Что такое сборные школы в средневековье

Соборные школы

Смотреть что такое «Соборные школы» в других словарях:

Соборные школы — кафедральные школы, в эпоху Средневековья средние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 начале 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив… … Педагогический терминологический словарь

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ — кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр … Российская педагогическая энциклопедия

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕХИЯ — (Cechy), Республика Чехия, гос во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч ща Становление шк. дела связано с деятельностью… … Российская педагогическая энциклопедия

Средние века — (педагогические аспекты) период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… … Педагогический терминологический словарь

Мусульманская культура — средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7 12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. М.к. сложилась в Халифате и… … Педагогический терминологический словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Источник

Типология церковных и светских школ средневековья.

Исходя из обозначенных подходов, в период средневековья сложилась определенная система церковных и светских школ.

Церковная школьная практика отличалась подчинением светского знания целям религиозно-ориентированного образования («духовное попечение»), преимущественной ориентацией на профессиональную подготовку внутрицерковного характера, функционированием образовательных учреждений в тесном взаимодействии с церковью.

С V по xv в. церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.

Основные типы церковных школ: приходские, монастырские и соборные или кафедральные школы

Курс обучения представлял собой «семь свободных искусств», но их содержание в этот период претерпело изменение в соответствии с религиозными традициями, определяло наиболее значимые для церкви области знания:

Вместе с тем в монастырских школах была создана первая средневековая учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Основными книгами были азбука и Псалтирь. Учебные пособия приобщали к основам христианской веры. При изучении начальных книг происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал обучение. Молитвы и некоторые основные псалмы сначала заучивали вслух, а затем читали и учились письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов.

По мере образования монашеских орденов некоторые из них выделились особенно высоким уровнем школ. Среди таких были ордена капуцинов, доминиканцев, августинианцев, урсулинок и др.

В монастырские школы отдавали детей и для духовного воспитания, и для получения светского образования. Некоторые родители отдавали детей монастырю с целью сделать из них монахов (считалось позитивным для судеб рода, если один из членов многочисленной семьи становился духовным лицом) или дать им общее образование и нравственное воспитание. Иногда воспитанники монастырских школ получали и навыки для будущей профессии, особенно если она была связана с книжной культурой, которая формировалась посредством обучения в монастырских школах.

Церковные школы представляли собой важный инструмент религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Преподавание богословия считалось «венцом наук». Универсальными методами обучения в средневековых школах служили заучивание и воспроизводство образов. Школа была оторвана от жизни. Господствующая в ней схоластика не открывала новые законы природы, а представляла религиозное учение как наукообразную систему, обосновывая ее ссылками на авторитет отцов церкви и на Священное Писание.

Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Хотя иногда проводились игры во дворе, целые «дни веселья», но каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. Широко использовали розгу, палку, плеть. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело.

Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит за стены церковных школ. Появляются цеховые (для детей ремесленников) и гильдейские (для детей купцов) школы, впоследствии они станут называться городскими. Они создавались городскими властями, а иногда и самими гражданами.

Возникшие в XIII-XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку: чтение, письмо, счет, а также элементы геометрии, естествознание, нотариальное искусство, делопроизводство. Обучение велось на родном языке. Профессиональные навыки ученики получали непосредственно от мастера своего дела. Схожая программа была и у гильдейских школ для детей купцов.

Появляются городские школы, где преподавание ведется параллельно на латинском и родном языке, а также аналогичные мужским учебные заведения для девочек. Постепенно школы избавляются от опеки церкви, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной горожан педагог, получавший должность ректора школы. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не всегда регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место. Так появились «бродячие учителя».

Городские (латинские) школы возникали на фоне развития в городах ремесел и торговли, сначала лишь дальней, потом и местной. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6-летнегоизучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

Источник

Соборные школы

Полезное

Смотреть что такое «Соборные школы» в других словарях:

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ — кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр … Российская педагогическая энциклопедия

Соборные школы — в эпоху средневековья средние учебные заведения при Соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. С. ш. давали более широкое образование, чем Монастырские школы и Церковно приходские школы, (чтение, письмо, грамматика, счёт … Большая советская энциклопедия

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

КАФЕДРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — см. Соборные школы … Российская педагогическая энциклопедия

Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание) — период, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории (обычно датируется кон. 5 сер. 17 вв.), время возникновения, развития и упадка ср. век. цивилизации и феодализма как особого этапа ист. развития человечества. В С. в.… … Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕХИЯ — (Cechy), Республика Чехия, гос во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч ща Становление шк. дела связано с деятельностью… … Российская педагогическая энциклопедия

Средние века — (педагогические аспекты) период, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новому времени (обычно датируется концом 5 серединой 17 вв.), время развития и упадка средневековой цивилизации и феодализма как особого этапа в развитии… … Педагогический терминологический словарь

Мусульманская культура — средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7 12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. М.к. сложилась в Халифате и… … Педагогический терминологический словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Источник

Школы в Средневековье

В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.

В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.

Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.

«Чертов колодец» на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.

В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.

Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.

Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.

Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.

Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:

Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде».

Speculum humane vite. Аугсбург, 1488

Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: «Кто жалеет розог, ненавидит своего сына».
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.

В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти»,

— писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:

К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.

В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников

Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней».

Мария Магдалина с книгой, 1435

Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела «молиться, читать и ткать», Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.

Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.

Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.

Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.

Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.

Источник

Средневековая школа: чему она учила?

Где и какие знания получал простой европеец эпохи Средневековья?

Кто наставит на путь истины? Образование и культура Средневековья

Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля чтобы выжить в Средневековой Европе. Но с развитием общественных отношений и расширением круга взаимодействий, человек видит потребность в новых средствах коммуникации. Нужен понятный всем язык. Устная традиция обмена информации была в приоритете, но этого было недостаточно: деньги сами себя не посчитают, а священные тексты не раскроют основную идею самостоятельно. Простому человеку нужен помощник.

Главный «специалист» — это, конечно же, клирик. Он — хозяин знаний на самом низком бытовом уровне. Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.

Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть фото Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть картинку Что такое сборные школы в средневековье. Картинка про Что такое сборные школы в средневековье. Фото Что такое сборные школы в средневековье

Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья. Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями. Но доставалась подобная продукция меньшинству: бюргерство и городские патриции могли читать литературу в основном на местных языках и наречиях. XV столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.

Где и чему научат в эпоху Средневековья?

Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.

Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».

«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.

Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть фото Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть картинку Что такое сборные школы в средневековье. Картинка про Что такое сборные школы в средневековье. Фото Что такое сборные школы в средневековье

Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом.

В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня. Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.

Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть фото Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть картинку Что такое сборные школы в средневековье. Картинка про Что такое сборные школы в средневековье. Фото Что такое сборные школы в средневековье

Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В X и XI веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий. Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе. К тому же появилась относительно стройная структура образования.

Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками. Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли. Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio). Своего рода, тривиум был формой знакомства с комплексом наук, но под «идеологическим» соусом. Всё-таки церковь управляла протеканием образовательного процесса: подозрение в ереси сомнительных знаний никто не отменял.

Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть фото Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть картинку Что такое сборные школы в средневековье. Картинка про Что такое сборные школы в средневековье. Фото Что такое сборные школы в средневековье

Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия. Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми. Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.

Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть фото Что такое сборные школы в средневековье. Смотреть картинку Что такое сборные школы в средневековье. Картинка про Что такое сборные школы в средневековье. Фото Что такое сборные школы в средневековье

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *