Что такое саморегуляция в обществознании

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Смотреть что такое «САМОРЕГУЛЯЦИЯ» в других словарях:

саморегуляция — саморегуляция … Орфографический словарь-справочник

Саморегуляция — Саморегуляция понятие, используемое в различных социальных науках, в частности в психологии, связанное с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека. Согласно В. И. Моросановой, представляющей… … Википедия

саморегуляция — (от лат. rеgulare приводить в порядок, налаживать) целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая С. является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее … Большая психологическая энциклопедия

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — в биологии, способность биологических систем (на любом уровне организации жизни) к автоматическому установлению и поддержанию жизненных функций на определенном, относительно постоянном уровне. Управляющие факторы формируются в самой биосистеме.… … Экологический словарь

саморегуляция — саморегулировка, саморегулирование Словарь русских синонимов. саморегуляция сущ., кол во синонимов: 2 • саморегулирование (2) • … Словарь синонимов

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — в биологии, свойство биол. систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиол. или др. биол. показатели. При С управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а… … Биологический энциклопедический словарь

Саморегуляция — один из механизмов поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне. С. физиологических функций присуща всем формам организации жизнедеятельности и возникла в процессе эволюции как результат приспособления к действию… … Словарь черезвычайных ситуаций

саморегуляция — самостоятельная регуляция … Словарь сокращений и аббревиатур

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — (от лат. regulare приводить в порядок, налаживать) целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

саморегуляция — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ САМОРЕГУЛЯЦИЯ – способность клетки регулировать процессы жизнедеятельности во времени (митотический цикл) и пространстве (синтез АТФ в митохондриях) … Общая эмбриология: Терминологический словарь

Источник

Саморегуляция социального поведения

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Если обратиться к внутренним регуляторам, то следует обратить внимание на чувства страха, стыда и вины как регуляторов человеческого поведения — индивидуального и группового. Здесь могут быть выделены два подхода.

Страх рассматривается как инстинктивно-биологическое, присущее всем животным, настороженное отношение к потенциально враждебным и опасным внешним силам. Стыд как специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим». Стыд как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или подумают окружающие?) ивина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести (самообвинение).

Культурологами и этнографами (Р.Бенедикт и др.) выделяются «культуры стыда», в которых главным механизмом социального контроля является ориентация главным образом на оценку со стороны конкретных «других», и культуры совести, в которых решающее значение придается индивидуальной совести, которая предполагает интернализацию индивидом неких универсальных норм.

Специалистами выделены антитезы социальных чувств, контролирующих поведение человека в социуме. Испытывая потребность в безопасности и защищенности, индивид стремится контролировать свое поведение. Антитезой безопасности является чувство страха.

Противоположностью стыда на уровне индивидуального сознания является гордость.В культурно-исторической типологии эту функцию выполняют понятия чести и славы, выражающие социально-групповые истоки чувства гордости, ее производность от оценки и признания со стороны «своих».Противоположность вины (виновности) в конкретной ситуации — чувство и сознание своей правоты, а в более широком личностном плане— чувство собственного достоинства, самоуважение, признание ценности своей личности.

Страх, стыд и вина, таким образом, выступают не только как эмоциональные переживания, связанные с разными моральными санкциями (недаром их относят к числу моральных чувств или свойств моральной личности). Эти же понятия используются при выделении определенных этапов исторического развития, в ходе которого социальное поведение становится более осознанным и индивидуальным. Лишь на очень высокой ступени исторического развития возникает личность, способная ориентировать свое поведение изнутри, равняясь на усвоенные ею принципы и нормы. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чего-то внешне принудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства.

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Однако, как показывает историческая практика, соотношение стыда и страха, вины и гордости может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий.

Как отмечает Ю. М. Лотман, стыд и страх не только регулируют разные сферы отношений (стыд существует только в отношениях со «своими»), но само их соотношение может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий. Так, сословный кодекс чести, запрещая дворянину обнаруживать страх, вытесняет его в подсознание, стыд оказывается сильнее страха. Напротив, в атмосфере массового террора или грубого восточного деспотизма гипертрофия страха вызывает почти полную атрофию чувства стыда, делая людей бесстыдными, так что они перестают понимать даже нормы порядочности, считавшиеся элементарными в прошлом.

Источник

Саморегуляция социального поведения личности

Определение понятия «саморегуляция», сущность саморегуляции личности. Понятие социального поведения, его классификация. Сущность социального статуса человека, виды статусов. Классификация социальных ролей личности. Понятие и виды мотивов личности.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.11.2015
Размер файла28,7 K

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова»

Министерства обороны Российской Федерации

на тему: «Саморегуляция социального поведения личности»

Студентка 2 курса, 21/3 учебной группы

Сидорчук Елизавета Сергеевна

Калябина Наталья Михайловна

г. Санкт-Петербург 2015 г.

1. Саморегуляция личности

2. Социальное поведение

3. Социальный статус

5. Система ценностей как основа социального поведения личности

6.2 Мотив как цель (предмет)

6.3 Мотив как потребность

6.4 Мотив как намерение

6.5 Мотив как устойчивое свойство личности

6.6 Мотив как побуждение

7. Направленность личности

Каждый человек в повседневной жизни сталкивается с проблемой регулирования потребностей. Чем больше потребностей у людей и возможностей их удовлетворения, тем сложнее и многограннее эта проблема.

Вместе с тем, задача регулирования усложняется из-за противоречия между безграничностью потребностей и ограниченностью возможностей, и каждому человеку в своей жизни приходится решать, на что позволительно направить имеющиеся ресурсы. Часто несколько потребностей возникает одновременно, и человеку приходится делать осознанный выбор, чем он может поступиться во имя удовлетворения наиболее значимой для него потребности. саморегуляция социальный поведение статус мотив роль

Следует отметить, что данный выбор очень часто не однозначен и представляет собой задачу с множеством решений. Каким будет это решение, в значительной мере зависит от умения человека управлять своими потребностями. Управление потребностями представляет собой регуляцию поведения. В случае если ее осуществляет сам человек, она носит характер саморегуляции.

Саморегуляция необходима для гармоничного развития человека, способствующего гармоничному развитию общества. Социальное значение регулирования поведения заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества, поэтому рассмотрение регуляции социального поведения личности как основного вопроса работы является наиболее актуальным.

1. Саморегуляция личности

Саморегуляция базируется на совокупности закономерностей функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

— активирующую роль мотивационной сферы, порождающей деятельность (в широком смысле слова) индивида, направленную на изменение своих характеристик;

— управляющий эффект психического образа, произвольно или непроизвольно возникающего в сознании индивида;

— структурное и функциональное единство (системность) всех психических познавательных процессов, обеспечивающих эффект воздействия индивида на собственную психику;

— единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия на себя;

— функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности и ее опыта, речи и мыслительных процессов.

2. Социальное поведение

Виды социального поведения:

В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие виды социального поведения:

2) поведение социальных слоев

3) этническое поведение

По субъекту социального поведения различаются:

1) общественное поведение,

По параметру активности-пассивности личностисуществуют следующие виды социального поведения:

Причина “парадоксального” поведения заключалась в том, что у каждого человека не одна, а несколько социальных установок разных уровней, которые срабатывают в зависимости от ситуации. Как известно, человеческие потребности определенным образом структурированы и находятся в иерархической зависимости. При удовлетворении потребностей низшего уровня актуализируются потребности высшего уровня. Каждому уровню потребностей соответствует определенный уровень социальных установок.

Социальные установки изменчивы. Их изменчивость зависит от установок других людей.

3. Социальный статус

Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами.

Т. Парсонс составил классификацию социальных ролей:

Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга, поэтому на эти роли лучше всего походит техники. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра.

· По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

· Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни ребёнка.

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Социальная роль представляет собой точку, где смыкается воедино личность и общество. Здесь индивидуальное поведение превращается в социальное.

Содержание роли определяется:

1) ценностными ориентациями (мировоззренческими, профессиональными)

2) социальными нормами, предписанными для данной роли.

5. Система ценностей как основа социального поведения личности

Философами ценность рассматривается как категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т. п.; способы и критерии, на основании которых оцениваются соответствующие явления (установки, оценки, запреты, цели или проекты).

Система ценностей формировалась на протяжении многих столетий под влиянием ряда религиозных, этических, нравственных и других факторов. Субъектами ценностных отношений являются конкретный человек (личность), группа людей и человечество в целом.

Ценности и ценностные ориентации выполняют различную роль на конкретных этапах жизненного пути человека, тем самым регулируя его поведение. Так, в юности происходит наиболее интенсивное их формирование, предварительное самоопределение личности, «теоретическое осмысливание ценностей общества». В среднем возрасте человек характеризуется наибольшей социальной отдачей на основе устоявшихся ценностных представлений, их углубления и совершенствования. Происходит конкретизация основных потребностей, мировоззрения, стабилизация самооценки. В период старости, когда личность частично или полностью выключается из общественного производства, а интеллектуальное и эмоциональное развитие продолжается, именно от разнообразия интересов и ценностных предпочтений, которые сформировались в юности и прошли коррекцию в зрелом возрасте, зависит степень освоения нового положения, понимания себя и своей роли в обществе. Однако, при всех изменениях личности, связанного с накоплением ею жизненного опыта, характером знаний, навыков и умений, сформированного мировоззрения, усвоенных норм поведения, ценностные ориентации придают личности качественную определенность, устойчивость, цельность. Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируется специфический тип поведения в обществе и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию и т.п. Ценности имеют огромное значение, поскольку определяют поведение человека в социуме и ближайшем окружении. В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих руководством его поведения.

Этим понятием часто обозначают такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, боязнь и др., т. е. те, в которых отражается наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к конкретной цели.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

6.2 Мотив как цель (предмет)

Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека. Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».

6.3 Мотив как потребность

Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

6.4 Мотив как намерение

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

6.5 Мотив как устойчивое свойство личности

Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

6.6 Мотив как побуждение

7. Направленность личности

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности, осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.

Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции.

Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы.

В диалектике внешних и внутренних детерминант личность выступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения. Высшим регулятором социального поведения является сама личность как совокупность всех психических процессов, свойств и состояний.

Познание себя и отношение к себе как объект и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности.

4. Кравченко А.И. Введение в социологию.- М., 1994. Гл. 2, § 7;Гл. 4, 5.

5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 1999

6. Фролов С. С.. Социология. Учебник. М., 1996

Источник

Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». Итак, как овладеть саморегуляцией?

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Что такое саморегуляция

Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим. Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

самовоспитание с помощью определенных упражнений;

биологическая обратная связь;

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация

Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация

Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.

Десенсибилизация

При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.

Аутогенная тренировка

Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.

Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть фото Что такое саморегуляция в обществознании. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в обществознании. Картинка про Что такое саморегуляция в обществознании. Фото Что такое саморегуляция в обществознании

Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Их довольно много, перечислим самые простые и распространенные:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *