Что такое секуляризация сознания в истории
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» в других словарях:
Секуляризация — Ч … Исторический словарь
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (ново лат., от лат. secularis мирской). Обращение лица или вещи из духовного состояния в светское; преимущественно же обращение церковных имений в светские. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Секуляризация — (secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи… … Политология. Словарь.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, секуляризации, мн. нет, жен. (от лат. secularis светский) (книжн.). 1. Изъятие чего нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация… … Толковый словарь Ушакова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелатинского saecularis мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе переход лица из духовного… … Современная энциклопедия
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.2) В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское … Большой Энциклопедический словарь
Секуляризация — Секуляризация. В средние века лат. слово Saeculum (век) получилозначение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовнымпредметам. Отсюда saecularis мирской, светский и т. п. Словом С.каноническое право стало обозначать переход лица… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Секуляризация — (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. 1) обращение церковной и монастырской… … Энциклопедия культурологии
секуляризация — и, ж. sécularisation f. <лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС 1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Когда буржуазия достигла власти, она целым рядом мер от секуляризации… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от позднелат. saecularis мирской, светский) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Широко проводилась в Европе во время Реформации (XV1 XV1I вв.). В России произведена в XVI И в. В широком смысле… … Юридический словарь
Секуляризация как процесс и феномен — виды, черты, значение
В эволюции взаимоотношений религии c обществом, в силе ее влияния на социальную жизнь существуют разные направления. Ход характера таких изменений описываются двумя положениями: это понятия секуляризация и сакрализация.
Что такое секуляризация — понятие, черты, процесс
Секулярис — светский, мирской. Термин секуляризация означает отчуждение деятельности человека, социальных групп, сфер общества, земель, культуры, институтов из сферы церковного влияния и религиозного сознания. Впервые понятие было применено при подписании Вестфальского мира в значении изъятия монастырской собственности в пользу победителей.
Процесс секуляризации — это процесс уменьшения значимости религии в жизни людей, переход от общества, которое регулируется религиозными традициями к светскому устройству жизни, построенному на рациональных нормах. В результате этого меняется роль религии и религиозных образований в общественной жизни и жизни отдельного человека, снижается ее функциональность.
Виды секуляризации
Черты секуляризации
Сакрализация — понятие и черты
Противоположным понятию секуляризация, антонимом его содержанию является сакрализация — это наполнение явлений, вещей, предметов, людей религиозным содержанием, подчинение религиозному влиянию политических и социальных институтов, науки, культуры, отношений в быту.
Сакрализация сопутствовала формированию человеческого общества, порождению и развитию культуры. На первых порах истории человечества она проходила в условиях жизни и коммуникации в виде обрядов, знаков, суеверий, связанных с приятием божественного.
Сакрализация усиливается на почве верований, объединенных с признанием «священного». Позже углубляется на основе клерикализации (оцеркововления) социальных отношений.
При этом увеличилось ее воздействие на личную и общественную жизнь, появилось идеологическое обоснование, наметилось стремление заключить все области интеллектуальной жизни в канву богословия и теологических понятий.
Основными этапами клерикализации считают:
Черты сакрализации в разных культурах и обществах
Секуляризация в религиях мира — история и понимание
Православная церковь крайне негативно относится к этому явлению как осовремениванию христианства. Церковь считает, что из-за этого человек теряет единение с Высшим Бытием и такое богоотступничество приведет к обмирщению культуры.
Католики изначально порицали процесс обмирщения, обвиняя его в коллапсе культуры и упадке христианского персонализма. Но в связи с увеличением разрыва между католицизмом и жизненными реалиями, их теологи примирились с этим явлением, как с очередным этапом развития, происходящим с позволения Бога.
Протестанты придерживаются в этом вопросе аналогичной позиции и считают, что возможно появится обновленное христианство, которое будет брать в расчет новые реалии. Теологи, сократив расстояние между модифицированным христианством и светской культурой, пытаются примирить их.
В западной культуре ярким выражением обмирщения христианства является переустройство его в религию антропоцентризма. Это попытка подмены богооткровенных аксиом результатами своих измышлений. Современные протестанты и католики считают, что человека можно расценивать как самостоятельное независимое существо, не подчиняющееся воле Бога. Также они признают, что христианство предназначено служить человеку.
История секулярных процессов
Секуляризация общества в культуре эпохи Возрождения проявилась сначала в новшествах в области религии, в стремлении уравновесить Бога и человека. Человекобога в той культуре было больше, чем Богочеловека. Бог в эту эпоху стал более близким. Церкви украшались золотом и драгоценностями, наполнялись звуками органов. Изображения святых и Христа стали походить на земных людей. То есть, не только человек поднимался к божественным вершинам, но и сам Бог спускался к человеку. Оценивая эти явления, можно отметить, что такая секуляризация искусства даже предметы религиозного поклонения делала более доступными и понятными.
Начало секуляризации в культуре Возрождения связывается с переосмыслением религии, с перестановкой акцентов, что имело далеко идущие последствия. Об этом говорит то, что уже в эпоху Реформации появился протестантизм.
Как происходит приспособление христианства к жизненным потребностям, и как вносятся изменения в трактовку священных заповедей: они либо устраняются из духовой практики, либо обходятся путем изощренной логики. Например: католическая церковь исключила решение о запрете по взысканию налогов.
Протестантство внесло большой вклад в процесс ослабления роли религии, переосмыслив отношение к богатству, труду, развив принципы мирского аскетизма. При этом акценты с мира запредельного были перенесены на мир земной. Протестантством отрицается и роль церкви, вера для человека – это его личное дело. Это породило отказ от авторитетов и религиозный индивидуализм.
Причины секуляризации в период Нового времени лежат в новых открытиях в области естествознания, представлений о природе, так как они противоречат религиозной картине мира. Научные познания укрепляют веру человека в беспредельные возможности разума.
Последствия и значение секуляризации
К числу основных последствий секулярных процессов в современном мире относятся:
О такой свободе философы имеют разные мнения.
Последствия процесса секуляризации подводят человека к осознанию того, что ничего не свято. Происходит девальвация ценностей, это может служить причиной утраты смысла жизни, дезориентации.
Другой точки зрения придерживается социолог Парсонс. Он считает, что секуляризация культуры, это элемент эволюции. В ходе перемен, функция религии видоизменяется, она превращается в одну из сфер жизни социальной.
Значение секуляризации
Оно в том, что религия меньше влияет на политику, образование, экономику, культуру. Но так как человек может самостоятельно выбирать веру без принуждения церкви, то религия несет для личности большую значимость. Западная цивилизация сложилась на платформе христианства, поэтому человек живет в социуме, впитавшем в себя христианские ценности, находится под их воздействием, не отдавая себе в этом отчета.
Секуляризация современного мира — это не противоположность религии, она не угрожает уничтожению самой религии, а лишь меняет ее роль и структуру.
Секуляризация сознания и развитие науки
Термин «секуляризация» впервые был применен в 1646 году в отношении передачи владений и имущества церкви правящему монарху, государству. Секулярный – значит светский, мирской, имеющий определенный срок жизни, в отличие от божественного, вечного. Секуляризацией сознания называют процесс отказа, освобождения от религиозных убеждений. Появление новых научных знаний и развитие науки тесно связано с секуляризацией сознания с древних времен по сегодняшний день.
Религия и наука в античном мире
В античности существовало множество богов, управляющих природой и людьми, окружающий мир был пронизан божествами. Мыслители Древней Греции способствовали развитию науки и секуляризации сознания, когда стали объяснять явления природы без связи с религией.
В IV веке до н.э. Эпикур в учении о природе, начатом Демокритом, утверждал, что в бесконечной Вселенной всё состоит из атомов и является результатом их соединения и разъединения. Он объяснял такие явления как молнии, гром, ветер, радуга, снег, землетрясения и кометы, но не отказывался полностью от существования богов. В понимании Эпикура боги населяют пространство между мирами, не оказывая влияния на людей.
Последователь Эпикура древнеримский философ Лукреций в произведении «О природе вещей» описывал различные формы материи, законы развития вселенной, эволюцию людей. Он считал, что душа человека смертна, так как она состоит из атомов, и распадается после смерти так же, как и тело.
Древнегреческим философом Аристотелем была создана картина мира, которая впоследствии стала постулатом католической церкви. Аристотель представлял, что земля находится в центре Вселенной. Над ней расположены неподвижные звезды. Луна, солнце, планеты перемещаются относительно земли. Вселенная считалась конечной и ограниченной. За ее пределами находился нематериальный мир.
Эпоха Реформации и революций
Наиболее ярко секуляризация сознания проявилась в Европе в XVI – XVII веках. Католическая церковь вынуждена была уступить свои позиции в результате появления объективных знаний о мире и распространения книгопечатания.
Католическая церковь поддерживала картину мира, созданную Аристотелем. Смельчаки, пытавшиеся в ней усомниться, были отлучены от церкви, подвергались страшным пыткам и погибали на кострах инквизиции. В 1616 году было официально запрещено придерживаться теории, которую излагал польский астроном Николай Коперник в своей работе «О вращении небесных тел», как противоречащей Писанию. В поддержку идей Коперника высказывался Галилео Галилей. Он говорил о гелиоцентрической системе мира, о том, что земля, как и другие планеты, вращается вокруг солнца. С помощью телескопа он продемонстрировал римским астрономам движение Венеры и смену ее фаз. Галилей утверждал, что Священное Писание не является авторитетом в науке и церковь должна заниматься только спасением душ.
В области классической физики известно имя выдающегося английского ученого Исаака Ньютона, открывшего закон тяготения и законы механики. Проводя наблюдения, делая расчеты исследователи доказывали, что человек не должен слепо принимать всё на веру и подчиняться традициям. Секуляризация сознания способствовала возникновению науки, не зависящей от влияния церкви.
Развитие науки и секуляризация сознания в современном мире
В XIX – XX веке развитие науки происходило стремительными темпами. Выросло число ученых и научных сотрудников, стали издаваться научно-популярные журналы. Изменилось положение религии и церкви в обществе. Но, кроме значительных научных достижений, в современном мире наблюдаются отрицательные последствия секуляризации сознания. Отказавшись от религии человек приобрел неограниченные возможности, но потерял духовные ценности, ориентиры и смысл жизни.
Возможно, традиционная система ценностей трансформируется в новых возникающих сегодня религиозных течениях, например, в джедаизме. Согласно переписи населения в Новой Зеландии, Великобритании и Австралии многие молодые люди относят свою религиозную принадлежность к джедаизму. Существует новое религиозное течение и в России. Рыцари джедаи, герои киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны», защищают добро и являются сторонниками Светлой стороны силы. Они обладают сверхъестественными способностями.
В свою очередь наука создает новые ошеломляющие гипотезы устройства картины мира.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Секуляризация — одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Он включает политические, социальные, культурные проявления. В ходе истории Нового времени происходит передача некоторых функций (административных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает быть обязательная в прошлом религиозная обусловленность символов, из которых строится культура. Современное общество и культура — результат процесса секуляризации, секулярный мир. Секуляризация вызвала к жизни множество сопутствующих общественных движений и течений мысли. Одно из них — антиклерикализм. Основными его лозунгами являются свобода совести, отделение церкви от государства и ограничение ее влияния на общественно-политическую жизнь.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saeculahs — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Одно из центральных понятий социологии, религии и культурологии, обозначающее процесс освобождения общества, всех его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Включает политические, социальные и культурные проявления.
Секуляризация культуры означает освобождение европейской культуры от диктата церковной ортодоксии, обмирщение культуры. Она разворачивалась в Новое время через ряд культурных революций и имела несколько составляющих. Первая —художественный Ренессанс, начавшийся в Италии и захвативший все европейские страны. Рафаэль, Микеланжело, Боттичелли в чисто религиозных сценах изображали уже совершенно земных людей, повседневные чувства и переживания. Изменение сюжетной линии и изобретение линейной перспективы завершили революцию в области живописи. Секуляризация в этой области привела к расцвету светского искусства, освобождению человеческих чувств от аскетической целомудренности хри-
61 Костюк Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви (www.rubricon.ru).
стианской морали, возникновению плюрализма эстетических оценок и зарождению многообразия жанров, которое было возможно только в рамках светского искусства.
Сандро Боттичелли. Св. Августин. XV в. Фреска
С конца XIX в. секуляризация обозначает всякую форму эмансипации от религии и церковных институтов. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. Реформация не означала полного низвержения церкви как морального руководителя духовной жизни мирян. Скорее пересматривалось право служителей церкви диктовать светскому государству правила и распорядок мирской, внецерковной жизни, стремление церкви подмять под себя социальные, экономические, культурные и политические процессы, не только курировать, но и выступать в роли цензора. Иными словами, развитие христианства за 1 500 лет прошло путь от непризнания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского общества. С этим не могли мириться прогрессивные общественные деятели.
В Новое время происходит передача некоторых функций (административных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает существовать обязательная в прошлом религиозная обусловленность символов, из которых строится культура.
Составной частью общего процесса секуляризации являлось разграничение властей: за церковью закреплено руководство только морально-нравственной стороной жизни людей, а за государством — правовой и социально-экономической. Разграничение властей долгое время дебатировалось философами, юристами, политиками. В XVIII—XIX вв. благодаря произве-
дениям Гоббса, Бэкона, Вольтера и других философов из разрозненных идей формируется стройная теория разделения властей, ставшая позже основой идеологии либерализма, ценности которого составляют фундамент европейской культуры.
Второй революцией явилось открытие научно-экспериментального метода в естествознании, перестройка науки на опытно-эмпирическом фундаменте. Ее совершили Ф. Бэкон, Ньютон, Кеплер, Галилей, Декарт. Секуляризация в этой области привела к быстрому развитию научных исследований и технического изобретательства, серии Великих географических открытий и распространению европейской культуры на все континенты.
Одним из следствий секуляризации культуры явилось возникновение особого феномена — частной жизни. Она существовала давным-давно — в период расцвета греческой демократии, когда молодое гражданское общество освобождалось от абсолютной власти языческой религии. Но потом оно исчезло и вновь появилось, когда началось повторное освобождение человечества от гипертрофированной власти христианства. Вдруг обнаружилось, что физиологическая жизнь, проявление естественных надобностей людей, домашний быт, физический труд, которые в Средние века не замечались либо награждались презрительной насмешкой, имеют право на существование ничуть не меньшее, чем самые возвышенные стороны жизни людей.
Именно с раскрепощения, выражаясь языком М. Бахтина, телесно-низменной тематики, снятия с нее церковных запретов начинается культивирование гармонически развитого тела, гигиена и уход за телом, косметика и культуризм, массовые занятия физкультурой и спортом, увлечения модной одеждой, ухаживание за своей кожей, лицом, походкой, манерами. Собственно говоря, начинается культура или, точнее, культура открывает для себя новые просторы — просторы человеческого тела. Обнаженного тела перестали стесняться, оно перестало быть стыдным. Оно, особенно женское тело, превратилось в предмет поклонения. Оно стало объектом искусства. Это — важнейшее следствие секуляризации культуры.
Революция происходит и в недрах самого христианства. В XVI—XVII вв. на историческую сцену выходит протестантизм, резко изменивший экономический облик Европы. Это третья и не менее мощная революция.
Венцом революционных преобразований старой европейской культуры служат две великие революции Нового времени — Великая индустриальная революция, преобразовавшая способ производства, и Великая французская революция, давшая миру новую конституцию, права человека, демократический режим правления.
XIX в. в Европе — это достаточно спокойный период, когда большинство стран использовало открывшиеся во всех областях культуры и общественной жизни новые возможности. Из крупномасштабных событий в это время по Европе прокатилась волна небольших политических революций (1848— 1849), которые конечно же уступали по своей значимости ранним революциям. Грохот раздался лишь потому, что буржуазия в этот период окончательно добивала дворянство, устанавливая политическое господство, которого ей не хватало в пару к господству экономическому, давно ею приобретенному. Но эти революции уже выходят за рамки череды великих революций, являвшихся составными частями не менее великого процесса секуляризации культуры.
Христианство вышло из этих потрясений ничуть не пострадавшим. Отдав значительную часть своей вотчины гражданскому обществу, оно сконцентрировалось на оставшейся, доведя ее до совершенства. Церковь, казалось бы, давно ждала, когда с нее снимут непомерный груз. Она успешно разделила бремя ответственности с государством, получив определенную прибыль. Сегодня роль христианства в жизни европейского общества даже еще более велика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолютизма. Но теперь к его помощи и наставничеству люди прибегают совершенно добровольно.
Таким образом, в результате великого раздела выиграли все — появилось гражданское общество и установилась демократия, углубилось и усовершенствовалось христианство, развилась экспериментальная наука, получило расцвет светское искусство, дальнейший толчок получила вся человеческая культура. А вот там, где господствует ислам, влияние церкви на светские дела очень велико. Но проиграла ли культура в мусульманских странах, не сбросив религиозное ярмо?
В конце XX в. культурологи заявили, что последствия многовекового процесса секуляризации не так однозначны, как казалось прежде. Позитивные результаты заключались в том, что появилось гражданское общество и установилась демократия, развилась экспериментальная наука, достигло расцвета светское искусство, дальнейший толчок получила вся человеческая культура. К негативным последствиям относят отчуждение от духовной культуры и релятивизм моральных ценностей. Две мировые войны, десятки миллионов погибших, страшный экологический кризис, всеобщее падение нравов и морали, угроза атомного уничтожения, абсурд тоталитарных коммунистических режимов — все это стали списывать на счет секуляризации в том числе.
Сегодня в Западной и Восточной Европе, в исламском мире нарастает движение за возрождение религии на основе внутренней свободы и веротерпимости. Вновь предлагается ввести религиозный диктат над всеми сферами общественной жизни. Особенно радикально настроен арабский фундаментализм — течение, исповедующее принципы нераздельной власти шариата над светской жизнью.
Ныне роль христианства в жизни европейского общества еще более велика, чем в раннем Средневековье — эпохе церковного абсолютизма. Пока еще трудно прогнозировать, каким путем пойдет дальнейшее развитие религии и какие взаимоотношения сложатся между религией и культурой. Но уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие пойдет по линии самоуглубления, культуры и религии, которые найдут новые перспективы для совместного диалога.
Показателем секуляризации может выступать соотношение между светским и религиозным мировоззрением в сознании современных людей. Если преобладает первое, то секуляризация, как можно думать, преобладает над обожением общества и культуры. Если все же мировоззрение людей в большинстве своем носит религиозный характер, то успехи секуляризации можно считать незначительными. При сопоставлении ислама и христианства в
части уровня религиозности побеждает первый. Иными словами, секуляризация добилась на Западе значительно больших успехов, нежели на Востоке.
62 Религия и СМИ. 2004.05.05.
63 Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76.
64 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в.
1917г.)//Социс. 2003. №10.
Екатерининская комиссия 1767 г. — отражение процессов постепенной еропеизации прежде всего дворянства
Европеизируясь, дворянство перенимало французский язык, моду, манеры, литературу — труды Вольтера и деятелей Просвещения. Скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, насмешки над религией, преклонение перед разумом, отрицание чудес — главные культурные маркеры русской молодежи XVIII—XIX вв. Проводников идей Просвещения на русской почве выступала Екатерина II, в которой напускная на-
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана / История. Культура. Язык. М.,1993. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 114.
божность сочеталась с демонстративной симпатией французским атеистам. Увлечение французскими просветителями, начавшись на самом верху общества, постепенно спускалось вниз по социальной пирамиде. Как известно, высшее общество в России воспитывалось французскими учителями и гувернерами. Многие с трудом изъяснялись по-русски, не понимали язык богослужения. Молодые дворяне ввели в моду увлечение вольтерианством, некоторое богохульство и безверие, полагая, что именно эти черты отличают их «подлого народа», погрязшего в религиозном невежестве.
Новая мировоззренческая мода служила индикатором утонченного образования в высших кругах светского общества, незримо оно приобщало знать к мировым культурным центрам. В светском салоне или в кругу гостей можно было поделиться свежими парижскими новостями. Говорить на французский манер о том, что попы и монахи — просто шарлатаны, было куда приятнее и занимательнее, чем обсуждать правила православной литургии, о которых петербургские сплетники и сплетницы знали гораздо меньше, чем о заграничных новинках.
Падение крепостного права в 1861 г. ускорило движение страны по капиталистическому пути, расширило сферу культурного общения с Западом,
67 Синелина Ю.Ю. О религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. — 1917г.)//Социс. 2003. № 10.
В начале XX в. среди образованного общества наблюдается увлечение восточными религиями, теософскими идеями, оккультизмом. Получила распространение антропософия, теософия Блаватской, система Гурджиева, идеи марксизма и социализма, а у творческой интеллигенции — заметный сдвиг в сторону символизма и декадентства. Подготовлена почва для третьего и высшего этапа секуляризации русского сознания — большевистской революции. Октябрьская революция 1917 г. уничтожила старую сословную систему, место буржуазии и дворянства заняли рабочие и крестьяне. В течение 70 лет страна не знала религиозной социализации, погрузившись в атеистическое просвещение и богостроительство. В период 1920—1930-х гг. воинствующий атеизм стал обязательной частью государственной идеологии марксизма-ленинизма. В соответствии с ее лозунгами разрушались храмы, осквернялись православные и национальные святыни, подвергалась гонениям церковь. Однако за десятилетия своего существования марксистский атеизм, несмотря на все старания, не смог достичь тотального господства, религиозность не удалось полностью ликвидировать. И только начиная с 1991 г. слово «верующий» становится нормальным, респектабельным, приличным, а слово «атеист» — неприличным.
Развитие религиозной ситуации в РФ в конце 1980-х —1990-е гг. свидетельствует о внутренних противоречиях процесса секуляризации российского об-
68 Франк С. Этика нигилизма//«Вехи»: сб. ст. М., 1989. С. 161-162.
69 Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 357.
щества. На уровне массового сознания реальностью стали проявления противоположного секуляризации процесса сакрализации (т.е. «вовлечения в сферу религиозного санкционирования иных форм общественного сознания» 70 ). На институциональном уровне, секуляризация как «преодоление религии путем атеизации всех структур социалистического общества» 71 сменилась тенденцией к клерикализации общественных отношений и институтов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет