Что такое русское искусство

Русское искусство

Содержание

Культура России — культура народов и народностей Российской империи и её государств-предшественников, а также советской и современной России. Культура России признана одной из самых богатых и многогранных культур мира.

История культуры России

Древняя Русь

Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:

Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.

Культура России XIII—XVII веках

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

В 1237—1242 годах произошло монголо-татарское нашествие на Русь. После этого Русь попала более чем на 200 лет в зависимость от Золотой Орды. Естественное развитие Руси было нарушено. В этот период особенно ярко проявляются различия русской культуры от культуры западноевропейской.

Ключевые особенности культурного развития в тот период:

Российская империя

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Советское государство

Культура СССР является кумулятивной культурой стран и народностей, проживающей на территории Советского Союза. Государствообразующей была русская культура, также огромен вклад в культуру СССР таких народов как украинцы, белорусы, казахи, узбеки, грузины и т. д.

Интенсивно развивалось театральное искусство, кинематограф, изобразительное искусство. В отдельные периоды поощрялось развитие культур этнических меньшинств, национальных культур.

Народные промыслы не имели поддержку на государственном уровне, в связи с чем некоторые промыслы были утрачены и восстановлены только после распада СССР.

Современная история

Современная история культуры в России связана с восстановлением элементов культуры Российской империи и её интеграцией в культурное наследие СССР. В России производится активное восстановление храмов и религиозных обычаев, возрождается институт меценатства и прочее. Помимо этого в существующую культуру СССР приходят ценности, свойственные Западным и Восточным цивилизациям, например, привносятся традиции популярной культуры западных или чайные церемонии и кухня восточных стран.

Культура народов России

Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих 79,83 %, проживает свыше 180 других народов. В историческом плане доминирует русская культура, основанная на русском языке и православии, однако это доминирование никогда не было полным. Важную роль в развитии русской культуры оказали Украина и Белоруссия, а также и другие славянские страны, такие как Сербия и Польша. Важную роль в развитии культуры России играют культура крупных народностей России, таких как татары, башкиры, калмыки и другие.

Культурные артефакты России

Артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. За тысячелетнюю историю Россия накопило огромное количество культурных артефактов.

Языковое наследие

Самым распространённым языком в России является русский. Он также считается государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 69 её конституции. Однако, число носителей ещё восьми языков в РФ превышает один миллион человек. Республики в её составе вправе устанавливать свои государственные языки и как правило пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике помимо русского статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.

Несмотря на предпринимаемые во многих регионах усилия по сохранению языкового разнообразия, в России сохраняется наметившиеся ещё в советское время тенденция к языковому сдвигу, когда фактически родным языком нерусских граждан становится русский язык, в то время как поверхностное знание материнского языка (языка своего этноса) становится не более чем маркером этничности.

Глаголица

Глаголица — одна из первых славянских азбук. Некоторые исследователи полагают, что именно глаголицу создали святые Константин (Кирилл) Философ и Мефодий для записи церковных текстов на славянском языке, а кириллицу разработали их последователи на основе греческого унциального письма (устава).

Кириллица

Кириллица — система письменности и алфавит для какого-либо языка, основанная на этой старославянской кириллице (говорят о русской, сербской и т. п. кириллицах; называть же «кириллическим алфавитом» формальное объединение нескольких или всех национальных кириллиц некорректно).

На основе кириллицы построены алфавиты многих славянских языков, а также некоторых неславянских языков, которые ранее не имели письменность либо имели другие системы письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов. См.: список языков с алфавитами на основе кириллицы.

Русский язык

Ру́сский язы́к — один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, в том числе самый распространённый из славянских языков. Русский язык произошёл из древнерусского, вместе с украинским и белорусским языками.

Фольклор, народная культура

Былины, сказания, народные сказки

Народные былины и сказки характерные для народов населяющих Россию донесли до нас всю народную мудрость из глубин веков.

Основными героями в былинах были простые крестьяне (например, Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич).

Народное музыкальное творчество

Частушка

Часту́шка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Таким образом, частушка является элементом фольклора. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. В эпоху СССР, большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность, многие содержали ненормативную лексику.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

Городской фольклор, городской романс

Свадебные обряды

Народные художественные промыслы России

Гжель

Жостово

Хохлома

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Выточенная ножом на токарном станке или вырезанная ножом из липы или берёзы, вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная «поваленная» вещь, многократно покрытая олифой, красится серебристым алюминевым порошком, по которому затем наноситься роспись масляными красками, главным образом, чёрной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё больше пламенеют на золотом и чёрном фоне, поэтому хохлому называют «золотой» и «пламенной». Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «кудриной», «ягодкой», «яблочком», «виноградом», «листиком», «древком» и т.д. Следует выделить два главных вида росписи: «травка», «кудрина»

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Мезенская роспись по дереву

Определенный тип росписи деревянных прялок и утвари — ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Скань

Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.

Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI веке — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Каслинское литьё

Каслинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.

Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

Финифть

Палехская миниатюра

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Матрёшка

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами.

Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Вологодское кружево

Искусство России

Изобразительное искусство

Иконопись

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Русская иконопись унаследована традиции византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Самое всеобъемлющее собрание икон находится в Третьяковской галерее.

Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастеры как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.

Живопись

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине-конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, как Левицкий и Боровиковский.

Российская живопись с того времени следовала общемировым тенденциям. Выдающиеся художники первой половины XIX века: Кипренский, Брюллов, Иванов («Явление Христа народу»).

Во второй половине XIX века произошёл расцвет реалистической живописи. Было основано творческое объединение российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)», в которое входили такие великие художники, как Васнецов, Крамской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов.

Русский авангард

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

В конце XIX — начале XX века Россия становится одним из центров авангардного искусства. Яркие представители авангарда: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов. Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.

Художественные музеи

В России существует множество художественных музеев и галерей. Среди самых известных: Государственная Третьяковская галерея в Москве и Государственный Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге.

Литература

Согласно сайту «Культура России»: в литературе России наиболее полно и отчётливо проявился творческий гений русского народа. [1] Она отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России. [1]

Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.

Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Проза

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Среди наиболее известных писателей России XIX века:

и многие другие (см: Категория:Писатели России).

Поэзия

Что такое русское искусство. Смотреть фото Что такое русское искусство. Смотреть картинку Что такое русское искусство. Картинка про Что такое русское искусство. Фото Что такое русское искусство

Среди наиболее известных поэтов России:

и многие другие (см: Категория:Поэты России).

Современная литература

Среди признанных в России и за рубежом авторов современной русской литературы: Борис Акунин, Виктор Пелевин

Театр

Российское театральное искусство является одним из наиболее перспективных в мире. В России работают театры имеющие мировую славу, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры.

В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка можно отметить:

Кинематограф

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. 4 (16) мая 1896 года состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько о фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым.

В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (вышел в 1918 году) Якова Протазанова. На время Первой мировой войны приходится этап расцвета художественного российского кинематографа. В этот период снимает свои главные фильмы выдающийся киностилист Евгений Бауэр, активно работают Владимир Гардин и Вячеслав Висковский.

После распада СССР кинематограф в России переживает кризис: многие киностудии испытывают финансовые трудности. На кинопродукцию, производимую в России, оказывает сильное воздействие американских фильмов. В 1990-х годах количество высокобюджетных фильмов не велико (появляются такие картины, как Сибирский цирюльник и Русский бунт). В эпоху 2000-х на фоне экономического роста происходит качественный и количественный рост в киноиндустрии.

Фильмы, произведённые в России и странах-предшественницах, являются лауреатами крупнейших международных кинофестивалей, таких как Берлинский, Каннский, Московский.

Ежегодно в России проводятся десятки кинофестивалей, среди которых крупнейшими являются Московский кинофестиваль (аккредитация Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров) и Кинотавр.

Мультипликация

Советская мультипликация известна во всём мире, отличается использованием пастельных тонов, духовностью, добротой содержания, наличием сильной учебной составляющей. На самых известных студиях СССР и России (Союзмультфильм, Центрнаучфильм, Киевнаучфильм) сняты тысячи мультфильмов.

Первый советский мультфильм «Пьеро — художники» киноведы датируют 1906 годом, снятый балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым.

Мультфильм «Ёжик в тумане» Сергея Норштейна в 2003-м году в Токио был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Источник

Русское Искусство

Лекция пятнадцатая

Дополнением к Парадному залу служат две галереи, предназначавшиеся для размещения картин западноевропейских художников, в том числе собранной Петром I большой коллекции морских пейзажей голландского мастера Адама Сило. Столь же чудесен интерьер миниатюрного Китайского кабинета, отведенного для хранения тончайших изделий из китайского фарфора, ценившегося тогда дороже золота. Воплощенное в Монплезире барочное всеизлишие составляло эквивалент земного всевластия владельца дворца.

Особой эмблематичностью обладал дворцовый интерьер. Его сюжет, как правило, имел вертикальную структуру и слагался в три иерархических уровня, отчасти напоминая систему храмовой росписи. Верхний уровень воплощал идею божественного покровительства хозяину дворца, причем обыкновенно это были мифологические существа.

Из других особенностей дворца выделяется тема влияния небесных тел на судьбы людей: их полный круг олицетворялся залами парадной анфилады.

Попытки создания портретов в России предпринимались уже во времена царя Алексея Михайловича. Это были так называемые «парсуны», отнюдь не отличавшиеся сходством с оригиналом. Недостаток последнего компенсировался соответствующими аллегорическими мотивами и разъясняющими подписями. Однако парсуна была отвергнута европеизированным дворянством.

Увлечение портретным искусством становится массовым. Каждый состоятельный человек, не говоря уже о дворянском сословии, стремился запечатлеть свой образ, образы членов своей семьи на полотне. Поначалу спрос удовлетворялся в основном портретистами-иностранцами. Они же занимали влиятельное положение в новоучрежденной Академии художеств (1738 г.). Наибольшей известностью среди них пользовались Луи Каравак, братья Георг и Иоганн Гроот, Лагрене, Торелли, Эрик-сен и др.

Из русских художников в петровское время выделялись имена А. М. Матвеева (1701-1739) и И. Н. Никитина (ок. 1690-1742). Первый из них учился в Голландии, а затем руководил «живописной командой» при столичной канцелярии строений. Второй получил профессиональную подготовку в Италии и прославился своими портретами Петра I. Позднее на поприще портретной живописи выступили В. Л. Боровиковский (1757-1825), Л. Г. Венецианов (1780-1847), О. А. Кипренский (1782-1836), Д. Г. Левицкий (1735-1822), Ф. С. Рокотов (1735-1808).

Их творчество стало ярким воплощением русской академической эстетики с ее установкой не просто на сходство изображения с натурой, но в первую очередь на соответствие изображения реальному «чиностоянию» лица, т. е. «Табели о рангах». В одном эстетическом трактате конца XVIII в. на этот счет было сказано: «Живописец весьма должен стараться о том, чтобы избирать токмо выгодные лица или хорошие моменты». И далее отмечалось: «Все те недостатки, без которых познается осанка и сложение людей, должны быть поправляемы и выпускаемы в портретах женщин и молодых мужчин; например, нос кривоватый можно поправить, грудь гораздо сухую, плечи слишком высокие также. приноравливать к потребуемой хорошей осанке».

В рамках академической школы складывается и жанровая живопись, правда с тяготением к библейским и античным сюжетам. Крупнейшими представителями этого направления были К. П. Брюллов («Последний день Помпеи», 1830-1833), А. А. Иванов («Явление Христа народу», 1837-1857), Н. Н. Ге («Тайная вечеря», 1863; «»Что есть истина?» (Понтий Пилат и Христос)», 1890).

Первый шаг к новому искусству сделала группа молодых художников во главе с И. Н. Крамским, заявивших о своем отказе от участия в конкурсе и выходе из Академии художеств. Это произошло 9 ноября 1863 г. Они учредили Артель петербургских художников, которая просуществовала несколько лет и подготовила почву для образования знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок (1870-1923). Входившими в это объединение художниками созданы самые разнообразные полотна на темы крестьянской и городской жизни. Широкую известность приобрели произведения И. Н. Крамского («Полесовщик», 1874; «Созерцатель», 1876; «Крестьянин с уздечкой», 1883), Г. Г. Мясоедова («Земство обедает», 1872; «Косцы», 1887), В. Е. Маковского («Осужденный», 1879;

«Свидание», 1883), В. Г. Перова («Тройка», 1866; «Охотники на привале», 1871), И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», 1870-1873; «Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883; «Не ждали», 1884), Н. А. Касаткина («Шахтерка», 1894), К. А. Савицкого («На войну», 1888), А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871), Н. А. Ярошенко («Курсистка» 1883; «Всюду жизнь», 1888). Огромное место в творчестве передвижников занимала портретная живопись.

Заправилами нового движения выступили А. Н. Бенуа (1870-1960), Л. С. Бакст (1866-1924), М. В. Добужинский (1875-1957). Организацией художественных выставок занимался С. П. Дягилев (1872-1929), талантливый менеджер, большой знаток современной живописи и театра. К ним отчасти примыкали, отчасти охотно сотрудничали М. А. Врубель (1856-1910), Б.М. Кустодиев (1878-1927), М. В. Нестеров (1862-1942), К К. Рерих (1874-1947), В.А.Серов (1865-1911), К А. Сомов (1869-1939). По названию издававшегося ими журнала «Мир искусства» они получили имя «мирискусников».

Мирискусников не устраивала больше ориентация на сюжет как таковой, в особенности реальный, взятый из жизни; подобный реализм представлялся им не более чем фотографизмом, убивающим право художника на индивидуализацию и эстетизацию формы. К тому же, в самой действительности, на их взгляд, все меньше оставалось места красоте, подавленной «американизмом» и индустриализмом. Беречь красоту, воспитывать в людях «культ этого бережения» могло только свободное, не скованное «общественным служением», «чистое искусство».

Поиски новых форм заставили мирискусников «распахнуть настежь двери Европе», т. е. приняться за освоение той изобразительной традиции, которая сложилась во Франции с приходом художников-импрессионистов (П. Гоген, Э. Мане, П. Сезанн и др.). Ее своеобразие заключалось в отказе от контурного рисунка: «предмет постольку нарисован, поскольку окрашен солнцем». В этой манере написаны самые известные полотна Бенуа («Прогулка короля», 1906), Бакста («Элизиум», 1906), Сомова («Дама в голубом», 1897-1900; «Зима. Каток», 1915), Серова («Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900), До-бужинского («Омнибус в Вильно», 1907) и др.

6. Русский театр. Помимо дворца местом сосредоточения и развития нового секуляризованного искусства явился театр. Его значение прекрасно сознавал Петр1, который видел в театре нечто вроде пропагандистского «шоу», удобного для возвеличения государственных дел.

Репертуар этих спектаклей состоял преимущественно из пьес моралистического содержания, вроде «Георгия и Плакиды», «Крисанфа и Дарии», «Андриана и Наталии» и т.п. В качестве актеров выступали «княгини и благородные девицы», а также дворцовые служители, подчас награждавшиеся «батогами» за неудачные сценические пассажи.

На сумароковских спектаклях неоднократно присутствовал молодой ярославский купец-завод-чик Ф. Г. Волков (1729-1763). Человек увлеченный, занимавшийся живописью, музыкой, иностранными языками, он мгновенно влюбился в театр и по примеру шляхетских кадетов создал в Ярославле собственный театр, слух о котором быстро дошел до Петербурга.

С этого времени берет свое начало русский национальный театр, прославившийся такими блестящими корифеями, как М. С. Щепкин (1788-1863), П. С. Мочалов (1800-1848), В. А. Каратыгин (1802-1853), А. Е. Мартынов (1816-1860), П. А. Стрепетова (1850-1903), В. Ф. Комиссаржевская (1864-1910) и еще множеством других великих и замечательных актеров.

Постепенно складывается самобытный драматургический репертуар. Сперва появляются единичные произведения: «Недоросль» и «Бригадир» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Борис Годунов» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова; затем русская драматургия ознаменовывается взрывом могучего творчества А. Н. Островского и, наконец, достигает своего высочайшего апогея в гениальных творениях А. П. Чехова. Это выдвинуло русский театр на одно из первых мест в мире.

7. Музыка- С театром связано и развитие русской музыки. Вместе с тем здесь, как и в живописи, прослеживается сильная зависимость от литературы. Это во многом придает русской музыке вторичный, «сопроводительный» характер, превращает ее в элемент идеологического «направленства», тенденциозного аранжирования того, что «создает народ». Именно таковы оперы М. И. Глинки («Жизнь за царя», 1836; «Руслан и Людмила», 1842), А. С. Даргомыжского («Русалка», 1856; «Каменный гость», 1872), П. И. Чайковского («Евгений Онегин», 1878; «Пиковая дама», 1890) и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *