Что такое саморегуляция в педагогике

Что такое саморегуляция в педагогике

Факультет Истории и права, 2 курс

Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].

Сущность и структура психологической саморегуляции

Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека.

Саморегуляция познавательных процессов

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

Саморегуляция эмоционального состояния

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Источник

Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». Итак, как овладеть саморегуляцией?

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

Что такое саморегуляция

Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.

В психологии

Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.

Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.

Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.

В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.

Аспекты, влияющие на саморегуляцию:

Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.

В педагогике

Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим. Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.

Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;

самовоспитание с помощью определенных упражнений;

биологическая обратная связь;

Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.

Функции

Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:

Популярные методы саморегуляции

Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.

Релаксация

Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.

Медитация

Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.

Десенсибилизация

При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.

Аутогенная тренировка

Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

Механизм естественной саморегуляции

Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.

Их довольно много, перечислим самые простые и распространенные:

Источник

Рекомендации для учителей: Способы психической саморегуляции

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогикеВ результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

размышления о хорошем, приятном;

различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

наблюдение за пейзажем;

рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

вдыхание свежего воздуха;

высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

На следующие четыре счета задержите дыхание.

Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.

Дышите глубоко и медленно.

Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).

Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.

Прочувствуйте это напряжение.

Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.

Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

Мысленно повторите его несколько раз.

Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Используйте аффирмации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;

«Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите текст несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

Источник

Саморегуляция в учебной деятельности

Способность личности выступать для себя одновременно в качестве субъекта и в качестве объекта данной деятельности, реализует так называемую позицию «Я – учитель». В основе данной способности лежит механизм рефлексивной саморегуляции, самооценки, который позволяет отражать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образования [1].

Способность обучающегося к самостоятельному управлению своей учебно – познавательной деятельностью определяет понятия «умение учиться». Саморегуляция занимает особое место в структуре учебной деятельности. В общем смысле, саморегуляция определяется как целесообразное функционирование живых систем. Психическое саморегулирование является одним из уровней регуляции активности этих живых систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности. Согласно А.М.Новикову, «…саморегулирование имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительных действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности» [2].

Для объяснения рефлексивных механизмов саморегулирования учебной деятельности надо отметить, что обучающийся – это не просто объект, поведением которого управляет учитель, а субъект с собственным центром управления и аналитическим центром [3;5]. Как известно из психолого – физиологических исследований, за оперативное управление поведением человека отвечает левое полушарие мозга, а память, жизненноважный опыт, система ассоциаций, возможности человека делать прогноз, лежат на правом полушарии мозга. Прежде чем поступить в правое полушарие, информация проходит через семантический фильтр, и, если она жизненно важна для человека, поступает в правое полушарие, где обогащает структуру понятий и встраивается в систему долговременной ассоциативной памяти. Поскольку ассоциативная память связана с системой взаимосвязанных образов, то можно высказать гипотезу, что информация, образующая тезаурус (базу знаний) человека, представлена в виде образов. Эта жизненно важная информация, постепенно накапливаясь, изменяет информационную структуру или матрицу человека, что позволяет ему перейти на новый уровень развития, то есть реализовать принцип саморазвития. Переход на новый уровень развития происходит с изменением характера оперативного управления, работы левого полушария мозга. Уровень самосохранения системы при этом становится выше, так как прогностическая способность системы, ее тезаурус качественно изменились.

Таким образом, у человека как живой открытой системы существуют два контура циркуляции информации. В первый контур, который открыт для окружающей информационной среды, поступает вся внешняя информация. Человек действует, принимая решения на основе этой информации. Отрицательная обратная связь с оперативным центром управления позволяет человеку осуществлять саморегулирование деятельности, то есть корректировать последствия своих действий, поступков. Любое отклонение, угрожающее самосохранению индивида, учитывается и устраняется. Это делается на основе информации, поступившей из внешнего мира. При этом в левом полушарии мозга человека вырабатывается новая информация, которая в виде управленческих решений (команд) начинает свой круговорот в первом контуре. Второй контур циркуляции информации является внутренним. В нем, как мы иногда говорим, «прокручиваются мысли в голове». Чтобы попасть во внутренний контур, информация должна пройти семантический фильтр. Информация, прошедшая через семантический фильтр, имеет ассоциативный образный характер, она встроена в систему понятий и определяет уровень развития человека.

В рамках учебно – познавательной деятельности происходят два процесса: собственно учение (изучение предмета или то, что мы назвали предметной деятельностью) и учебная деятельность, осуществляемая с целью усвоения умений выполнять определенные учебные действия. Принято считать, что человек учится не только предмету, но и тому, как надо учиться. Этот процесс мы будем называть учебной деятельностью. С точки зрения информационных технологий, учебная деятельность подразумевает обучение школьников способам получения, переработки, хранения и передачи информации. Эти умения и навыки носят общий характер без относительно конкретного предмета, но их можно формировать на конкретном содержании любого учебного предмета (алгебра, физика и т.д.). Содержание учебной деятельности составляют способы и процедуры выполнения конкретных учебных действий. Предметом ее являются учебные умения и навыки. Например, навыки аналитической деятельности, умение делать обобщения, умение планировать свою деятельность и создавать модели и т.д. Значительное место среди условий, определяющих эффективность учебной деятельности, занимает организация управления этой деятельностью [4, 6].

Таким образом, учебная деятельность реализуется как целенаправленная последовательность осознанных учебных действий в процессе решения задачи. Прежде чем их исполнить, человек мысленно продумывает последствия действий и соотносит то, насколько он в результате выполнения действия приблизится к цели. Это ориентировочная фаза выполнения действий связана с включением сознания для осмысления и принятия решения. Исполнительная часть действия есть результат принятого решения.

Заключительная фаза выполнения действия контрольно-коррекционная, в основе своей является рефлексивно-оценочной. Она определяет саморегулирование учебной деятельности обучающимся [7]. Саморазвитие структуры действий обучающегося в процессе научения решению математических задач представляет собой последовательность сменяющихся механизмов саморегулирования действий, что определяет учебную деятельность как активную составляющую учебно-познавательного процесса, в основе которой лежит рефлексивно-оценочная компонента деятельности.

Список использованной литературы

2. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

3. Дьячук П.П., Бажин Д.С., Логинов Д.А. Гомеостатическая неустойчивость и самоорганизация учебной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. 2013. № 4(26). С. 69-72.

4. Дьячук П.П. Компьютерные системы управления процессом обучения ученика как неопределенного объекта // Педагогическая информатика. 2006. №1. С. 80-85.

5. Дьячук П.П., Стюгин А.А. Компьютерные динамические тесты. Психолого-педагогическая диагностика обучаемости.: учебное пособие / Красноярск, 2004. 176 с.

6. Дьячук П.П. Диагностика индивидуальных траекторий обучения решению задач по математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 28-33.

7. Дьячук П.П., Дроздова Л.Н., Дьячук П.П., Бортновский С.В., Шадрин И.В. Управление адаптацией обучающихся в проблемных средах и диагностика.

Источник

Саморегуляция педагога и обучающегося

Говоря о саморегуляции педагога и обучающегося, необходимо остановиться на мысли о том, что в первую очередь мы должны уделить особое внимание саморегуляции педагога и поговорить о сохранении здоровья учителя, нежели обучающегося. Ведь психологический комфорт в классе во многом зависит от учителя, входящего в этот класс: от его настроения, от его уверенности или неуверенности в себе, умения вовремя пошутить и разрядить обстановку, от его состояния здоровья и взаимоотношений в семье и еще от многих факторов.

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

Саморегуляция – целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

Концепция ограничений. Ограничениями называют факторы, которые сдерживают потенциал и результаты деятельности педагога или целого коллектива (педагогического, учебного). Все педагоги владеют определенными возможностями развивать и повышать эффективность своей работы, но по причинам явным или определяемым интуитивно, у них возникают нереализованные “недоразвитые” способности. Именно их и определяют как ограничения.

Концепция ограничений достаточно полно исследована на уровне систематизации здравого смысла английскими консультантами по управлению Майком Вудкоком и Дэйвом Френсисом (в их основной работе “Раскрепощенный менеджер”). Трудность в деятельности участников образовательного процесса с различных позиций тщательно проанализирована в исследованиях многих ученых (Ю.К.Бабанского, С.Б.Елканова, Г.Д.Кириллова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Л.Т.Охитиной, М.Н.Скаткина, Т.И.Шамовой, В.И.Маслова и др.).

Ограничение 2. Размытые личные ценности. Умение прояснять и изменять ценности является для учителя очень важным с той точки зрения, что он участвует в процессе формирования ценностей будущих поколений. Педагог, не способный прояснять личные ценности, не может быть пригодным для формирования их у других.

Ограничение 3. Смутные личные цели. Цель указывает общее направление, в котором мы должны двигаться для достижения лучшего результата.

Ограничение 5. Недостаточность навыка решать проблемы. Перед учителем постоянно возникают проблемы различной сложности. Разрешение этих проблем никогда не бывает простым делом, но в себе можно развить определенный алгоритм их решения.

Ограничение 6. Недостаток творческого подхода.

“Посредственный учитель преподает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.” (У.А.Уорд)

Каждый педагог потенциально владеет творческой способностью, нужно только найти их в себе, преодолеть психологические препятствия, который ограничивают их развитие, овладеть методами творческой деятельности.

Ограничение 7. Неумение влиять на людей. Для педагога это умение является профессионально важным. Его отсутствие у учителя приводит к неуверенности в себе, стрессам и, в конечном счете, к заболеваниям.

Ограничение 8. Неумение обучать. Обучение и развитие детей является ключевым моментом деятельности учителя. Очень часто начинающие учителя, имея глубокие знания по своей специальности, приходят к выводу, что они не могут результативно учить своих детей основам наук.

Ограничение 9. Низкая способность формировать коллектив. Учитель по отношению к ученическому коллективу исполняет роль наставника и руководителя, осуществляет влияние на формирование здорового коллектива детей с позитивными усилиями и четкими ценностями, который содействует всестороннему развитию личности каждого ребенка, готового к самоуправлению. Коллектив потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

Ограничение 10. Неумение управлять конфликтами. Данное ограничение восходит своими корнями к незнанию психологических особенностей школьников, к неимению психологический знаний по развитию и разрешению конфликтных ситуаций.

Все эти ограничения являются стрессорами и приводят к стрессам у педагогов. Если стрессу дать возможность перейти в дистресс, то итогом этого, бесспорно, будет сбой в работе организма, появление заболеваний.

Что такое стресс? В русском языке это слово появилось не так давно. Оно заимствовано из английского языка и означает состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Мы придаем этому термину негативное значение, забывая, что оно означает определённый процесс, движение. То есть само напряжение не может быть ни плохим, ни хорошим. Жизнь не может быть без напряжения. Потому что жизнь – это движение, а значит, стресс. Все зависит от степени воздействия и от подготовленности человека к нагрузкам, точнее, от его тренированности. Малая доза стресса возвращает молодость, жизненные силы, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями. Разрушает человека не порождаемое стрессом напряжение, а неподготовленность к жизни и к тем ситуациям, которые в ней возникают.

Стрессы формируются у ребенка ещё во внутриутробном периоде. По данным советского физиолога И.А.Аршавского, их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицит кислорода, в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и её кровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

Если больше полугода даже длительный сон и отдых вас не освежают, вы чувствуете себя разбитым, снижается способность к сосредоточению, слабеет память, мучают простуды и аллергии – это “синдром хронической усталости”. Хроническая усталость держит клетки в постоянном напряжении, вынуждая их использовать свои энергетические запасы. Вследствие этого кожа ощущает нехватку необходимых микроэлементов, минеральных солей, витаминов. Портится цвет лица, появляются признаки раннего старения, что особенно огорчительно для женщин и тем дополнительно создает психологическое напряжение.

Физическое и психическое здоровье. Физическое и психическое здоровье неотделимы друг от друга – то, как мы думаем, чувствуем и поступаем, к чему стремимся, определяет наше физическое здоровье, и, наоборот, боль (заболевание) вряд ли будет способствовать мыслям о вечном и прекрасном.

Наш организм четко реагирует на наши эмоции. Особенно негативные “затяжные”, сохраняющиеся долгое время. Ученые выявили, что многие эмоции как бы базируются в органах человека. Например, гнев “разъедает” печень, от страха страдают почки. Люди-критиканы часто мучаются от болей в суставах. Обида разъедает изнутри либо весь организм, либо какой-то один орган и в итоге может привести к онкологическому заболеванию.

Инфаркт миокарда у руководящего работника означает, что человек занимал не свое место: ни морально, ни психически он был не в состоянии руководить и принимать самостоятельные, ответственные решения, а потому “сгорел на работе”.

Можно в качестве примера немного подробнее остановиться на такой эмоции как страх. Представим себе, что человек испытывает сильный и продолжительный страх. Включается механизм максимальной экономии энергии в почках, ее выделение уменьшается, т.е. концентрационная функция усиливается, выделяются вещества, вызывающие устойчивое повышение давления. Таким образом формируется почечная форма гипертонии. Можно считать, что самая распространенная болезнь почек – гломерулонефрит – имеет в своей основе именно этот механизм – застойная реакция энергии, при которой почки работают с максимальной нагрузкой. Следствием этого является срыв адаптационных возможностей данных механизмов, и они отказывают. Страх – крайне необходимая для выживания эмоция. Вместе с тем, когда он становится главной, страх, если он вытеснен и не осознаваем, начинает говорить с нами языком своего органа – почек. Это проблема очень эмоциональных людей, проявляющих большую заботу о других, бессильных в своей сфере деятельности или в отношениях с другим человеком. Эти люди часто испытывают разочарования и отчаяние, когда их ожидания не оправдываются. Ожидания – их проблема, они не могут принять действительность и обвиняют других в несправедливости (и весь мир также). Все это заставляет жить в постоянном подсознательном страхе. У некоторых людей в процессе работы с ними, при анализе, например, их сновидений и другими путями удается установить импринт (первое яркое впечатывание информации) – конкретный устрашающий образ. Это закрепившиеся вследствие подкрепления ранние детские фантастические видения, чаще всего – злая колдунья (проекция устрашающей матери ребенка) или чудовище (проекции других устрашающих объектов – отца и прочих людей). Таким образом, в случае страха, когда подсознание говорит не языком эмоций и мыслей, а языком раннего детства, тело начинает говорить с нами языком болезни почек.

То же самое происходит и с положительными эмоциями. На вопрос “Где по вашим ощущениям у вас “живет” любовь?” наверняка, многие из вас покажут на область груди или сердца.

Таким образом, любая наша эмоция отражается на нашем физическом состоянии и мы сами в ответе за состояние своего здоровья и своего самочувствия. Как прав был литературный персонаж Козьма Прутков, сказав: “Хочешь быть счастливым? Будь им!”

Как реагировать в стрессе? Как бы мы ни реагировали в стрессе, все наши стили реагирования можно разделить на две группы:

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

ЗАЩИТА: люди изо всех сил пытаются забыть о случившемся, занимаются чем-нибудь посторонним, чтобы отвлечься, предпочитают подождать, пока со временем все разрешится само собой. В итоге, проблема часто бывает не решена, она загоняется в угол, а у человека возникает тревожность, начинают проявляться болезни.

СОВЛАДАНИЕ: трудности человека только мобилизуют, он составляет план действий и приступает к его выполнению, рассматривает случившееся как новое испытание своих возможностей, старается посмотреть на ситуацию в ином свете, пытаясь отыскать хотя бы что-нибудь позитивное. Итогом такого поведения является успех.

Как снять стресс? Чем быстрее учитель восстановит свои душевные и физические силы после стресса, тем более эффективным он будет в течение рабочего дня.

Существует много эффективных психотерапевтических способов снятия стресса. Однако большинство из них может сделать только специалист, а возможность пойти к ним бывает не всегда. Поэтому сейчас мы рассмотрим некоторые способы и стратегии, которые можно делать самому, не опасаясь нежелательных побочных эффектов.

Первый и наиболее действенный способ, предложенный нам Н.В.Масловой – это побывать в своем месте покоя. Это такое место, в котором вы в любое время, даже находясь на уроке, можете побывать и почерпнуть в нем силу, спокойствие, уверенность. Сначала, оно требует специально отведенного времени, но, когда вы его освоите, вам достаточно будет просто вспомнить о нем и о тех состояния, которые вы испытывали, находясь в своем месте покоя.

Упражнение “Место покоя”.

Есть такая методика, которая называется Симорон. В целом Симорон – это система мышления, которая помогает видеть в окружающем нас мире отражение собственных проблем. Представители данной системы считают, что если мы корректируем то, что находится вне нас, то, само собой разумеется, что мы корректируем себя. Симоронисты говорят, что у личности существуют четыре основные ценности: здоровье, смелость (или спокойствие), душевный комфорт (эмоциональное равновесие), уверенность.

Для избавления от неурядиц ими предлагается не исправлять недостатки, не искоренять их, а находить везде и во всем элементы здоровья, силы и радости. Как это применить, если, к примеру, вы знаете, что сейчас идете в класс, где с одним учеником у вас происходят конфликтные ситуации? Перед уроком подумайте об этом ученике и почувствуйте, чего ему не хватает, почему он так себя ведет? Если ему не хватает уверенности и он прикрывает это маской развязности, то мысленно подарите ему эту уверенность в виде какого-либо подарка. Образ этого подарка может быть абсолютно любой, какой всплывает в вашем сознании. Главное, чтобы этот подарок (и это вы тоже должны почувствовать) был ему приятен, чтобы он ему в вашем воображении обрадовался. Дело сделано. Можно идти в класс.

Существует шкала эмоций, которая показывает, какие эмоции помогают учебе детей, какие мешают, какие сохраняют их здоровье, какие наоборот приводят к нездоровью детей.

Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть фото Что такое саморегуляция в педагогике. Смотреть картинку Что такое саморегуляция в педагогике. Картинка про Что такое саморегуляция в педагогике. Фото Что такое саморегуляция в педагогике

Ваши ответы помогут вам посмотреть на ученика другими глазами и сделать свою жизнь приятнее.

Упражнение “Психологический контакт”. Как найти психологический контакт с классом? Представьте себе такой образ. Когда вы разговариваете со школьниками, представьте, что между вами протянулась невидимая нить – от ваших глаз к их глазам, от ваше души к их душам. Говорите так, чтобы не порвать эту нить, держите ее, балансируйте на ней. Общаясь с классом, натягивайте эту психологическую нить между собой и ребятами, отслеживайте ее: в какой-то момент беседы она ослабевает, затем снова напрягается. Помните, эта нить – ваш взаимный психологический контакт с вашими учениками.

Упражнение “Шутка против манипулирования”. Одна из типичных ситуаций в вашем классе: вы проводите один из последних уроков. Ребята утомлены, многие сидят с отсутствующим взглядом. В какой-то момент вы понимаете, что вас никто не слушает, никто не проявляет интерес к тому, что вы говорите. Кто-то вертится, кто-то разговаривает с соседом.

Неконструктивное поведение учителя. Можно строго сказать: “Давайте будем внимательными! Повтори, Маша, что я сказала!” Иногда учителя прибегают к таким репликам: “Что это за безобразие?! Ты давай сюда дневник, а ты – вон из класса!”.

Конструктивный выход. Подбодрите школьников, “встряхните” и развеселите класс. Подняв настроение ребят какой-либо шуткой, ироническим замечанием или коротким юмористическим рассказом, вы не только поднимете рабочий тонус класса, но и сами хорошо отдохнете.

Дефицит времени – обычное состояние практически для всех педагогов. Они постоянно жалуются на перегрузку и отсутствие времени. Перегрузка учителя – это следствие пересечения многочисленных заданий и проблем, которые стоят перед ним. Его задание – правильно выбрать личные и профессиональные приоритеты, не зависеть от суеты дня, не отвлекаться на малозначимые дела, заниматься саморазвитием, самообразованием и полноценным отдыхом. Но нужно находить время для работы – условие успеха, размышлений – источник силы, чтения – основа знаний, игры – секрет молодости, любви – истинная радость жизни, дружбы – условие счастья, мечты – путь к звездам, радости – музыка души.

Снять отрицательные последствия стресса помогут следующие действия:

Разрядка эмоций. Если нельзя сразу, то можно после события, наедине с собой. Выразите вслух или письменно (главное, чтобы чувства были облечены в слова) все, что вы хотите или хотели сказать. Можно даже побить подушку, воображая, что это ваш обидчик.

Плач. Если хочется плакать – плачьте. Слезы приносят облегчение и снижают боль.

Теплый душ. Теплая вода действует расслабляющее на мышцы, тем самым снимая напряжение. Струи воды способствуют также релаксации (расслаблению) путем легкого массирующего действия.

Физические упражнения. Они не только снимают стресс, но и позволяют поддерживать организм в таком состоянии, когда повреждающее действие возможного стресса будет минимизировано.

Релаксация. Стресс вызывает напряжение в мышцах, и расслабление мышц приводит к снижению эмоционального напряжения.

Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость, а иногда и просто позволяет не думать о том, что произошло. Это могут быть ваши увлечения, физическая активность, музыка.

Жить настоящим моментом, делать упор в ощущениях на “здесь и сейчас”, а не проигрывать вновь и вновь прошлые события и ожидать плохого будущего (а из-за плохого настоящего оно другим чаще всего и не представляется). Прошлого уже не существует, а будущего еще не существует. В Священном писании сказано: “Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы”.

Упражнение “Благодарение”. Расположитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Понаблюдайте за дыханием, оно должно стать совершенно спокойным. Начинайте благодарить судьбу за те дары, которые она вам преподнесла. Выполняйте это упражнение с установкой, что все-таки жить лучше, чем умереть. Скажите себе сами: Благодарю судьбу за то, что я живу, Благодарю за то, что могу дышать и ощущать жизнь всеми своими чувствами. Какое счастье, что у меня есть глаза, которые могут видеть, уши, которые могут слышать; язык и нос, которые могут ощущать вкус и аромат еды, которую я вкушаю. Какое счастье, что у меня есть руки, которыми я могу делать любые дела. Какое счастье, что у меня есть ноги, которые передвигают меня туда, куда я захочу. Благодарю моих родителей, что они дали мне возможность появиться на свет и владеть всем этим. Благодарю моих учителей, которые научили меня считать и писать, чувствовать и размышлять, делать любое дело, рассказали о многом, из того, что есть в этой жизни. Благодарю судьбу за то, что она дала мне моих друзей. Благодарю судьбу за то, что она дала мне возможность любить, даже если эта любовь не была взаимной. Благодарю жизнь за то, что в ней есть красота природы, в единении с которой можно испытывать блаженство. Благодарю жизнь за то, что в ней есть дары искусства, которые сравнимы с дарами Богов.

Запомните ощущения, которые возникли в момент выполнения этого упражнения и старайтесь прожить с этими ощущениями сначала один день, потом два, потом неделю. А затем как можно дольше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *