Что такое рыночная ниша

Рыночная ниша что это такое и как в нее попасть

Рыночная ниша

Многие отождествляют
понятия “рыночное окно” и “рыночную
нишу”. Понятие “рыночная ниша” связано
с тем рыночным сегментом, для которого
продукт или опыт фирмы подходит в
наибольшей степени. Большая фирма может
ориентироваться одновременно на
несколько целевых рынков или рыночных
окон, но часто оказывается, что ее
продукция хорошо обращается лишь в
одном или двух из них. Там фирма обеспечила
себе господствующее и стабильное в
долгосрочном плане положение, независимо
от усилий и конкурентов. Ясно, что
ориентация на рыночное окно в большей
степени обеспечивает возможность
достижения рыночной ниши, нежели выбор
других целевых рынков.

Критерии селекции сегментов рынка

По товарам.Является наиболее старым и наиболее
распространенным способом сегментации
рынка. Это искусственный, ориентированный
на компанию способ, который, опасен,
поскольку сегмент выделяется по
характеристикам составляющих сегмент
потребителей опосредованных через
товар.

Социально-экономический
способ
— сегментация потребителей
по уровням доходов, социальной
принадлежности, роду занятий;

Демографический
способ
— сегментация по возрастным,
половым, семейным и т.п. признакам;
Например: возраст и этап жизненного
цикла семьи

Географический-по географическим зонам, районам и т.п.;
Основой сегментации могут служить такие
признаки как степень охвата рынка
(глобальный уровень, национальный или
местный уровень), климатические факторы.

По потребительскому
поведению
— сегментация по поддающимся
определению характеристикам
потребительского поведения, например,
по уровню потребления продукта, способу
его использования и т. п. Наиболее точный,
если его удается осуществить, способ.

По личности
потребителя
— т. е. по ее характерным
психологическим особенностям и их
отражении в рыночном поведении. До сих
пор этот способ применяется мало из-за
отсутствии простых методик.

По отношению к
продукту и рыночным стимулам
— в
настоящее время активно используется
на рынке потребительских товаров.

При селекции
потребительских рынков очень полезной
может оказаться контрольная карта
классификации индивидуальных потребностей,
представленная в таблице 6.1. А при
селекции рынков. товаров промышленного
назначения — таблица 6.2.

Карта
классификации индивидуальных потребностей

По иерархии
потребности

По степени
принципиального удовлетворения

внутри национальной
группы

внутри социальной
группы (по образованию, по доходу и
т.д.)

По широте охвата
сфер жизни

По источнику
возникновения

По исторической
характеристике

По необходимой
комплексности

удовлетворяется
одним товаром

удовлетворяется
несколькими товарами

удовлетворяется
с помощью услуг

удовлетворяется
товарами и услугами

По степени
осознания потенциальной социальной
группой

осознанные частью
группы

осознанные
значительной частью группы

осознанные всей
группой

По существующему
общественному мнению

По состоянию
конкуренции

конкурируют
только товары данного вида

товары конкурируют
с услугами

Карта классификации производственных
потребностей

По наличию
субъективного фактора

Преобладает
личный интерес члена ПРГ

Преобладает
корпоративный интерес фирмы

По конечному
целевому назначению

производство
(“первая установка”)

По положению в
технологическом переделе

первичные (сырье,
материалы)

узлы, оборудование
используемое в другом оборудовании

конечное
оборудование, производственные системы

По массовости
применения

По условиям
возникновения

возникают в одной
отрасли

возникают в
смежных отраслях

возникают в
разнородных отраслях

Рыночная ниша

Рыночная
ниша


ограниченная по масштабам, с резко
очерченным числом потребителей сфера
деятельности, которая позволяет
предприятию проявить свои лучшие
качества и преимущества перед конкурентами.

Какие
различия между понятиями «ниша» и
«сегмент» рынка? Сегмент рынка обычно
выделяется в пределах одной отрасли.
Ниша может охватывать продукцию сразу
нескольких отраслей. Как правило,
рыночная ниша находится на стыке между
разными рыночными сегментами.

Если
предприятие выпускает персональные
компьютеры определенной модели и
реализует их через собственную сбытовую
сеть, то оно работает на определенном
сегменте рынка. Если же, кроме того,
предприятие занимается сбытом уникального
программного обеспечения (собственного
или других предприятий), которое можно
эффективно использовать на производимом
компьютере, то предприятие работает в
рыночной нише.

Емкость
ниши всегда меньше емкости целевого
сегмента на рынке. Работа с сегментом
предполагает наличие конкурентов. В
нише конкурентов обычно не бывает.

Компании,
обслуживающие ниши, обычно прекрасно
понимают запросы покупателей и стремятся
полнее удовлетворить их, зная, что за
это «понимание» потребители охотно
заплатят немалые деньги. Рыночные ниши
могут быть вертикальными
и
горизонтальными
(рис. 2).

Маркетинг,
ориентированный на
вертикальную
нишу
,
заключается
в удовлетворении потребностей разных
групп потребителей данным товаром или
группой схожих товаров.

Примером
может служить современный мировой
компьютерный бизнес. Значительно дешевле
выпускать машины общего назначения,
умеющие выполнять различные задачи в
зависимости от сферы их применения за
счет разнообразия процедур и программного
обеспечения. Образуется своеобразная
вертикальная
ниша, в
которой действуют торговые и сбытовые
посредники.

Маркетинг,
ориентированный на поиск
горизонтальной
ниши
,
заключается
в удовлетворении потребности потребителя
целым набором разных товаров, в которых
они испытывает нужду. Это
предполагает расширение ассортимента
товаров, предложенных изготовителем,
или набора услуг для потребителя
независимо от того, существует ли между
этими товарами или услугами тесная
связь.

Удачная
находка рыночной ниши еще не означает,
что она найдена навсегда. Рано или поздно
появится конкурент или конкуренты,
которые будут пытаться втиснуться в
эту нишу. Поэтому всегда надо искать
следующую нишу, пока действует имеющаяся.

Рыночное
окно – часть рынка, на котором потребители
не могут полностью удовлетворять свои
нужды и потребности за счет предлагаемых
на рынке товаров.

Источник

Что такое рыночная ниша

Рыночная ниша — это оптимальный для предпринимателя сегмент рынка с минимальной конкуренцией и наибольшим спросом на товар или услуги, что позволяет проявить преимущества перед конкурентами. Как найти свою нишу — узнаете из статьи.

Что такое ниша

Рыночная ниша — это часть рынка, в котором низкая конкуренция помогает предприятию добиться успеха. Если правильно найти сферу приложения сил, то у компании будет рыночное преимущество.

Чем отличается от сегмента

Понятия ниши и сегмента близки друг к другу. Отличие в том, что ниша — узкий участок рынка, где ослаблена или отсутствует конкуренция. А сегмент — значительная часть рынка из одной отрасли. Внутри сегмента как раз идет формирование ниш. Например, рынок молочной продукции — сегмент, а творог, молоко, сливки — рыночные ниши с ограниченной емкостью и сроком существования.

Основные характеристики

Рыночная ниша характеризуется:

индивидуальными запросами узких групп потребителей, фирма обязана предоставить соответствующий комплекс товаров и услуг;

стабильностью и небольшой емкостью рынка;

слабой рыночной конкуренцией или ее отсутствием;

образованием на стыке нескольких сегментов.

Ниши делят на несколько видов в зависимости от метода их образования:

Целевой маркетинг. Ниши настолько небольшие, что не выгодны для крупных компаний. Это различные стартапы или новый бизнес с небольшим притоком покупателей.

Возникшие в результате уникального стечения обстоятельств. Образуются при формировании нужд и запросов покупателей на еще не существующие товары или услуги.

Вертикальный маркетинг. Реализуются в нескольких сегментах или совместно с близкими по потребительским свойствам продуктами.

Горизонтальный маркетинг. Предприятие постоянно расширяет ассортимент товаров для определенных потребителей. Характерны для одного целевого сегмента.

Кустовой маркетинг. Позволяет работать с постоянными потребителями, предоставляя комплексы товаров и услуг в одном месте.

Требования к выбору ниши

Чтобы найти нишу, учитывают соблюдение некоторых условий:

уникальность предложения и отсутствие конкуренции;

ориентированность на клиента;

обеспечение достаточной емкости для того, чтобы вложения окупились.

Выбор ниши напоминает поиск свободного пространства, которое необходимо заполнить.

Методы поиска ниши

Чтобы найти нишу, важно определить:

свои сильные стороны, которые помогут в бизнесе;

за что будут платить деньги покупатели;

сферу, где недостаточно высокая конкуренция;

комфортную для работы рыночную сферу;

факторы и условия, влияющие на доход (законы, проекты, политика, конкурентность).

Что такое рыночная ниша. Смотреть фото Что такое рыночная ниша. Смотреть картинку Что такое рыночная ниша. Картинка про Что такое рыночная ниша. Фото Что такое рыночная ниша

Как определить нишу: порядок действий

Поиск ниши важен, так как он определит деятельность предприятия в течение длительного периода. Для поиска оптимальной рыночной ниши необходимо:

Провести маркетинговые исследования рынка, чтобы определить соответствие собственных конкурентных способностей.

На основе изучения выбрать вертикальную нишу рынка, чтобы определить свое место в цепочке от производителя до розничного торговца.

Определиться со своим местом в горизонтальной нише рынка. Компания выбирает те продукты, в производстве которых получит максимальные преимущества перед конкурентами.

Уточнить, какие уникальные умения и возможности можно предложить потребителям. Важно использовать все свои преимущества.

Подробно изучить произошедшие перемены в законодательной сфере или в расстановке сил среди участников рынка, с учетом действий местной власти, определить их влияние на потребителей и работу предприятия.

Выбрав нишу, оцените потенциально возможный объем продаж товара за определенный период времени.

Основные ошибки при выборе ниши

При выборе ниши организуйте работу так, чтобы избежать следующих ошибок:

отсутствие знаний и опыта в выбранной сфере;

нет анализа целевой группы потребителей;

не было тестирование спроса на продукцию;

Самые перспективные рыночные ниши в России

В России наиболее перспективными считаются ниши:

мобильные платежи: примерами служат продукты компаний PayPal, Apple, Google;

«умные вещи», которые синхронизируются с телефоном: ТВ, кофеварка, часы и т.п.;

сфера онлайн-обучения (курсы, тренинги, мастер-классы и прочее);

продажа различных гаджетов, например, робот-пылесос.

Источник

Ниша рыночная

Ниша – узкий рынок, где компания занимает уверенную и относительно защищенную позицию.

Рыночной нишей называют тот сегмент рынка, для которого самым оптимальным образом подходит товар и опыт фирмы в его производстве, продвижении и распределении. Если производитель нашёл свою нишу на рынке и занял именно её, то это будет способствовать достижению им долговременного конкурентного преимущества.

Ниша рынка (от латинского » nidus» — гнездо) — представляет собой ограниченные по масштабам вид бизнеса или сферу хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей.

Ниша рынка характеризуется наличием следующих признаков:

Ниша рынка образуется как бы «на стыке» двух или более сегментов различных рынков. Спрос здесь очень подвижный, изменения в нуждах и запросах потребителей осуществляются так быстро, что требуется очень высокая гибкость производства, чтобы их своевременно и быстро удовлетворять. Масштабы и условия хозяйствования в нише рынка делают его малопривлекательным не только для крупных предприятий и фирм, но и для мелких компаний-аутсайдеров (пока еще не занимающихся данным бизнесом). Если какая-то фирма заняла нишу рынка, для другой в этом бизнесе уже «не остается места», конкурировать становится бессмысленным, поскольку финансовые результаты не покрывают затрат. Поэтому пресс конкуренции в нише рынка значительно ослаблен.

Виды ниш рынка

Ниши рынка могут быть результатом:

Как определить нишу рынка

Чтобы правильно выбрать нишу рынка для вашего предприятия, следует прежде всего попытаться найти практическое применение вашим собственным способностям, знаниям, квалификации на рынке. Многие успешно работающие в нишах рынка компании своими достижениями обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а тому, что оно внедряло и продвигало на рынке те же изделия или услуги, что и другие фирмы, но совершенно иным образом. Сегодня глубокая специализация требуется не только в технологии производства, но и в методах работы с потребителями. Поэтому одним из способов определения ниши рынка является нововведение в области реализации своих изделий и услуг. Опыт высокоразвитых стран подтверждает это.

Процесс определения ниши рынка часто напоминает поиск свободного пространства, рыночного вакуума, который надо поскорее заполнить. В сущности, ниши рынка — это совмещение назревших и вполне осознанных потребностей с не вполне осознанными, нетрадиционными формами, способами и методами их удовлетворения. Задачей маркетинга как раз и является определение места и способа решения имеющихся у потребителей проблем. Сегодня в любой экономике ниши возникают даже в традиционных отраслях, на давным-давно поделенных рынках.

Примерная логика действий по поиску ниши рынка

1. Определите, какой подход к поиску ниши рынка наиболее соответствует сравнительным конкурентным преимуществам вашего предприятия или фирмы:

2. Какие уникальные знания, навыки, квалификации и т.п. имеете вы или ваше предприятие? Каким образом их можно применить в рамках выбранного подхода к поиску ниши рынка?

3. Какие изменения условий бизнеса произошли в регионе сбыта ваших изделий или услуг, в предполагаемом регионе сбыта для вашего нового бизнеса:

Ослабили ли эти изменения конкуренцию в каком-то виде бизнеса?

4. Каким образом эти изменения отразились на потенциальных потребителях?

5. Определите потенциальную емкость в выбранной нише рынка. Сопоставьте ее с точкой безубыточности вашего бизнеса.

Источник

Ниша рыночная

Термин «ниша» представляет собой узконаправленный по диапазону вид бизнеса или услуг с ограниченным охватом потребителей. Это часть рыночной экономики, на которой в неполной мере удовлетворен специфический спрос, с определенными требованиями к предлагаемым продуктам. В маркетинговой отрасли выделяют даже отдельное направление «нишинг» — процесс, который помогает новому бизнесу выбрать рыночную нишу, быть конкурентоспособным, анализировать востребованность на рынке.

Особенности рыночной ниши:

В процессе увеличения спроса и насыщения ниши конкурирующими компаниями она со временем может приблизиться к отдельному сегменту рынка.

Чем ниша рынка отличается от сегмента?

Этих термины рыночной экономики довольно близки друг другу, но не стоит их отождествлять.

Сегмент является значительной долей рынка, которая имеет похожие черты и реагирует одинаково на определенные маркетинговые условия.

Рыночная ниша — относительно узкая часть экономики рынка, направленная на удовлетворение запросов определенного круга потребителей, незначительная или вовсе не занятая конкурентами. Определенную нишу обычно занимает одна или две фирмы, так как более крупным компаниям неинтересны небольшие масштабы. Чаще всего ниша формируется уже внутри среди выбранных сегментов рынка, являясь ее частью, или образуется на пересечении нескольких из них.

К примеру, продажа одежды для женщин будет считаться сегментом рынка, а продажа одежды для беременных — рыночной нишей в этом сегменте. Часто новая ниша возникает в связи с появлением абсолютно новых товаров: так, развитие мобильных телефонов запустило появление фирм, занимающихся выпуском мобильных приложений для них. Другими словами, ниша в своем сегменте охватывает тех потребителей, чьи запросы не в полной мере удовлетворены.

Для успешного закрепления в выбранной нише предприятию следует заранее провести анализ рынка и риски, связанные с непостоянностью покупательского спроса. Важно оценить рыночный потенциал, преподнести своим клиентам что-то особенное, что они не смогли получить ранее в существующих сегментах рынка. Надо так же понимать, что условия рынка не всегда стабильны: бизнес, который пользуется спросом сейчас, в любой момент может себя исчерпать. Нужно уметь подстраиваться под меняющиеся обстоятельства и вовремя находить следующую нишу.

Источник

Что такое рыночная ниша, и как ее выбрать

Рыночная ниша – это та часть рынка, в которой низкая конкуренция. Благодаря небольшому выбору товаров в ней, у предприятия получится выделиться среди конкурентов, завоевать значительную долю этого рыночного сегмента и добиться высокой прибыли.

Рыночная ниша и сегмент рынка: есть ли разница

Важно понимать разницу между двумя маркетинговыми понятиями. Рыночный сегмент – это часть рынка в одной из отрасли. Сегмент выделяется среди всего рынка отличительной характеристикой продукта или целевой аудитории. При этом внутри одного сегмента может быть как слабая, так и сильная конкуренция, как значительное, так и малое число потенциальных потребителей.

Ниша – это узкая часть рынка. Единственная отличительная характеристика – это слабая конкуренция или полное ее отсутствие.

Например, есть рынок продуктов питания. Один из сегментов рынка – молочная продукция. В сегмент входит много разных продуктов: молоко, сметана, творог. Внутри рынка молочной продукции есть ниша – безлактозное молоко. Производителей такого продукта всего несколько в регионе.

У всех рыночных ниш можно выделить ряд одинаковых характеристик или признаков:

Разновидности рыночных ниш

Части рынка образуются по-разному. На основе способа их появления создана классификация:

Как выбрать нишу для развития бизнеса

Когда предприниматель хочет запустить новый продукт, он должен выбрать нишу. Чтобы выбор был удачным, нужно соблюсти такие условия:

Есть несколько способов найти подходящую нишу: для тех, кто хочет стать частным предпринимателем, а также для уже существующих предприятий. Если частное лицо хочет продавать какие-либо товары и услуги, то для определения направления можно ответить на ряд вопросов:

Второй метод предполагает проведение маркетинговых исследований и наличия для этого ресурсов. Сперва необходимо провести SWOT-анализ, чтобы увидеть свои сильные и слабые стороны. Часто на их основании можно понять, какой продукт можно предложить аудитории. Но дополнительно стоит еще несколько исследований:

После маркетинговых исследований, нужно выбрать вертикальную нишу рынка, то есть определить свое место в цепочке продаж между производителем и розничным продавцом В2С.

Затем нужно определить свое место в горизонтальной нише. То есть выбрать продукт, в продаже которого у компании есть больше всего преимуществ. Чем больше их будет, тем проще фирме будет отстроиться и превзойти конкурентов.

Последний этап выбора – изучение законодательства и положения конкурентов на рыночной нише. Необходимо понять, как позиционируют себя конкуренты, как позиционируют товар и на каком уровне находится их сервис.

После определения подходящей ниши необходимо протестировать спрос. Нужно сделать следующее:

Ошибки при выборе ниши

При выборе ниши предприниматели допускают такие ошибки:

Все это в лучшем случае приводит к потере прибыли, а в худшем – к убыткам.

Примеры популярных рыночных ниш

В России есть ряд ниш, которые эксперты признают перспективными:

В списке самых востребованных и прибыльных ниш что-то для себя может подобрать как крупная компания, так и начинающий предприниматель. Тем более что это далеко не все примеры. Даже в повседневной жизни потребители часто сталкиваются с нехваткой каких-либо продуктов. Главное, изучить аудиторию, чтобы увидеть эти потребности и понять, какую пользу может предложить предприятие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *