Что такое русское народное музыкальное творчество

История русской народной музыки: обряды и традиции Киевской Руси

Зародившаяся в славянских племенах Киевской Руси, русская народная музыка передавалась из поколения в поколение, усовершенствовалась и развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.

Музыка сопровождали наших предков всегда. Зародившаяся в Киевской Руси, она передавалась из поколения в поколение, совершенствовалась, развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.

Славянский фольклор – смешение стилей

История русской народной музыки впитала традиции многих народов. Киевская Русь всегда отличалась многонациональностью. Славяне, финно-угорские племена, тюркские народности, купцы, захватчики из других стран, все они отличались друг от друга своей историей, языками, традициями, в том числе музыкальными.

Поэтому славянский фольклор, русская народная музыка отличались удивительным разнообразием – современные ученые до сих пор не могут разгадать смысла некоторых песен средних веков, потому что значения слов, пришедших к нам из языков других этнических сообществ, попросту утеряны.

Влияние религии на народное творчество

Интересен другой аспект русской народной музыки. Многие песни, былины, сказы, созданные до принятия христианства в Киевской Руси и в последующие десятилетия после этого события, имеют четко прослеживающиеся языческие корни. Однако сила православной церкви на Руси всегда была достаточно велика, поэтому славяне попросту добавляли в привычные произведения элементы новой религии, изменяя их текст, смысл. Но по сей день в народном творчестве можно проследить влияние язычества и христианства.

В детских русских народных песнях, которые можно отнести к русской народной музыке, до сегодняшнего дня встречаются леший, домовой, а многие песенные «забавки» для детей являются частью языческих обрядов, созданных, например, для вызова дождя.

Жанры русской народной музыки

По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:

Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.

В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.

Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.

Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.

Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.

Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.

Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.

Предлагаем курсы по обучению игре на музыкальных инструментах в муз. школе «Виртуозы:

Источник

Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?

Что такое русское народное музыкальное творчество. Смотреть фото Что такое русское народное музыкальное творчество. Смотреть картинку Что такое русское народное музыкальное творчество. Картинка про Что такое русское народное музыкальное творчество. Фото Что такое русское народное музыкальное творчествоЖанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.

Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.

Что такое фольклор и что такое жанр?

Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!

Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.

Какие бывают жанры музыкального фольклора?

Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).

Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).

Жанры русского песенного фольклора

Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.

Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.

А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.

Итак, русские песни бывают такие:

Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.

В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.

Старинный русский кант «Боре море раздымает»

Источник

Русская народная музыка

Русская народная музыка

Русская народная музыка ведет свое происхождение из фольклора славянских племен, живших на территории Киевской Руси (X в.). Русский фольклор очень неоднороден, до сих пор в нем бытуют этнические традиционные разновидности. Например, своими особенностями обладает народно-песенный фольклор северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие песни, сохранившиеся до настоящего времени имеют языческие корни, которые нередко сочетаются с элементами христианской обрядовости.

Древнерусский музыкальный фольклор сохранился благодаря особенностям исторического развития: принятие на Руси в X в. христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с XVIII в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались менее затронутыми европеизацией, чем «образованное» общество.

Основные жанры русского фольклора: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка по сравнению с вокальной занимает значительно меньшее место, это связано с церковным запретом на использование музыкальных инструментов в храме, который, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей. В его состав входят малые циклы, строго приуроченные ко времени года и праздникам языческого календаря. Характерно, что на эти даты часто «накладываются» даты христианских праздников.
Календарные песни строятся на определенных ладовых и ритмических формулах, в них сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.

Самое древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, исторические песни. Духовные стихи существуют в русской музыке как устной, так и в письменной традиции (древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. На севере России, а также у донских казаков еще существует коренная эпическая традиция.

В музыкальном отношении наиболее сложным жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в XVI–XVII вв. в Московской Руси. С лирической песней связывают происхождение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Очень развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы.

К самым поздним жанрам относятся частушки и городские лирические песни (романс), они получили распространение с XIX в.

Первые сборники народных песен появились в России во второй половине XVIII в., это были «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского (1776–1795) и «Собрание народных русских песен с их голосами» Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). Также чуть позже известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А. Рупина (1830–1840-е годы). Песни в сборниках имели аккомпанемент и были приспособлены для салонного музицирования.

Важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А. Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др.

Сборники Ю.Н.Мельгунова «Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные» (1879–1885) были первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили «Великорусские песни в народной гармонизации» Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф.

В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд «Песни Пинежья» (1937), А.М.Астаховой «Былины Севера» (1938), А.М.Листопадова «Песни донских казаков» (1949–1954), Н.Л.Котиковой «Русские частушки» (1956), А.В.Рудневой «Народные песни Курской области» (1957) и др. Отдельно можно также назвать антологии «Русская народная протяжная песня» (1966) и «Образцы народного многоголосия» (1972), И.И.Земцовского; «Былины. Русский народный эпос» Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981).

Источник

ТЕМА 1. Народное музыкальное творчество

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной поддержки до полного отрицания отдельных её пластов. Начиная с 20-х годов 20 века традиционные формы культуры нередко нивелировались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее «ценные» формы и жанры во имя утверждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому «новому» менталитету народа.

С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной культуры и её особой роли в жизни народов России. Без этого останутся неосознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни значение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живительных корней, ни мощь неродных традиций. (Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. Центр русского фольклора.-1997.-с.11-12.)

Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах. На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли (11,с.6).

Музыкальное творчество обычно отождествляется в нашем сознании с деятельностью композитора. При этом иногда забывают, что истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной лежат в народном искусстве. Нам неведомы авторы народных мелодий, которые по сей день пленяют нас. В самом деле, кем и когда были сочинены, например, русская народная песня «Во поле берёза стояла», украинская «Солнце низенько», сотни других выразительных, ярких мелодий, без которых невозможно представить музыкальную мировую культуру. Их авторы – выходцы из народа, наделённые от природы щедрым музыкальным даром. Они и были творцами музыки, создателями многих шедевров. У народной музыки есть два «золотых» свойства, объясняющих её непреходящую ценность:

· 1 свойство – многовековая шлифовка временем. Созданная безвестными авторами, песня закреплялась в памяти исполнителей, каждый из которых вносил в неё свои поправки, и все наиболее ценное, что было создано народной мудростью, составляло – фольклор;

· 2 свойство – песня в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа.

Формирование ладов происходило именно в народном музыкальном искусстве. Каждой национальной музыкальной культуре свойственны и свои остросюжетные рисунки. Ритм танцев также зародился и отшлифовывался в народной музыке. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке – народные инструменты. /Скрипка – долгое время не признавалась профессиональным за то, что была народным «мужицким» инструментом/.

И хотя имена многочисленных музыкантов – исполнителей из народа забыты, результаты их творчества не пропали даром. Благодаря этому, исполнительское искусство постоянно совершенствовалось. Единственными профессиональными исполнителями народной песни были долгое время странствующие музыканты – актёры. На Руси они назывались – скоморохами. Эти актеры просто и искренне выражали чувства многих людей, рассказывали о своих странствиях и высмеивали пороки богатеев и церковнослужителей, поэтому правящие классы и духовенство объявляли их вне закона, запрещали представления.

В некотором смысле у музыки более счастливая судьба, чем у других видов искусства. В то время как многочисленные войны и стихийные бедствия безвозвратно уничтожали творения умельцев – живописцев, зодчих, мастеров искусства – народные мелодии, как и пословицы, сказки, былины, устно передавались из поколения в поколение и таким образом, были сохранены для нас (11).

Старинные народные песни любой страны – плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании. Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом, возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Первоначальный слагатель песни обычно оставался неизвестным. Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка (сказка, пословица) составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков. Лучшим созданиям народно-поэтического творчества присущи глубина содержания, а вместе с тем художественное совершенство стихотворного и мелодического склада. Напевы песен разных стран неповторимо своеобразны, в хорошем эмоционально чутком исполнении народных певцов они своей искренностью и задушевностью оказывают огромное воздействие на слушателей.

Источник

Что такое русское народное музыкальное творчество

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество — фольклор.

Древние славяне, наши предки, были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы — солнцем, ветром, дождём. В их честь древние славяне совершали обряды, которые сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха.

До сих пор популярностью пользуется языческий праздник – день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее – дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи.

Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова.

В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи. Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка». Благодаря скоморохам на Руси развивались литературные жанры: эпос, поэзия, драма.

Другое направление в музыке Древней Руси появилось в связи с эпохальным событием – Крещением. Произошло Крещение Руси в 988 году.

Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру. Красота богослужения христиан, увиденная в Греции, поразила его послов. После этого языческие традиции стали уходить на второй план, скоморохи были подвержены гонению. Их высылали из городов, отбирали музыкальные инструменты.

Древнее церковное пение было одноголосным и без сопровождения. Такое пение без сопровождения называется «а капелла».

Знаменный распев – это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами». Отсюда и пошло название знаменного пения. Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.

Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.

С XV века появляется многоголосная церковная музыка.

Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.

В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной.

Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *