Что такое сарафан одежда в древней руси
Руский народный сарафан
Сарафан всегда считался символом или неотъемлемым атрибутом женского руского национального костюма. Надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твёрдым головным убором («кокошником» или «кикой») он был в широком употреблении как у знати, так и среди бедных слоёв населения. Трудно представить, но сарафаны были также длинной мужской распашной одеждой в Персии и других странах Востока.
Считается, что первое упоминание о сарафанах или сарафанцах относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Но описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.
Руские сарафаны можно увидеть на картинах руских же художников разных периодов.
Во времена Петра I сарафан стал считаться одеждой мещанской или крестьянской. Дворянкам носить сарафан было неприлично. Кто внимательно читал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, обратил внимание на сцену прощания коменданта Белогорской крепости с семьей.
«Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху. — Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».
Но как раз в то время, то есть в царствование Екатерины II, которая, как и положено женщинам, обладала хорошим вкусом, сарафан для дворянок был «легализирован» и снова вошёл в моду. А в 1834 году Николай I приказал сделать простонародный сарафан женским придворным платьем с рускими национальными мотивами.
Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шёлковое платье в руском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.
Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда.
А для повседневной носки у руских женщин были более простые варианты.
Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.
Вне зависимости от фасона, руские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа.
Традиционный образ руской красавицы.
Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, руский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его надевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, надевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.
Нарядный сарафан для знаменательных событий.
И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в руском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».
Основные отличия традиционного одеяния России
В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешённым, хотя талия обычно не подчёркивалась.
Талия чаще всего не обозначалась.
Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые надевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нём всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объёмными за счёт комбинирования ярких цветных и чёрных нитей.
Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно.
Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал чёрный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зелёные цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.
Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом.
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение.
Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шёлк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.
Разнообразие сарафанов
Руская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нём присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в руском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.
Наиболее популярными считались:
Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своём варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.
Распашной тип шился из трёх отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.
Старинные распашные сарафаны.
Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шёлк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.
Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов.
Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.
Более современная версия традиционного руского сарафана.
С чем носили сарафаны?
С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.
Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение понёвы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трёх частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Её длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понёва. В некоторых областях её декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.
Внешний вид понёвы мог сильно отличаться.
Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с понёвой.
Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоёв населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали её только на гуляния и на празднества.
Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках.
Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.
Трансформация одеяний под грузом современности
Руский сарафан стал запрещён к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.
Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа.
При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить руский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе руский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал всё меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоёв населения, которые и донесли традиции до наших времён.
Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного руского костюма.
Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шёлковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Русский сарафан: история и традиции
Сарафан — это вещь настолько же важная для женщин и девушек, как для мужчин кафтан. Учитывая, что в наше время кафтаны встречаются не так часто, сарафан, пожалуй, самый распространенный вид древнерусской одежды на сегодняшний день.
Ниже речь пойдет о тех видах сарафанов, которые сложились у староверов за их долгую историю. И действительно, видов сарафанов достаточно много:
По одной из версий, само слово «сарафан» происходит от персидского «serapa» — род длинной верхней одежды. Первое упоминание этого слова относится к XIV веку, как раз в связи завезенной азиатскими купцами верхней одеждой для мужчин. Уже с конца XV века он потихоньку начинает превращаться в женскую одежду. Самыми архаичными видами сарафанов являются глухие. В музеях нашей родины сохранилось немало образцов этого типа сарафанов. Часть из них имеет ложные рукава (рукава, не имеющие практического значения). Это средневековый рудимент, напоминающий о том, что некогда это была верхняя одежда.
Такой вид сарафанов исследователи называют «сарафан-ферязь» (илл. 1). На русском юге сарафаны подобного кроя назывались «шушун» (илл. 2), и зачастую их носили только девушки. Отличительной чертой этого типа сарафана являлось наличие переднего разреза, благодаря которому сарафан можно надеть как верхнюю одежду.
Илл. 1. Сарафан-«ферязь» из книги «Русский сарафан: белый, синий красный»
Илл. 2. Сарафан-«шушун»
Застегивался такой разрез на пуговицы, крепящиеся при помощи шнурочков, чуть позже к нему добавились и полоски драгоценной ткани. К XVII веку такой сарафан становится самостоятельным видом женской одежды (илл. 3).
Илл. 3. Женская одежда XVII века. ГИМ
В послераскольный период у староверов возникла внутренняя необходимость и потребность во что бы то ни стало сохранить связь с допетровской Русью, именно поэтому сарафан становится в буквальном смысле символом Святой Руси. Он получает бо́льшую популярность, и начинается этап бурного развития и эволюции сарафана. Прежде всего у него окончательно исчезают ложные рукава, а спинка становится у́же, проймы для рукавов шире. Также появляются новины в крое: добавляются клинья и складки, передний разрез становится ложным — так появились прямоклинные и косоклинные сарафаны. Также на таких сарафанах появляются лямки, в этом случае напоминает о своем предке лишь цельнокроеная спинка.
Однако глухие сарафаны (или хотя бы внешне близкие к ним) никуда не уходят. Наиболее близким к архаичному типу сарафана является сарафан уральских (яицких) казаков. Более того, в их обиходе сохранялась манера ношения нижнего (сарафанки) и верхнего сарафана, носившего название «ку́лем» или просто «сарафан». В некоторых поселках его называли «горбуном» (илл. 4). Это цельнокроеный сарафан, спинку которого укладывали в складки для уменьшения объема (илл. 5).
Илл. 4. Сарафаны уральских (яицких) казачек
Илл. 5. Спинка сарафана уральских казачек. Фонды Троицкого краеведческого музея
Шились такие сарафаны из дорогих тканей: парчи, шелка, штофа и т.д., украшались галуном (золотной лентой) и обладали шлейфом, по всей видимости, появившимся под влиянием городской моды. Сам сарафан при раскладке получал форму круга. До сих пор в некоторых населенных пунктах сарафаны являются семейной реликвией, так как в них девушки выходят замуж. Также до сих пор такой тип сарафана существует как моленный у казаков-староверов Каракалпакии (илл. 6).
Илл. 6. Староверка Нукуса в традиционном сарафане
Под таким сарафаном носили так называемую «сарафанку» — более практичную и более простую при шитье. Это сарафан с отрезной спинкой, который зачастую украшали машинной отстрочкой (илл. 7). Использовался он как домашний или рабочий сарафан, однако при переселении части уральских казаков в Сакмарский городок и включении их в оренбургское казачье войско, у оренбургских казаков он становится самостоятельным видом сарафана. И, в отличие от сарафана, его не украшали галуном (илл. 8).
Илл. 7. Спинка «сарафанки»
Илл. 8. Оренбургские казаки и казачки в «сарафанках»
Другой веткой пути глухого сарафана являлись моленные сарафаны федосеевцев и поморцев Прибалтики (илл. 9). Их особенность состояла и в том, что еще в ХVIII веке соборно запрещено ношение одежды из ярких тканей и одежды, несвойственной крестьянам. Отличающиеся одежды называли «мундиром антихристового воинства», «адской хламидой» и т.д. Также девушкам и женщинам полагалось распоясываться на молитву, чтобы скрыть фигуру. Это, безусловно, повлияло на особенности кроя. И несмотря на то, что по силуэту он всё еще напоминал глухой сарафан, в его основе лежали конструкции из клинов.
Илл. 9. Схемы кроя моленных сарафанов Прибалтики
Ткани подбирали либо домашнего изготовления, либо неброских цветов фабричного производства. К XX веку у староверов Прибалтики появляется своя разновидность круглого сарафана-«шубейки» (илл. 10), который носился как повседневный.
Илл. 10. Сарафан-«шубейка»
Говоря о круглом сарафане (илл. 11), который становится основным типом сарафана в конце XIX века, нельзя не заметить, что у семейских Забайкалья он становится еще и моленным сарафаном, почти полностью вытесняя косоклинный (илл. 12, 13).
Илл. 11. Схема кроя круглого (он же московский, он же прямой) сарафана
Илл. 12. Схема кроя косоклинного сарафана
Илл. 13. Семейские в сарафанах
В какую же еще сторону пошло развитие сарафанов? Среди староверов Нижегородья, Большого Урала и Сибири самым распространенным был косоклинный сарафан. Такие сарафаны могли иметь 16,12, 8 клинов, но самым распространенным был четырехклинный сарафан (илл. 14). Чуть позже появляется и двухклинный, как упрощенная версия четырехклинного.
Илл. 14. Раскладка четырехклинного сарафана. Верхнетагильский краеведческий музей
Все указанные территории испытали на себе влияние Русского Севера и центральных губерний, таких как Костромская и Владимирская. В связи с этим встречается довольно большое разнообразие вариантов.
Купеческое Нижегородье было близко Северу с его богатыми тканями (илл. 15), а южные районы тяготели к более бедному югу. Верхокамские староверы, подобно прибалтийским федосеевцам, имели достаточно скромный облик и носили «дубасы» из крашенины, домашнего холста, окрашенного в синий или черный цвет (илл. 16). Например, у федосеевцев Верхокамья моленным считался черный сарафан, обшитый красными полосками ткани. Подобного типа дубасы встречаются и у староверов Пермского края.
Илл. 15. Фото нижегородских крестьянок XIX века
Илл. 16. Верхокамские староверки в «дубасах». Фото из Московской археографической лаборатории
Староверы заводского Урала еще в XVIII веке соборно определили цвет моленных сарафанов как черный. Соборное постановление оказало большое влияние на предпочтение цвета, однако повседневные и праздничные сарафаны продолжали оставаться довольно яркими (илл. 17).
Илл. 17. Комплекс из Сивинского района Пермского края. «Дубас» из крашенины
Праздничный комплекс староверов Красноуфимского уезда Пермской губернии. На гуляние сарафан могли не подпоясывать
Также на Урале в начале XIX века полностью выходят из обихода глухие сарафаны-ферязи и входят в моду косоклинные сарафаны, а в конце XIX века их вытесняют круглые. Косоклинные остаются атрибутом староверов.
Однако и староверская мода претерпевает изменения. В начале XX века появляются новые виды сарафанов. Под влиянием городской моды формируется нижегородское полуплатье — сарафан с отрезной спинкой, которая кроилась по-городскому (илл. 18). А на Урале появляются сарафаны-горбачи, кроившиеся из полотна, имеющего вытачки от плечей и изготовлявшегося либо из покупной набойчатой ткани, либо из домашнего холста (илл. 19), и сарафаны-тельмошники, сарафаны на кокетке, к которой присбаривались две или более полос тканей, соединенных клинами (илл. 20). На Урале и в Сибири такие сарафаны чаще использовались как повседневные, однако в XX веке в некоторых общинах они становятся моленными.
Илл. 18. Схема нижегородского полуплатья
Илл. 19. Уральский сарафан-«горбач». Фонды СОКМ
Илл. 20. Уральский сарафан-«тельмошник». Реконструкция мастерской Елены Бойко
На севере и северо-западе появляется сарафан на лифе (илл. 21). Он представлял собой кроеный корсетообразный «лиф», к которому присбаривалась ткань. Сам «лиф» зачастую украшали машинной отстрочкой, а длина была меньше, чем у привычного круглого. Однако данный вид сарафана не прижился у староверов.
Илл. 21. Рисунок сарафана на лифе
Еще одним типом сарафана является «таличка» — это сарафан американских старообрядцев, представляющий из себя рубаху, пришитую к сарафану. То есть, по сути, это платье, но разные детали делают из разных тканей, чтобы напоминать собой комплекс «рубаха+сарафан» (илл. 22).
Илл. 22. Староверы Боливии в сарафанах-«таличках»
Мы с удивлением для себя можем обнаружить, как эволюционировали сарафаны, уйдя в долгое путешествие развития от глухого средневекового сарафана и придя, по сути, к похожему силуэту полуплатьев и тельмошников. Однако многие типы сарафанов существуют параллельно и до сих пор.
Сегодня мы лишь слегка прикоснулись к удивительному миру — миру русской традиционной одежды. Остается только надеяться, что вся эта красота не будет отчуждена для самих носителей. Ведь именно благодаря староверам, сохранившим всё это разнообразие, мы узнали об одежде наших предков. Безусловно, до сих пор продолжается и эволюция: например, с началом показательных выступлений церковных хоров РПсЦ все чаще стали появляться неподпоясанные косоклинные сарафаны и белые платки как форма для участниц хора, затем для клирошан, а затем — как моленная одежда вообще.
В этом ключе важно не думать о традиции как о чем-то закостенелом и не развивающемся. Пусть же не покроет плечи наших женщин «адская хламида»!