доведено до работоспособного состояния, русские часто на этом и успокаиваются, в меньшей степени заботясь о долговечности и в ещё меньшей степени — о внешнем виде.
Опыт отражения набегов, когда женщины уводили детей в лес, а затем воспитывали их сами, а мужчины оставались, чтобы задержать противника, и тот факт, что, в отличие от Европы, в России большинство войн шли фактически на уничтожение, а также опыт долгих православных постов сильно повлияли на характер русских как воинов. В отличие от, например, поляков русские мало гонятся за личной славой — общая победа важнее. Особенно исключительную стойкость русские могут проявлять в обороне. В средние века русские крепости могли месяцами обороняться, имея в запасах лишь муку, овощи, воду и водку (последняя использовалась как антисептик и анестетик). [2] В других странах крепости обычно сдавались вскоре после исчерпания запасов мяса.
Слабость: русские держатся даже тогда, когда этого делать не следует, а именно когда необходимо обращаться к врачам. Россия — известный заповедник запущенных болезней.
Дух взаимопомощи
На Западе (по крайней мере в последнее время) наиболее ярким классом (получающим много денег, раскрученным в прессе, их лексикон просачивается в общеупотребительный словарь и т. д.) являются наёмные управленцы — профессионалы, которые позволяют компании не утонуть в конкуренции: ведь тот, кто плохо организован, будет «съеден» тем, кто организован лучше.
Рискованная жизнь привела к тому, что русские всячески подавляли конкуренцию, ведь она бесцельно тратит ресурсы на саму конкуренцию. Всё с точностью до наоборот: от более удачливых ресурсы «сверху» передавали менее удачливым. Во все времена самым ярким классом в России был тот, кто занимался перераспределением ресурсов (кто бы то ни был — комиссары, номенклатура, бандиты). А самым нижним ячейкам (бригадам, крестьянским общинам…) давалась относительная свобода: сверху приходит задание, а как его выполнить — решайте сами. Это приводит к тому, что русские смотрят на начальника как на волка, но обрастают горизонтальными связями: сегодня ты мне, завтра я тебе. Эти связи, в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, организуются по духовному родству, а не по кровному. Русские не поощряют доносительство. [3]
Со стороны государства этот дух взаимопомощи выливается в широкую социальную политику: везде, где есть центральное отопление, оно не отключалось даже в трудные годы. По мнению оппозиционеров, это мешает политической сознательности: он воспринимает отопление как данность. Но публицист Виктор Мараховский считает иначе: [6] это означает, что у русских в подсознании записано: сохранить людей.
Обострённое чувство справедливости
В американской культуре справедливо всё, что законно. В глазах русских справедливо то, что заслуженно. Русские со скрипом переносят даже творческие династии — а «подарил папа» или «купил на залоговом аукционе» им вообще не по душе. Русский откровенно ненавидит гонщиков на «гелендвагенах». Главной целью перестроечной сатиры было именно незаслуженное неравенство.
Слабость: даже на заслуженное неравенство русский может смотреть косо. Уравниловка на советский манер — не выход. По мнению Виктора Мараховского, одна из проблем России — как наладить неравенство, которое выглядело бы справедливо в глазах народа.[7]
Широкая специализация
Из-за нехватки людей и деревянного строительства, которое надо быстро закончить за короткий сезон, русские вынуждали каждого осваивать много специальностей. У них мало «людей-функций», выполняющих одну работу, но очень хорошо, зато очень много «мастеров на все руки». Практически все русские мужчины (а часто и женщины) собирают себе ящик инструментов. Многие самостоятельно проводят простейшее обслуживание автомобиля. Если в США требуется, чтобы домашнюю электросеть построил лицензированный электрик и принял государственный ревизор, а в Германии попытка самостоятельно заменить сгоревшую лампочку на рабочем месте чревата крупными неприятностями ([8]), то бывший СССР допускает и самостоятельный монтаж. Игра «Что? Где? Когда?», с её широким пониманием разных сторон жизни и логическим выведением ответа из общеизвестных посылок, могла зародиться только в СССР.
Слабость: если надо сделать что-то на высшем уровне (например, придумать дизайн дорогой квартиры) — крайне сложно найти такого специалиста: посмотрите хотя бы на квартиры проворовавшихся чиновников и сравните с жилищами американских биллгейтсов. Передача таких специалистов «из уст в уста» часто переходит в кумовство. С усложнением бытовой (и не только бытовой) техники доморощенный «мастер» переоценивает уровень своей компетентности и часто делает совершенно недопустимые вещи — например, скручивает алюминий с медью, не учитывает какие-то неочевидные, но важные нюансы техники безопасности, что может привести к печальным последствиям, и тому подобное. Поверхностное понимание политики приводит к русскому протесту, бессмысленному и беспощадному.
Цитаты
Александр Васильевич Суворов
Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб. [9] |
Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. [10] |
Константин Михайлович Симонов
Но русские — упрямый народ, и если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят её с подлинным русским размахом![11][12] |
Глава американской разведывательно-аналитической компании Stratfor
Сила русских — это способность вытерпеть то, что сломало бы другие нации. Также подчёркивалась склонность поддерживать правительство безотносительно его компетентности в том случае, если Россия ощущает угрозу. Поэтому, утверждали русские, никто не может ожидать, что санкции, какими бы жёсткими они ни были, могли бы склонить Москву к сдаче. Вместо этого русские ответят своими собственными санкциями… [13] |
Иван Александрович Ильин
Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители. [14] |
Иван Васильевич Киреевский
Западный [человек], говоря вообще, почти всегда доволен своим нравственным состоянием, почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди все были на него похожи. Если же случится, что самые наружные действия его придут в противоречие с общепринятыми понятиями о нравственности, он выдумывает себе особую, оригинальную систему нравственности, вследствие которой его совесть опять успокаивается. Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя — и потому тем менее бывает доволен собою. При уклонениях от истинного пути он не ищет обмануть себя каким-нибудь хитрым рассуждением, придавая наружный вид правильности своему внутреннему заблуждению, но даже в самые страстные минуты увлечения всегда готов сознать его нравственную незаконность. [15] |
Николай Александрович Бердяев
У русских «природа», стихийная сила, сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремлённость к потустороннему миру. Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм и христианский аскетизм. Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком — задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. [16] |
Фёдор Михайлович Достоевский
Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её. [17] |
Философ, государственный и политический деятель, Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР (9 ноября 1917 — 21 января 1924)