Что такое русский патриотизм
Русский патриотизм и его отличия от Американского
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины.
В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты.
1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
2. Гордость за свершения своего народа.
3. Реальная оценка действий своего государства.
4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.
Американцы везде вывешивают свой флаг — дома, гос. учреждения, магазины, кафе, транспорт, вообще везде. Для американцев, флаг, это не просто символ страны — это символ Свободы.
Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:
1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.
Греческое слово «патриот» приобрело в современном русском и американском словоупотреблении практически диаметрально противоположные значения. Две страны – два патриотизма. Чем же они отличаются?
Патриотизм по — русски:
Исторически, начиная с 19 века, патриотизм в России имели чрезвычайно сильный оттенок. Собственно, это неудивительно, потому что насаждалось это чувство «сверху», и было нужно для воспитания более качественного лоялизма в условиях нарастающего противостояния России и Европы при Николае Первом. Формула «Православие – Самодержавие — Народность» стала максимально ясным выражением сущности русского патриотизма: на первом месте — верность государственности.
Поэтому, по факту, патриотизм по — русски – это всегда лоялистское, «охранительское» чувство и идеология. Оно безынициативно, пассивно, связанно, как правило, только с тем, чтобы вовремя «умереть за Родину» (естественно, там и тогда, где укажет начальство).
Советский патриотизм был в чем — то малоинициативен и инфантилен. Но, во всяком случае, в то время рядовому гражданину БЫЛО ради чего «вовремя умереть под Москвой!» Ибо, несмотря на все минусы, на все тогдашние трудности, Советское государство, все же, было ДЛЯ него, для рядового гражданина.
В Америке с самого ее основания царило радикально другое понимание патриотизма. Самое интересное, что, читая высказывания одного из Отцов-Основателей Америки, Томаса Джефферсона, кажется, будто он полемизирует именно с русским пониманием патриотизма:
— Инакомыслие – это высшая форма патриотизма.
— Моя родина — там, где есть свобода.
— Для общества бунт — вещь не менее полезная, чем гроза для природы. Это лекарство, необходимое для здоровья правительства.
— Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение.
Согласитесь: что в Российской Империи, что в Советском Союзе, что в Российской Федерации каждый из этих лозунгов легко мог быть признан «экстремистским».
Американский патриот – это человек, преданный тем принципам Конституции, которые создали США. Более того, не просто самим идеалам, а еще и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке. При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не «актуальной Америке», а «идеальной» — той, которая описана в Конституции. Потому что в отличие от циничных русских, привыкших, что закон – как дышло, американцы к своей Конституции относятся крайне серьезно.
Для русского патриота главный враг всегда где-то за границей. Есть, правда, еще и внутренние враги, но они опасны всегда именно тем, что играют на руку внешним. И поэтому главная задача и «символ веры» русского патриота – «умереть под Москвой».
Русский патриотизм – ждет, когда его «позовут» «умирать под Москвой». Американский — создает многочисленные вооруженные группы «милиции», групп самообороны и других потенциально партизанских формирований.
Как можно убедиться, в основе русского патриотизма – лежит инфантильный коллективизм, который перекладывает всю тяжесть моральных решений на государство. В основе американского – свободолюбивый индивидуализм. До которого России еще долго предстоит расти.
Почти тридцатилетняя селекция в социуме после развала СССР, сначала на волне разрухи и испытаний, потом – потока нефтедолларов и борьбы за внешний престиж, окончательно вынесла наверх огромную армию управленцев, а теперь это уже целое сословие господ, объединённых единой целью. И это далеко не любовь к Родине и сохранение её для потомков, как можно было бы подумать. Это – деньги, личное благосостояние. Как можно больше, любой ценой. Деньги — наше нынешнее мерило, только не труда и патриотизма, а лжи, подлости и уровня казнокрадства.
Наши деды ходили в лаптях, жили в землянках, победили фашизм – не для того, чтоб кучка олигархов пришла к власти и теперь они заявляют, что дело наших предков – левое, а они правые!
Новые капиталисты России награбили почти на законном основании уже столько, что роскошью соревнуются с арабскими шейхами. Но те хоть не позволяют жить в нищете своему народу, а наши богачи готовы отобрать последнее.
Страну СССР, бывшие граждане, продали: за жвачку, джинсы и подержанные иномарки! Позабыв про заслуги наших дедов погибших в ВОВ — за Социалистический путь развития и социальное равенство!
Сейчас, РФ живёт в режиме «Либерализм – фашизм», по улицам наших городов вместо милиции, ходят полицаи — как в гестапо, и избивают мирных граждан, которые вышли на мирную демонстрацию.
Мне жаль Российских патриотов, многие из которых выходят на улицы, не столько за Навального, сколько из за социальной несправедливости, и получают дубинками по голове.
Россия стала сырьевым придатком капитализма, а наши олигархи – смотрящими!
(Источник: интернет сети)
Владимир Грачев,
пос. Тазовский, 29.01.2021 г.
Новое в блогах
Особенности русского патриотизма
Разобраться в терминах
У каждого есть свое собственное представление о патриотизме. Для кого-то это любовь к собственному дому, кто-то любит родную землю и пейзаж, скажем, березовые рощи, но ненавидит государство, кто-то, напротив, питает идеологическую любовь к политическому строю, как это было, например, в СССР. Отсюда и постоянные споры, что патриотично, а что нет, и вообще, кто может претендовать за «звание» патриота. Поэтому, перед тем, как начать разговор о патриотизме, нужно сначала разобраться в основных понятиях и терминах.
С исторической точки зрения, патриотизм появился в то же время, что и государство. Само слово патриотизм происходит от греческого πατρίς («отечество»). Причем, по словам доктора исторических наук, Людмилы Морозовой, под отечеством в данном случае нужно подразумевать именно государство, страну, народ, а вовсе не любовь, скажем, к родному дому, патриотизм чувство «надличностное». Справедливости ради, любовь к родному очагу предшествовала любви к родине.
Выделяют множество видов патриотизма. Например, патриотизм «жертвенный», который был присущ декабристам. Известна оценка А.И. Герцена, данная им, вышедшим «…сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия». Или «местный патриотизм», когда люди готовы защищать свою деревню, но могут быть абсолютно равнодушными, если речь идет о соседях, пусть и соотечественниках. Например, во время гражданской войны в России в начале XX века крестьяне активно боролись против вторжения иностранных интервентов, но только тогда, когда враги находились на близком расстоянии от их деревень. Кстати, подобный тип патриотизма считается наиболее массовым.
Зарождение русского патриотизма
Впервые, термин патриотизм в России появился при Петре I. Он был использован в одном трактате, посвященном причинам Свейской войны вице-канцлера Шафирова. Он употребил слово «патриот» к себе и к Романовым, что были репрессированы Борисом Годуновым. Но само понятие в его нынешнем понимании распространилось лишь во второй половине XVIII века.
Разумеется, патриотизм как явление появился в русской истории намного раньше. Так, «Слово о полку Игореве», созданное в XII веке, считается первым патриотическим произведением русской литературы, по крайней мере, из того, что до нас дошло. Ярким проявлением русского патриотизма было и второе ополчение, когда оставшись без царя и предводителя, русский народ едино поднялся на защиту русской земли. Но называлась это тогда совсем по-другому. Так, Петр I именовал себя «сыном Отечества», а в XVI веке бытовало понятие «доброходящего российскому царству». Так что, исконно русское название патриота – «доброход».
Земельный патриотизм
Патриотизм часто проявляется как любовь к определенной территории, земле, осознание себя ее непосредственной частью. Можно назвать такой патриотизм «местным», можно «крестьянским», который в русском человеке разглядели два великих русских писателя. Первым, как ни странно, был Лев Толстой, который всячески критиковал патриотизм – как причину разъединения народов и любил повторять фразу доктора Самуэля Джонса «патриотизм – последнее убежище негодяя».
Говоря об этом типе русского патриотизма, некоторые историки отмечают, что до XIV века в источниках понятие «русская земля» включало в себя все – и территорию, и владение, и народ, и даже русское войско на чужбине. Ученый Буслаев подметил, что на Руси «в старину вместо отечества говорилось просто земля, Русская земля». Эта связь с землей, впоследствии неоднократно проявлялась во многих русских народных традициях. Например, в обряде прощания с землей, когда, почувствовав приближение смерти, крестьянин шел в поле, кланялся земле и говорил: «Мать сыра земля, прости и прими меня».
И не только для крестьян-земледельцев земля была воплощением родины. Традиция привозить горсть родной земли на могилы солдатам, погибшим на чужбине, сохранилась и в XX веке и в XXI веке.
«За царя»
«За веру, царя, отечество», гласил знаменитый девиз, распространенный во времена Российской империи. Вера в монархию, в православного царя тоже была весьма укоренена в русском сознании. Любовь к монарху была свойственна одновременно и дворянам, и крестьянам, так как они ощущали себя общей иерархией, идущей от Бога. Идея служения «государю» и готовность идти за ним «хоть в огонь, хоть в воду», была присуща еще отношениям между дружинниками и князем. Как говорилось еще в «Слово о полку Игореве»: «за землю русскую… ищучи себе чести, а князю славы».
Но сама идея «жизнь за царя», впоследствии прославленная подвигом Ивана Сусанина и воспетая Михаилом Глинкой, появилась впервые при Иване Грозном. И в первую очередь адресовалась аристократии. Иван IV отдавал особое значение нерушимой присяге и верности монарху, что отчетливо прослеживается в его переписке с Андреем Курбским. В ней поднимаются многие вопросы церковно-политического характера, в частности, Иван Грозный указывает на божественное происхождение самодержавия, которое было принесено на Русь святым Владимиром через крещение. Он повторяет слова апостола Павла – кто противится власти, противится и Богу. «Русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей и, наконец, нами, своими государями».
Впрочем, далеко не все последующие монархи придавали патриотизму личностные характеристики. Так, например, Петр I, напутствуя солдат перед Полтавской битвой говорил: «И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество. ». При последних же императорах – Александре III и его сыне Николае II, напротив, православный образ самодержавных монархов, вновь стал популярным.
«За Родину, за Сталина»
Патриотизм в СССР был неотъемлемой частью сознания большинства жителей. Сейчас часто сравнивают сталинизм с царским патриотизмом как слепой верой в вождя, но по мнению специалистов, коммунистический патриотизм сильно отличался от консервативного национального патриотизма наличием четкой «прагматической составляющей».
Образ православного царя и божественного происхождения самодержавия были названы «буржуазным патриотизмом», переходящим в шовинизм, и заменены постоянным подчёркиванием достижений Советской власти и народа СССР. Советский патриотизм делал основной упор на сознательную и целеустремленную любовь к социалистической родине, к политическому строю.
Патриотизму в СССР не была свойственна однородность. Будучи основным орудием управления сознанием масс, он менялся в зависимости от экономических, политических и культурных обстоятельств. Например, долгое время, статус патриота требовал неистребимой ненависти к врагам Родины, а также их поиск и разоблачение.
В годы Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании был сделан большой шаг в сторону забытого традиционного патриотизма – власти обратились к доселе запретным и забытым образам Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I, Александра Суворова, дабы воспитать в народе героическую составляющую. В 70-е года на первый план выдвигается «любовь и преданность своей Родине, содружеству социалистических стран».
Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Патриотизм – это очень сложное и многогранное понятие. Все понимают, что это такое, и в то же время существует немало разных трактовок, многие из которых противоречат друг другу. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие.
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Противоположностью патриотизма является космополитизм – идеологическая концепция, согласно которой всё человечество представляет собой единую нацию, а каждый человек является гражданином мира.
В большинстве стран мира патриотизм считается основой жизнеспособности государства. Он выступает в качестве мобилизующего фактора, заставляя людей занимать активную гражданскую позицию и самоотверженно служить родине. Человек может испытывать патриотические чувства и по отношению к малой родине – своему краю и даже городу. К примеру, он может одинаково радоваться и когда сборная его страны побеждает на международных соревнованиях, и когда сборная его города побеждает на соревнованиях внутри страны.
Виды патриотизма
Как было отмечено выше, патриотизм – понятие сложное и многогранное. Он может проявляться в чувствах, взглядах, жизненных принципах или поступках человека. Он может иметь разную природу, затрагивать разные сферы жизни и быть направленным на разные объекты. Чтобы внести ясность, социологи выделили пять основных видов патриотизма:
Часто можно услышать также про «квасной» патриотизм (или «ура-патриотизм»). Это ироничное определение для гипертрофированного патриотизма, при котором человек слепо верит в превосходство своей родины над другими странами. Обычно «квасной» патриотизм противопоставляют подлинному патриотизму, поскольку человек отрицает наличие у его родины каких-либо недостатков и не озадачивается тем, чтобы приносить ей какую-то реальную пользу, кроме неоправданного восхваления.
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Тем не менее, и многие другие профессии тоже подразумевают наличие патриотизма. К примеру, есть люди, которые заняты восстановлением экологии родного края. Они занимаются очисткой водоемов, восстанавливают леса, пропагандируют бережное отношение к природным ресурсам. Они тратят на эту деятельность значительную часть своего времени, несмотря на то, что это не их основная работа. Так проявляется региональный патриотизм.
Если человек занимается изучением и распространением культуры своего края, это проявление национально-этнического патриотизма. Он может изучать традиции и обычаи, пропагандировать историю и культуру родного края, заниматься воспитанием и культурным образованием молодёжи, поддерживать и развивать краеведческие музеи.
Гражданский патриотизм – это чувство, свойственное врачам, учителям, работникам правоохранительных органов, пожарным и спасателям. Конечно, у всех разные цели. И всё же, выбирая одну из этих профессий, люди мечтают помогать обществу, частью которого являются. И очень часто они действительно жертвуют ради этого своими интересами. К примеру, квалифицированный хирург может отказаться от приглашения в престижную европейскую клинику, чтобы не потерять возможность спасать жизни своих земляков.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Практически во всех странах присутствует также военно-патриотическое воспитание, которое призвано сформировать у подрастающего гражданина готовность защищать свою родину от всевозможных угроз. Данный процесс включает не только формирование патриотических чувств, но и базовую воинскую подготовку, которая может пригодиться в дальнейшем, если человек решит посвятить свою жизнь службе в армии.
Особенности патриотического воспитания в России
Россия – самая большая и многонациональная страна в мире. Поэтому одним из приоритетных направлений патриотического развития является формирование положительного восприятия представителей других наций и вероисповеданий. Кроме того, приоритетными считаются такие задачи как:
Важной особенностью воспитания патриотизма в России является также то, что необходимо учитывать специфику каждого субъекта федерации. Поэтому задачи патриотического воспитания разбиваются на различные сферы, и в этих сферах вырабатываются собственные программы для каждого региона.
Негативная сторона патриотизма
Основу патриотизма составляет самоотверженная любовь к родине. В частности, это подразумевает, что человек при необходимости готов поступиться собственными интересами ради блага своей страны. Из-за этого патриотизм часто подвергается критике, поскольку государство существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права граждан, а не требовать от них отказываться от своих прав, совершая патриотические поступки.
Другая серьезная проблема патриотизма заключается в том, что он «подпитывает» ксенофобию у граждан. Конечно, нет ничего плохого в любви к родине. Но человек так устроен, что патриотизм часто приводит к противопоставлению «своих» и «чужих». История знает много случаев, когда патриотизмом оправдывались войны, геноциды и другие страшные преступления против человечности. Таким образом, патриотизм является положительным явлением, но только в разумных пределах.
Заключение
Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. В целом, это положительное явление, но при условии, что патриотические чувства не вырождаются в ксенофобию и прочие формы ненависти к другим народам. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда задумываться об истиной природе этих чувств.
ФОТО Дениса РУСИНОВА/ТАСС
– Михаил Маркович, на вопрос о том, что такое патриотизм, любой человек, не задумываясь, ответит: любовь к родине. И, безусловно, будет прав. Разве не так?
– Разумеется, однако представления об объекте этой любви менялись от эпохи к эпохе, поэтому и в понятие «патриотизм» в разные времена вкладывалось совершенно разное содержание. Есть любовь к стране, а есть к своему родному городу, селу, в конце концов – к улице и дому.
Если обратиться к глубинам истории, то, к примеру, в Древней Греции не было общегосударственного патриотизма. Греки, как известно, враждовали друг с другом: Афины против Спарты и так далее. Зато в Греции был развит «полисный» патриотизм – любовь к своему городу. По современным подсчетам, в греческом мире было около тысячи полисов, их политическая и культурная жизнь не ограничивалась рамками своих городов. В труде историка Фукидида даже встречается такое понятие, как «любовь к полису».
В нашем отечестве поначалу существовал «общерусский» патриотизм: бытовало понятие «русская земля» как некое представление о христианской общности, но под ней ни в коем случае не подразумевалось государство. Знаменитый литературный памятник XIII века «Слово о погибели русской земли» – это гимн ее величию, который, несомненно, свидетельствует о сильном патриотическом чувстве.
Впрочем, по всей видимости, с самых древних времен наряду с общерусским патриотизмом сосуществовал «локальный». Междоусобицы ведь происходили с самого начала известной нам истории Руси: летопись рассказывает о княжеских распрях еще в X – XI веках. Возможно, локальный патриотизм в рамках одного княжества получил наибольшее развитие в XIII – середине XV века, но новым явлением он не был. Речь шла о любви к своей земле, будь то Новгород, Тверь или Псков. Параллель с древними греками очевидна: русские княжества практически так же враждовали друг с другом, как и греческие города-полисы.
Следующая веха – возникновение общерусского государственного патриотизма, в котором объектом поклонения и защиты становится уже не русская земля, не отдельные княжества, а Российское государство, или Московское царство. Государствоцентризм становится фундаментом общерусской идентичности. Эта яркая страница связана со Смутным временем: именно тогда заявил о себе государственный патриотизм.
Кстати, само слово «патриот» восходит к греческому языку, но обозначало оно чужака – иноземца или иногороднего. Человека из своего города так никогда не называли: для этого использовалось слово «гражданин».
– А как на Руси называли тех, кого мы сегодня именуем патриотами?
– Очень интересно наблюдать, как происходила смена понятий. Например, в «Житии князя Михаила Тверского», погибшего в Орде в начале XIV века, по отношению к нему встречается слово «отечестволюбец». Считалось, что князь защитил свой город от врага ценой собственной жизни.
Примечателен эпизод середины XV века, зафиксированный в летописях: в Псков прибыл новгородский архиепископ, он проводит службу в главном соборе, Троицком, и там возглашают вечную память тем, кто отдал жизнь за Великий Новгород и Псков. И – обратите внимание! – призывает благословение на «добра хотящих» Великому Новгороду и Пскову. Таким образом, мы видим самый ранний русский аналог понятия «патриот» – «доброхот».
Через много лет это понятие появилось в литературных сочинениях Смутного времени, но уже в значении «добра хотящие» по отношению ко всему Российскому государству, а не отдельному городу.
Иноземное слово «патриот» пришло в русский язык в петровское царствование. Речь о сочинении барона Петра Шафирова «Рассуждение, какие законные причины Его Царское Величество Петр Первый, царь и повелитель всероссийский. к начатию войны против короля Карла XII Шведского 1700 году имел. ». Эта книга была издана в 1717 году. Именно в ней, по данным лингвистов, впервые и прозвучало слово «патриот». Шафиров, понимая, что оно новое и читателям неизвестное, указал в примечании на полях: «Патриот – Отечества сын».
Объясняя в предисловии к своему труду мотивы, побудившие его взяться за перо, Шафиров указал на распространяемые шведской стороной в Европе «клеветы» относительно причин Северной войны. «Того ради, – продолжает он, – побужден некоторой верной патриот (именно так! – М. К.) из Российского народа (прозрачный намек на самого автора. – М. К.) для оправдания своего Всемилостивейшего Самодержца и правдулюбивого Царя и Государя в начатии сея войны от таких неправедных клевет и швецких внушений. сие разсуждение на свет выдать. ».
В XVIII веке и начале XIX века в России часто употреблялось выражение «Отечества сын», иногда в форме «верные сыны Отечества».
Если же говорить о понятии, которое сегодня обозначается словом «патриотизм», то оно впервые появилось в английской печати в 1726 году. Связано оно было с полемикой между двумя ведущими партиями – вигов и тори. И те и другие использовали понятие патриотизма как любви к Отечеству, обвиняя своих соперников в том, что, мол, их аналогичные чувства – фальшивые. У лорда Болингброка, известного деятеля партии тори, который даже входил в правительство, а потом оказался в вынужденной эмиграции во Франции, есть сочинение о «короле-патриоте», а также другие произведения, где встречаются понятия «патриот» и «патриотизм».
К концу XVIII века в Англии слово «патриотизм» стало двусмысленным, поскольку его очень активно использовала оппозиция. А заодно и восставшие жители американских колоний.
В результате уже в 70-е годы XVIII века известный литературный критик и поэт Сэмюэл Джонсон, представитель английского Просвещения, произнес, как сообщает его биограф Босвелл, ставшую знаменитой фразу о том, что патриотизм – последнее прибежище негодяя.
– Как подчеркивал биограф, Джонсон имел в виду фальшивый патриотизм, когда любовью к родине прикрываются различные нечистоплотные политические дельцы, преследующие свои цели. А сам Сэмюэл Джонсон, который был известен также и как лексикограф, в одном из изданий своего «Словаря» указал, что патриотизм – это не только любовь и преданность своей родине, но и способ нападок на правительство со стороны оппозиционеров. Такое явление он и считал фальшивым патриотизмом.
Джонсон вел полемику, будучи противником партии вигов, которые, как ему казалось, недобросовестно используют понятие «патриотизм» в своих узких политических целях.
Эта ситуация чем-то напоминала и происходившее в России. В нашей стране в конце XVIII века любовь к родине политизировалась; патриотизм, в зависимости от политических взглядов, наполнялся разным смыслом.
С одной стороны, к концу XVIII века ярко выкристаллизовался верноподданный, монархический патриотизм, выраженный, к примеру, в одах таких придворных поэтов, как Тредиаковский или Ломоносов. В центре этих произведений – фигура монарха или матери отечества, каковой была провозглашена Екатерина II.
С другой стороны, к концу ее царствования появился и другой патриотизм – условно говоря, республиканский. Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» различал Отечество и монархию. Известный комедиограф Денис Фонвизин (гораздо меньше известно, что он был еще и политическим мыслителем, увлекавшимся идеями французских просветителей) прямо указывал, что при деспотизме невозможен патриотизм в истинном смысле.
– Иными словами, можно быть патриотом и не любить царя-батюшку?
– Конечно. Можно быть противником существующего в стране политического режима, но при этом оставаться патриотом своей родины. Яркий пример – декабристы. Давая показания на следствии, они подчеркивали, что ими двигали патриотические чувства.
Правда, Сергей Трубецкой при этом раскаивался. Он, в частности, заявил: «. Худо понятое чувство любви к Отечеству составляет тайные политические общества. Люди с пылким воображением, с горячим сердцем, с пламенною душою, при чистых и великодушных чувствованиях, легко могут быть увлечены ревностию и усердием к пользе общей, не предвидя гибельных последствий, к коим худо избранный путь тайства может привести их».
Другой яркий пример – Чаадаев. В его любви к родине сомневаться не приходится, однако в его «Философических письмах» он весьма нелицеприятно отзывается о России. Напомню его яркие строки: «Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. ».
Впрочем, если его чувство любви к родине явно было далеко от верноподданнического, то в польском вопросе он был приверженцем имперской, великодержавной политики. И в этом был солидарен с Пушкиным, выразившим свои мысли в знаменитом стихотворении «Клеветникам России».
Вообще важно понимать, что патриотизм весьма ситуативен. То есть человек может быть не согласен с какой-то правительственной линией во внутренней политике и быть совершенно солидарным с тем, как осуществляется внешняя.
– Известна антивоенная позиция Ленина и его соратников во время Первой мировой войны: они выступали за поражение собственного правительства. Сегодня нередко можно услышать, что подобный тезис был предательским по отношению к государству.
– В его позиции была своя логика: Ленин считал войну несправедливой, грабительской, империалистической, при этом подчеркивал, что не ставит знак равенства между правительством и страной. В своей статье «О национальной гордости великороссов» он пытался защищать свою позицию и искать трактовку, которая устроила бы более широкие слои его сторонников.
Сегодня можно утверждать, что антивоенная позиция Ленина не принесла успеха: большевики оказались в изоляции, их фракция в Госдуме была разогнана, ее члены арестованы и отправлены в ссылку.
Однако с точки зрения пролетарского интернационализма тезис Ленина был абсолютно логичным. В «Манифесте Коммунистической партии» 1848 года ведь было сказано, что у пролетариата нет Отечества.
Вообще интернационализм был своего рода продолжением космополитизма эпохи Просвещения. И то, что говорили Маркс с Энгельсом, было весьма близко к тому, о чем писал Вольтер. Впоследствии многие социалисты придерживались именно таких принципов. Это объясняет, почему в Европе патриотические лозунги в значительной мере сместились в правую часть политического спектра, а левые силы были настроены весьма антипатриотично.
В России в начале ХХ века патриотическая идея вошла в политический арсенал крайне правых, черносотенцев, а борцы за свободу (от кадетов до большевиков) относились к ней крайне осторожно. Кроме того, такой властитель дум, как Лев Толстой, открыто выступал против официального патриотизма. В своих статьях на рубеже XIX – XX веков он указывал, что русскому народу это чувство совершенно не свойственно. Писатель считал, что официальный патриотизм пахнет милитаризмом, чреват войной.
Другой властитель дум, философ Владимир Соловьев, не одобрял патриотизм с христианских позиций, считая его некоей новой государственной религией. Он был автором статьи про патриотизм в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, где оценивал его весьма критически.
«Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или по крайней мере самым высшим предметом поклонения и служения, – отмечал Владимир Соловьев. – Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель». Кстати, после этих слов автор ссылался на собственную статью в той же энциклопедии, посвященную национализму.
– Владимир Соловьев пытался нащупать грань между патриотизмом и национализмом. Что скажете?
– Отвечу на этот вопрос не как философ, а как историк. Понятие патриотизма гораздо древнее понятия «национализм», которое появилось и распространилось в Европе, а потом и по всему миру лишь в XIX веке.
На мой взгляд, национализм – одна из разновидностей патриотического чувства, когда предметом поклонения и иногда даже обожествления выступает народ или нация. В России после разгрома Наполеона идеологически утверждаются национальные, даже националистические мотивы. Николай I в этом смысле был первым: царствовавший до него его родной брат Александр был чужд национализма, будучи воспитанником эпохи Просвещения. Он был, скорее, настроен космополитически.
Весьма показателен эпизод, произошедший 22 августа 1826 года: сразу после коронации в Кремле Николай I с Красного крыльца троекратно поклонился народу. Прежде никто из русских царей народу не кланялся. Символически этот поклон, ставший затем обязательным элементом коронации и других церемоний с участием императора, означал, что источником своей монаршей власти царь признавал народную любовь. То есть для Николая I важно было, чтобы его воспринимали не только как помазанника божьего, но и как вождя своего народа. В XVIII веке подобная идея была совершенно немыслима.
Что касается грани между национализмом и патриотизмом. Изучение драматических событий последних двух столетий привело меня к выводу, что она не только тонкая, но порой даже трудноразличимая.
Яркий момент – спорт, когда люди болеют за свою команду. Сказать, национализм это или патриотизм, очень трудно. И то и другое.
Известны бесспорные патриоты, которые при этом были ярыми националистами. Например, деятели польской борьбы за независимость в XIX веке. Другой пример – итальянские националисты того же времени Джузеппе Мадзини и знаменитый полководец Джузеппе Гарибальди. Их национализм был устремлен в будущее. Тогда еще не было единого итальянского государства, но они о нем мечтали и в конце концов добились своего.
Идеология СССР проводила четкую грань: «советский патриотизм» – правильный, позитивный, а «буржуазный национализм» – неправильный, негативный. Но даже тут делалось исключение для «национально-освободительных движений»: они, конечно, были националистическими, но прогрессивными. Кстати, даже сами определения патриотизма и национализма в Большой Советской энциклопедии были очень похожими. Отличались только акцентами. Если используется слово «буржуазный» – значит речь о чем-то плохом.
Впрочем, если в ХХ веке в нашем Отечестве на официальном уровне к национализму относились негативно, то в последнее время стали появляться солидные академические издания, в том числе даже под грифом Института истории РАН, которые написаны явно с националистических позиций, и авторы это даже не скрывают. Например, коллективная монография «Патриотизм и национализм как факторы российской истории», увидевшая свет в 2015 году.
Обращает на себя внимание, что ее авторы не пытаются различить эти понятия. Они все время употребляют их вместе, причем национализм рассматривают вполне позитивно. Некоторые главы явно написаны с сочувствием к русским националистам, например, позднего советского периода. Речь о круге авторов журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник» 60-х – начала 80-х годов ХХ века (писатель Михаил Лобанов, литературовед Вадим Кожинов, историк Аполлон Кузьмин и другие). Власти их то терпели, то преследовали, то поощряли.
Для мировой культуры эта тенденция совершенно не удивительна. Целый ряд ученых – историков, антропологов, социологов – тоже весьма нейтрально оценивают национализм. Так что тезис о том, что патриотизм – это всегда добро, а национализм – зло, не выдерживает критики. И то и другое может служить как благородным, так и достаточно сомнительным целям.
К примеру, обе стороны гражданской войны в Испании в 1930-х годах – республиканцы и франкисты – говорили о преданности своей родине и подчеркивали собственный патриотизм. Только цели у них были совершенно противоположные. У победивших франкистов эта преданность Отечеству была безусловной, абсолютной.
– На ваш же взгляд, патриотизм – это лояльность государству или верность народу?
– Подчеркну еще раз: патриотизм многолик. Есть «нерассуждающий»: мол, все, что делает моя страна, всегда правильно. И есть, условно говоря, критический, «с открытыми глазами», который лично мне более близок.
Повторю, в истории можно увидеть самые разные примеры. В России в Смутное время люди объединились ради спасения державы, причем в этот период в стране не было царя. Преданность нации, народу характерна уже для XIX – XX веков, примеры – всевозможные национально-освободительные движения: на Кубе, в Южной Африке, когда не государство, а именно народ выступал во главе угла. Нельсон Мандела в речи на суде в 1960-х годах поклялся служить именно своему народу, а не государству.
Если же говорить о чувствах, лежащих в основе патриотизма, то они могут вести и к добру, и к злу. Кто сказал, что любовь – всегда созидательное, позитивное начало? Известно много примеров – хотя бы по литературе и искусству, – когда любовь служит источником пагубных страстей.
Так, на мой взгляд, и объявление патриотизма государственной идеологией едва ли прибавляет стране единства, потому что разные силы вкладывают в это понятие совершенно разные смыслы. При этом все будут утверждать, что они патриоты: и проправительственные деятели, и оппозиционные. А утверждать монополию на «правильный патриотизм» – бессмысленно и бесперспективно. Каждый любит родину по-своему. Так было во все времена.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6764) от 16.09.2020 под заголовком «Как правильно родину любить?».