Что такое сансара в индийской философии
Сансара — что это такое? Колесо сансары
В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.
Что такое колесо сансары?
Жизнь – это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий, – колесо сансары.
Упанишады
Дело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы – Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.
Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.
Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.
Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».
Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть несколько. Все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.
До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.
По легенде, Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.
Характеристика сансары
Индийский философ 11-го века Лама Гампопа выделил три основных характерных признака сансары.
Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.
Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т.е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд единственную жизнь, и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.
Движение сансары
Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.
В первой части мир рождается и развивается, во второй – он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей – начинает деградировать, а в пятой – умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.
Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.
Роль сансары в буддизме
В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.
Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.
Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами, и звучат они так:
Дукха (первая истина – боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:
Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.
Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.
Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.
Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.
Закон кармы – вселенской справедливости
Понятие «колесо сансары» неразрывно связано с понятиями кармы – закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.
Каждое живое существо (не только человек, но и животные, и насекомые, и растения) имеет два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него высшими силами миссию, после этого покидает свое физическое тело и уходит в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.
О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме – национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.
Учение о сансаре в других религиях
По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений и познать истину.
В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в аду, или в раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.
Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.
Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.
Что происходит между рождениями?
В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.
Кроме этого, выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения, и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.
Виды кармы
Карма, о которой мы сегодня так много говорим, – это деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие «деятельность» включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.
Кроме этого, карма – это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие. И за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.
Буддисты понятие «карма» делят на три группы: карма, викарма и акарма.
Карма это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.
Викарма – это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие «викарма» соотносится с понятием «греховность».
Акарма – это деятельность без прогресса и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время в этом состоянии человек является инструментом в руках высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.
Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам космическим.
Возможно ли выйти из бесконечности сансары?
Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары, – это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или, наоборот, помешают вырваться из цепи вечных перерождений.
Положительные поступки, ведущие к спасению:
По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие – награда.
В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.
Что такое сансара. И в чем, простыми словами, главный смысл сансары.
Сансара — что это такое простыми словами? Сегодня мы рассмотрим все от А до Я. Садитесь удобнее, это одна из самых любимых моих тем. Приступим без долгого вступления.
Сансара — что это такое простыми словами в переводе на Русский язык
Простыми словами, сансара, это бесконечный переход нашей души из одного тела в другое. По-другому, сансара, это вечный круговорот рождения и смерти, где сегодня человек с должностью и статусом, а в следующей жизни, простой человек, или бездомный.
Если на этом ваш интерес исчерпан — нормально.
Все же есть куда более полезная информация из первых рук.
Ведь сансара, это не религиозное понятие, а закон вселенной, который распространяется на всех, независимо от того, верим в него или нет, верующие мы или атеисты. Вооружившись чуть большим, чем прямым переводом этого слова, уже в этой жизни можем стать умнее, мудрее и счастливее.
Знание этого аспекта привносит в нашу жизнь больше смысла и удачи.
И сразу же чуть отвлечемся на занятный момент:
В чем отличие сансары от самсары?
На самом деле, по сути, это ровно одно и то же. Нюансы следующие:
Даже слово «санскрит«, на самом санскрите пишется, как saṃskṛtā . Обратите внимание, через букву «м».
Итак, что сансара, так и самсара, это бесконечный поток рождения и смерти.
Вообще, тема санскрита и русского языка, очень интересна.
Известно, что санскрит, это древнейший язык. Обратите внимание только на местоимения в санскрите и в русском языке.
Схожесть местоимений в русском языке и санскрите
А сколько других слов в этих языках имеют тот же или схожий корень! Не стану подробно останавливаться на этом. Если интересно, есть хорошее видео, где Советский и Российский этнограф и искусствовед, доктор исторических наук, Светлана Васильевна Жарникова, весьма подробно, интересно и простыми словами, доносит тему языковой близости санскрита и русского языка.
Настоятельно рекомендую, даже с учетом того, что не совсем согласен с некоторыми выводами Светланы Васильевны в конце ролика. Однако, это совсем не ущемляет вес научных изысканий автора, и в контексте темы, сути также не меняет.
Очень познавательно. В этом аспекте, вы посмотрите на многое другими глазами.
Или это же видео, доступно в моей группе Вк
Есть ли разница между сансарой и реинкарнацией
В самом начале говорили о том, что зная закон сансары, мы можем существенно изменить нашу жизнь к лучшему. Ведь если принять что это именно закон, а не религиозная Индийская догма, то будем многое вынуждены пересмотреть.
Исходим из того, что сансара или самсара, это бесконечный круговорот рождения и смерти. Если на минутку предположить, что это так, тогда возникнут, как минимум, четыре вопроса:
Действительно, как так получается, что с рождения в этой жизни мы чуть ли не барин, а в следующей — попрошайка на улице? Почему так сильно может быть занижен или возвышен наш статус? От чего это зависит?
А что если я не верю в переселение души?
Давайте так.
Если себя считаете стопроцентным атеистом, то вопрос может быть снят, поскольку спорить на эту тему бессмысленно. Пусть каждый живет спокойно, как жил до этого. А если допускаете присутствие некой высшей силы или разума, или тем более — реинкарнации, тогда продолжение беседы будет весьма полезно.
В чем различие реинкарнации от сансары? Ответ прост.
Как мы уже поняли, сансара, это бесконечный круговорот рождения и смерти. Реинкарнация, это переселение или перерождение нашей души в другое тело.
Суть одна. Об этом мы поговорим дальше.
Сансара, это миф или реальность?
Итак, наш материальный мир устроен так, что те, кто не хочет думать о себе, как о вечной душе, а также не связывать себя мыслями о реинкарнации, в этой жизни будет искать только подтверждение своим взглядам. И он их обязательно найдет.
Противоречия только в нас.
Повторюсь, наш материальный мир уникален тем, что дает свободу каждому. Здесь рождаются только те, кто хочет жить одной жизнью и не думать о кармических последствиях, а также те, кто переполнен своими желаниями и амбициями. При этом, часть из нас, стремятся познать себя и мироздание.
Если говорим о Боге, то из этой категории ищущих, к нему приходят люди 4-х типов:
Другими словами, здесь каждый реализует свои желания и планы. Конечно, у всех они разные. Из жизни в жизнь мы накапливаем багаж внутреннего опыта, который никуда не исчезает.
В круговороте рождения и смерти обретаем внутренний опыт: что для нас хорошо, а что плохо.
Одни еще не прошли определенный опыт и уроки. Вторые — далеко впереди. Что очевидно для одних, для других еще неизведанное. И такие души естественно стремятся познать то, в чем себя еще не пробовали. «Далеко впереди» или позади, это тоже условность. Касается только определенного опыта, в то время как в чем-то другом, один умнее другого.
По-настоящему мудр тот, кто видит эту картину.
Такой человек не ставит себя выше только из-за своего особого видения. Ведь мы в материальном мире, значит у нас еще долгий путь самореализации. Понимать — уже хорошо. Однако, начать действовать в соответствие с этим пониманием, совершенно другой разговор.
Сансара — что это такое простыми словами, мы разобрали. Далее идем к не менее важному аспекту, напрямую связанному с нашей темой.
Сансара — что это такое простыми словами в связке с кармой
Несколько выше говорили о том, что разумный человек задаст 4 вопроса. Еще раз их перечислим.
Смысл сансары мы разобрали. Это наш путь от личных, бытовых забот и потребностей до познания смысла жизни, всего мироздания. Мы рождаемся бесконечно, поскольку душа вечна. Мы не умираем, но приходит в негодность тело, как старая вещь.
Начать жизнь с чистого листа, имея внутренний опыт за плечами, это огромная милость свыше.
Более подробно, я раскрываю эту тему в моей статье «Что такое душа». По сути, вопрос о душе. И это также вопрос, кто такой я.
А что влияет на нашу следующую жизнь?
Это закон кармы.
Карма, это причинно-следственная связь. Или, простыми словами, что посеешь, то пожнешь. В этой жизни мы совершаем ряд разных поступков. Поступки, о которых не хочется вспоминать до тех, что ставят в пример другим. У каждого есть свой скелет в шкафу. И это нормально с точки зрения опыта и самоанализа.
Совокупность плохих и хороших поступков дает стартовую площадку в нашей следующей жизни.
Логика и справедливость
Поэтому у нас есть логичное объяснение, почему один рождается в богатой семье, а другой заведомо бедняком. Один красив, а другой — страдает из-за своей внешности. Кто-то рождается больным и борется за жизнь, а кто-то здоров. И так до бесконечности. Каждый рождается со своим «клубком». Каждый в этой жизни собирает свой клубок кармы.
От баланса нашей кармы зависит успешность этой и следующей жизни
Сансара — что это такое простыми словами. Заключение.
Человек имеет две составляющие. Одна материальная часть. Без этого в материальном мире никуда. Ведь нам требуется кров, еда, мы имеем сексуальный инстинкт. Тело объективно и по праву требует свое. Не уделять этому внимание могут только святые. Их единицы. И как мы понимаем, святых не может быть много. Они есть, как пример, или как некий маяк для нас.
Также справедливо, что мы имеем духовную составляющую. Конечно, не редкость, когда самый заядлый атеист, является человеком с высокой планкой морали. Да и вера в Бога далеко не всегда делает нас духовным человеком.
Формальная вера не спасает человека от последствий за поступки. Не спасает совсем.
Важным знанием является то, что материальные блага кратковременны. Даже не всем удается их сохранить на всю жизнь. Они важны, но как то, что дает нам бОльшую свободу и время для своего полноценного развития, как в материальном плане, так и духовном.
И здесь важен баланс.
Ведь хорошая карма, это много благочестивых поступков и духовный рост.
Сами по себе материальные блага не несут греха. Важно, как мы ими пользуемся. Для чего их используем.
И еще.
С точки зрения того, что круговорот сансары делает из нас бриллиант, как из неотесанного алмаза, это верно. Вращаясь в центрифуге материального мира, сталкиваясь с людьми разного уровня и взглядов, мы получаем огранку, как красивый бриллиант.
Вместе с тем, бесконечный цикл рождения и смерти не несет нам конечной пользы. Конечная цель, это вырваться из круговорота рождения и смерти и больше не рождаться в материальном мире. А это уже совсем другая история. В одной из следующих статей мы обязательно разберем этот вопрос.
Ниже может быть немного рекламы. Я сделал максимум, чтобы она не мешала вашему чтению.
Сансара
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.
Содержание
Сансара в индуизме
В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.
Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.
В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).
В монистической адвайта-веданте, которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.
В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:
В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.
Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.
Сансара в буддизме
Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).
Сансара в джайнизме
Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.
Сансара в сикхизме
В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью — уровень, который известен как дживан-муктат, что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».