Что такое саундчек в музыке
Что такое саундчек в музыке
Так что такое на самом деле «саундчек»? Sound Check в переводе с английского означает буквально «проверка звука». На «сборных солянках» группе дается несколько минут, чтобы оптимально настроить звук на сцене «под себя», выставив комфортное звучание гитарных комбиков и корректное соотношение уровня вокала по отношению к ним. Пройдя несколько десятков подобных мероприятий, я обратил внимание на то, что начинающие музыканты на саундчеке, как правило, совершают одни и те же ошибки в настройке своего звука. Поскольку специальный мониторный пульт и отдельный звукорежиссер у него на мероприятиях подобного рода обычно не предусмотрен, ошибки приходится исправлять специалисту за FOH-пультом и, конечно же, самим музыкантам. Как это сделать быстро и корректно, и предлагается обсудить в рамках этой статьи.
Итак, главный принцип саундчека – это взаимное уважение друг друга на сцене.
Если можно что-то уменьшить по уровню, то это нужно сделать: ансамблевость игры прежде всего предусматривает умение уступать друг другу. Общий уровень громкости звука на сцене желательно выставить так, чтобы ощущалась его легкая нехватка музыкантами. Чрезмерно громкое звучание комбо-усилителей и других инструментов (барабанов, клавишных) в мониторных линиях приводит к «забиванию» вокала в мониторах, загрязнению общего звучания и появлению «коробчатости» звучания портального звука, что снижает его управляемость. Вам кажется, что на сцене все очень громко и совершенно не слышно вокалиста? Остановитесь и определите, что именно мешает, и уберите этот инструмент на своем комбике, или попросите звукорежиссера убрать его из мониторных линий.
Следует заранее определиться, что вы будете опробовать на саундчеке. Не нужно играть подряд от начала до конца все свои композиции. Кстати, есть группы (чаще всего – любительские), которые репетируют во время саундчека! Это – проявление неуважения к вашим коллегам, ждущим своей очереди: смотрите на часы, сколько времени вы уже отняли у них. Выберите наиболее характерный фрагмент одной из ваших ключевых композиций длиной в 8…12 тактов, чтобы при этом звучали все инструменты и вокал. Играйте его по кругу, останавливаясь и делая коррекции по звуку. Так вы сэкономите массу времени и главное, достигните нужного вам звука на сцене.
Не стремитесь создать на сцене точно такое же звучание, как у себя на репетиционной базе. Следует понимать, что гитарный комбо прокатной компании вовсе не обязан звучать так же, как ваш. Если на сцене имеется несколько комбиков, быстро найдите себе подходящий по звуку и стилю исполняемой музыки. Обязательно запомните (лучше – запишите) положения всех ручек комбика, и когда выйдете на сцену для выступления, верните их в то же положение. Также обратите внимание на «подленькие» кнопки атенюатора вроде «-15 дБ» или «+6 дБ». Они тоже обязательно должны быть возвращены в ваше положение.
Барабанщикам, особенно начинающих групп, не стоит тратить время на установку своего малого барабана, хайхета и тарелок. Пройдите саундчек на штатном оборудовании, предоставляемом организаторами мероприятия. В тот момент более важен баланс ударной установки, нежели ее тембр звучания.
Если гитарист использует акустическую гитару, не стоит надеяться, что ее достаточно будет подзвучить любым из вокальных микрофонов. Ваш звук могут «вытянуть», а могут и нет. Подстрахуйте себя от подобных неприятностей наличием встроенного звукоснимателя – вы сбережете себе нервы, а звукорежиссер – время на настройку. Аналогичная просьба будет и к владельцам контрабасов, виолончелей и скрипок – у организаторов не всегда бывает в наличии нужный direct-box, потому позаботьтесь о предусилении свого инструмента и запаситесь подходящим DI-боксом самостоятельно.
Внимательно следите за исправным состоянием своего собственного оборудования. Помнится, мне пришлось озвучивать КВН, в котором участвовали команды из разных городов Украины. К звукорежиссерскому пульту ребята из Харькова подключили находящийся за сценой ноутбук, с которого транслировалось смешное видео со звуком – главный номер их команды. В назначенный момент видео запустилось, но звук отсутствовал напрочь, и все мои попытки устранить проблему оказались безуспешными. Харьковчане в итоге заняли последнее место и после мероприятия обвинили меня в злонамеренных действиях и сговоре с конкурентами. Думаю, дело кончилось бы «физическим» воздействием, если бы капитан команды не обнаружил, что кто-то из членов команды нечаянно замютировал аудиовыход звуковой карты ноутбука. В итоге всем было обидно вдвойне. Поэтому, выходя на сцену, вы должны быть уверены в том, что ваши инструменты исправны, а аудиокабели – надежны.
И в заключение хотелось бы пожелать так важной неизменной взаимной вежливости при решении любых вопросов, даже с самыми молодыми и неопытными музыкантами. Ведь любой исполнитель прежде всего хочет, чтобы его творчество звучало со сцены достойно и адекватно.
Удачи всем,и – хорошего звука на сцене!
Сабжевое эссе замечательного поэта и музыканта Сергея Калугина:
Что такое саундчек?
Саундчек – это настройка аппаратуры и звука перед концертом. Само слово sound в переводе с английского языка означает «звук», а слово check переводится как «проверка, настройка».
Обычно саундчеки проводятся за несколько часов до начала концертной программы и включают в себя, кроме технической настройки звукового оборудования, исполнение фрагментов песен или целых композиций в качестве репетиции. Саундчек, как правило, подразумевает присутствие в зале только участников группы и технического персонала. Однако бывают случаи, когда на саундчеки пропускаются и очень преданные, но при этом достаточно спокойные фанаты за особые заслуги в деле почитания данной группы.
На таких концертах, где группы выступают одна за другой, на подключение и настройку аппаратуры каждой группе отводится всего несколько минут. Предполагается, что музыканты заранее занимаются подключением и настройкой своих инструментов, пробуют сыграть несколько фрагментов композиций и, сбалансировав звучание инструментов и вокала, покидают сцену до начала своего выступления.
Бывает и такое, что новички рок-музыканты устраивают саундчеки, то есть начинают репетировать прямо на сцене, тем самым в большей степени просто выпендриваясь перед коллегами. После бестолковой 10-минутной подготовки звукорежиссёр криком гонит несостоявшихся ребят со сцены, приглашая другой коллектив, с которым вполне может повториться та же история. Поэтому относиться к саундчеку стоит со всей серьёзностью, иначе можно просто опозориться, так и не сыграв ни одной песни.
Вместе со статьёй «Что такое саундчек?» читают:
Правила эффективного саундчека
Для меня, как для востребованного музыканта, нет ничего хуже, чем группа, которая не имеет представления о принципах правильной настройки звукового оборудования и аппаратуры и проверки звука перед выступлением. Конечно, это в большей степени вопрос отсутствия опыта и неосведомлённости в предмете, чем неуважения и безразличия к остальным музыкантам, но так быть не должно. Правда в том, что большинство музыкальных команд специально учат, как проводить саундчек, умение приходит со временем в процессе осуществления музыкальной деятельности. И всё же навык саундчека часто является показателем профессионализма группы.
В данной статье собраны практические советы о том, как правильно провести саундчек.
Раз уж вы на 100% договорились о выступлении, то вам следует заранее направить светотехнику и звукорежиссёру схему расположения вашей группы на сцене, технический райдер и список инструментов и устройств, подлежащих подзвучиванию (Input list). Заблаговременно доведённое до их сведения подробное описание ваших требований помогает предупредить многие проблемы, в частности, нехватку оборудования, ограниченное количество портов для его подключения или подключения систем персонального мониторинга и т.д. Если намечается большое выступление, вы можете выслать аудиодорожки или видеонарезку, демонстрирующие желаемое вами качество микса и светового оформления (при условии, что у вас нет собственной команды звукачей и светотехников).
Вам следует тщательно подготовить все аксессуары, «приблуды» и «штуковины»: сам инструмент, кабели, адапторы, усилители, стойки, микрофоны, батарейки и т.д. Имейте в виду, что вы и только вы несёте ответственность за ваше техническое оснащение, если только у вас нет детального списка оборудования, которое вам предоставят на месте.
Перечень возникающих при саундчеке затруднений, разрешение которых напрямую зависит от вас, включает:
— слабые или вовсе сдохшие батарейки, особенно в беспроводных системах или электронных датчиках;
— растянутые или повреждённые кабели;
— плохую настройку микрофонов (микрофоны установлены слишком далеко от края сцены, неправильно закреплены и т.п.);
— помехи, вызванные применением гитарных эффектов, заземлением или беспроводными системами;
— изобилие или наоборот недостаток специальных девайсов (микшеров, дибоксов и т.п.).
Чем раньше вы обратите своё внимание на эти распространённые проблемы, тем больше у вас останется времени на качественную настройку звука.
Будьте на месте в назначенное время (или чуть пораньше, если вам это действительно необходимо) и поинтересуйтесь у звукорежиссёра, где вам можно расположить весь ваш стафф. Когда приступите к размещению непосредственно на сцене, начните с самых больших блоков оборудования – ударной установки, усилителей и т.п. Внимательно следите за расположением проводов от микшера, розеток и зон, куда будут подключены микрофонные разъёмы (XLR кабели). Найдите местечко для «балласта» вроде пустых чехлов, чтобы расположить их за сценой.
Доведётся вам произвести полноформатный саундчек или качество прохождения сигналов проверят в ваше отсутствие (Line check), заранее подготовьте всё ваше оборудование, чтобы быть, что называется, в состоянии минутной готовности. Под этим я подразумеваю полную установку барабанов, расстановку стоек, настройку инструментов и т.д.
В большинстве шоу саундчек производится в порядке, обратном очерёдности выхода на сцену. Другими словами, хэдлайнер будет «чекаться» первым, а разогревающая команда – последней. Порой выступающим между ними музыкантам приходится довольствоваться лишь быстрой проверкой звука «в линию» непосредственно перед выходом на сцену. Сам процесс проверки звука в основном подчиняется единым принципам вне зависимости от того, предоставят вам время для полного саундчека или нет.
Звукорежиссёр должен руководить всем процессом, занимаясь каждым инструментом в отдельности. И никто другой в это время не должен играть или проверять своё оборудование, только тот музыкант, к которому обращается звукач.
Обычно звукорежиссёры тестируют звук в следующем порядке: барабаны, бас-гитара, гитара, электронные семплы или клавишные, духовые инструменты, вокал, бэк-вокал.
Когда тестируют именно ваш инструмент, быстро проиграйте какой-нибудь отрезок музыкального произведения в полную силу, а также проверьте любое оборудование, которое может увеличить громкость звука (педали или эффекты). Обычно по окончании тестирования всех инструментов звукорежиссёр спрашивает, кому из членов группы необходимо больше/меньше вывести звук инструмента через монитор либо вообще не нужно подключать его. Здесь также уместно будет высказать ваши пожелания относительно микса (например, «добавьте в микс больше гитары на правом фланге»).
После того, как каждого из участников развели по каналам и свели в общий микс, вас попросят сыграть песню. Играйте ту, что задействует, по возможности, все ваши инструменты и всех вокалистов, чтобы на выходе звукорежиссёр получил добротный микс. Вообще постарайтесь играть на каждом саундчеке одну и ту же песню, так вы сможете контролировать стабильность звучания.
Чтобы выявить любые отклонения или изменения в звучании, члены группы могут спуститься в зал (естественно, по одному) или попросить об этом своего роуди.
Если после саундчека вас попросили перенести оборудование (например, передвинуть его вглубь сцены, чтобы освободить пространство для следующей группы), постарайтесь отметить положение усилителей и стоек яркого цвета скотчем, чтобы вы смогли впоследствии быстро вернуть всё в первоначальное положение.
Если после вашей группы выступает кто-то ещё, освободите сцену как можно быстрее. Постарайтесь в первую очередь убрать с дороги габаритный стафф – ударные или стеки, чтобы на сцене могла начать расставлять оборудование следующая команда.
Операции вроде разборки ударной установки, сворачивания кабелей, зачехления оборудования и инструментов и т.п. должны производиться уже за кулисами. Быстрые сборы – это проявление вежливости по отношению к следующим после вас музыкантам, работникам сцены и звукотехникам, которым нужно готовить площадку для следующей группы, а также к промоутеру, пытающемуся следовать графику проведения выступления. До начала следующего блока шоу ещё раз бегло осмотрите площадку, чтобы убедиться, что вы ничего не забыли.
Если после вашего выступления иных не предвидится, то поводов для спешки у вас нет, но вам всё же следует уточнить у организаторов, к какому сроку нужно освободить площадку. Последнее, что вам бы хотелось, это заставлять персонал заведения ждать, пока вы соберётесь, чтобы закрыться, а потом поздно ночью возвращаться домой.
Наконец, непременно поблагодарите звукорежиссёра. Можете даже угостить его в баре или дать чаевые, чтобы оставить о себе хорошее впечатление.
Если вы хотите стать по-настоящему профессиональным музыкантом, неизбежно придётся учиться получать соответствующий опыт. Всё, начиная с расстановки оборудования, саундчека и до момента, когда вы «вваливаете» на сцене является частью этого процесса. Помимо того, что это действительно выделит вас среди остальных групп, персонал концертной площадки и другие музыканты непременно оценят вашу эффективность!
Оригинал статьи опубликован на сайте www.musicclout.com
Что такое саундчек в музыке
В самом начале своего музыкального пути молодые барабанщики перед выступлением думают в основном только о своих партиях и о том, как они будут выглядеть на сцене. Все эти моменты тоже важны, но с опытом каждый музыкант начинает понимать о важном значении настройки звука перед грядущим концертом и считает, что этот параметр стоит на первом месте.
Практически все профессиональные музыканты проходят обучение по правильной настройке аппаратуры и проверке звука. Даже при наличии техника уважающий себя музыкант должен всегда контролировать качество звука.
Ниже приведены практические советы, которые помогут провести ваш саундчек максимально эффективно. Здесь я разделил их на несколько этапов:
Перед концертом
За несколько дней, а лучше за пару недель до выступления сообщите звукорежиссеру в каком месте зала будет располагаться ваш музыкальный коллектив, предоставьте технический райдер и обязательно укажите, какие именно инструменты (в том числе части ударной установки) вы хотите, чтобы они были подзвучены. Благодаря этому вы сможете избежать множество проблем, например, таких, как недостающее оборудование, нехватка портов или трудности с подключением мониторинга, триггеров и т.п.
Заранее подумайте о том, какие вам понадобятся аксессуары и подготовьте их. Это могут быть дополнительные стойки под тарелки, метроном, батарейки, ноутбук, кабели, замок для хай-хэта, триггеры, запасной комплект барабанных палочек, собственное железо, малый, педаль и т.д. Данный момент очень важен, так как все трудности, возникающие во время саундчека, полностью лягут на ваши плечи, а именно: севшие батарейки, сломанные кабели, проблемы с ушным мониторингом, нехватка стоек, неработающий софт (если вы используете бэки на ноутбуке) и т.д.
Все это поможет вам избежать лишних хлопот, и сэкономит немало времени на максимально эффективную настройку звука.
В концертном зале
Советую всегда приходить на место выступления немного раньше. Берите за привычку, держать в запасе как минимум полчаса. Первым делом выясните у звукорежиссера место, где можно разместить все ваше оборудование. Определившись с расположением, начните собирать ударную установку с самых крупных ее элементов: бас-бочки, томов, малого барабана и железа. Расставьте их максимально комфортно. Затем приступайте к более мелким частям, таким, как установка педали или кардана, подключение метронома, микшера (при необходимости) со всеми нужными кабелями, ушных мониторов. Всегда имейте в наличие комплект запасных барабанных палочек. Также не забудьте выделить место, где бы вы смогли скинуть чехлы.
Саундчек
Обычно первыми проводят саундчек хэдлайнеры, а разогревающие группы последними, у которых весь саундчек заключается в быстрой проверке звука «в линию». Не зависимо от того, в какой по популярности из команд вы будете играть, принцип саундчека все равно у всех будет одинаковым. Во главе этого процесса выступает звукорежиссер, который сначала настраивает каждый инструмент по отдельности, затем всех вместе. В основном порядок следующий: ударные инструменты, бас-гитара, электро-гитара, синтезатор, духовые инструменты, вокал, бэки.
Когда начнут проверять звук вашего инструмента, играйте ритмические рисунки и сбивки с такой же атакой, силой и динамикой, как вы и планируете на самом выступлении. Рекомендую заранее выбрать, какой именно кусок песни вы будете чекать. Далее звукорежиссер будет уточнять, нужно ли кому-нибудь из музыкантов поменять уровень громкости инструмента через монитор или вовсе не подключать его. Ваша задача тут не молчать, а высказать свое мнение.
Теперь, после распределения каждого из музыкантов по отдельным каналам и, сведя всех в общий микс, вам нужно будет сыграть любой трек. Выбрать его советую заранее. Причем, необходимо руководствоваться следующим правилом: при исполнении песни, задействоваться должны все инструменты и вокалисты (если их несколько). Таким образом звукорежиссер получит качественный микс и сможет уловить больше деталей. Подобрав один раз данный трек, играйте его на всех саундчеках перед каждым последующим выступлением.
Еще один простой, но крайне полезный совет: если после саундчека начали передвигать ваши инструменты, то постарайтесь отметить то место, где он стоял, например, ярким скотчем, чтобы потом вернуть его на место. Это связано с тем, что в зависимости от расположения музыкального инструмента может поменяться звук.
После концерта
После того, как вы отыграете свою программу, постарайтесь освободить сцену максимально быстро, особенно, если после вас будет выступать другая музыкальная группа. Таким образом вы проявите уважение к организаторам концерта, и к другим музыкантам, сэкономив их время и «нервы».
В первую очередь уберите самые габаритные части ударной установки. Это поможет освободить место на сцене для того, чтобы следующие участники уже могли начинать расставлять свое оборудование. Собирать кабели, ушные мониторы, убирать свой стафф в чехлы и т.п. – все это следует делать уже за кулисами. Также до начала выступления следующей группы обязательно «пробегитесь глазами» по сцене и убедитесь, что вы ничего не забыли. Лучше всего заранее запомнить или записать кол-во предметов, которые вы вносили на сцену и пересчитать их за кулисами.
После концерта поблагодарите звукорежиссера, организаторов, и всех остальных участников мероприятия за совместно проделанную работу, даже если во время выступления возникали какие-либо неприятные рабочие моменты. Как бы каждый не старался выполнить свою работу идеально, от форс-мажоров и личных ошибок никто не застрахован, поэтому всегда с уважением относитесь друг к другу.
Соблюдая все вышеуказанные советы, вы будете выглядеть в глазах окружающих более профессионально, с вами приятно будет сотрудничать, и вас обязательно пригласят вновь, а также будут рекомендовать другим организаторам концертов.
Саундчек — что это такое? Определение, значение, перевод
Хэй йоу. Раз. Раз. Check da microphone. Саундчек это настройка аппаратуры и звука перед концертом. И в самом деле, слово sound переводится с английского как «звук», а слово check — «проверка, настройка». Ударение в слове «саундчек» ставится на букву «е».
Саундчеки проводятся, как правило, за несколько часов до начала концерта и включают в себя, помимо чисто технической настройки звукового оборудования, исполнение нескольких песен или их фрагментов в качестве репетиции. На саундчеке в зале могут присутствовать только члены группы и технический персонал. Однако иногда на саундчеки пропускаются и особо преданные фанаты за особо выдающиеся заслуги в деле почитания данной группы.
Саундчек находится в списке: Музыка
Вы узнали, откуда произошло слово Саундчек, его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Саундчек?» с друзьями:
И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!
Что такое Микстейп?
Йоу, мазафака. Микстейп (mixtape) это английское слово, состоящее из mix (смесь) и tape (плёнка). Какая.
Что такое Кач?
Yo, check the microphone. Кач это мощное колыхание толпы под забойную музыку с жёстким ритмом.
Что такое Мастеринг?
Мастеринг (ударение на «а») это финальный этап производства коммерческой звукозаписи, когда создаётся так называемый master.