Что такое седьмина в библии
Даниил 9 глава
IX. ВИДЕНИЕ О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ (Гл. 9)
9:1,2 Описанное в этой главе видение имело место во время правления Дария из рода мидийского. Изучая книгу Иеремии, Даниил понял, что семьдесят лет плена подходят к концу.
9:3−19 Исповедавшись в своих грехах и грехах своего народа (Даниил использует местоимение «наши»), он попросил Господа исполнить обещания, данные Иерусалиму и народу Иудеи. В ответ на эту молитву Бог послал Даниилу чрезвычайно важное откровение о «семидесяти седминах», которое называют «костяком библейских пророчеств».
Когда Даниил просил Бога за свой народ, то ссылался на Его качества (величие, могущество, верность, праведность, прощение и милосердие) и Его «интересы» (Твой народ, Твой город, Твоя святая гора, Твое святилище).
9:20−23 Когда Даниил еще продолжал молитву, муж Гавриил, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы. Ангел сообщил пророку, что он — муж желаний; это очень высокая похвала, тем более что исходит от Самого Бога. Потом Гавриил развернул перед Даниилом всю картину будущего, которое ожидает иудейский народ. Речь идет о так называемых «семидесяти седминах», где каждая «седмина» — это семь лет. Данное пророчество имеет решающее значение для понимания Божьего плана спасения, поэтому мы изучим его фразу за фразой.
(9:20−23) Используемое здесь еврейское слово чаще всего переводится как «неделя», но буквально оно означает «семерка».
9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего (Израиля) и святаго города твоего (Иерусалима). Историческое исполнение первой части пророчества показывает, что эти седмины — семилетия. Семьдесят семилетий — 490 лет. Мы увидим, что семьдесят седмин делятся на три периода: семь седмин плюс шестьдесят две седмины и — после большого промежутка времени — последняя седмина. По истечении этих семидесяти седмин произойдут следующие пять вещей:
. чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи — это может иметь отношение ко всем грехам Израиля, но в первую очередь речь идет о его отвержении Мессии. Когда во время второго пришествия Христа остаток народа обратится к Нему с верой, его преступление и грехи будут прощены.
. и заглажены беззакония — основание для примирения с Богом было заложено еще на Голгофе, но здесь говорится о времени (оно еще в будущем), когда верующая часть еврейского народа насладится всеми теми благословениями, которое им принесло завершенное Христом дело искупления.
. и чтобы приведена была правда вечная — здесь также речь идет о втором пришествии и тысячелетнем царстве, когда Царь будет править в правде. Это будет вечная правда — в том смысле, что она станет неотъемлемой частью вечного царства.
. и запечатаны были видение и пророк — основная часть ветхозаветных пророчеств касается славного возвращения Христа на землю и установления Им царства. Следовательно, к концу семидесяти седмин почти все они уже исполнятся.
. и помазан был Святый святых — в начале тысячелетнего царства в Иерусалиме будет помазан (освящен) храм, описанный в Иез 40−44. Господь вернется туда со славой Своей (Иез 43:1−5).
9:25 Даниил должен знать и разуметь, что седмины начнутся с повеления о восстановлении Иерусалима — имеется в виду указ Артаксеркса в 445 г. до Р. Х. (Неем 2:1−8).
. до Христа Владыки — речь идет не просто о приходе Мессии, но конкретно о Его смерти (см. 26а).
. семь седмин (сорок девять лет) и шестьдесят две седмины (434 года) — шестьдесят девять седмин разделены на два периода.
Город будет восстановлен, народ возвратится. но в трудные времена. В Иерусалиме отстроятся (в первые семь седмин) улицы, площади и защитные сооружения, хотя и не без оппозиции и треволнений.
9:26 Затем, по истечении шестидесяти двух седмин (имеется в виду второй период семидесяти седмин, т.е. в конце шестидесятой девятой седмины), предан будет смерти Христос. Это, без сомнения, недвусмысленное пророчество о крестной смерти нашего Спасителя.
Сто лет тому назад сэр Роберт Андерсен в своей книге «Грядущий князь» подробно рассчитал эти шестьдесят девять седмин, принимая во внимание «пророческие годы», пропуски, ошибки календаря, переход от старой эры к новой и т.п. У него получилось, что шестьдесят девятая седмина закончилась в день триумфального въезда Христа в Иерусалим, т.е. за пять дней до Его смерти.
. а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет — речь идет о главе возрожденной Римской империи, которого некоторые отождествляют с антихристом. Он придет к власти в период великой скорби. Его народ — это, конечно, римляне.
. город и святилище разрушены будут — римляне под командованием Тита разрушили Иерусалим и его чудесный беломраморный украшенный золотом храм в 70 г. по Р. Х.
. и конец его будет как от наводнения — город будет стерт с лица земли, словно после наводнения. От храма, например, не осталось ни одного камня. Тит запретил своим воинам поджигать храм Ирода, но они ослушались и предали здание огню, чтобы расплавить находящееся в нем золото. Затем, собирая расплавленные куски драгоценного металла среди камней, воины до основания разобрали стены и фундамент. Так исполнились предсказания Иисуса (Мф 24:1,2) и также Даниила.
. и до конца войны будут опустошения — с этого момента история города будет полна войн и разрушений. Конец войны означает конец эпохи язычников.
(9:26) Согласно Андерсену это было 6 апреля 32 г. по Р. Х. В наше время доктор Гарольд Хенер также предложил замечательный вариант исчисления шестидесяти девяти седмин. У него несколько иная датировка: с 444 г. (до Р. Х.) по 33 г. (по Р. Х.). Bibliotheca Sacra, January-March, 1975, стр. 6264.
9:27 Теперь мы подошли к семидесятой седмине. Как мы уже упоминали, между шестьдесят девятой и семидесятой седминами есть временной промежуток. Этот «вставленный» между предпоследней и последней седминой период и есть эпоха церкви от Пятидесятницы до восхищения. Он нигде не упоминается в ВЗ; это была тайна, которую Бог скрывал от основания мира, но открыл через апостолов и пророков в новозаветный период. Его, однако, прекрасно проиллюстрировал наш Господь в Назаретской синагоге (Лк 4:18,19). Процитировав Ис 61:1,2а, Он остановился на словах «лето Господне благоприятное» (Его первое пришествие) и ничего не стал говорить о Своем втором пришествии — дне «мщения Бога нашего» (Ис 61:2б). Эти две фразы разделяет целая эпоха церкви.
И утвердит (римский князь) завет для многих (неверующее большинство израильского народа) одна седмина (семилетний период великой скорби) — это может быть договор о дружбе, о ненападении или гарантия военной помощи против народов, нападающих на Израиль.
. а в половине седмины прекратится жертва и приношение — римский князь начнет враждебно относиться к Израилю, запретит приносить жертвы Яхве.
. и на крыле святилища будет мерзость запустения — из Мф 24:15 мы узнаем, что в храме, вероятно, будет помещен некий мерзкий идолопоклоннический образ, которому антихрист потребует поклоняться. Некоторые исследователи полагают, что слово «крыло» означает крыло храма.
. и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя — антихрист будет преследовать и уничтожать тех, кто откажется поклоняться образу. Гонения на иудеев будут продолжаться в течение второй половины последней (семидесятой) седмины, известной как великая скорбь. Потом римский князь (опустошитель) сам будет сокрушен и брошен Богом в озеро огненное (Отк. 19:20).
комментарии МакДональда на книгу пророка Даниила, 9 глава
седьмина
Смотреть что такое «седьмина» в других словарях:
седьмина — седьм’ина (Дан.9:24 27) неделя, семидневный срок, символ семилетнего периода. Такое соотношение времен в пророчествах встречается и у древних пророков: Лев.25:8 ; Чис.14:34 ; Иез.4:5 6 … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Библия — Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
неделя — нед’еля (евр. «шабуа» семь или седьмина) каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой (еврейская неделя, срн. Мат.28:1 ). Деление дней на седмицы было известно также и в древнем Египте, где они назывались именами известных тогда планет,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Библейские пророчества — Библия … Википедия
Библия — Б’иблия Священное Писание, откровение слова Божия, изложенное на том или ином языке. Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий (книги… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
неделя — нед’еля (·евр. «шабуа» семь или седьмина) каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой (еврейская неделя, ·срн. Мат.28:1 ). Деление дней на седмицы было известно также и в древнем Египте, где они назывались именами известных тогда планет … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
70 седмин Даниила. Знаки
Известно, что пророчество о «Семидесяти седминах» ветхозаветного пророка Даниила,
по мнению исследователей Библии, считается самым важным пророчеством для
человечества. И одним из наиболее трудных для понимания. Это действительно так.
Потому что сегодня еще ни один толкователь данного пророчества из многочисленной
армии священнослужителей, богословов, философов и ученых НЕ Дал его правильного
разъяснения. Все имеющиеся объяснения являются «крохотными местными отражениями»
Великой Знаковости Творца.
Непонимание, что означают «Семьдесят седмин», вызвано Незнанием Знаков Создателя,
которыми Ветхий Завет максимально пронизан. Обратите внимание, эти Знаки
предназначаются не тем, кто жил во времена Ветхого Завета, а нам, людям, живущим
сегодня, то есть в конце «времен».
Итак, «70 седмин» предельно Знаковы. Ранее я показала, что число «7» является
наиболее значимым числом для человечества.
Сказано Даниилу: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и Святого города
твоего…». Народ означает тех людей, которые верят в Единого Бога, а Святой город
– это Храм в Иерусалиме, который является отражением Небесного Иерусалима.
Далее сказано: «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и
заглажены беззакония» (Даниил, 9-24). А какое преступление, грехи и беззакония
совершало человечество от сотворения своего? Это преступление Блудодейства и
беззакония бесчисленных кровопролитий и убийств.
«Век сей», Блудодейства и беззакония, наш Творец «взвесил на весах, и мерою
измерил времена, и числом исчислил часы, доколе НЕ исполнится определенная МЕРА»
(3 книга Ездры, 2-36-37). Данная Мера и есть «Семьдесят седмин».
запечатаны и заглажены были все преступления, грехи и беззакония, совершенные
человечеством по велению дьявола.
«Седмины» не имеют в себе никаких разрывов, и следуют друг за другом непрерывно,
как единое целое. Знак-доказательство этому дан в том факте, что Иаков родился,
держась за пяту Исава.
Когда «Семьдесят седмин» загладят преступления, тогда «будет приведена (на землю)
правда Вечная (то есть произойдет Второе пришествие Христа), и помазан будет (на
царство) Святой Святых, то есть Иисус Христос» (Даниил, 9-24).
Чему равна «седмина»? Она равна 283 «человеческим» годам. Почему? Потому что
«От-ЧИ СЛА-ва» есть ЧИСЛА.
«Седмина» представляет собой сумму лет: 250+33=283. Обратите внимание, 250 лет
содержат в себе число «7», или «седмину», то есть 2+5=7. А поскольку уже в Ветхом
Завете человек отдавал «десятину» Богу, то в каждой «седмине» к 250 годам
добавилось 33 года (время, которое прожил Христос).
предан был смерти Христос». Таким образом, весь ветхозаветный период включает в
себя временной период, протяженностью 283 (года) Х 62 (седмины) = 17 тысяч 546
Обратите внимание, сатана, пользуясь Знаковым Незнанием человечества, специально
поставил семь «седмин» в тексте пророчества, относящиеся ко времени Нового
Завета, перед 62 «седминами» Ветхого Завета, для того, чтобы как можно больше и
сильнее запутать исследователей и толкователей Библии. Но Закон Создателя в том,
что время неразрывно, и естественно, что первые 62 «седмины», относящиеся к
началу нашего человечества, пришлись на Ветхий Завет.
Начиная с Нового Завета, то есть со времени нашей эры, прошло еще семь «седмин».
Прошло 2000 лет. Смотрите, если 2000 (лет) разделить на 283 года, то получается 7
«седмин». Они закончились в 1981 году. С 1982 года началась последняя, восьмая
«седмина». Именно в эту, завершающую «седмину», произойдут самые важные для
человечества изменения, которые закончат нашу человеческую историю.
Если к семи седминам, которые закончились в 1981 году, прибавить время восьмой,
или последней, семидесятой седмины, то есть 283 года, мы получаем дату 2264 года
(или 23 век нашей эры). Таким образом, видение пророка Даниила о «23 вечерах и
утрах», данное ему до «седмин», подтверждает наш расчет.
Именно в последнюю «седмину» произойдет то, что сказано Даниилу: «город и
святилище разрушены будут народом Вождя, который придет, и конец его будет, как
от наводнения, и до конца войны (между Силами Света и сатаной) будут опустошения»
Слова эти максимально Знаковы: город и святилище означают отражение на нашей
земле «Небесного Иерусалима и его святилища», то есть церковь. Ведь мы живем в
мире «зеркал». Это отражение, то есть церковь, будет разрушено. Вождь, который
придет – это Антихрист, который опустошит всю землю.
Обратите внимание, что сказано далее: «И утвердит Завет для многих ОДНА
(последняя) «седмина» (Даниил, 9-27). Поверьте, это самые замечательные слова
Создателя во всем сказанном. Ибо это Знак Творца о том, что многие люди, до
этого НЕ видящие и НЕ Знающие о Знаках, УВИДЯТ и ОСОЗНАЮТ их, и обратятся к
правде Творца. И этим спасутся. Ах, это такая большая РАДОСТЬ!
Далее же сказано: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на
крыле СВЯТИЛИЩА будет мерзость запустения» (Даниил, 9-27).
Что это значит? Это значит, что прекратятся Богослужения Свету. А на их место
встанут сатанослужения (то есть мерзость запустения, так как сатана есть
человеку: «опустошаю-сатанинским углом-силу-ТОТА». ТОТ – имя Солнечного Бога «РА-
Вечно Живого». Вот почему сказано: в Святилище «будет мерзость запустения».
В 2088 году, в Латинской Америке, в Бразилии, родится Антихрист. В возрасте
Христа, то есть в 33 года он придет к власти. Это произойдет в 2121 году.
Половина седмины есть 283:2=141,5 год. Значит, уже через 106, 5 лет, в 2121 году
Антихрист придет к реальной единоличной власти на Земле. Ведь мы уже прожили 33
года последней седмины.
И будет царствовать Антихрист 144 года (2264 лет – 2120 лет = 144), по числу 144
тысяч праведников, о которых сказано в Библии. Это Закон Отражения,
ибо 144=9, то есть ЧИСЛУ Творца.
Вот что значат для человечества «Семьдесят седмин».
Седмины Даниила – семьдесят седмин
Семьдесят седмин (т. е. 490 лет), говорит пророк, определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых ( Дан. IX, 24 ). Началом счисления этих 490 лет по пророку (ст. 25) полагается издание указа о восстановлении построения Иерусалима, именно 2 указа Артаксеркса Лонгимана, данного им в 20-й год своего царствования, в 453 г. до Р. X. ( Неем. II, 1–17 ). Со времени издания этого указа до Христа-Старейшины, т. е. до явления Христа народу, или крещения Его Иоанном, должно было пройти шестьдесят девять седмин, или 483 года. Последняя седмина определена пророком на утверждение Нового Завета, т. е. на служение Мессии и утверждение Его Церкви на земле.
В половине этой седмины Мессия будет предан смерти, и с Его смертью прекратится жертвоприношение в храме и затем по прошествии седмидесяти седмин придет чуждый, могущественный народ (т. е. римляне), и город и Святилище будут разрушены, на крыле Святилища будет мерзость запустения и до конца войны будут происходить опустошения. Грозные события, как это всем известно, буквально и давно уже оправдали эти предсказания. Более чем 1800 лет тому назад император Тит с римскими войсками разрушил Иерусалим и храм до основания и положил конец Иудейскому царству. См. Пророк Даниил.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
О семидесяти седьминах. Богословский анализ
Брат Silus анализирует пророчество Даниила о семидесяти седьминах и показывается несостоятельность теории лакуны (разрыва), по которой исполнение пророчества о последней, 70-й седьмине, отодвигается ко второму пришествию Христа.
Приведен также комментарий из Толковой Библии Лопухина.
1 Отправная точка
1) Разделение программ Израиля и Церкви.
Если вы действительно усматриваете разность между Израилем и Церковью, то вы неизбежно придете к учению о тайном восхищении. Вам нужно быть последовательным до конца, чтобы течение истории Израиля как отдельного народа Божьего не пересекалось с течением истории другого народа Божьего – Церкви. Вам нужно красиво вплести Израиль в Тысячелетнее Царство и отдельно Церковь, а потому найти Израилю место в вечности, держа в уме и Церковь…
2) Поскольку программы у Израиля и Церкви разные, как считают некоторые ученые, то и пророчества исполняются в разное время. В данном случае, я имею в виду пророчество Даниила о семидесяти седьминах.
Суть вопроса в том, что, мол, исполнилось только 69 седьмин, а последняя 70 – еще не исполнилась. Именно эту седьмину принято отождествлять с великой скорбью, которая описана в евангелии от Матфея 24 главе.
Мы еще отдельно рассмотрим эту главу подробнее. Итак, семидесятая седьмина Даниила. То, как вы толкуете эти седьмины, определяет какова ваша позиция. Если вы ее никак не толкуете, то у вас нет никакой позиции. А принятие истины на слух порождает легковесную праведность и, как следствие, легковесное богословие.
2 Семидесятая седьмина
Важность этих седьмин состоит в том (с этим согласны подавляющее большинство богословских школ, исключая либералов), что они ведут непосредственно к первому приходу Мессии, что является хорошим основанием для беседы с евреями.
Христианский православный апологет А.П.Лопухин (Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. — Монреаль, 1986, стр. 337) пишет: «В течение этих седьмин (70 х 7 = 490 лет) должно было состояться освобождение Иерусалима и храма и искупление мира «смертью Христа-Владыки». Предсказание это исполнилось в точности, так как от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно четыреста девяносто лет».
Семьдесят недель Даниила имеют ценность для богословия по двум причинам:
1 В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над царством Халдейским,
2 в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.
Вавилонская империя утратила свое влияние на мир, следовательно по логике, должно было ослабнуть влияние и на родину Даниила. Может Даниила ожидал освобождения Иудеи, но его не произошло. Наследие Вавилонскихз завоеваний перешло к Мидо-Персам.
Из текста видно, что Даниил сразу же обратился к пророчеству Иеремии, которое гласит:
Иер.25:11 «И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет».
Иер.25:12 «И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею».
Народ будет служить 70 лет, значит, потом он перестанет служить? Так ли это? Что же дальше? Такие вопросы волновали Даниила, когда он читал эти пророчества. Что делает Даниил? Как мы поступаем, если у нас нет ясности? Даниила же молился.
3 И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.
4 И молился я Господу Богу моему, и исповедывался и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!
5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;
6 и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны.
7 У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.
8 Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою.
9 А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него
10 и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков.
11 И весь Израиль преступил закон Твой и отвратился, чтобы не слушать гласа Твоего; и за то излились на нас проклятие и клятва, которые написаны в законе Моисея, раба Божия: ибо мы согрешили пред Ним.
12 И Он исполнил слова Свои, которые изрек на нас и на судей наших, судивших нас, наведя на нас великое бедствие, какого не бывало под небесами и какое совершилось над Иерусалимом.
13 Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою.
В завете между Богом и Израилем действительно прописано как благословение, так и проклятие. Проклятие заключается в рассеянии по всему миру (Лев. 26:14-38). Так говорит Закон Моисеев, и так Бог сделал. Даниил делает на это ссылку как подтверждение.
14 Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас: ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его.
15 И ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво.
16 Господи! по всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас.
17 И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи.
18 Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие.
19 Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».
Молитва Даниила привела в действие руку Божью. Наши молитвы к Богу могут внести ясность в обстоятельства нашей жизни. Как поступить, что будет дальше, что делать и т.д. Даниил же, особенно угодный Богу человек, получил ответ на обстоятельства Иудейского народа.
20 И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего;
Ясность приходит после исповедания грехов. Омраченное сердце не в силах понять Божьих действий и намерений. Даниил исповедовался за народ свой. Не успел Даниил окончить молитву, как немедленно получил ответ от Бога.
21 когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
22 и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению.
23 В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение.
24 Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
Прошло 70 лет – правильно, но этого не достаточно – еще 70 седьмин. Цели этих седьмин: 1) покрыть преступление, 2) запечатать и загладить грехи, 3) привести праведность вечную, 4) запечатать видение и пророка, 5) помазать Святого Святых
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
Ангел дает конкретную информацию о начале действия седьмин. Но, несмотря на конкретность данной информации, есть все же некоторые разномыслия.
26 И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
А вот теперь посмотрим на подстрочный перевод:
Cемьдесят седьмин отмерены
для народа твоего
и для города святого твоего —
к покрытию преступления
и к запечатанию (ulchathem) греха
и к искуплению срока
к приведению праведности веков
и к запечатанию (v’lachthom) прорицания и пророка
и к помазанию святого святых.
И знай, и разумей:
от выхода слова
к возвращению и к отстроению
Й’рушалаима до помазанника-правителя (maschiach nagid) —
седьмин семь
и седьмин шестьдесят
и две; возвратится [народ], и обустроится
улица, и окончательно,
но в трудные времена.
И после седьмин шестидесяти и двух
разрублен будет (jikkhareth) помазанник,
но не за себя (v’ejn lo);
а город и святыню
разрушит народ правителя грядущего,
и конец его — в наводнении
и до конца войны
определены опустошения.
И утвердит завет со многими
седьмина одна,
и половина седьмины
отменит жертву и приношение,и на крыле [святыни] будут мерзости запустения (schikkutsim m’schomem — идолы, языческие статуи), но окончательная, предопределенная гибель постигнет опустошителя”» (Дан.9:21-27, РХ).
А теперь зададим несколько вопросов:
Откуда происходит понятие «семьдесят седьмин»? – Из книги пророка Даниила. «Семьдесят седьмин определены для народа твоего» (Дан. 9:26).
Что значат эти «семьдесят седьмин»? – Ключом к пониманию пророческого времени в пророчествах Даниила служит библейский принцип, согласно которому день в пророческом исчислении равен буквальному солнечному году (Числ.14:34; Иез.4:6). По этому принципу — «день за год» — семьдесят недель (или 490 пророческих дней) олицетворяют 490 буквальных лет.
Должно было минуть 49 лет со дня явления Гавриила Даниилу, прежде чем началось восстановление Иерусалима. Эта история рассказана в книге Неемии. Все произошло точно согласно Божьему плану.
Таким образом, первые семь седьмин или 49 лет пошли на восстановление Иерусалима после возвращения народа из плена. Следующие 62 седьмины или 434 года приводят нас ко времени «Христа Владыки». Вот здесь-то и ведутся споры.
3 69 седьмин закончились, а где же 70-ая?
Кому они были определены? – Израильскому народу.
Какая цель этих седьмин? – «Чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святой святых. И возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан. 9:24, 25).
Существует несколько школ относительно последней седьмины. Если все богословы согласны с тем, что 483 года исполнились в возвращении евреев в свою землю, в восстановлении храма и города вплоть до «Христа Владыки», то относительно 70-ой седьмины ведутся споры.
Вот несколько взглядов:
3.1 Теория разрыва (лакуны)
69 исполнились, а 70-я еще нет. Она исполнится в будущем как великая скорбь, то есть 24 глава Матфея=70 седьмина, а Церковь – промежуток или интервал между ними, до тех пор, пока не войдет полное число язычников.
3.2 Теория монолитности
Филипп Мауро предлагает иной подход. С точки зрения герменевтики нет никакого основания разрывать 70 от всех остальных седьмин. Но говорить о значимости последней седьмины – другой разговор. Она действительно имеет значимость в связи с тем, что говорит о смерти Христа Владыки.
Итак, 70 седьмин.
Даниил утверждает, что этот период должен был начаться со «времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима» (Дан.9:25). Этот указ, давший иудеям полную автономию, был издан в седьмой год правления персидского царя Артарксеркса и вошел в силу в конце 457 г. до Р. Хр. (Езд.7:8, 12-26; 9:9).
В середине семидесятой седьмины, ровно через три с половиной года после крещения, Мессия, отдав Свою жизнь, положил конец системе жертвенного служения. В момент Его смерти завеса в храме сверхъестественным образом «разодралась надвое, сверху до низу» (Мф.27:51). Это событие указывало на то, что Бог отменил все храмовое служение. (Gerald B Stanton, “Kept From The Hour”, U.S.A. 1991, p. 29 (translated by myself) С тех пор как были воздвигнуты гонения на первых христиан, седьмины прекратили свое действие.
3.3 Теория духовного значения седьмины.
1) Последняя седьмина исполнилась в период Маккавеев, когда Антиох 4 Епифан принес в жертву свинью в Иудейском Храме двумя веками раньше рождения Христа. «Христос», о котором идет речь в 27 стихе Даниила 9 – не кто иной как Ония III – благочестивый первосвященник Иудеи, который был зарублен мечем поданными Антиоха, после чего непосредственно был установлен истукан в Храме.
2) Последняя седьмина исполнилась в разрушении Иудейского Храма Титом Флавием в 70 году после Рождества Христова.
3.4 Историческая теория
«Для многих» Новый Завет утвержден Вселенскими Соборами, которые созывались в течение 7 столетий после распятия Христа (33 г.) и разрушения Иерусалимского Храма (70 г.). Последний, седьмой собор состоялся в 787 г., почти точно через 7 столетий после разрушения Храма. Вероятнее всего именно эти 7 столетий и составляют ту «одну седьмину» из пророчества Даниила, которая «утвердила завет для многих».
* все эти позиции отвергают буквальное толкование седьмин, поскольку временные рамки вышеупомянутых событий не сходятся временными рамками последней седьмины (7 лет). На каком экзегетическом правиле мы станем полагать, что последнюю седьмину стоит считать «духовной», если предыдущие 69 считаем буквальными?
Поэтому и стоит вопрос данного раздела «семидесятая седьмина или великая скорбь?»
В данном случае вижу необходимость высказать свою позицию –
великая скорбь и 70-ая седьмина не одно и то же событие.
Великая скорбь не имеет строго временных рамок, иначе как возможно «сократить дни те»? И почему Иисус не дает прямую ссылку на не исполнившеюся последнюю седьмину?
ВЫВОД
Теория лакуны или разрыва имеет популярность благодаря Диспенсациональному Премилленаризму, и главным образом основывается на «очевидном» отличии Церкви и Израиля, следуя словам «…для народа твоего», то есть для Израиля.
То есть Иисус пришел с целью установить Давидово Царство, но вот, к сожалению, народ отверг его, и вступил Божий план о церкви, следовательно 70 седьмина отложилась от прочих.
Между 69 и 70 – церковь. Однако экзегеза текста Дан. 9 главы в данном случае не приводит нас к выводу, что последняя седьмина отделена каким-либо образом от предыдущих, тем более учение Нового Завета о последней седьмине не имеет ясного обоснования, кроме намеков, что может являться, так называемым, заимствованием старых образов для изложения новой истины.
Напротив, исполнение седьмин предполагается непрерывное, следующая одна за одной. Нам нет оснований сомневаться, что Гавриил дал полную информацию Даниилу об Израиле – молитва отвечена.
Что касается теории монолитности – она строго последовательно в подходе к исполнению всех седьмин. Одна за одной приводят к Христу, который умирает, но «не за Себя», разрыв завесы, «покрытие грехов», «завет для многих» все это красиво сочетается. Однако не понятно как относиться в свете этого к словам «опустошитель», «постигнет гибель» и пр.
Относительно исполнения седьмины в период Маккавеев – совершенно не приемлемый подход к интерпретации книги. Эта точка зрения связана с весьма либеральным толкованием книги Даниила, считая, что книга была написана в 162 году до н.э. неким человеком по имени Даниил. При чем «Даниил», как они полагают, слишком переборщил с 70-ю седьминами, когда все, что описано в истории исполнилось за 62 седьмины.
Исполнение последней седьмины во время прихода Тита – как бы то ни было – опять мы сталкиваемся с промежутком и довольно-таки свободным толкованием!
О последнем толковании седьмины, где седьмина растягивается на семь с лишком столетий истории Церкви, включая сюда построение мечети Скалы на месте Иудейского Храма – похоже на фантазии. Это не серьезно.
Таким образом, мы можем выделить теорию монолитности – она последовательна, не нарушает правил экзегезы, хотя и остаются вопросы.
2. Толковая Библия Лопухина
Комментарий к стихам Дан:9
Поэтому требовал показать Даниилу, что не тотчас после освобождения евреев из плена начнется и царство Мессии, что до этого пройдет много лет. Это и сообщается Даниилу в откровении о седьминах. Даниил, как видно из его молитвы, (ст. 15, 16, 17, 19), желал блага для своего народа потому, что он был носителем истинного богопочитания: «Тебе ради, Господи». Но Господь предвидел, что евреи отвергнут Мессию, за что по праведному суду Божию сами будут отвергнуты Богом и преданы врагам. И это сообщается пророку, чтобы показать ему, что Царство Божие не вечно будет связано с еврейским народом (А. Рождественский. Откровение Даниилу о 70-и седьминах, ст. 50).
24.
Откровение начинается с определения продолжительности того периода, в течение которого совершатся возвещаемые далее события. Он равняется семидесяти седьминам («шабуим»). Шабуа буквально значит: «седьмеричное время», «седьмина», т. е. время, состоящее из семи частей безотносительно к тому, каковы эти части. В зависимости от подобной неопределенности данного термина определение продолжительности седьмины, а следовательно и всего периода, не отличается однообразием. И прежде выражение «шабуа» употребляется в некоторых местах Священного Писания (Быт 29:27, 28; Лев 12:5; Чис 28:26; Втор 16:9, 10, 16) и у самого прор. Даниила (10:2-3) в значении недели. Но в данном месте (9:24-26) оно не может быть понимаемо в этом смысле прежде всего потому, что относимые к пороку 70-и седьмин события не могли совершиться в такой короткий срок, как 490 дней. Во-вторых, говоря в 10 гл. о седьминах в смысле недель, Даниил называет их не просто «седьминами», а «седьминами дней».
Так же точно выразился бы он и в 9 гл., если бы и здесь имел ввиду под седьминой неделю. Нельзя ограничивать продолжительность седьмины месяцем, так как месяцы представляли на востоке весьма неустойчивую единицу счисления: одни были короче, другие длиннее. Кроме того, период в 490 месяцев (около 41 года) короток для того, чтобы в течение его совершились такие события, как построение города и храма, разрушение их и т. д. Более естественно понимание седьмины в значение семилетия. Такого взгляда держатся древние христианские толковники: Климент Александрийский, Ипполит Римский, Тертуллиан, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст; еврейские ученые Саадиа Гаон, Раши, Ибн-Езра, средневековые экзегеты и большинство новейших. Не противоречит такое исчисление седьмины и Священному Писанию. Седьмину в смысле семи лет представлял субботний юбилейный год (Лев 25:2-4; 26:34-35, 43), прямо называемый «субботою лет» (Лев 25:8).
При конце семидесяти седьмин будет прекращен грех, окончится его власть, могущество над людьми. И так как «пеша» значит «преступление закона Божия», «отступление от Бога и Его заповедей», то все рассматриваемое выражение применяется к искуплению Христом первородного греха, который состоял в нарушении человеком заповеди Божией, отступлении от Бога. Из древних писателей такого взгляда держатся Василий Селевкийский. 70 седьмин назначены далее для того, чтобы «запечатаны были грехи». Образ запечатания употребляется в Священном Писании, во-первых, для выражения прекращения свободы действия известного лица (Иов 37:7), ограничения свободы пользования известным предметом (Дан 12:4, 9; Иов 9:7; Мф 27:66).
В ст. 27, как увидим ниже, откровение вновь возвращается к хронологии мессианского времени. Причина подобного явления заключается, как думают, в следующем. Евреи склонны были «ждать Мессию», как славного земного царя, имеющего восстановить и возвеличить их земное царство и подчинить им остальные народы. Этой мысли мог благоприятствовать 25 ст., называющий Мессию «князем» и говорящий о восстановлении Иерусалима, как крепости. Ввиду этого, чтобы отнять у Даниила возможность разуметь под мессианским царством земное еврейское царство, ему прямо и указывается то, что лучше всего говорит о неверности подобного понимания: отвержение Мессии народом еврейским и последствия этого. И только после этого речь вновь возвращается к хронологии мессианского времени (А. Рождественский. Откровение Даниилу, с. 133-134).
Не вся нация вступает в новое общение с Богом: из нее вышли убийцы Мессии, и массе народа откровение возвещает за это отвержение и гибель (ст. 26). И действительно, по свидетельству кн. Деяний Апостольских, не все евреи, а только «многие» из них уверовали в Иисуса Христа и сделались членами новозаветной церкви. К ним принадлежат 3 000 человек, обратившихся ко Христу в день Пятидесятницы (Деян 2:5, 41), 5 000 иудеев после чуда Апостола Петра и его проповеди в храме (Деян 4:4). Остальная масса настолько враждебно относилась к христианству, что после убиения святого Стефана верующие рассеялись по Иудее и Самарии (Деян 7:58-59; 8:1), и апостолы перенесли проповедь к язычникам (Деян 8:26, 27, 38). Установление «Нового» Завета делает ненужным, излишним существование прежнего «Ветхого».
Из истории известно лишь, что Пилат распорядился поставить в Иерусалимском Иродовом дворце священные щиты с изображением императора, но по приказанию Тиверия они были сняты. В царствование Калигулы Иерусалимскому храму действительно грозило осквернение: им дан был правителю Иудеи Петронию приказ поставить в храме статую императора; но последний не исполнил распоряжения. В отличие от поименованных отцов и учителей церкви Ориген разумеет над «мерзостью запустения» римское войско. Наконец, некоторые, как, напр., Евсевий Кесарийский, разумеют под «мерзостью запустения» сам Иерусалимский храм. По его словам, с тех пор, как умер Христос, и разорвалась завеса храма, у иудеев была отнята жертва и возлияние, и началась в храме мерзость запустения. На это указал и Христос словами: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». (Мф 23:38). Того же самого взгляда держится и блаженный Феодорит. «Через жертву крестную, говорит он, не только прекратится та (подзаконная) жертва, но и мерзость запустения будет дана на святилище, т. е. оно, прежде чтимое и приводившее в трепет, сделается запустевшим».