Что такое санпросвет работа в медицине
Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, работа по формированию здорового образа жизни наблюдаемого контингента, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительской работы.
Существует 2 основных направления санитарно-просветительской работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
Успех профилактических осмотров во многом зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:
По результатам исследований, применение методики аккордного санитарно-просветительского воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения (Вайнер, 2007).
Дальнейшая санитарно-просветительская работа с населением проводится дифференцированно: а) среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания, б) больных (острыми и хроническими заболеваниями) и предусматривает пропаганду здорового образа жизни: рекомендации относительно труда, отдыха, питания, занятий фитнесом и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.
Методика работы включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематических «памяток» или брошюр, содержащих практические советы, направленные на формирование здорового образа жизни.*
Особую важность приобретает санитарно-просветительская работа среди групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.
Из преморбидных состояний к наиболее прогностически опасным относятся: «склонность» к избыточному весу, повышенному артериальному давлению, гиперхолестеринемия, гипергликемия и т. д. В основе многих из них лежат нарушения здорового образа жизни: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.
Методика санитарно-просветительской работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же факторы риска или начальные признаки развития болезней). К проведению групповых занятий привлекают терапевтов, узких специалистов: диетолога, врача (инструктора) лечебной физической культуры, психотерапевта. Участие психотерапевта имеет особое значение в связи с необходимостью создания психологической установки на необходимость коррекции образа жизни и мобилизации их волевых усилий.
Методика санитарно просвещения больных дифференцируется по 2-м направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.
1. Методика санитарного просвещения больных с острыми заболеваниями
Программа-минимум должна включать обязательные сведения по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.
На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий важное влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с членами семьи предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с предписаниями, сделанными для больного.
2. Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями
Многие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:
В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.
Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Санитарное просвещение в стационаре
Санитарное просвещение служит для вторичной профилактики болезней, при этом важно учитывать потребность человека получить максимум информации о своей болезни в связи с тем, что у него отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а в стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.
В соответствии с информативными задачами санитарно-просветительская работа осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:
В программу формирования здорового образа жизни больных с хроническими заболеваниями (в стационаре и поликлинике) обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива болезни с тем, чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу. Это прежде всего относится к больным, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и некоторыми другими болезнями.
Согласно литературным источникам, 50% случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение (Брехман И.И., 1987).
Целенаправленная санитарно-просветительская работа больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.
Санитарное просвещение родственников и близких больного включает:
Санитарно-просветительское оформление поликлиники и стационара является дополнительным, но важным источником информации.
В санитарно-просветительском оформлении поликлиники целесообразно учитывать типовое размещение отделений и кабинетов поликлиники, которое содержит:
В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительное оформление приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей.
В приемном отделении и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей. Кроме этого, в холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.
При отборе форм и средств санитарно-просветительского оформления лечебных отделений важно учитывать то обстоятельство, что больные в них находятся длительный срок. Поэтому настенные экспозиции здесь практически неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.
Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Образец памятки, разработанной Республиканским центром медицинской профилактики (Бурятия)
памятка: «Что такое СПИД и его профилактика»
СПИД – вирусная инфекция человека, сопровождающаяся глубокими нарушениями иммунной системы организма, который оказывается беззащитным перед болезнетворными микробами. Проникнув в организм человека, вирус поражает иммунную систему, которая в результате поражения ослабевает до такой степени, что обычный насморк может привести к серьезным последствиям. СПИД – это завершающая стадия хронической инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Заражение может произойти:
1. При незащищенном половом контакте, даже если он был единственным. Риск заражения возрастает у людей:
•имеющих многочисленные половые связи, особенно случайные или с малознакомыми партнерами;
•уже болеющих венерическими заболеваниями, что облегчает проникновение ВИЧ.
2. При переливании зараженной крови или через загрязненные кровью инструменты, в том числе при инъекциях, что характерно для наркоманов, употребляющих наркотики внутривенно.
3. Возможна передача вируса от матери ребенку во время беременности, в процессе родов, при грудном вскармливании ребенка.
Нельзя заразиться ВИЧ через:
– пот, слюну, слезы, кашель;
– рукопожатия, объятия, поцелуи (если не
повреждены слизистые оболочки рта и ротовой
– общую посуду и пищу,
– общие вещи: деньги, книги, клавиатуру
компьютера, бытовые предметы;
– воду (при пользовании общим бассейном,
ванной, душем, туалетом).
– избегать беспорядочных и случайных половых связей;
– при любом половом контакте пользоваться презервативом высокого качества (при правильном использовании защита от заражения ВИЧ-инфекцией на 98 %);
– отказаться от употребления наркотических веществ;
– подвергать обработке, в т.ч. с использованием дезинфицирующих средств многоразовые инструменты для маникюра/педикюра/пирсинга/татуажа;
– при попадании чужой крови на раневую поверхность необходимо промыть рану проточной водой, обработать 3 % раствором перекиси водорода или спиртосодержащим раствором (70 %), после обработки закрыть рану пластырем;
– при попадании крови на слизистую глаза промыть глаза водой и закапать глазными каплями, обладающими слезоотделительным и дезинфицирующим эффектом (например, 20 % раствором альбуцида);
– при попадании крови на слизистую оболочку полости рта — прополоскать рот 70 % этиловым спиртом;
–для оказания первой медицинской помощи при кровотечениях необходимо использовать резиновые перчатки и защищать открытые участки кожи и слизистые глаз от попадания крови, любые загрязнения кровью должны рассматриваться как потенциально опасные;
— согласно действующему законодательству каждой беременной женщине необходимо пройти обследование на ВИЧ-инфекцию. При обнаружении вируса в организме ей для профилактики внутриутробного инфицирования назначают специальные лекарственные препараты.
Помните! На сегодняшний день специфических мер профилактики и радикальных методов лечения ВИЧ-инфекции нет. Человек заражается ВИЧ в результате своих безответственных действий и поступков. Берегите себя!
Профилактика неинфекционных заболеваний
Современная медицина относит к наиболее распространенным неинфекционным патологиям:
1. Болезни сердца и сосудов.
2. Заболевания дыхательных путей (ХОБЛ, астма и др.).
4. Злокачественные новообразования.
По статистике, больше всего неинфекционные заболевания (далее НИЗ) выявляются в странах с невысоким уровнем жизни населения – на них приходится более 3⁄4 всех летальных исходов по этой причине (более 30 миллионов случаев).
Поэтому профилактика неинфекционных заболеваний сегодня является одним из приоритетных направлений совместной деятельности Правительства, общества и различных медицинских и социальных сообществ.
Основные факты о хронических неинфекционных заболеваниях
Скрининговые обследования, диагностика и лечение НИЗ, оказание паллиативной помощи больным – основные компоненты профилактики хронических неинфекционных заболеваний.
Одним из важнейших способов борьбы с неинфекционными патологиями является целенаправленная деятельность по сокращению всех факторов риска. Сегодня существуют решения, которые позволяют правительству и иным заинтересованным сторонам сократить воздействие факторов риска, поддающихся внешнему влиянию.
При разработке таких мер и расстановке приоритетов особую роль играет мониторинг тенденций и прогресса в области борьбы с неинфекционными заболеваниями.
Среди всех причин летальности от НИЗ лидируют заболевания сердца и сосудов, далее следуют онкологические патологии, заболевания дыхательных путей и сахарный диабет.
Эти 4 группы причин смертности вместе составляют более 80 % всех смертей от неинфекционных болезней.
Табакокурение, гиподинамия, несбалансированный рацион, употребление спиртных напитков – эти неблагоприятные факторы напрямую связаны с вероятностью развития неинфекционных заболеваний.
Скрининговые обследования, диагностика и лечение НИЗ, оказание паллиативной помощи больным – основные компоненты профилактики хронических неинфекционных заболеваний.
Профилактика основных неинфекционных заболеваний
Выделяют несколько уровней профилактики неинфекционных заболеваний:
Выделяют 2 пути профилактики НИЗ:
1. Разработка и внедрение программ популяризации ЗОЖ и профилактики основных неинфекционных заболеваний, в том числе и за счет снижения негативного влияния факторов риска их развития;
2. Проведение мероприятий по профилактике и ранней диагностике НИЗ, факторов риска их возникновения (включая ранее выявление факторов риска злоупотребления спиртным и употребления наркотических и психотропных препаратов не по показаниям врача), мероприятий по коррекции выявленных факторов риска, а также организация диспансерного наблюдения граждан, имеющих НИЗ или высокие риски.
Мероприятия профилактики неинфекционных заболеваний
Профилактика неинфекционных заболеваний включает в себя следующие мероприятия:
• проведение информационно-коммуникационных мероприятий, посвященных ведению ЗОЖ, профилактике НИЗ и употребления психоактивных веществ;
• выявление нарушений основ ЗОЖ, предпосылок, способствующих развитию неинфекционных патологий (курение, употребление спиртного, наркотиков и психотропных препаратов), определение того, насколько они опасны для здоровья конкретного больного;
• устранение факторов риска НИЗ, предупреждение их осложнений (направление пациентов на консультации узких специалистов или в специализированные учреждения);
• диспансеризация и ежегодные профосмотры;
• организация диспансерного наблюдения пациентов с диагностированными неинфекционными заболеваниями (в том числе лиц с патологиями сердца и сосудов).
Для чего нужны результаты диспансеризации
По результатам первого этапа диспансеризации терапевт определяет, к какой из трех групп здоровья относится пациент, планирует тактику его медицинского наблюдения, при необходимости, отправляет на второй этап диспансеризации.
Медицинская помощь в профилактике неинфекционных заболеваний
Профилактика НИЗ в поликлиниках и больницах проводится в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи
В условиях амбулатории
В условиях отделениях стационара
В условиях дневного стационара
В первичной врачебной медико-санитарной помощи
На данном уровне профилактикой хронических неинфекционных заболеваний занимаются терапевты, семейные врачи и педиатры по направлению другого специалиста или при самообращении.
Терапевт, педиатр или семейный врач:
• выявляет и устраняет основные риски развития НИЗ посредством консультирования, диагностики, направления в профилактические кабинеты и отделения, а также к специалистам узкого профиля согласно выявленному заболеванию, состоянию или фактору риска;
• участвует в диспансеризации и профосмотрах;
• организует и проводит диспансерное наблюдение за пациентами с НИЗ, направляет больных с высокими рисками сердечно-сосудистых патологий в профилактические кабинеты и отделения, центры здоровья и др.;
• ведет учет прохождений пациентами профосмотров у других специалистов;
•участвует в разработке и реализации мероприятий по пропаганде ЗОЖ и профилактике неинфекционных заболеваний;
• информирует больных о необходимости как можно скорее обращаться за медпомощью в случае развития жизнеугрожающих состояний и осложнений;
•обучает лиц с повышенной вероятностью возникновения опасных для жизни состояний и их родных оказанию первой доврачебной помощи.
Профилактика неинфекционных заболеваний в первичной специализированной МСП
На данном уровне профилактику неинфекционных заболеваний осуществляют профильные врачи-специалисты по направлению других медработников или при самообращении, а также в процессе диспансерного наблюдения больных с НИЗ.
Специалисты проводят профилактику неинфекционных патологий по профилю лечебного учреждения или его структурного подразделения. Также они информируют пациентов об основах здорового образа жизни и устранении основных неблагоприятных факторов, влияющих на риски развития болезни.
Если нужно, пациент направляется к специалисту по профилактике медорганизации, представляющей специализированную медпомощь.
Статью подготовила врач-дерматовенеролог Т.С. Олейник
ОБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
комитета здравоохранения Курской области
Баннеры здоровья
Баннеры
«Горячая линия»
— рисков потребления алкоголя
— рисков потребления наркотиков
Вы интересуетесь или хотите пройти диспансеризацию?
Диспансеризация на экране монитора, планшета, смартфона!
Начните диспансеризацию прямо сейчас!
Вы можете ответить на вопросы анкеты и получить информацию о Ваших факторах риска и возможных заболеваниях на электронную почту.
Если Вам от 40 до 65 лет, внесите данные артериального давления и холестерина и узнайте абсолютный сердечно-сосудистый риск.
Распечатайте заполненную анкету и запишитесь на прием к врачу через региональный портал онлайн записи или обратитесь в поликлинику, к которой Вы прикреплены для прохождения диспансеризации или профилактического осмотра.
Организация санитарного просвещения
Организация санитарного просвещения в стационаре лечебного учреждения.
В акушерско-гинекологическом стационаре.
Задача санитарного просвещения больных – обеспечить правильное гигиеническое проведение, активное выполнение ими лечебно-профилакти-ческих предписаний и рекомендаций.
Содержание санитарного просвещения должно расшифровывать меры борьбы с болезнью в плане лечения и вторичной профилактики.
— ознакомление больного с сущностью заболевания (коротко);
— обоснование и расшифровку огромного значения участия самого больно в борьбе с болезнью, предостережение от самолечения;
— гигиенические советы, касающиеся:
3) физической активности;
5) отказ от вредных привычек;
6) устранение перегрузок и стрессов.
Врач стационара должен привлекать медицинских сестер к санитарному просвещению.
Приказ 75/55 от 14.04.98г. Комитета по здравоохранению Курской области, пункт 10.2. Возобновить работу по проведению занятий в «школах здоровья» стационаров (согласно инструкции МЗ от 29.06.90г., улучшить качество работы в «школах материнства» женских консультаций и детских поликлиник.
пункт 10.8. Вменить в обязанности врачей и средних медицинских работников использование 4-х часов ежемесячно рабочего времени на медицинское просвещение, пропаганду ЗОЖ, гигиенических знаний, соответствующих специальности.
Приказ 295 от 06.10.97г. Министерства здравоохранения РФ:
О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ.
«Школы здоровья».
Конспекты лекций, бесед в папке «Школа здоровья»
(7 занятий).
IV. Само и взаимопомощь при несчастных случаях.
Санитарное просвещение в стационаре дает
информацию:
— О правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания, т.е. служит целям вторичной профилактики заболеваний. При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии.
— Дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам в связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.
Санитарное просвещение на этапах пребывания
больного в стационаре:
— В приемном отделении – индивидуальная беседа, с вруче6ием памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях к поведению больных.
— В палате – индивидуальная или групповая беседа;
— В холлах больничных отделений – групповая беседа с больными, дискуссия в соответствии с нозологической формой заболевания с использованием технических наглядных пособий – лекционных диапозитивов, лекторских папок и др. С успехом применяется слайдоскоп с набором широкоформатных слайдов, иллюстрирующих основные медицинские сведения и гигиенические рекомендации, сообщаемые больным;
— При выписке – индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания.
Кроме того, в стационаре используются средства массовой пропаганды:
местные радиопередачи с записями на магнитной ленте циклов радиобесед для больничных радиоузлов, выпускаемыми ЦНИИ медицинских проблем и пропаганды ЗОЖ;
В программу гигиенического воспитания больных с хроническими заболевания обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива заболевания с тем, чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу.
Это прежде всего относится к больным, страдающим ГБ, ИБС, БА и некоторыми другими заболеваниями. Данные литературы свидетельствуют о том, что 50% случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение.
Целенаправленное гигиеническое воспитание больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.
Санитарное просвещение родственников и близких больного включает: индивидуальную беседу в приемном отделении и выдачу листовки – памятки с основными требованиями и рекомендациями в адрес лиц, посещающих больного; индивидуальное беседы лечащего врача в холле для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-просветительного оформления этого помещения.
Санитарно-просветительное оформление
стационара и памятки.
Является дополнительным, но важным источником информации. Оно должно быть выполнено с учетом требований эстетики интерьера и необходимости стилевого единства и базироваться на принципе: формы стационарные, экспозиции сменные.
В санитарно-просветительном оформлении поликлиники целесообразно учитывать типовое размещение отделений и кабинетов поликлиники, которое содержит:
— гигиеническую информацию общего характера – пропаганда ЗОЖ, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, ОКИ и т.д.);
— целевую информацию – профилактика хронических заболеваний (располагается в соответствии с кабинетом специалистов).
Для настенного оформления используют светящиеся плоскости (короба) с широкоформатными цветными слайдами и несветящиеся (стенды), экспозиции плакатов и тематических выставок, а для настенного оформления – альбомы, картотеки, настольные турникеты.
В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительное оформление приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей. В приемном отделении и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей. Помимо этого, в этих же холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.
В отделениях целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.
Санитарно-просветительное оформление
в поликлинике.
Экономический спад, кризис финансовый системы, недофинансирование здравоохранения выводят на первый план усиление профилактического направления в деятельности поликлиник.
В современных условиях выделяют два основных аспекта санитарной профилактики в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
— санитарная профилактика по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;
— санитарная профилактика диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Успех профилактических осмотров обеспечивается:
— агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.) экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки); чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т.д.
Санитарное просвещение проводиться дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).
Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду ЗОЖ: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д.
Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В этой работе используется различные памятки о ЗОЖ, издаваемые ФНИИ МПФЗ, местными ЦМП, а также тематические брошюры, издаваемые обществом «Знание» и др.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим и т.д.
Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходятся перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строится таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник – контролировать выполнение этих обязательств.
Санитарное просвещение с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы – дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.
Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно леченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.
На выполнение больным лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарное просвещение с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.
Этот курс включает:
— индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;
— групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает необходимую медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность участников. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу – контролировать их выполнение пациентом.
В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.