Что такое санитарно бытовое помещение
Санитарно-бытовые помещения на предприятии
Создание санитарно-гигиенических условий для сотрудников промышленных предприятий – обязательное требование в системе обеспечения безопасности труда. Первостепенную значимость при этом имеет предоставление рабочим надлежащего числа санитарно-бытовых помещений на предприятии согласно нормам СанПиНа. Их обустраивают соответственно потребностям работников. Современные технологические производственные системы занимаются исследованием и решением вопросов организации безвредных условий работы, которые определяют степень здоровья персонала и производственную эффективность.
Что такое СБП на производстве
Санитарная комната на предприятии предназначена для личной гигиены и ухода за одеждой. Она является компонентом охраны труда работников. При планировании и постройке производственных сооружений специальные предписания и нормативы предусматривают выполнение гигиенических мер, сохраняющих состояние здоровья работников и экологию внешней среды. Налаживание правильных условий работы способствует сокращению бытовой и производственной подверженности заболеваниям и в результате – улучшению эффективности труда.
Важную роль в этом процессе играет организация обеспечения рабочих специально оснащенными помещениями. Они помогают защищать человеческий организм от негативного влияния промышленных факторов и освобождать его от губительного воздействия после завершения работы. Эти предписания формируют комплектование, подбор и структуру СБП и приспособлений в них.
Санитарные комнаты – это:
Рациональным является проектирование СБП в обособленных постройках или во флигелях основного здания, хотя это во многом обусловлено:
Обычно бытовые сооружения размещают между проходной и цехами, причем переход между ними должен быть крытым и отапливаемым. По открытому воздуху к СБП можно продвигаться не больше 0,5 км, а на севере – не более 300 м. Нельзя размещать гигиенические блоки над пищевыми модулями, административными и медицинскими кабинетами, чтобы избежать вероятной аварии.
Обустройство СБП — долг нанимателя
Предупредительные, оздоровительные и гигиенические мероприятия, обеспечивающие безопасность сотрудников в процессе работы при использовании производственных сооружений, регулируются законодательно (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 52) и нормами СанПиН. Государственная политика в сфере охраны труда определяет регламент снабжения работников средствами безопасности (личными и коллективными). В соответствии со ст. 210 ТК РФ руководитель организации за счет предприятия должен предоставить работникам:
Согласно нормам охраны труда руководитель предприятия, кроме специализированных помещений, должен обустроить:
Состав подсобных и бытовых построек проектируется на стадии возведения промышленного комплекса.
Требования к вспомогательным помещениям
Пространство СБП и тип эксплуатации обусловлены общим числом сотрудников и условиями работы. Сумма мест должна совпадать с численностью сотрудников в расчете по половине кв. м на одного человека. Комнаты для переодевания на производстве с недостаточно серьезным загрязнением представляют собой гардеробные для содержания повседневной и рабочей одежды и умывальные комнаты с 1 краном на 7 человек. Для большей части промышленных организаций требуются обособленные раздевалки для домашней и спецодежды. Санитарные помещения – это не только души, умывальни и туалеты, в них входят склады для грязной и чистой формы.
На предприятиях также необходимо обустройство специальных бытовок для просушивания и избавления от пыли спецовок, приспособления для очистки рабочей обуви. Для трудящихся на объектах с сильным загрязнением устраивают кабинеты для оздоровительных физиотерапевтических процедур: светолечения, ингаляций.
Просушивание спецодежды обычно производится непосредственно в шкафах с помощью разогретого воздуха или устройства в них калориферов. Оптимальный вариант – подача тепла в нижнюю часть и удаление сверху.
Предписания для душевых помещений на предприятии
Количество душевых кабин на производстве определяется санитарными параметрами производства из соображений 3 кабинки на смену из 5-10 человек. По правилам не следует располагать души и раздевалки возле внешних стен построек, чтобы не возникал конденсат. Во всех санитарных помещениях необходима:
Требования к душевым помещениям на предприятии соотносятся с характером выпускаемой продукции и условиями работы.
Умывальники с холодной и горячей водой и ванны для мытья ног обычно организуют в обособленных помещениях, однако допустимо в гардеробных.
Дополнительная информация. При образовании в процессе работы сильного загрязнения предусматриваются приспособления для мойки рук спецсредствами в расчете 1 установка на 40 работников.
Туалеты на производстве проектируют согласно санитарным нормам в пределах 75 м от мест работы, на территории завода или фабрики – до 150 м. На 30 мужчин или 15 женщин должен быть 1 унитаз, на 100 человек положена персональная кабинка. Если в смене работает больше 15 женщин, рекомендуется рядом с уборными организовать для них в структуре бытовок гигиенический кабинет.
Санитарные нормативы при возведении и перестройке подсобных и служебных помещений
Требования к технологической разработке проектов промышленного предприятия определяются в п. 7.13 ГОСТ, установленным Росстандартом в 2015 г. В Постановлении Главного государственного санитарного врача (2010 г.) перечисляются виды вспомогательных помещений на вновь строящихся и реконструируемых объектах, предписания к их техническому переустройству. Нормы относятся к любой форме собственности и принадлежности к ведомству и указаны в приказе для управленческих и бытовых построек.
В этом же документе определены правила для складов, предназначенных для раздельного содержания чистой и загрязненной спецодежды. На предприятиях с сильным загрязнением предусматривают помещения:
Важно! Места для курения отгораживают от СБП в целях изоляции остальных людей от негативного воздействия дыма.
Санитарное содержание бытовых помещений
Все санитарно-бытовые комнаты необходимо убирать и вентилировать каждый день. Если невозможно это сделать естественно, должно быть устроено механическое проветривание.
Обратите внимание! Эксплуатация бытовок для других целей не разрешается.
Раздевалки, душевые и остальные СБП следует регулярно дезинфицировать. В зависимости от характера производства устанавливается специальный режим уборки. Сливные отверстия в туалетах и душах нужно систематически чистить и содержать в исправном состоянии, чтобы не образовывалось застоя жидкости на полу – он всегда должен быть сухим. Нельзя допускать неисправности механизмов смыва воды в унитазах. Качество влагостойкого покрытия поверхности стен и перегородок в душах и туалетах предполагает легкую очистку. Непременно должны соблюдаться нормы душевых кабин на общее количество рабочих.
В умывальниках и душах не допускается перебоев с горячей водой. Ее объема должно хватать на всех работающих. Чтобы избежать очередей, требуется организовать мытье по заранее составленному графику. Желательно контролировать постоянное наличие мыла и свежих полотенец, а также исправность фенов для сушки рук.
Столовые и буфеты должны соответствовать общим санитарно-гигиеническим правилам для пунктов общепита. Их оборудуют мебелью, холодильниками, умывальниками и мойками для посуды.
К сведению! Все СБП обязательно подлежат своевременному ремонту.
Ответственность
Организациям и ИП вменяется в обязанность выполнение законодательных указов и решений. За несоблюдение санитарных норм по использованию любых помещений в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ устанавливаются штрафные санкции:
Ответственным лицам следует подготовить план технического контроля, утвержденный руководством предприятия. В случае материального ущерба, причиненного в случае несоблюдения санитарных правил, виновный несет финансовую ответственность в соответствии с ТК РФ.
Проблема охраны труда занимает важное место в современной хозяйственной сфере. Несоблюдение правил организации и содержания СБП приводит к росту числа профзаболеваний, травматизму и даже смертельным случаям. Одна из важных областей государственной деятельности – исправление ситуации с условиями труда и контроль выполнения санитарных норм. Бытовое обеспечение сотрудников предприятия способствует созданию им комфорта в процессе работы.
*Суммы штрафов актуальны на июль 2019 года.
Общие требования к санитарно-гигиеническим помещениям
Уборные
В общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях (кроме указанных в 3.51 СНиП 2.08.02), необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчётной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной (п. 3.63).
Уборные в зданиях, где работают инвалиды, должны быть на каждом этаже, независимо от количества работающих, при этом не менее одной из общего числа кабин в уборных должна быть универсальной.
Уборные для людей с недостатками зрения и инвалидов, пользующихся креслом-коляской, должны размещаться не далее 60 м от рабочего места. Нежелательно смежное размещение мужских и женских уборных для инвалидов по зрению (п. 3.64).
Душевые
В помещениях общественных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски (п. 3.65).
В санитарно-гигиенических помещениях количество кабин и устройств, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, следует определять из расчета: не менее 1 универсальной душевой кабины на 3 инвалидов, не менее 1 раковины умывальника на 7 инвалидов независимо от санитарной характеристики производственных процессов.
Следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной.
Умывальные для указанных категорий инвалидов следует размещать непосредственно в гардеробном блоке или смежно с ним. При этом 40% расчетного количества умывальников целесообразно размещать вблизи рабочих мест (п. 3.66).
Универсальная кабина
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина – 1,65, глубина – 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
Геометрические параметры
Геометрические параметры зон, используемых инвалидами, в том числе на креслах-колясках, в санитарно-бытовых помещениях общественных и производственных зданий следует принимать по таблице (п. 3.69).
Индивидуальные шкафы для хранения одежды
Индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся креслом-коляской, в раздевальных спортзалов следует располагать в нижнем ярусе, высотой не более 1,3 м от пола. При открытом способе хранения домашней одежды крючки в раздевальных должны устанавливаться на той же высоте.
Индивидуальные шкафы в бытовых помещениях предприятий и учреждений должны быть совмещёнными (для хранения уличной, домашней и рабочей одежды) (п. 3.70).
Ширина проходов
Водопроводные краны
Рекомендуется применение водопроводных кранов рычажного или нажимного действия, а при возможности – управляемых электронными системами.
Управление спуском воды в унитазе рекомендуется располагать на боковой стене кабины (п. 3.72).
САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ — гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др. Обеспечение работников С.-б. п. и санитарно-бытовыми устройствами осуществляется в соответствии с СНиП 2.09.04—87 «Административные и бытовые здания». С.-б. п. проектируются либо в отдельных зданиях, что наиболее целесообразно, либо пристроенными к производственному корпусу. Размещение С.-б. п. на предприятиях зависит от масштаба и характера производства. Как правило, они располагаются на кратчайшем пути от проходной до рабочего места.
Отапливаемые производственные помещения должны соединяться с отдельными зданиями С.-б. п. теплыми переходами. Расстояние от С.-б. п. до рабочих мест на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях не должно превышать 500 м, а в северных широтах — 300 м. Бытовой корпус должен быть размещен на расстоянии не менее 25 м от объектов, выделяющих пыль, вредные газы и пары. Не допускается расположение душевых, умывальных, уборных и т. д. над пищевыми блоками, конторскими помещениями, здравпунктами и помещениями, проникновение воды в которые может вызвать аварию. В бытовом блоке следует предусматривать кладовые для хранения уборочного инвентаря площадью не менее 4 м 2 с подводкой водопровода и канализации.
Площадь С.-б. п. и характер обслуживания определяются с учетом заданной пропускной способности, которая зависит от общего количества работников и от условий их труда. При этом количество мест должно соответствовать списочному составу работников из расчета 0,5 м 2 площади на 1 человека.
На производствах, где имеет место небольшое загрязнение рук, гардеробные блоки могут состоять из гардеробных отделений для совместного хранения рабочей и домашней одежды и умывальных (из расчета 7 человек на 1 кран). Большинство производственных процессов требует устройства раздельных гардеробных для рабочей и домашней одежды. В состав гардеробного блока входят гардеробная для домашней и уличной одежды, гардеробная для рабочей одежды, душевые, умывальные, уборные, кладовые для хранения чистой одежды и сбора грязной одежды.
К специальным бытовым помещениям и устройствам относятся: помещения для сушки, обезвреживания, обеспыливания рабочей одежды; респираторные, фотарии, ингалятории; ножные ванны; устройства для мытья и чистки рабочей обуви и т. д. Подсушивание одежды может осуществляться либо специальной подачей нагретого воздуха непосредственно в шкафы, либо оборудованием в них отопительных регистров, нагревающих воздух. Для ускорения сушки одежды нагретый воздух рекомендуется подавать в нижнюю часть шкафа, а удаление осуществлять из верхней. Разработано специальное автоматическое устройство для отключения вентиляции индивидуальных шкафов при высыхании одежды.
Душевые оборудуются в зависимости от санитарной характеристики производственного процесса из расчета 1 рожок и 3 места в преддушевой на каждые 5—10 человек наибольшей смены. Не рекомендуется размещение душевых и преддушевых у наружных стен здания во избежание образования конденсата. Стены и перегородки душевых и преддушевых, а также помещения для сушки, обезвреживания и обеспыливания рабочей одежды должны быть облицованы влагостойкими материалами на всю высоту помещений (при высоте 4,2 м — на высоту 3 м), потолки окрашены влагостойкими красками, а полы выполнены из влагостойких материалов.
Умывальные устраивают, как правило, в отдельных помещениях или в гардеробных. Здесь же обычно располагают и ванны для ног. Ко всем умывальным раковинам подводится горячая и холодная вода. В тех случаях, когда в процессе работы происходит загрязнение трудносмываемыми веществами, должны предусматриваться устройства для мытья рук специальными жидкостями из расчета 1 устройство на 40 человек.
Уборные в производственных помещениях размещаются не далее 75 м от рабочего места; на территории предприятия — не далее 150 м. Они оборудуются шлюзом и умывальником, напольными чашами и унитазами из расчета 1 чаша (унитаз) на 15 женщин или 30 мужчин. Комната личной гигиены женщин оборудуется на тех предприятиях, где в наиболее многочисленную смену работает более 15 женщин. Эти комнаты целесообразно размещать смежно с женскими уборными или в составе бытовых помещений. На каждые 100 женщин устраивается 1 индивидуальная кабина размером 1,8×1,2 м.
Оборудование помещений для кормления грудных детей предусматривают на предприятиях IV и V классов санитарной классификации производств и только в тех случаях, когда максимальное число женщин в смену более 100.
Для приема молока выделяют помещения, оборудованные холодильником, умывальником и мойкой с подводкой горячей воды для мытья посуды. Питание рабочих организуется в зависимости от численности работников смены:
до 30 человек в смену — предусматривается комната для приема пищи из расчета 1 м 2 на каждого посетителя;
30—250 человек в смену — необходимо устраивать буфеты с наличием горячих блюд;
более 250 человек в смену — необходимы столовые.
Здравпункт размещается на 1-м этаже; расстояние от него до производственных помещений — не более 1000 м. Здравпункты организуют только на предприятиях, где работает более 500 человек:
на 500—1200 работников — фельдшерские;
более 1200 работников — врачебные.
Обязан ли работодатель организовать санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение в офисе?
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
В ст. 223 ТК РФ указано: «работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи».
Необходимо ли эти требования выполнять для офисных работников при наличии расположенных поблизости кафе и столовых, а помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки невозможно предоставить.
Как можно трактовать данную статью ТК РФ в применении к офисным работникам?
Также в организации имеются специалисты с функцией управления транспортными средствами категории В, для них отведено специальное помещение для отдыха.
ОТВЕТ
Указанные санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, посты для оказания первой помощи в обязательном порядке должны организовываться работодателем только при наличии установленных требований в законодательстве (СанПины и т.д.), а также в случае, если в коллективном договоре или локальных актах организации установлена такая обязанность.
Соответственно, в офисном здании нет необходимости выполнять указанные требования, если иное не предусмотрено коллективным договором или локальными актами.
Однако отсутствие помещения для приема пищи даже при наличии в доступности кафе или столовых может быть признано нарушением в случае, если работникам запрещено принимать пищу на рабочем месте (законом или работодателем).
Также все без исключения работодатели должны иметь медицинскую аптечку, укомплектованную согласно требованиям, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
ОБОСНОВАНИЕ
В силу ст. ст. 22, 223 ТК РФ, санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Вместе с тем положения ст. ст. 22, 223 ТК РФ работодатель может реализовать в любой форме (виде).
Организация санитарно-бытового обслуживания работников включает в себя оборудование санитарно-бытовых помещений, гардеробных, душевых, умывальных, туалетов, курительных, мест для размещения полудушей, помещений для личной гигиены женщин, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды и др.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Определении от 16.04.2009 N 444-О указал на то, что ч. 1 ст. 223 ТК РФ в системной связи с абз. 14 ч. 2 ст. 22 и абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами.
Так, для отдельных организаций требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными нормами. К примеру, работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи разрешается в специально отведенном помещении или месте) (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 «2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).
Организация санитарно-бытового обслуживания работников регламентируется «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782). Нормы СП 44.13330.2011 касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности и применяются при проектировании административных и бытовых зданий высотой до 50 м (п. 1.1 Свода правил СП 44.13330.2011).
На основании п. 62 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, утвержденной Минздравом СССР 31.12.1966 N 658-66, использование производственных помещений для принятия пищи запрещается.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003). Разделом V «Требования к административным и бытовым зданиям и помещениям» даже не предусматривается отсутствие санитарных комнат в указанных помещениях, а только фиксируются требования к их оснащению.
Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах. Так, например, в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03.2.2.3. «Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N 141, предусмотрено включение в состав санитарно-бытовых помещений гардеробных, душевых, умывален, санузлов, курительных мест, мест для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещений для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным и другие санитарно-бытовые помещения, оборудование. Состав санитарно-бытовых помещений определяется с учетом группы производственного процесса и их санитарной характеристики.
Согласно пункту 5.27 СП 44.13330.2011, при списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. На каждом посту для оказания первой помощи должна быть аптечка (ч. 1 ст. 223 ТК РФ). Ее состав определен Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н. В частности, согласно Приказу аптечка должна оснащаться средствами для временной остановки кровотечения и перевязки ран, изделиями для проведения сердечно-легочной реанимации. Лекарственные средства в состав аптечки не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930). Перечень изделий медицинского назначения, которыми должна быть укомплектована аптечка, приведен в Приложении к указанному Приказу и является исчерпывающим. Работодатель не вправе заменить какое-либо изделие самостоятельно (п. 1 примечаний к Приложению).
Перечень мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, в том числе и необходимость оборудования помещения (комнаты) для отдыха в организации, следует закрепить в положении об охране труда, правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и технике безопасности, приказе или распоряжении руководителя и коллективном договоре.
Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам